Апробация проекта Государственного образовательного стандарта непрерывного обязательного образования Республики Узбекистан Программа по русскому языку и литературе (родной язык и литература)
ГУЛИСТАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ
подход в обучении
на уроках русского
языка и литературы
Эксперимент
2014-2015 учебный год
© 2015 , Гизатулина Ольга Ивановна
От компетентного учителя
к компетентному ученику
Компетентностной подход – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция».
© 2015 , Гизатулина Ольга Ивановна
Ключевые слова
искать,
думать,
сотрудничать
приниматься за дело,
адаптироваться
© 2015 , Гизатулина Ольга Ивановна
Новизна опыта
- состоит в том, что современное образование должно формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции , определяющие современное качество содержания образования.
© 2015 , Гизатулина Ольга Ивановна
Практическое применение
- компетентностного подхода - формирование ключевых и предметных компетенций на уроках русского языка и литературы
© 2015 , Гизатулина Ольга Ивановна
Повышение эффективности занятий зависит от
соблюдения принципов обучения:
- Создание комфортной атмосферы на занятиях.
- Личностно-ориентированный подход к учащимся в образовательно-обучающемся процессе.
- Адекватность средств, форм и методов обучения поставленной цели.
- Приобщение каждого учащегося к культурным ценностям.
- Вовлечение учащихся в активную деятельность.
- Создание условий для самовыражения и самообразования, для раскрытия индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.
- Создание хорошей материально-технической базы.
© 2015 , Гизатулина Ольга Ивановна
Трудности в формировании
компетенций и их решение
1. Отсутствие учебника литературы
Выход- создание ЦОР (фонохрестоматия),
авторских образовательных контентов по литературе
2. В формирование речевой , лингвистической культурологической , информационной комп-й.
Выход- внеурочная деятельность, кружки, коллоквиумы, дистанционное обучение, учебно-проектная деятельность, конференции, выступления, создание индивидуального портфолио учащегося,
игры, тренинги,
© 2015 , Гизатулина Ольга Ивановна
Формирование
компетенций для развития
личностного роста учащегося
- развитие личности предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер учащегося, формирование позитивного отношения к себе и к миру, уверенности в себе, ответственности, познавательного интереса, мотивации к получению знаний и саморазвитию . Полное или частичное достижение данных результатов и может быть названо личностным ростом учащегося .
© 2015 , Гизатулина Ольга Ивановна
Отличия компетентностного подхода в обучении от традиционного
Основы для сравнения
Традиционный подход
Цель обучения
Компетентностный подход
Совокупность фактов, понятий, законов и теорий
Основная формула результата образования
Общечеловеческий опыт решения проблем
«Знаю, что»
Характер образовательного процесса
Почему?
«Знаю, как»
Репродуктивный
Доминирующий компонент процесса
Характер контрольных процессов
Контроль
Продуктивный
Зачем?
Время приобретения опыта деятельности
Статистические методы
Практика и самостоятельная работа
Комплексная оценка учебных
Оценки учебных
Вне урока
Результат обучения
достижение
Достижений ( потфолио –продукт творческого обучения)
На уроке и вне урока
ЗУНы
Компетенции
Сравнительный анализ
традиционного обучения
с компетентностным
- Компетентностно- ориентированная парадигма образования предполагает изменения в организации учебного процесса В ней память исключена, как этап мыслительного процесса: восприятие – понимание – суждение – рефлексия. Учитель работает не с поголовной грамотностью , а с сознанием, мышлением учащегося , учит уметь видеть смысл в изучаемых объектах ставшей культуры. Для этого в компетентностно- ориентированной модели образовательного процесса заложены такие процедуры, как:
- 1) предъявление учителем не только сущности изучаемого явления (предметы, представления, понятия), но и элементов самого процесса мышления : операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических), которые в совокупности образуют когнитивную карту явления , на основе которой человек осознаёт, где он находится на данный момент познания сущности явления;
- 2) тренинг мышления в различных ситуациях , (чаще всего это задачная ситуация), обеспечивающих учащимся осознать уровень собственного погружения в изучаемую проблему и выбрать необходимый.
- В традиционной модели обучения учебный материал и содержание – это одно и тоже.
- В компетентно-ориентированной - учебный материал – это структура (рамка, подпорка, схема) с помощью которой ученик совершает мыслительные операции в различных ситуациях, а содержание – это конкретный способ выполнения деятельности.
Эксперимент в колледже
- Согласно Положения по апробации Проекта
- Государственного образовательного стандарта выбраны группы:
Результаты качества обучения (в %) 2014-2015 учебный год
1 семестр 2 семестр Итоговый контроль
КОНТРОЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
© 2015 , Гизатулина Ольга Ивановна
Формирование основных и предметных компетенций на
уроках русского языка и литературы
КОММУНИКАТИВНАЯ
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПРЕДМЕТНЫЕ
ИНФОРМАЦИОННО-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
СОЦИАЛЬНО-ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ
ОБЩЕКУЛЬУРНАЯ
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ
Личностного самосовершенствования
СОЦИАЛЬНО-
ТРУДОВЫЕ
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
РЕЧЕВАЯ
ЯЗЫКОВАЯ
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ
Инновационные технологии в апробации
Групповые технологии
Проектная технология
Проблемное обучение
Личностно орентированные технологии
Инновации в обучении
Технология уровневой
дифференциации
Интернет технологии
Игровые технологии
18
Использование ИКТ на уроках
русского языка и литературы
ПРОЕКТЫ
Презентации
DVD CD
ИД
ЦОР
Аудио,
Звуковые диктанты
18
МЕТОДЫ
Интерактивные
Креативные
Когнитивные
методы
методы
методы
Кластер
Венна
Эмпатии (вживания) означает "вчувствование"
Метод смыслового видения.
Метод образной картины
Малые группы
Мозговой штурм
Метод "Если бы ...".
Метод сравнения
Ворос- ответ
Метод случайных ассоциаций.
Метод образного видения
Метод фактов.
Метод синектики (Дж.Гордон) базируется на методе мозгового штурма
Вопросы автору
Метод разнонаучного видения
Метод исследования.
Выходная карта
Метод конструирования понятий.
Двойной или двухчастный дневник
Дебаты
Метод конструирования правил.
Знаю/Хочу узнать/Узнал (З/Х/У)
Метод конструирования теорий
Инсерт
Критическая дискуссия
“ Рыбий скелет” (модель Исикава) – графический организатор
Синквейн
ПОПС формула
Учебная дискуссия
Чтение/ Суммирование в парах
Эссе пятиминутное
Эссе десятиминутное
Презентации
DVD CD
ИД
ЦОР
18
Концепция обучения
ОТ ПОЗНАНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ
Подготовительный этап
Изучение нового материала в целом
Реализация полученных знаний
Самостоятельная деятельность учащихся
Результативность работы
Подготовительный этап
- Планирование программного материала
- Подбор УМК
Изучение нового материала
Задание №1
Диктант
Тема
Рисунок
КОММУНИКАТИВНАЯ
Компетенции
РЕЧЕВАЯ
Трудности в формировании
Пушкина
Лингвистическая компетенция
(Грамматика, незнание орфограмм правописания)
Проделанная работа по устранению
(письмо)
Работа над орфографическими ошибками
компетенции
(использование словарей ,
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ
(грамматические компетенции )
повторение орфограмм)
3 компетенции- 9- 30%;
2 компетенции –14 – 47 %;
1 компетенция –7 -23%
Задание №2
Аудирование
Тема
(чтение и анализ
ИНФОРМАЦИОННАЯ
Трудности в формировании
Компетенции
Умение выделить идею произведения
(работа с ИНТЕРНЕТ) Коммуникативная и социолингвистическая - уметь воспроизводить содержание произведения и определять его идейно-эстетическую ценность, уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды
Проделанная работа по устранению
незнакомого художественного текста,
компетенции
письмо)
Схема (худ. Анализ произведения )
(речевая компетенция)
И. С. Гончаров
Подмена анализа и интерпретации произведения пересказом;
Используются Интернет ресурс учителя
Гизатулиной О.И. http://slovesnik.ucoz.com/publ/literatura_19_veka/neskolko_dnej_iz_zhizni_ili_ilicha_oblomova/6-1-0-22
Отсутствие аргументации;
Роман «Обломов»
Написать рецензию на фильм
(ответы ребят)
4 компетенции-11 -37%;
3 компетенции-12 -43 %;
2 компетенции -6 -20 %;
Задание №3
Тема
Компетенции
Тестирование
Трудности в формировании
Через компьютер
КОММУНИКАТИВНАЯ (речевая)
Определение по цитированию текста принадлежность (узнай по описанию героя произведения)
компетенции
Проделанная работа по устранению
Программа «Bolond Delhi test -оболочка конструктор»
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ(грамматическая)
Дополнительное изучение программы для выполнения тестов через компьютер
ИНФОРМАЦИОННАЯ
(мультимедиа-тренажер)
3 компетенции-13 -43%;
2 компетенции-14 -47%;
1 компетенции -3 -10%
Задание №4
Тема
Аудирование
Компетенции
(чтение, говорение, письмо)
КОММУНИКАТИВНАЯ
Трудности в формировании
Распределение позиций в группе (определение лидера),
РЕЧЕВАЯ
Изучение творчества
Проделанная работа по устранению
компетенции
Определение ключевого вопроса ПРОБЛЕМЫ
обязанностей,
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ
Л.Н. Толстого
ИНФОРМАЦИОННАЯ
Электронный адрес ресурса https://sites.google.com/site/lntolstojlntolstoitvorchestvo
Вопросы по инструкциям к
Дистанционное обучение
заданиям
Сайты учителя
Работа в РРТ
http://slovesnik.ucoz.com/publ/literatura_19_veka/k_urokam_tolstogo_l_n/6-1-0-18 ;
Авторский мультимедийный
контент
3 компетенции- 17- 57%;
Электронный адрес ресурса https://sites.google.com/site/lntolstojlntolstoitvorchestvo
2 компетенции –9 –30 %;
1 компетенция – 4 -13 -%
Задание №5
Чтение незнакомого текста с пересказом содержания
Тема
В. Распутин
РЕЧЕВАЯ
Трудности в формировании
Компетенции
компетенции
«Прощание с Матёрой)
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ
Проделанная работа по устранению
Определение социально-философской проблематики
Использование языковых единицы, модели речевого этикета в соответствии с ситуациями
Урок-дискуссия
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
(человек и природа)
(опорные схемы), формирование
КОМПЕТЕНТНОСТИ
образного мышления
Опорные слова
Работы ребят к уроку
3 компетенции- 13- 43%
2 компетенции- 14- 47%
1 компетенция- 3- 10%
Сравнительный анализ формирования компетенций в
экспериментальной и контрольной группах
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ группа АКТ 1-49
КОНТРОЛЬНАЯ группа АКТ 1-48
2014-2015 уч.год
© 2015 , Гизатулина Ольга Ивановна
Уровень формирования компетенций
в экспериментальной группе
за учебный год
КОММУНИКАТИВНАЯ
80%
ИНФОРМАЦИОННАЯ
82%
72%
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ
Авторская презентация Гизатулиной О.И.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ
78%
© 2015 , Гизатулина Ольга Ивановна
ВЫВОД:
- Практическая направленность проекта показала формирование у учащихся коммуникативной, лингвистической, социокультурной, информационной и экологической компетенций, уровень формирования составил по контрольным заданиям – 82 %.
- Средний бал успеваемости 4,0 .
© 2015 , Гизатулина Ольга Ивановна
© 2015 , Гизатулина Ольга Ивановна
Новое в эксперименте 2014-2015 года
ИНТЕРАКТИВНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
приглашает!
www.yaklass.ru
© 2015 , Гизатулина Ольга Ивановна
http://www.yaklass.ru /
Активные участники нашего колледжа
Пользователи
Наш лидер в баллах
http://www.yaklass.ru /
ВЫВОДЫ:
КОММУНИКАТИВНАЯ
ФОРМИРУЮТ
КОМПЕТЕНЦИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
УЧАЩИХСЯ
КОЛЛЕДЖА
СОЦИОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ
Семинар-тренинг
Формирование информационной компетенции
2013 год
17 мая проводила областной семинар-тренинг для учителей колледжей
и лицеев области на тему «Интернет технологии в образовании»
Мастер-класс
«Компетентностный подход в обучении русскому языку
и литературе»
27 июня 2014 года в Гулистанском государственном университете на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров преподавателей колледжей и лицеев
Семинары, мастер-классы
Октябрь 2014
Май 2015
От компетентного учителя
к компетентному ученику
Автор:
Гизатулина
Ольга Ивановна
Skype: klassik873
email: [email protected]
© 2015 , Гизатулина Ольга Ивановна