-Преподаватель: Давайте вспомним, что мы изучали по теме «Лексика»? Я поочередно буду задавать вопросы каждой группе. А наши эксперты будут вас оценивать. (Экспертами выступают наши гости). 1.Все слова языка. (Лексика) 2. Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология) 3.Слова, близкие по значению, но по-разному называют то же понятие. (Синонимы) 4. Слово, которое вышло из употребления. (Устаревшее) 5.Слова или обороты, присущие речи людей определённой профессии. (Профессионализмы) 6.Слово, которое имеет одно лексическое значение. (Однозначное) 7.Слова с противоположным значением. (Антонимы) 8.Слово, используемое во всех стилях. (Общеупотребительное) 9. Лексические единицы, заимствованные из других языков. (Заимствованные слова) 10.Слова, близкие по звучанию, но разные по значению и написанию. (Паронимы) 11. Новое слово или выражение, которое появляется в языке. (Неологизм) 12. Устаревшие слова, имеющие в современном русском языке синонимы. (Архаизмы). -Готовясь к сегодняшнему занятию, я вам составила напутственное слово: Итак, мы с вами будем с миру по нитке собирать информацию об интересующем нас предмете, работать засучив рукава, не на страх, а на совесть. Категорически запрещаю: бить баклуши, точить балясы, валять дурака или считать ворон. И пусть некоторые задания будут сделаны не ахти как, но я надеюсь, что вы возьмёте себя в руки и не дадите промаху, ведь умом вас бог не обидел и за словом в карман вы тоже не лезете, поэтому можете горы свернуть. Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу. Итак, вперёд, грызть гранит науки, ну а я буду болеть за вас душой! - Какие слова мне помогли составить наставление? -Какова же тема нашего занятия? Сформулируйте ее. -Запишите тему: Слайд: Фразеология. Использование фразеологизмов в речи. Какие цели мы поставим перед собой? Слайд: -узнать больше о фразеологизмах, их признаках; -научиться использовать их в речи. А какие задачи мы поставим перед собою? Обучающая : повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы». Развивающая : развитие познавательного интереса ; обогащение словарного запаса учащихся; развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству. Воспитывающая: Сегодня наша общая задача – обобщить знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь. Учитель: итак, фразеологизмы - это самый богатый пласт русского языка. -Как называется наука, которая занимается изучением фразеологизмов? (Фразеология.) -Дадим определение. Слайд. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. –Познакомимся с историей фразеологизмов. (выступление студента). Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка, в них выражен дух и обычаи народа, заключён его многовековой опыт, который передаётся из поколения в поколение. Например, раньше в небольших городах России был интересный обычай приглашать в гости. На окна ставили высокие свечи. Если на окне горит свеча (огонёк), значит, хозяева дома и приглашают всех, кто хочет их видеть. И по огоньку люди шли в гости к знакомым. Так и возникло образное выражение «забежать на огонёк». С языческими верованиями славян связано, как полагают, выражение после дождичка в четверг, т. е. «никогда». Четверг был днем Перуна, бога грома, и в этот день обычно ожидали в засуху дождя, но поскольку мольбы к Перуну не достигали Цели, родилось это выражение, окрашенное печалью и сожалением. Устное народное творчество также является одним из источников появления фразеологизмов. Сказочного происхождения такие, например, фразеологизмы: битый небитого везет, Кащей Бессмертный. В русском языке много как исконно русских фразеологизмов, возникших в языке народа, так и заимствованных. Значительное количество фразеологизмов пришло из Библии, многие пришли из мифов Древней Греции. Скажем, выражение троянский конь, означающее сейчас подарок, способный принести беду, дар врагу с целью его погубить возникло в связи с историей завоевания Трои: данайцы, чтобы завоевать этот город, построили деревянного коня и, спрятав в нем воинов, оставили этот подарок у стен Трои. Ночью воины вылезли и открыли ворота города для данайцев. Первоисточниками фразеологизмов могут и литературные произведения. «А ларчик просто открывался»-Крылов И.А.- басня «Ларчик» «Счастливые часов не наблюдают». «С чувством, с толком, с расстановкой» - комедия Грибоедова А.С. «Горе от ума». Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа. Система фразеологизмов русского языка не является раз и навсегда застывшей и неизменяемой. Новые фразеологизмы неизбежно возникают в ответ на явления современной жизни и обогащают современную речь актуальными выражениями. Слайд: Попасть во власть Морфия (бога сна) (т.е. сон одолел, заснул человек.)-переносное значение Перестройте предложение, уберите фразеологизм, замените синонимом. Человек уснул. Какое выражение звучит лучше? Какую функцию выполняют фразеологизмы в нашей речи? Фразеологизмы делают нашу речь точной, выразительной, образной. Слайд -Действительно, употребление фразеологизмов придаёт речи живость и образность, говорит о богатстве речевого запаса и о широте кругозора говорящего. Очень часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему — все это можно выразить гораздо точнее и эмоциональнее при помощи фразеологизмов. Фразеологизмы делятся на группы: профессиональные, античные, библейские, литературные |