СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый классный час "Путешествие по страницам сказки П.П. Ершова "Конек -горбунок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий открытого классного часа к 210 - летию сказки П.П.Ершова "Конек- горбунок" в рамках проведения недели классных руководителей

Просмотр содержимого документа
«Открытый классный час "Путешествие по страницам сказки П.П. Ершова "Конек -горбунок"»

Сценарий открытого классного часа

«Путешествие по сказке Петра Павловича Ершова

«Конёк - Горбунок»







Провела: Черных Елена Викторовна


Д.1-е Курасово







Сценарий открытого классного часа

путешествие по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк - Горбунок»

Цель: закрепить и расширить знания детей о жизни и творчестве П.П Ершова и его сказки «Конёк - Горбунок».

Задачи:

•развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, читательской памяти, внимания, творческого мышления;

•развивать у обучающихся творческие способности через инсценирование отрывка произведения;

•воспитания стремления к самостоятельному чтению, бережного и уважительного отношения к слову.

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

- формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

- развитие навыков работы с различными источниками информации.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- способность высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- осуществлять совместную деятельность в рабочих группах.

Личностные УУД:

-освоение общекультурного наследия России;

- совершенствование имеющихся знаний и умений, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.

Регулятивные УУД:

- планирование в сотрудничестве с учителем и одноклассниками работу, решения, действовать по плану;

- контроль процесса и результатов деятельности;

- умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, выставка детских рисунков по сказке «Конёк-горбунок», декорации для инсценировок, грамоты, флажки.

Предварительная работа: подготовить сообщение о жизни и творчестве П.П.Ершова (индивидуальное задание). Прочитать сказку П.П.Ершова «Конёк - Горбунок». Сформировать две команды, придумать название. Выбрать и инсценировать отрывок из сказки. Подготовить костюмы, декорации, выставку рисунков по сказке.






















Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

- Добрый день, ребята. Наше сегодняшнее мероприятие посвящается замечательному сказочнику Петру Павловичу Ершову и его удивительной сказке «Конёк-Горбунок». Мы с вами сегодня совершим путешествие по сказке Ершова. Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте вспомним историю жизни автора.

2. Сообщение о жизни и творчестве П.П.Ершова

Пётр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года в сибирской деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии (сейчас это Тюменская область). В этом году мы будем отмечать 210 - летие со дня его рождения..

Отец его, Павел Алексеевич, был мелким чиновником, служил в полиции. Кроме Петра, в семье рос старший брат – Николай. Дети в семье Ершовых были окружены бесконечной любовью и заботой родителей.

В 1824 году Петра отдали учиться в Тобольскую гимназию. В то время город Тобольск был столицей Сибири, а Тобольская гимназия – одним из лучших учебных заведений Сибири. Учеба давалась Петру довольно легко. В Тобольске Петр не только учился, здесь он собирал русские сказки, пословицы и поговорки. В 1830 году Петр Ершов с отличием закончил гимназию.

Отец, Павел Алексеевич Ершов, очень хотел, чтобы сыновья получили достойное образование. Именно поэтому он добился своего перевода в Петербург, чтобы Петр и Николай смогли продолжить свое обучение. И в 1831 году братья Ершовы поступили в Петербургский университет. Именно в годы учебы Петр Павлович прочитал замечательные сказки А.С.Пушкина

Петр Павлович тут же задумал написать своего «Конька-Горбунка» - веселую сказку о смелом Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке – горбунке. Многое взял Ершов для «Конька - Горбунка» из старинных народных сказок.

В 1834 году сказка была напечатана в журнале «Библиотека для чтения». Сказка при жизни автора выдержала семь изданий. Когда из печати вышло четвертое издание сказки, Ершов писал: «Конек мой снова поскакал по всему русскому царству, счастливый ему путь!» Сказку узнала вся читающая Россия. Когда Александр Сергеевич Пушкин прочитал «Конька - Горбунка», он сказал: «… теперь этот род сочинений можно мне оставить».

Слава пришла к Ершову в 19 лет. Но Петр Павлович свою будущую жизнь не связывал с литературной деятельностью; он был страстным патриотом родного края, его тянуло к просветительской деятельности в Сибири.

В 1836 году он вернулся в Тобольск и стал преподавателем в той самой гимназии, в которой сам когда-то учился. Позднее он стал директором гимназии.

Умер Петр Павлович Ершов 30 августа 1869 года в Тобольске. Земляки поставили ему памятник с надписью: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек - Гобунок». В Тобольске Ершову и его сказочным героям поставили памятники.

Сказке «Конек – Горбунок» в мае 2024 года исполнилось 190 лет.

Ее издают на английском, французском, немецком, польском … даже на японском языках.

По сказке был поставлен балет «Конек - Горбунок», снят художественный фильм.

В 1947 году на киностудии Союзмультфильм был снят мультипликационный фильм.

«Конек - Горбунок» - сказка в стихах. Она насыщена волшебными героями. Сказку «Конек - Горбунок» читать одно удовольствие! В ней и юмор, и философия, и, конечно, чудеса…

- Итак, теперь мы многое знаем о самом авторе сказки. А знаем ли мы саму сказку «Конек - Горбунок»? Сейчас мы проведем игру - соревнование двух команд («Жар-птица», «Рыба-кит»).

Каждая команда получает по флажку с изображением Конька-Горбунка, который нужно поднять тогда, когда команда хочет ответить на поставленный перед ней вопрос. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов.

Конкурс оценивает жюри из 3-х человек (представить членов жюри).

Система оценкиза каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а за инсценировку отрывка – 5 баллов.

- Итак, мы отправляемся в путешествие по сказке Ершова «Конёк - Горбунок». Но любое путешествие начинается с приобретения билетов. Чтобы это сделать, ответим на вопросы (капитаны команд выбирают билетики, на обратной стороне которых вопросы, и отвечают на них).

- Билеты приобретены, можно отправляться в путешествие.

  1. Сказочная игра-путешествие.

- Наша первая станция – «Город Сказочная арифметика».

Жители этого города подготовили для вас свои вопросы.

Вопросы для команды «Жар - птица».

  1. Сколько лет царю?(70)

  2. Какой срок дал царь Ивану, чтобы он достал Жар – птицу?(недели)

  3. Сколько раз выручал Конек – Горбунок Ивана? (4)

Вопросы для команды «Рыба - кит».

  1. Сколько лет Царь – девице?(15)

  2. Сколько кораблей проглотил Чудо – юдо рыба кит?(три десятка )

3) Сколько лет страдает Чудо - юдо рыба-кит? (10)

4. Сколько сыновей было у старика? (Три сына)

Вторая станция – «Замок героев».

В этом замке, ребята, живут герои сказки П.П.Ершова. Вам нужно угадать, кому из героев сказки принадлежат эти слова.

Задания для команды «Жар - птица»:

  1. «Эй, хозяин, - полно спать!

Время службу исполнять». (Конек – Горбунок)

2.«Будьте милостивы, братцы!

Дайте чуточку подраться». (Ерш)

3.«Ну, Иван, коль умел ты усидеть,

Так тебе мной и владеть». (Кобылица)

4. «Поезжай на окиян;

В окияне том хранится

Перстень, слышь ты, Царь-девицы». (Царь

Задания для команды «Рыба - кит»:

1.«Молви ласковое слово!

Чем тебя я огорчил?

Али тем, что полюбил?» (Царь)

2«Велика беда, не спорю;

Но могу помочь я горю…» (Конек – Горбунок)

3«Чем вам, други, услужить?

Чем за службу наградить?» (Рыба - кит)

4. «А такая в том нужда,

Что не выйду никогда

За дурного, за седого,

За беззубого такого!» (Царь-девица)

5. «Надо, царь, мне два корыта

Белоярова пшена

Да заморского вина». (Иван)

Третья станция «Продолжай, коль молвить можешь…»

Продолжите строки:

1.У старинушки три сына…

(Старший умный был детина,

Средний сын и так, и сяк,

Младший вовсе был дурак.

2.В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе…

(Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить).

3. «Всю я ноченьку не спал;

На моё ж притом несчастье,

Было страшное … (Ненастье»)

4. «Братья двери отворили,

Караульщика впустили,

Стали спрашивать его: (Не видал ли он чего?»)

5. «Но, сказать тебе по дружбе,

Это – службишка, (не служба)

Четвёртая станция – «Словарный переулок»

На этой станции вам встретятся устаревшие слова, т.е. слова, которые не употребляются в современном русском языке, но они встретились вам в сказке П.П.Ершова. Надо найти значение слов (карточки разрезаны на две половины). Надо правильно совместить части карточек, выложив своеобразный сказочный словарь из пяти слов и их значений. Кто быстрее сделает, поднимает флажок.

Сказочный словарь

Значения устаревших слов

•Почивальня

•Басурман

•Городничий

•Малахай

•Стремянный

спальня

иноземец

начальник города

тёплая меховая шапка

• конюх - слуга



Сказочный словарь

Значения устаревших слов

•Красно платье

•Челядь

•Вершок



•Аршин



•Плошка

нарядное, цветное, красивое

слуги

старинная русская мера длины, равная 4,4 см.

старинная русская мера длины, равная 0, 711метра

плоский и круглый сосуд со свечой, применявшийся в старину для освещения

- Пятая станция – «Улочка Хитрые вопросики»

Вопросики для команды «Рыба - кит»:

Как звали отца Ивана – дурака? (Петр)

На каком музыкальном инструменте играла Царь – девица? (На гуслях)

3.Кто был братом Царь – девицы? (Солнце)

Кто строил козни Ивану – дураку? (Спальник)

5. Как звали старшего брата? (Данило)

6. Как звали второго брата? (Гаврило)

7. Какой откуп даёт «кобылица молодая» Ивану за свободу? (Два коня и конька)

8. Что старшие братья решили сделать с «двумя золотогривыми конями»? («Отведём-ка их в столицу, Там боярам продадим, Деньги ровно поделим».)

9. Кто докладывает царю о том, что в «конном ряду» есть два замечательных коня? (Городничий)

10. На что Иван менял коней на базаре? («Два-пять шапок серебра»)

11. За что был наказан кит? (он «проглотил среди морей три десятка кораблей»)


Вопросики для команды «Жар - птица»:

1.Кто был матерью Царь – девицы? (Месяц)

2.Кто или что принесло Ивану – дураку столько неприятностей? (Перо Жар - птицы)

3.Где прятался Иван, когда поджидал Жар – птицу? (Под корытом)

4.Кто выполнил приказ кита и достал перстень Царь – девицы? (Ерш)
5. Где Иван прятал коней? (В пастушьем балагане)

6. Кто является верным помощником Ивана в течение всей сказки? (Конек-горбунок)

7. Кто ворует у Ивана перо Жар-птицы? (Спальник)

8. Что берёт с собой Иван, когда отправляется в путь за Жар-птицей? (корыто, пшено, заморское вино)

9. Кто в сказке лежал поперек моря-окияна? (Чудо-юдо Рыба-кит)

10. Царь-девица не хочет выходить замуж за старика и предлагает царю омолодиться. Каким способом? (Поставить три котла: «с водой студёной, с водой варёной, с молоком». Необходимо окунуться в каждом)

11. Что происходит с царём в конце сказки?

(«Царь велел себя раздеть,

Два раза перекрестился, -

Бух в котёл – и там сварился!»)

- Шестая станция – «Остров Сказочных инсценировок» ПОЧИТАй КА

Каждая команда инсценирует отрывок из сказки.

Слово учителя: вот и подошло к концу наше путешествие по сказке П.П.Ершова «Конек - Горбунок».

Каков финал сказки? (Иван женится на Царь-девице и становится царем).

А можно ли сказать, что в сказке счастливый финал? Почему?

-Кем являлся царь для простого народа? Люди верили в светлое будущее и надеялись, что НОВЫЙ молодой царь, который в своей жизни испытал нищету и власть царя, будет править по справедливости, станет добрым царём. Но это уже другая сказка…

А нашему конкурсу конец! А кто играл, тот молодец!!!

Подведение итогов игры – путешествия и награждение победителей. Демонстрация мультфильма «Конёк-горбунок»

Самоанализ открытого классного часа

«Путешествие по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк - Горбунок»

Цель: закрепить и расширить знания детей о жизни и творчестве П.П Ершова и его сказки «Конёк - Горбунок».

Задачи:

•развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, читательской памяти, внимания, творческого мышления;

•развивать у обучающихся творческие способности через инсценирование отрывка произведения;

•воспитания стремления к самостоятельному чтению, бережного и уважительного отношения к слову.

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

- формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

- развитие навыков работы с различными источниками информации.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- способность высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- осуществлять совместную деятельность в рабочих группах.

Личностные УУД:

-освоение общекультурного наследия России;

- совершенствование имеющихся знаний и умений, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.

Регулятивные УУД:

- планирование в сотрудничестве с учителем и одноклассниками работу, решения, действовать по плану;

- контроль процесса и результатов деятельности;

- умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, выставка детских рисунков по сказке «Конёк-горбунок», декорации для инсценировок, грамоты, флажки.

Классный час проведен в рамках реализации рабочей программы воспитания. В ходе подготовки была проведена предварительная работа: по  подготовке сообщения о жизни и творчестве П.П.Ершова через индивидуальное задание обучающимся. Ребят а самостоятельно прочитали сказку П.П.Ершова «Конёк - Горбунок». Сформировали две команды, придумали название. Подготовили инсценированный отрывок из сказки и выставку рисунков по сказке.

Классный час прошёл в доброжелательной атмосфере. Выдержаны все этапы урока. Достигнуты цели и задачи, поставленные учителем. Урок прошёл хорошо, дети были активны. Классный час всем понравился.







































































- Добрый день, ребята. Наш классный час посвящается замечательному сказочнику Петру Павловичу Ершову и его удивительной сказке «Конёк-Горбунок». Мы с вами совершим путешествие по страницам сказки «Конёк-Горбунок». Но прежде, чем отправиться в путешествие, вспомним историю жизни автора.

2. ПРезентация

Пётр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года в сибирской деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии (сейчас это Тюменская область). В этом году мы будем отмечать 210 - летие со дня его рождения..

Отец его, Павел Алексеевич, был мелким чиновником, служил в полиции. Кроме Петра, в семье рос старший брат – Николай. Дети в семье Ершовых были окружены бесконечной любовью и заботой родителей.

В 1824 году Петра отдали учиться в Тобольскую гимназию. В то время город Тобольск был столицей Сибири, а Тобольская гимназия – одним из лучших учебных заведений Сибири. Учеба давалась Петру довольно легко. В 1830 году Петр Ершов с отличием закончил гимназию.

Отец, Павел Алексеевич Ершов, очень хотел, чтобы сыновья получили достойное образование. Именно поэтому он добился своего перевода в Петербург, чтобы Петр и Николай смогли продолжить свое обучение. И в 1831 году братья Ершовы поступили в Петербургский университет. Именно в годы учебы Петр Павлович прочитал замечательные сказки А.С.Пушкина

Петр Павлович тут же задумал написать своего «Конька-Горбунка» - веселую сказку о смелом Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке – горбунке. Многое взял Ершов для «Конька - Горбунка» из старинных народных сказок.

В 1834 году сказка была напечатана в журнале «Библиотека для чтения». Сказка при жизни автора выдержала семь изданий. Когда из печати вышло четвертое издание сказки, Ершов писал: «Конек мой снова поскакал по всему русскому царству, счастливый ему путь!» Сказку узнала вся читающая Россия. Когда Александр Сергеевич Пушкин прочитал «Конька - Горбунка», он сказал: «… теперь этот род сочинений можно мне оставить».

Слава пришла к Ершову в 19 лет. Но Петр Павлович свою будущую жизнь не связывал с литературной деятельностью; он был страстным патриотом родного края,

В 1836 году он вернулся в Тобольск и стал преподавателем в той самой гимназии, в которой сам когда-то учился. Позднее он стал директором гимназии.

Умер Петр Павлович Ершов 30 августа 1869 года в Тобольске. Земляки поставили ему памятник с надписью: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек - Гобунок». В Тобольске Ершову и его сказочным героям поставили памятники.

Сказке «Конек – Горбунок» в мае 2024 года исполнилось 190 лет.

Ее издают на английском, французском, немецком, польском … даже на японском языках.

По сказке был поставлен балет «Конек - Горбунок», снят художественный фильм.

В 1947 году на киностудии Союзмультфильм был снят мультипликационный фильм.

«Конек - Горбунок» - сказка в стихах. Она насыщена волшебными героями. Сказку «Конек - Горбунок» читать одно удовольствие! В ней и юмор, и философия, и, конечно, чудеса…

- Итак, теперь мы многое знаем о самом авторе сказки. А знаем ли мы саму сказку «Конек - Горбунок»? Сейчас мы проведем соревнование между игроками «Жар-птица» и «Рыба-кит».

Выигрывает тот, у кого будет больше правильных ответов.

- Итак, мы отправляемся в путешествие по сказке Ершова «Конёк - Горбунок».

-  первая станция – «Город Сказочная арифметика».

Жители этого города подготовили для вас свои вопросы.

  1. Сколько лет царю?(70)

  2. Какой срок дал царь Ивану, чтобы он достал Жар – птицу?(недели)

  3. Сколько раз выручал Конек – Горбунок Ивана? (4)

  1. Сколько лет Царь – девице?(15)

  2. Сколько кораблей проглотил Чудо – юдо рыба кит?(три десятка )

3) Сколько лет страдает Чудо - юдо рыба-кит? (10)

4. Сколько сыновей было у старика? (Три сына)

Вторая станция – «Замок героев».

В этом замке, ребята, живут герои сказки П.П.Ершова. Вам нужно угадать, кому из героев сказки принадлежат эти слова.

  1. «Эй, хозяин, - полно спать!

Время службу исполнять». (Конек – Горбунок)

2.«Будьте милостивы, братцы!

Дайте чуточку подраться». (Ерш)

3.«Ну, Иван, коль умел ты усидеть,

Так тебе мной и владеть». (Кобылица)

4. «Поезжай на окиян;

В окияне том хранится

Перстень, слышь ты, Царь-девицы». (Царь

1.«Молви ласковое слово!

Чем тебя я огорчил?

Али тем, что полюбил?» (Царь)

2«Велика беда, не спорю;

Но могу помочь я горю…» (Конек – Горбунок)

3«Чем вам, други, услужить?

Чем за службу наградить?» (Рыба - кит)

4. «А такая в том нужда,

Что не выйду никогда

За дурного, за седого,

За беззубого такого!» (Царь-девица)

5. «Надо, царь, мне два корыта

Белоярова пшена

Да заморского вина». (Иван)

Третья станция «Продолжай, коль молвить можешь…»

1.У старинушки три сына…

(Старший умный был детина,

Средний сын и так, и сяк,

Младший вовсе был дурак.

2.В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе…

(Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить).

3. «Всю я ноченьку не спал;

На моё ж притом несчастье,

Было страшное … (Ненастье»)

4. «Братья двери отворили,

Караульщика впустили,

Стали спрашивать его: (Не видал ли он чего?»)

5. «Но, сказать тебе по дружбе,

Это – службишка, (не служба)

Четвёртая станция – «Словарный переулок»

На этой станции вам встретятся устаревшие слова, т.е. слова, которые не употребляются в современном русском языке, но они встретились вам в сказке П.П.Ершова. Надо найти значение слов (карточки разрезаны на две половины). Надо правильно совместить части карточек, выложив своеобразный сказочный словарь из пяти слов и их значений. Кто быстрее сделает, поднимает флажок.

- Пятая станция – «Улочка Хитрые вопросики»

Как звали отца Ивана – дурака? (Петр)

На каком музыкальном инструменте играла Царь – девица? (На гуслях)

3.Кто был братом Царь – девицы? (Солнце)

Кто строил козни Ивану – дураку? (Спальник)

5. Как звали старшего брата? (Данило)

6. Как звали второго брата? (Гаврило)

7. Какой откуп даёт «кобылица молодая» Ивану за свободу? (Два коня и конька)

8. Что старшие братья решили сделать с «двумя золотогривыми конями»? («Отведём-ка их в столицу, Там боярам продадим, Деньги ровно поделим».)

9. Кто докладывает царю о том, что в «конном ряду» есть два замечательных коня? (Городничий)

10. На что Иван менял коней на базаре? («Два-пять шапок серебра»)

11. За что был наказан кит? (он «проглотил среди морей три десятка кораблей»)


1.Кто был матерью Царь – девицы? (Месяц)

2.Кто или что принесло Ивану – дураку столько неприятностей? (Перо Жар - птицы)

3.Где прятался Иван, когда поджидал Жар – птицу? (Под корытом)

4.Кто выполнил приказ кита и достал перстень Царь – девицы? (Ерш)
5. Где Иван прятал коней? (В пастушьем балагане)

6. Кто является верным помощником Ивана в течение всей сказки? (Конек-горбунок)

7. Кто ворует у Ивана перо Жар-птицы? (Спальник)

8. Что берёт с собой Иван, когда отправляется в путь за Жар-птицей? (корыто, пшено, заморское вино)

9. Кто в сказке лежал поперек моря-окияна? (Чудо-юдо Рыба-кит)

10. Царь-девица не хочет выходить замуж за старика и предлагает царю омолодиться. Каким способом? (Поставить три котла: «с водой студёной, с водой варёной, с молоком». Необходимо окунуться в каждом)

11. Что происходит с царём в конце сказки?

(«Царь велел себя раздеть,

Два раза перекрестился, -

Бух в котёл – и там сварился!»)

- Шестая станция –ПОЧИТАй КА

вот и подошло к концу наше путешествие по сказке П.П.Ершова «Конек - Горбунок».

Каков финал сказки? (Иван женится на Царь-девице и становится царем).

А можно ли сказать, что в сказке счастливый финал? Почему?

-Кем являлся царь для простого народа? Люди верили в светлое будущее и надеялись, что НОВЫЙ молодой царь, который в своей жизни испытал нищету и власть царя, будет править по справедливости, станет добрым царём. Но это уже другая сказка…

А нашему конкурсу конец! А кто играл, тот молодец!!!

Подведение итогов игры

Мультфильм



Почивальня



•Басурман



•Городничий



•Малахай



•Стремянный



спальня



иноземец



начальник города



тёплая меховая шапка



• конюх – слуга



Красно платье



•Челядь



•Плошка



нарядная, цветная, красивая одежда



слуги

плоский и круглый сосуд со свечой, применявшийся в старину для освещения