СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературного чтения Тема урока «С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится с целью проверки раннее изученного материала

Просмотр содержимого документа
«Вопросы»

Вопросы:


  1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

  2. Сколько дочерей было у купца?

  3. На какой палец долен был надеть перстень купец?

  4. Сколько дней должен бал пробыть купец дома?

  5. Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?

  6. Чем закончилась сказка?



Вопросы:


  1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

  2. Сколько дочерей было у купца?

  3. На какой палец долен был надеть перстень купец?

  4. Сколько дней должен бал пробыть купец дома?

  5. Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?

  6. Чем закончилась сказка?

Вопросы:


  1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

  2. Сколько дочерей было у купца?

  3. На какой палец долен был надеть перстень купец?

  4. Сколько дней должен бал пробыть купец дома?

  5. Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?

  6. Чем закончилась сказка?

Вопросы:


  1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

  2. Сколько дочерей было у купца?

  3. На какой палец долен был надеть перстень купец?

  4. Сколько дней должен бал пробыть купец дома?

  5. Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?

  6. Чем закончилась сказка?



Вопросы:


  1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

  2. Сколько дочерей было у купца?

  3. На какой палец долен был надеть перстень купец?

  4. Сколько дней должен бал пробыть купец дома?

  5. Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?

  6. Чем закончилась сказка?

Вопросы:


  1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

  2. Сколько дочерей было у купца?

  3. На какой палец долен был надеть перстень купец?

  4. Сколько дней должен бал пробыть купец дома?

  5. Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?

  6. Чем закончилась сказка?

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока литературного чтения»

Самоанализ урока литературного чтения в 4-Б классе по теме :

С.Т.Аксаков „ Аленький цветочек ”

Наш урок проводился с целью проверки ранее изученного и ознакомление с новым материалом. Структура урока соответствовала его типу.



1.В целях и задачах урока конкретно указан планируемый результат.

Формировать умения:

- обучать начальным навыкам поиска и исследования информации;

- учить анализировать сказку, работать с книгой;

Формировать познавательные УУД:

- выделять существенную информацию из текста;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);

- проводить сравнение;

- устанавливать аналогии.



2. Учебная ситуация создана.

-На урок я пришла не с пустыми руками.

- У меня сюрприз! (венец, зеркало, аленький цветочек)

- Какие вопросы вы можете задать друг другу видя эти вещи?

- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке)

Данные вопросы помогают подвести детей к определению темы.



3. Цель урока «обнаруживают» дети исходя из эпиграфа к нашему уроку «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» путём выдвижения версий.



4. Самостоятельно мыслить и работать побуждает детей работа над исследованиями «Как я усвоил сказку?», «Восстанови последовательность событий в сказке по рисункам», «Словарно-лексическая работа», «Художественные средства», «Черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; самостоятельный выбор вида деятельности дома (д/з) и его выполнение.

Выполнение самостоятельной работы предложено по готовому плану и в паре, и в группе, т.е. есть возможность взаимодействия, взаимопомощи.



5. Оценочное взаимодействие организовано как фронтальное (по ходу и этапам урока), так и индивидуальное (в конце урока):

- самопроверка теста,

- подведение итогов (выводы),

- выявление главного внутреннего смысла сказки.



6. Коллективно-распределённая деятельность в форме групповой работы целесообразно организована на этапе организационного момента (- Сегодня у нас необычный урок. Урок – размышление. Для удобства мы разделились на группы. - Прочитайте правила, которые вы должны соблюдать при работе в группах: Не кричи! Не перебивай! Уважай товарища!).

Данная форма работы позволяет приобрести не только знания и умения, а учиться строить свои отношения, брать на себя обязательства, принимать решения, учиться способности к рефлексии, к осознанию того, что делать.



7. Сформированность понятий, освоенность способа действия или метапредметного результата позволяет обнаружить исследования на этапе первичного закрепления:

- Восстановите «последовательность» событий в сказке. (Предметный результат).

- Предлагаю вам сделать свой аленький цветочек. (Познавательные УУД: общеучебные – знаково-символические).



8. Планируемый метапредметный результат вполне соответствует специфике литературного чтения, теме и возрастным возможностям учащихся 4-го класса.



9. Подобранный мной учебный материал подходит для формирования УУД у учащихся на уроке. Удовлетворительный спектр заданий развивающего характера, адекватных поставленным целям, что обеспечивает оптимальный для учащихся 4 класса темп урока.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

Учитель: Гузиева Н.М.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка»

Муниципальная казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10 им. А.И.Исмаилова»






Открытый урок литературного чтения



Тема урока «С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»



Форма урока: Урок - размышление

Учитель: Гаджиева Динара Абдурахмановна






г. Хасавюрт







Урок литературного чтения по теме С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Технологическая карта урока.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 4-в

Программа: УМК "Школа России"

Тема урока: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Цели урока:

  • продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек;

  • отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;

  • давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой;

  • обогащать словарный запас детей;

  • закреплять умения работать над деформированным текстом;

Задачи педагога:

  • Формировать новые способы действий.

  • Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.

  • Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах.

  • Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.

  • Обогащать чувственный  опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.

Планируемый результат(предметные):

Знать:

  • понятие «литературная сказка»

Уметь:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя оценивать свою работу на уроке;

  • анализировать художественный текст, выделять основную мысль;

  • осмысливать правила взаимодействия в паре и группе;

проявлять интерес к чтению и изучении творчества С.Т. Аксакова

Личностные УУД:

  • проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


УУД (метапредметные):

 Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

  • использовать различные способы обработки, анализа и представления информации

  • строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других

  • совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Форма урока: Урок - размышление

Учитель: Гузиева Наталья Михайловна

Техническое оснащение урока:

  • Портрет писателя Аксакова;

  • Карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка

  • "Толковый словарь" С.И. Ожегов, В.И.Даль.

Учебно-методическое обеспечение: учебник « литературное чтение» 4кл. 1 часть.

Методы, применяемые на уроке:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение)

  • Наглядный ( наблюдения обучающихся)

  • Проблемно- диалогическая технология

  • Исследование

Формы организации работы на уроке:

  • Парная

  • Групповая

  • Индивидуальная
























  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Прозвенел звонок,
Начинается урок!

Если только улыбнуться.
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза и небеса
Ну- ка взрослые и дети
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлей и теплей!

Речевая разминка.

«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.»

-Назовите знакомые части речи (Существительные, глаголы союзы, предлоги.)

-Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы,

-Прочитайте, выделяя голосом существительные.

-Прочитайте быстро.

- Прочитайте выразительно.

-Как понимаете пословицу? (Сказки читать полезно. В них много поучений.)

2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока.

- Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова. (на фоне музыки)

-На урок я пришла не с пустыми руками.

- У меня сюрприз! Вот эта шкатулочка(венец, зеркало, аленький цветочек)

- Какие вопросы вы можете задать друг другу видя эти вещи?

- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке)

Проверка дом.зад

- Какое известное изречение А.С. Пушкина мы знаем, закончите фразу? (Сказка –ложь…..)

Прочитайте выразительно и хором эту пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку

(Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Сегодня на уроке мы должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”»

- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки. (индивидуальная работа –тест)

Вопросы: (тест -у каждого учащегося)


  1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

  2. Сколько дочерей было у купца?

  3. На какой палец должен был надеть перстень купец?

  4. Сколько дней должен был пробыть купец дома?

  5. Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?

  6. Чем закончилась сказка?

-Кто закончил , встает

Физминутка

Влево наклонись, вправо наклонись

Вниз опустись – вверх поднимись.

А теперь чуть-чуть попрыгай:

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

(Проверка – фронтальный опрос)

- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.

3. Работа в парах.(Как мы работаем в паре, вспомнили и преступаем к работе)

-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.

  • Нашел купец подарки для старших сестер. – И-3

  • Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки. – П-2

  • Жил купец и было у него три дочери. – Э-1

  • Младшая дочь у зверя лесного.- Е-5

  • Скучает Настенька по батюшке и сестрам. –Т-6

  • Купец встретился со зверем лесным.- Т- 4

  • Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.-Ы-7



1

2

3

4

5

6

7

Э

П

И

Т

Е

Т

Ы


Проверка по образцу.

- Поднимите руку, кто выполнил так, как я?

Приведите примеры из текста, оцените свою работу.

- Молодцы.

4. Физминутка.


5. Работа в группах.

- Давайте вернемся к нашему проблеме урока

Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группах. Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.

-Повторим правила работы в группе!

1.Распределите роли в группе.

2.Внимательно прочитайте задание.

3.При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.

4.Не перебивай говорящего.


1 группа. Задание:

1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.

2. Выберите пословицы о честности.


2 группа. Задание:

1. Чтение по ролям

(С. 203) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов с.204 …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»

  1. Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?


3 группа. Задание:

1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка

2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?



4 группа. Задание:

1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится эта иллюстрация. (прочитайте)

2. Как вы считаете, какая пословица подходит к этому эпизоду сказки? Почему?

(Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает! Скромность всякому к лицу.)


6. Выступление групп (составляем кластер на доске)


1 группа (на доске запись - честность)

- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?















2 группа (на доске запись - самопожертвование). Работа с Толковым словарем.

- А вы могли бы так поступить?


3 группа (на доске запись - доброта)

- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.


4 группа (на доске запись – любовь)

-За что полюбила младшая дочь зверя лесного, чуда морского?

(Любят не за красоту, а за душу.)


7. Подведение итогов.

- Хорошо поработали в группах

- Давайте вспомним проблему

- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?

На доске запись

Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”

Честность

Самопожертвование

Доброта

Любовь

9. Рефлексия. Итог урока.

- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.

Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?

Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки?

- Прочитайте пословицы. Какая из них отражает сказку? (Ответы детей)

У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.

- Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.

- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!

( Читаю надписи)

Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.

Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.

Прочитав сказку Аксакова, мы еще раз убеждаемся в том, что часто под не­казистой внешностью скрывается горячее сердце, верность и са­мозабвение, доброта и духовная красота, которые способно по­чувствовать такое же верное, преданное, любящее сердце.


Домашнее задание: впереди новогодние праздники , а как известно, Новый год – это волшебство. Я предлагаю вам написать свою волшебную сказку или историю.

Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке!





























Честность

Самопожертвование

Доброта

Любовь