Филиал МОУ «СОШ п Петровский » в с.Раздольное
Урок литературного чтения
( обучение грамоте)
(УМК «Школа России»)
в 1 классе
учитель:
Лыженкова Н.В.
Тема : Гласные буквы Я,я.
Педагогическая цель: Создать условия для закрепления знаний учащихся о букве я, развития связной речи, памяти, продолжить работу над проектом « Буквы»
Планируемые результаты (предметные): Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; определяют значение многозначных слов; работают со схемами слов; характеризуют звуки, обозначенные буквой я
Личностные результаты: Проявляют интерес к изучаемому материалу, понимают важность своего участия в общем деле
Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – устанавливают соответствие между словами и схемами слов.
Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Оборудование: учебник «Азбука» Горецкого, презентация, разрезная азбука, « подарки»- поделки буквы Я , карточки со стихами, схемы для звукового анализа слов, фотографии детей, смайлики, пирог из теста.
Тип урока- урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Форма урока- сюжетно-ролевая игра.
Ход урока
I. Организация начала урока.(Слайд 1)
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
-Ребята, закройте глаза и вспомните что-нибудь хорошее. Откройте глазки. Я вижу, что ваши лица светятся счастьем, глазки блестят, и желаю вам, чтобы такое настроение было у вас на протяжении всего урока и всего дня.
II. Постановка учебной задачи
-Ребята, вчера после уроков мне дежурные принесли телеграмму. Кто поможет её прочитать?(Слайд2)
Ученики 1 «А» класса! К вам обращаются буквы. Помогите нам, пожалуйста! Нас заколдовала злая волшебница. Если вы назовёте наши имена, то мы можем снова вернуться в Страну Знаний.
Игра «Полубуковка» (Д С т к н Я Р в)
-Узнайте тему урока, сказав , какая буква здесь лишняя?
Слайд 3Гласные буквы Я,я.
-Над чем мы будем работать на сегодняшнем уроке? (Сегодня мы продолжим узнавать новое, читая рассказы, работая с интересными заданиями)
-Ребята, вы знаете, что мы учимся создавать проект «Буквы».Напомню,(Слайд 5) что проект –это это то, что получится у тебя после того, как ты серьёзно поработаешь над своей темой, то есть это твои идеи, мысли и замыслы.
(Слайд 6)Проектант – это тот, кто делает проект.
Часть проекта вы уже сделали. Ваши работы здесь,на выставке.
-ребята, а что и кто вам помогает делать проект?
- А сегодня мы попробуем создать коллективный продукт о букве Я. Согласны? Как нужно работать, чтобы у нас всё получилось? (дружно, внимательно, старательно)Тогда приступим.
- Ребята, я совсем забыла, оказывается сегодня у буквы Я день рождения! Она вас всех приглашает в гости. Принимаете приглашение?
-А с чем ходят на день рождения? ( с подарками, сделанными своими руками).
-Но где же именинница?
-Вот и она! Показываю на доску
-А почему у буквы Я разная обувь на ножках?
-Давайте поздравим нашу букву подарками, изготовленными дома.Я вижу, что вы приготовили замечательные подарки.( дети «дарят»свои буквы-поделки).Но это ещё не все подарки, остальные подарим в течение урока.
-Кто из ребят хочет поздравить именинницу стихотворением? (2 ученика-стихи, написанные на солнышке и на облачке)
1. - Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я.
Доложить готова:
- А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я.
Я не только буква Я -
Буква,
Слог и слово!
2.Буква Я всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы Я!
IiI. Речевая разминка
-А теперь давайте споём нашей букве Я песенку, но ту , которую вы сами сочините
(Слайд)
-Чем похожи все эти слоги? ( в них мягкие согласные, т.к. буквы е, и, я- мягкие командиры)
IV. Закрепление знаний и способов действий
-Наша именинница приготовила для вас много интересных конкурсов, игр. Хотите узнать каких?
1.Повторение двух работ буквы я
Игра «Буква потерялась»
-Догадаться, какое слово записано.
Слова :-ма, зме-, -блоко, реб-та, ма-к
-Разделите слова на группы (работа в парах)
-Что получилось?
Яма змея
Яблоко маяк
-Почему так разделили? Какое слово лишнее?( ребята)Почему?
-Какие знания нам помогли выполнить это задание буквы Я?
-Каким другим словом можно заменить слово ребята?(дети, школьники, ученики)
Слова, которые произносятся по-разному, а похожи по смыслу, называются синонимами.
2.Составление схемы слова ребята (индивидуально)
Проверка по слайду
-Сколько слогов в слове? Какой слог ударный? Сколько всего звуков в слове?
3.Работа над многозначностью слова
-Отгадайте загадку буквы Я:
Если б не было его,
Не сказали б ничего. (язык)
-Сколько букв в этом слове? А звуков?
-О каком языке говорится в загадке?( который во рту)
-Какие еще могут быть языки?( иностранные, язык колокола, язык пламени)
-Как называется слово язык?(Многозначное слово)
4.Работа с фразеологизмами.
-Буква Я вам предлагает игру «Самый умный»На карточках записаны выражения. Вам нужно прочитать и объяснить, почему или когда так говорят . (Работа в парах)
Договоритесь, кто будет читать, кто отвечать, обсуждаем вместе.напечатать на красной бумаге-лепестках(составить цветок-подарок.)
Учись держать язык за зубами ( молчать)
Длинный язык у тебя ( очень болтливый человек)
Что на уме, то на языке (говорит всё подряд)
Злые языки ( недобрые сплетники)
Сорвалось с языка (не сдержался)
Вывод: прежде чем сказать, нужно подумать. Говорить всегда нужно только хорошие, добрые слова.
5.Физминутка под «Песню крокодила Гены»
-Буква Я приглашает вас потанцевать.
6. Работа с пословицами
- Кто из вас нашел пословицы и поговорки с буквой Я? Прочитайте и объясните их смысл. Вы хотите их подарить букве я? ( выходят и прикрепляют на доску)
7. Игра «Прятки»
-Прочитайте загадку ( на голубой бумаге)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Едят меня взрослые,
Едят меня детки.(яблоко)(можно выучить наизусть)
-Слово-отгадка спряталось в схеме. В какой? Докажите.
-Что такое яблоко?
-Какие ещё фрукты растут в саду?
-Дети, которые нашли загадки с букой я, подарите их имениннице (2чел)
8.Работа с тексом «Сад»(Азбука, с.115)
-Именинница устала играть в прятки и хочет послушать, как вы научились читать в 1 классе
С.115, текст «Сад»
-Предположите, о чем будет говориться в тексте?
-Прочитайте про себя и узнайте, правильно ли вы ответили.
-Какое хорошее дело сделали ребята?
-Как работали ребята? Найдите предложение, в котором об этом говорится. (Закипела работа!)
-Что ещё может закипеть)? (вода в чайнике)
Значит, слово закипела может употребляться в прямом и переносном смысле
- Найдите в тексте слова,в которых буква я обозначает один звук.(взяли,ребята, Коля, Вася)
Чтение текста «по цепочке»
9.Игра-физминутка «Письмо слов»(в парах)
Один ребёнок закрывает глаза, поворачивается спиной, второй ребёнок пальцем «печатает» имя, в котором есть буква я. Нужно назвать это слово. Потом меняются.
1В- РАЯ, 2В- ОЛЯ
10. Работа со считалкой. ( НА ЛИСТКАХ)
Подчеркни красным карандашом букву Я.
Я – зверек И ты - зверёк, Я - мышонок, Ты - хорёк, | Ты - хитёр, А я умён. Кто умён, Тот вышел вон. |
Выучи считалку наизусть
11.Отгадывание ребуса( на листке) 7Я
-Что такое СЕМЬЯ? (группа родственников, имеющая общую фамилию, общий дом, общие интересы)
-Ребята, а кто вы сейчас? (ученики)
_-А что у нас есть общее? (название класса-1-а, общий дом- вот эта классная комната и общие интересы-учеба, внеклассные мероприятия) Значит , мы тоже семья, только классная, семья 1 «А класса».И мы учимся в классе жить как одна большая семья- быть дружными, заботливыми.(открываю букву Я , окружённую фотографиями детей).
V. Рефлексивно-оценочный этап
-Вот и подходит к концу наш урок-праздник. Что вы расскажите им о сегодняшнем уроке?
-Что же у нас получилось? (проект буквы Я)
-Какие знания нам пригодились на уроке?
- Оцените свою работу при создании проекта.( смайлики)
-Буква Я говорит вам « Большое спасибо» и дарит на память закладки о сегодняшнем уроке и гостям частичку себя-кусочек пирога в форме Я.
Вы молодцы!