Открытый урок математики во 2 классе
урок-сказка на тему:
"Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 100".
Провела: учитель начальных классов
Елеева Земфира Тазеевна
Тема урока: "Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 100".
Цель урока: совершенствовать вычислительные навыки и умение сравнивать, учить решать задачи на нахождение суммы.
Оборудование и материалы: учебники, тетради, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран.
Время реализации занятия: 40 минут.
Задачи урока:
Образовательные:
-закреплять умение устно выполнять вычисления (сложение и вычитание) в пределах 100, вычислять значения числовых выражений в несколько действий;
-закреплять знания о нумерации двузначных чисел, о единицах измерения длины;
-закреплять умения различать и называть геометрические фигуры;
-развивать умение решать логические задачи;
Развивающие:
- развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы, умение работать самостоятельно;
Воспитательные:
-создать условия для воспитания бережного отношения к своему здоровью;
-пробудить интерес к предмету через игру и связь с другими предметами (окружающий мир).
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся применять приемы сложения и вычитания при устных вычислениях;
Метапредметные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить;
Личностные: формулировать собственное мнение, умение слушать собеседника, оценивать себя и одноклассников.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Прозвенел звонок на урок, ребята!
Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Хорошее настроение поможет справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Сегодня к нам пришли гости. Давайте постараемся, чтобы наш урок им очень понравился! Итак, усаживайтесь, мы начинаем!
- Сегодня необычный урок математики.
На нём мы все отправимся в волшебный мир.
- Какой праздник все отмечают в декабре? ( Новый год.)
- Новый год – это всегда сказка. И мы с вами побываем в гостях у сказки.
-А вот к кому отправимся в гости, вы узнаете, отгадав загадки:
К нам зимой приходит дед,
В шубу, варежки одет,
Валенки есть, поясок,
Он несет с собой мешок,
А в мешке подарки есть:
Столько, что не перечесть.
Что за дед такой чудной
Посещает нас зимой? (хором - ДЕД МОРОЗ)
Она в серебро с жемчугами одета - волшебная внучка волшебного деда.
Это…(Снегурочка)
Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес в гости к Деду Морозу и Снегурочке.
II. Постановка цели.
Путь нам предстоит не из легких. Целью нашего путешествия будут испытания, которые мы должны преодолеть. Нужно хорошо поработать и показать все свои знания, которые вы приобрели на прошлых уроках.
- Сегодня мы будем закреплять полученные ранее знания по теме:
«Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100» и умение решать задачи.
- Скажите, где нам в жизни может пригодиться умение прибавлять и вычитать? (при покупке товара, для дальнейшего обучения).
Итак, будьте внимательными, активными, старательными. Сказка начинается!
III. Актуализация знаний.
Задание №1: ЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Знаете ли вы, где живёт Дед Мороз?
- Чтобы это узнать, нужно справиться с первым заданием.
-Перед вами на слайде числа: 5, 3, 18, 7, 15, 1, 67, 43
- Расположите их в порядке возрастания.
- Что значит в порядке возрастания? (запись начинаем с меньшего числа и ведем к большему)
Проверьте, правильно вы записали? САМОПРОВЕРКА
(1, 3, 5, 7, 15, 18, 43, 67)
- Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку.
- Хорошо!
- У кого есть ошибки? Исправьте ошибки.
- Оцените свою работу с помощью светофора
- На какие две группы можно разделить эти числа? (однозначные –1, 3, 5, 7, двузначные – 15, 18, 43, 67)
Перечислите сначала однозначные, теперь двузначные.
-Дед Мороз живёт в Великом Устюге.
Этот старинный русский город находится на севере нашей страны.
- А что вы можете рассказать о числе 18? (двузначное, один десяток 8 единиц)
- Назовите соседей числа 18 (предыдущее число 17, последующее 19).
Российский Дед Мороз празднует свой день рождения 18 ноября.
-Продолжаем путешествие. Смотрите, на встречу к нам спешит
лисичка
У неё задание для вас. Выполните его, и она подскажет, как добраться до Деда Мороза и не заблудиться в заснеженном лесу.
Задание №2. Математическая цепочка
33 — 5 + 7 + 22 + 7 + 9 — 12 + 4 + 35 = 100
-Молодцы! Выполнили задание. Лисичка осталась довольна!
- Какое число получили? Какое это число, что можете о нем сказать? (трехзначное, 100 = 10 десятков).
Дальше мы движемся по лесной тропинке. Кто это на пути?
Волк
У него тоже задание. Выполним, волк нам сообщит что-то важное.
Задание №3. Задача в стихах.
Кормушку повесили дети для птиц
Туда прилетели -10 синиц, 4 вороны, 5 снегирей,
Сорока-воровка и с ней воробей.
Кто быстрее ответит,
Сколько же птичек увидели дети?
10+ 4+5+1+1=21
-А для чего нужны кормушки зимой? (Ответы детей)
-Конечно, так мы с вами помогаем птичкам пережить самое трудное для них время.
Ребята! Волк предупреждает:
«Будьте осторожны в лесу! Помогайте тем, кто вам встретится на пути».
IV. Работа по теме урока.
С заданиями справились и движемся по тропинке, впереди нет преград. Откройте тетради и запишите число и классная работа.
Задание №4. Работа по учебнику
-Нас встречает
снеговик
Он попал в беду, вёз письма от ребят, которые они написали Деду Морозу, но тропинку завалило сугробами. Мы должны помочь снеговику расчистить тропинку.
Выполните задание в тетради ВЗАИМОПРОВЕРКА
- Оцените работу друг друга светофором
V. Физ. Минутка
Вы устали, засиделись?
Вам размяться захотелось?
Отложите вы тетрадки,
Приступаем мы к зарядке.
Поднимает руки класс.
Это раз! (поднимают правую руку)
Повернулась голова.
Это два! (поворот головы влево)
Руки вниз, вперед смотри.
Это три! (руки опустили, смотрят вперед)
Руки в стороны пошире.
Развернули на четыре! (руки в стороны)
С силой их к плечам прижать.
Это пять!
Всем ребятам тихо сесть.
Это шесть!
Расчистили тропинку, движемся дальше. Надо торопиться. Ребята, возьмём снеговика с собой, чтобы ему было веселее с нами.
VI. Закрепление изученного материала
1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- Посмотрите, какие красивые игрушки для ёлочки вы подготовили. У каждого на партах ёлочные игрушки с выражениями. Решите их.
САМОПРОВЕРКА
Проверьте себя, снеговик даёт ответы.
1-й вариант | 2-й вариант |
30 + 24 = 54 | 54 + 20 = 74 |
65+30 = 95 | 60 + 18 = 78 |
4+73 = 77 | 6 + 71 = 77 |
5+(16-8) =13 | 7 + (15 – 9) = 13 |
90 – 6 =8 4 | 70 – 4 = 66 |
С этим заданием справились и движемся дальше. Оцените свою работу
РАБОТА В ПАРАХ
Зимний лес такой большой! Ну и как же нам узнать, где мороза отыскать?
Снеговик подсказывает: надо решить задачу.
- Повторим правила работы в парах.
- При работе в парах важно: выслушать мнение друг друга и прийти к единому результату.
У вас на парте лежит
ёлочка.
А на обратной стороне – задача. - Прочитаем.
Задача: На поляне растет 20 елей, а сосен на 5 меньше. Сколько елей и сосен растет на поляне?
- Что известно в задаче?
- Что требуется узнать?
- Какая краткая запись подходит к нашей задаче?
Ели-20 д. Сосны – 5 д. Всего- ? д. | Ели- 20 д. Сосны - ?, на 5 меньше. Всего - ? д. |
-Кто хочет наудачу у доски решить задачу? (Один уч-ся у доски.)
А вы задачу в паре решите и в тетрадку запишите. (Проверка.)
1) 20+5= 25 (д.) – сосен.
2) 20+25= 45 (д.)
Ответ: всего 45 деревьев.
-Молодцы! И с задачей справились!
- Посмотрите внимательно на ёлочку.
- На какую геометрическую фигуру похожа ёлочка? (на треугольник)
- Что вы можете сказать о треугольнике?
- Это геометрическая фигура, у нее три стороны, три угла, три вершины.
Самооценка решения задачи
VII. Физ. минутка для глаз.
3. Нахождение длины ломаной
- Смотрите, кто вам встретился в сказочном лесу?
- белочка.
У белочки тоже задание для вас
- Какое задание предлагает вам белочка?
- Выполните задание по учебнику.
- Какова длина ломаной? (12 см).
- Какая ломаная на рисунке? (незамкнутая)
- Сколько звеньев в ломаной? (3)
4. Сравнение числовых выражений
— Вот мы и добрались до дворца Деда Мороза и Снегурочки.
Он очень красивый! Дворец Деда Мороза построен из дерева.
- Кто нас встречает?
- У Деда Мороза и Снегурочки для вас тоже задание: исправить ошибки, допущенные при сравнении числовых выражений:
3 + 60 = 60 + 30
48 + 20 = 70 – 2
12 – 7 = 12 – 5
- Где ошибки? Докажите.
(в первом 63 и 90, 90 больше, чем 63; в третьем 5 и 7, 5 меньше, чем 7)
- Какая запись может быть лишней? (48 + 20 = 70 – 2)
Почему? (Равенство, остальные – неравенства.) Запишите в тетрадь, исправленные записи.
-Молодцы! Вот это дело! И сравнили вы умело.
VIII. Рефлексия.
Выражения со скобками (взаимопроверка )
- Возьмите снежинку и переверните. Выполните задание.
Поменяйтесь с соседом и проверьте друг у друга.
33 + (57 – 50) = 40 85 – (40 + 20)= 25
Дед Мороз за вашу отличную работу на уроке приготовил вам сюрприз, но его занесло сугробом. Чтобы убрать сугроб, надо сказать, сколько времени показывают часы.
(12 часов, 24 часа.)
- А это значит, что в ночь с 31 декабря на 1 января, когда в Москве на Спасской башне Кремля часы пробьют 12 раз, заканчивается старый год и все поздравляют друг друга с Новым годом! Дарят подарки! Хотя до Нового года ещё 24 дня, все же Дед Мороз вам уже приготовил за хорошую работу на уроке небольшой сюрприз! СЛАДОСТИ
IX. Итог урока.
- Ребята, расскажите, какие мы преодолевали препятствия, пока добирались во Дворец Деда Мороза. (Решали задачи в стихах, решили математическую цепочку, задачи, выражения, находили длину ломаной, сравнивали значения выражений, помогли снеговику.)
- Что показалось трудным?
- Какое задание было самым интересным?
- Оцените свою работу на полях тетради «Светофор»
ЗЕЛЁНЫЙ — все понял, с работой справился
ЖЕЛТЫЙ — с работой справился, нужна помощь
КРАСНЫЙ — необходима помощь
Наш урок подошёл к концу!
Я желаю вам:
Побольше весёлого звонкого смеха,
Побольше хороших друзей и подруг,
Успехов отличных и знаний сундук!
- С каким настроением вы уходите с урока?
- Запишите домашнее задание