СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: " Наречие- как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наре́чие (ка́лькой с лат. adverbium) — неизменяемая самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, признак действия и признак признака. Слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: " Наречие- как часть речи"»

Тема урока: Наречие как часть речи.

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

- дать возможность учащимся самостоятельно выявить правило написания наречий с приставками;

- систематизировать знания о грамматических признаках наречия;

РАЗВИВАЮЩАЯ:

 - создать условия для развития мыслительной деятельности, познавательной активности;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

- воспитание интереса к русскому языку;

- стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе;

- умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Предметные:

-находить наречия среди данных слов;

-определять наречия по значению и по вопросам;

-образовывать наречия от имён прилагательных;

-выбирать и грамотно писать суффиксы наречий.

Метапредметные:

-понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

-планировать действия по решению учебной задачи;

-соотносить результаты с поставленной задачей;

-осуществлять самооценку

Метапредметные связи: чтение, окружающий мир (обогащение словарного запаса).

Личностные:

-делать осознанный выбор на основе адекватной оценки собственной деятельности.

Формы организации учебной деятельности:

• Групповая

• Фронтальная

• Индивидуальная

Оборудование:

- Учебник «Русский язык» В.П. Канакина 4 класс, рабочая тетрадь, презентация, карточки, иллюстрации к уроку.

Тип урока: комбинированный.


Формировать УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свое предположение; умение работать по плану; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; вычитывать все виды текстовой информации, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы (познавательные УУД);

  • умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД);

  • определять и высказывать самые простые, общие для всех правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД).

Задачи

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

- (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.



Формы работы:

  • фронтальная

  • самостоятельная

  • групповая


Методы работы:

  • наглядный

  • диалог











Ход урока.

  1. Организационный момент.(1 слайд)

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И наш урок начнём.

- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.

- Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание:

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение». (2 слайд)

Бенедикт Спиноза

Ребята! Каким вы хотите видеть урок русского языка?

(активным, познавательным, интересным, чтобы все отвечали, слушали мнение друг друга)

- Запишем число, классная работа.(3 слайд)

  1. Минутка чистописания.

-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.

- Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

В слове земля безударная гласная …

Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается

В слове тонна удвоенная …

Пунктуационный знак, похожий на действие деление.

Буква, похожая на окружность.

У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …

- Давайте проверим себя и посмотрим на экран. Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.

(е с н : о ь) (4 слайд)


Среди данных графических знаков найдите лишний. Почему?

- Обратите внимание, эти буквы я напишу в соединении.

- теперь я указываю на соединение, а вы если считаете, что соединение верхнее, поднимите правую руку вверх, а если соединение нижнее, тогда опустите руку на парту.

- Запишем красиво данные соединения два раза, не забывая о высоте букв (половина рабочей строки) и правильном соединении.

- Из данных букв составьте слово, запишите его (осень). ( 5 слайд)

  1. Актуализация знаний. (6 слайд)

- Осень прекрасное, но в тоже время и грустное время года. Осени многие поэты посвящали стихи. Прочитаем отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.


- Назовите известные нам части речи? (ученик отвечает устно)

- У всех ли слов мы смогли определить, какой частью речи они являются?

- Какое слово осталось? (уныло)

- Задайте вопрос (как? уныло)


Чтобы узнать, как называется эта часть речи, я предлагаю кроссворд.

1. Открыть форточку полностью (настежь)

2. Письмо сгорело до золы (дотла)

3. Перейти реку без моста (вброд)

4. Разбить тарелку на мелкие осколки (вдребезги)

5. Создать что-то без применения механизма, только руками. (вручную)

6. Сыграть матч с ровным счетом (вничью)

7. Прийти на урок не опоздав, в точное время (вовремя)

НАСТЕЖЬ

ДОТЛА

ВБРОД

ВДРЕБЕЗГИ

ВРУЧНУЮ

ВНИЧЬЮ

ВОВРЕМЯ (7 слайд)


У. - Итак, прочитаем, как же называется эта новая часть речи?
Д. - Наречие
У.– Какова тема нашего сегодняшнего урока?
Д.- Тема нашего сегодняшнего урока «Наречие» (8 слайд)



  1. Постановка учебной задачи.

- Знаем ли мы, слова какой части речи отвечают на вопрос как?

Значит, эту тайну нам предстоит открыть.

- Сегодня на уроке мы побываете в роли исследователей и попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Для этого поработаем в группах.



Укажите данных словах наречия и те слова, к которым они относятся.(10 слайд)



  1. Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)

- Для открытия нового знания выполним задание на карточках.



Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами.

1группа.

Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.

Я возвращался с охоты вечером.


2 группа.

Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями. Кругом ещё ярко светило солнце.


3 группа.

В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей. Я благополучно спустился с холма вниз.



- Проверим выполнения задания.

- Встретились ли слова, которые отвечают на вопрос к а к?

- Теперь обратимся к учебнику , откроем с 73 упр124 , в нём даны предложения с которыми вы работали. Прочитаем, какой же частью речи являются выделенные слова? (это наречия)

- Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да)

- На какие же ещё вопросы может отвечать наречие.

- Обратимся ещё раз к предложениям с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.» ( Слайд11)





  1. Физминутка. (12 слайд)

Немного отдохнём, но с пользой.

Я буду произносить речёвку и показывать движения. Вы движения за мной повторяйте, но как только услышите наречие, движение повторять не надо.



Нам с тобой
Пришёл черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : (БЛИЗКО).

Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(ПОЛ).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты:(НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай:(КОНЕЦ).

  1. Работа с учебником


-Продолжим работу.

- Выполним упр в учебнике стр. 73 упр 125.

-Прочитайте задание. (один ученик у доски)

- Что надо сделать? (доказать , что выделенные слова являются наречием)

- Что для этого надо сделать? (задать вопрос)

Журчит (как?) звонко, тонко

- От какого слова задавали вопрос? (журчит)

- Какой частью речи является данное слово?

- Что обозначает глагол? (действие)

- А наречие указывает на признак действия, т.е. журчать ручей может по разному.

(В старину называли наречие – приглагол. Действительно, слова, которые стоят при глаголе , обозначают признак действия) (13 слайд)

- Поставим глагол во множественное число

Журчат (как?) звонко, тонко

- Изменим время глагола.

Журчал (как?) звонко, тонко.

Будет журчать (как?) звонко, тонко.

- Что изменилось?(у глаголов изменяется окончание)


- А что не изменилось? (наречие, значит у наречия нет окончания, это неизменяемая часть речи)

- Продолжим постигать тайну новой части речи. Для этого поработаем в группах. Из слов, которые находятся в конвертах , надо составить предложения и его записать.

(осенней, солнце, редко, порой, смеётся) ( 14 слайд)

Чтение получившихся предложений. (Если разные, то хорошо, т.к. разные точки зрения у всех. Будем уважать чужое мнение)

- Подчеркните главные члены предложения – основу предложения.

- Как называются остальные члены предложения? (второстепенные0

- Найдите в предложении наречие. Каким же членом предложения оно является?

- Проверим наши выводы о наречии, прочитав сведения о языке.



  1. Самостоятельная работа с самопроверкой


- В качестве закрепления полученных знаний выполним упр. 127 на стр.74

- Прочитайте задание.

Мы много на уроке работали в группе, а теперь каждый поработает самостоятельно.

- Для выполнения задания обсудите в группах, кто какие наречия будет выписывать. В группе 4 человека и вопросов 4. Не забывайте о правилах дружбы, можно уступить товарищу.

- Но сначала подумайте и назовите вопрос наречия, которое указывает на время действия. (когда)

- Назовите вопрос наречия , которое указывает на место действия. (где? Куда? Откуда?)

(двое у доски)

Дети работают самостоятельно.

Самопроверка (слайд15) Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+», кто немного сомневается в своих знаниях – «?», кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться, поставьте «-».

- Проверим работу ребят у доски.


  1. Домашнее задание.


- На какие вопросы мы ещё не ответили?. Это нам предстоит ответить на следующем уроке. А вот вопрос «Что будет , если исчезнут наречия» предлагаю на него подумать дома. И написать небольшое сообщение Кто желает?


Задание на выбор


1) Из книги для чтения выписать 3 предложения с наречиями.


2) рабочая тетрадь с 31 упр 64


  1. Итог урока.

А теперь обобщим то, что мы исследовали на уроке.


- Что узнали о наречии?


  1. Анализ деятельности учащихся на уроке. Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся.

Я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно! Я искренне говорю вам спасибо за работу!

12. Рефлексия.

- Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку: если понравился урок – то поднимите улыбающееся солнышко, если не понравилось, было скучно – тогда поднимите грустное солнышко.