Пересичан Е.А.
Русский язык
Урок №116
Класс: 4-К
Дата:14.04.2023
Тема: Правописание глаголов в прошедшем времени.
Цель деятельности учителя: создать условия для выявления признаков глаголов в прошедшем времени; развивать умение образовывать формы глаголов в прошедшем времени; учить обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.
Тип урока:рефлексия
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты:
- определять признаки глаголов прошедшего времени;
- изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам;
- образовывать формы глаголов в прошедшем времени;
- обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; понимать и сохранять в памяти учебную задачу;
Познавательные: оценка информации.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные результаты: проявлять сотрудничество в разных ситуациях; проявлять интерес к изучаемому предмету; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая;
Методы обучения:проблемно-поисковый метод, эвристический, метод контроля результатов обучения, объяснительно – иллюстративный
Ход урока
1.Организационно-мотивационный этап (самоопределение) к учебной деятельности
Прозвенел и смолк звонок,
Он зовет нас на урок.
Приключения нас ждут
В мир новых знаний нас зовут.
Ребята, у нас сегодня необычный урок.
На нём присутствует гости, поприветствуйте их (Встают, говорят: «Здравие желаем» Я даю команду вольно).
2.Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия .
-Что гости делают на нашем уроке? Присутствуют.
-К какой части речи относится слово «присутствуют»? (правильно к глаголу) - Какие времена глаголов вы знаете? (глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени.)
-Что сделали наши гости,когда пришли к нам на урок? (Поздоровались и сели.)
-К глаголу, какого времени относятся эти слова?
-На какой вопрос они отвечают?
Правильно, гости что сделали?(Сели, поздоровались.) Эти слова относятся к глаголу прошедшего времени.
-Как вы думаете,какая тема нашего урока?
Правильно, правописание глаголов прошедшего времени.
Какие цели мы поставим перед собой.
Мы будем учиться …..(выявлять признаки глаголов в прошедшем времени; развивать умение образовывать формы глаголов в прошедшем времени)
3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему (2 мин)
В дверь вбегает Вика.
Вика говорит: " Беда, беда!
-Что случилось, Вика? Какая беда?
-Дядюшку глагола похитили жители страны «Лентяево». Ведь всем известно, что глагол самая трудолюбивая часть речи. Глагол всегда находится в движении и действии.
-Нам надо срочно спасать дядюшку глагола.
-Успокойся, Вика, конечно мы спасём дядюшку глагола. Ребята, мы ведь поможем спасти дядюшку глагола?
Катя говорит: « А зачем нам его спасать? Мы разве не можем обойтись без него?
Давайте попробуем. На доске написаны три предложения.
Я (прилег) на прохладную кровать (отдохнуть) немного.
Я (вышел) на воздух (освежиться).
-Правильно ли звучат предложения? Понятно ли о чем говорится в них?
-Нет (отвечают дети). А что нужно добавить, чтоб стало все понятно? Глаголы.
-Вот видите, ничего мы не можем объяснить и понять без глагола. Так что нужно скорее его возвращать. Ну как, вы согласны спасать глагол?
Да (Отвечают дети).
4. Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения.
-Ребята ну как же нам это сделать? Как помочь спасти дядюшку Глагол? -Смотрите, смотрите на доске какой-то конверт (открываем конверт в конверте послание). (Учитель читает послание)
Мы жители страны Лентяево. Идядюшка Глагол находится у нас.Злодей по имени Трудяга(конечно для лентяев Трудяга – злодей) заставляет нас работать и выполнять задания. Он пообещал, что если мы выполним все задания, то он оставит нашу страну в покое и навсегда уйдет. Поэтому, если вы хотите спасти дядюшку, то вам придётся выполнить все задания за нас. И первое задание Вы можете найти в этом письме.
Ребята, вы готовы выполнять задания? Да ( отвечают дети). Давайте посмотрим, что же за задание оставили нам жители страны Лентяево (раздаю детям задание, один ребенок читает вслух задание).
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.Открытие новых знаний (5 мин).
Задание № 1 (на доске возле ворот страны) – устно (парами)
И тут проехал трактор,
или пролетел самолёт,
или промчалось стадо бегемотов,
или тигр зарычал,
или гром грянул.
-Найдите глаголы прошедшего времени. Задайте вопросы на которые они отвечают.
--Что нам нужно знать для того чтобы суметь выполнить эти задания? (ответы детей)
-Правильно ребята, нам нужно вспомнить всё, что мы знаем о глаголе прошедшего времени. (Дети говорят, все, что они знают о глаголе прошедшего времени.)
Итак, подведем итог (учитель).
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе — по родам. Они образуются от неопределённой формы глагола с помощью суффикса -л-.
Пример: ходить (н.ф.) → ходил, ходила, ходило, ходили.
Перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени пишется та же гласная, что и перед -ть в глаголах неопределённой формы. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Что делал? Что сделала? Что сделали?
(Выполняют задания парами, называя слова и подбирая вопросы к ним (один находит глагол, второй подбирает вопрос).
Вот мы и справились с первым заданием. Молодцы ребята, постойте в этом конверте ещё что-то есть (достаю первую букву слова глагол - г).
Это буква. Оставлю её здесь (вешаю на доску).
А ещё здесь сказано, что второе задание мы можем найти во втором ряду под второй партой (ребенок, сидящий там вытаскивает из-под парты конверт).
6.Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.
Работа по учебнику.
Текст в конверте
Ребята, мы будем вам очень благодарны, если вы справитесь со всеми заданиями. Следующее задание № 2 Стр 109 упр 230
Ребята, жители страны Лентяево написали нам, что будут всегда нас благодарить, если мы поможем им справиться со всеми заданиями. Обратите внимание, что слово благодарить является словарным словом его нельзя проверить. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Сегодня 14 апреля давайте каллиграфическим почерком напишем красиво слово благодарить и запишем все формы данного глагола в прошедшем времени прежде, чем приступим к следующему заданию.
Все написали? Дети отвечают(Да). Какие формы глагола вы записали? (благодарил, благодарила, благодарило, благодарили). Почему получилось так много глаголов прошедшего времени?
Обсуждение и выполнение задания. Один ученик работает у доски.
Укажите над глаголами в прошедшем времени их род, выделите окончания.
Молодцы! Мы отлично справились с заданием (сажаю ученика, озвучиваю оценку) и в этом конверте есть ещё одна буква (л) прикрепимеё к той, которая у нас уже есть на доске.
Самостоятельная работа и проверка по эталону
Продолжение урока. Вы хорошо поработали следующее задание, вы можете найти на рабочем столе учителя (на столе лежит конверт с заданиями по вариантам, двое учеников работают на откидной доске).
Задание 3
1вариант
Образуй от данных глаголов глаголы прошедшего времени, измени их по родам и числам
Белеть, наступать, обедать, вставать, смотреть.
2 вариант
Запиши словосочетания с глаголами прошедшего времени.
(Наступил) вечер, лето, весна, дни. (Цвёл) подснежник, растение, лилия, незабудки. (Блестел) металл, солнце, река, окна.
Проверка задания. (получают две буква а,г ).
Ребята, мне кажется, что после выполнения стольких заданий вы немного устали. Давайте отдохнём.
Физминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Отдохнули, а теперь снова пора приниматься за дело. Смотрите, еще одно послание (конверт лежит на шкафу).
Задание № 4 на карточках (взаимопроверка)
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркните глаголы прошедшего времени.
Наступил… ясн..утро. Со…нце ярко сиял… в голубом неб.. . Лучи его играл… на речк…, на крышах домов. Алмазами сверкал… роса на трав….
( в конверте буква о).
Прошу поменяться карточками и выполнить взаимопроверку, поставить на карточках смайлики. У кого всё выполнено без ошибок смайлик с улыбкой, у кого 1-3 ошибки нарисуйте смайлик с прямым ртом, у кого ошибок 3 и более –грустный смайлик.
Последней конверт № 5(резервное задание) с заданием вы найдете на первой парте, первого ряда. Выполните Упр 229 на стр 109 вашего учебника.
Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Глаголы прошедшего времени можно определить по суффиксу -л-.
Значение "начало действия" имеют приставки за- в глаголах защёлкал, засвистал.(Один ученик работает у доски
Давайте дадим возможность глазам чуть отдохнуть.
Физминутка для глаз-2 мин
Включение в систему знаний, умений и повторения.
Урааа! Вот мы и справились с последним заданием и в этом конверте тоже есть буква (получают букву л в конверте 4 или 5). Давайте приложим её к тем, что уже у нас висят на доске. Ребята какое слово у нас получилось? Получилось слово глагол. Значит мы успешно справились со своей задачей и спасли дядюшку глагола. Давайте вспомним о предложениях, которые мы должны были составить в начале урока. Теперь глагол вернулся и у нас обязательно всё получится.
Я (прилег) на прохладную кровать (отдохнуть) немного.
Я (вышел) на воздух (освежиться).
Какие предложения у нас получились? Дети читают предложения. Молодцы, ребята!
Вы слышите? Кажется, пришло сообщение. Точно это пришло сообщение от дядюшки Глагола, давайте послушаем, что же он нам прислал (Включаю видео обращение).
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Сегодня я научился ……..(задавать вопросы к глаголам пр.вр)
Сегодня я закрепил ………(свои знания о глаголе)
Вот и подошёл наш урок к концу, а теперь давайте поднимем вверх свои звёзды. Всем кому было интересно и всё понятно поднимают вверх зелёные звёзды, у кого остались какие-то небольшие вопросы жёлтые звёзды,тем кому было сложнокрасные звёзды
Спасибо за урок!
Резервное задание.
Мы спасли дядюшку Глагол. Глагол очень рад своему освобождению и предлагает нам поиграть. Дети по очереди выходят к доске и записывают глагол в прошедшем времени разделяя их по родам. 1 ряд -женский род, второй ряд – муж. Род, 3 ряд – ср.род
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Сегодня я научился ……..(задавать вопросы к глаголам пр.вр)
Сегодня я закрепил ………(свои знания о глаголе)
Вот и подошёл наш урок к концу, а теперь давайте поднимем вверх свои звёзды. Всем кому было интересно и всё понятно поднимают вверх зелёные звёзды, у кого остались какие-то небольшие вопросы жёлтые звёзды,тем кому было сложнокрасные звёзды
Спасибо за урок!