- создавать благоприятные условия для развития умения строить речевые высказывания.
- обеспечить развитие фонематического слуха, навыков правильного осознанного чтения;
- развитие памяти, логического мышления, речи учащихся.
Этапы | Методы и приёмы | Время | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Самоопределение к деятельности 1. организация рабочего места 2. актуализация знаний 3. целеполагание | - словесный; - фронтальный опрос | 1 мин. | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Александровна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Пожалуйста, садитесь. - Давайте вспомним, какую букву вы проходили на прошлом уроке? (Букву «е») - Что интересного вы узнали об этой букве? - Какой звук она обозначает, если стоит в начале слова или после гласной? (Звук [йэ]) - Посмотрите на доску, прочитайте слова, протягивая букву «е». Какой вывод можно сделать? (Если буква «е» стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает 2 звука [йэ]) - Обратите внимание на доску. - Как вы думаете, какая тема будет на уроке? - А какую цель мы поставим? | - приветствовать учителя; - отвечать на задаваемые учителем вопросы; - формулировать тему и цель урока | Р:- принимают и сохраняют учебную задачу. Л:- положительное отношение к школе и учебной деятельности. |
II. Постановка и решение учебной задачи | - фронтальный опрос; - словесный; - беседа; - работа презентацией | 13 мин. | - Ребята, как вы думаете, что есть общего у буквы «е» и «ё»? - А какие звуки обозначает буква «ё»? В этом и есть сходство этих букв. - Посмотрите на слайд, давайте отгадаем ребус. Какое слово получилось? (Ёж) - Давайте сделаем схему к слову ёж. - Произнесём это слово. Сколько в этом слове слогов? (1) Произнесём ещё раз это слово. Сколько в нём звуков? (3 зв. йош) - В слове присутствует слияние звуков [йо]. Как мы обозначаем слияние? - Скажите, первый звук гласный или согласный? Давайте его произнесём. Почему он согласный? (При произнесении появляется преграда) - Ребята, запомните, звук [й] всегда мягкий согласный. Так каким цветом мы выделим его в схеме? (Зелёным) - А второй звук гласный или согласный? (Гласный) Почему? (Не встречает преграды) Каким цветом мы его обозначим? ( Красным) - А третий звук, какой? (Согласный) Твёрдый или мягкий? (Твёрдый) Каким цветом обозначим? (Синим) - Давайте повторим, слияния, каких звуков обозначает буква «ё»? - Скажите мне слова, где буква ё стоит в начале слова. - Я вижу, вы немного подустали, давайте разомнёмся. | - отвечать на задаваемые вопросы; - рассуждать; - выполнять задания; - принимать новый учебный материал; | К:- участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. П:- извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р:- осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. |
Динамическая пауза | - практический; - наглядный | 3 мин. | Мы ногами топ – топ, Мы руками хлоп – хлоп, Мы глазами миг – миг, Мы плечами чик – чик, Раз, два, раз, два, Заниматься нам пора, Раз- сюда, два – туда, Повернись вокруг себя, Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять. | - повторять движения за учителем | Л:- определяют конкретный смысл понятий; |
| - словесный; - практический: работа с текстом | 12 мин. | - Откройте страницу 103. Прочитайте слова под картинкой. В каком случае буква «ё» обозначает 2 звука? - Давайте произнесём остальные слова. Что вы заметили? Когда ещё буква «ё» обозначает 2 звука? - Так какой вывод можно сделать? (Буква «ё» обозначает два звука, когда стоит в начале слова и после гласной) - Ребята, я раздала вам листочки с предложениями, прочитайте их и найдите слова, где буква «ё» обозначает 2 звука. Сделайте схему к этому слову, а потом вместе проверим. - Теперь откройте учебники на странице 103, что написано после слов? (Текст) Как вы поняли, что это текст? Сколько в нём предложений? Как вы это определили? Что вы заметили? Чем заменены слова? Прочитайте вслух этот текст. - Что поставил папа? Какая ёлка? Что находится около ёлки? Что говорит Лариса? Что отвечает Павлик? - Почему слово папа написано с большой буквы? А почему Лариса и Павлик написаны с большой буквы? - Давайте прочитаем предложение, которое находится ниже текста. Назовите мне самое маленькое слово. Ребята, вы ещё маленькие, но я хочу открыть вам секрет, буква и является союзом. - Теперь обратим внимание на рисунки нижу. Что изображено? Как читаются? А как пишутся? Действительно, есть слова похожие в произношении и написании, но разные по значению. | - отвечать на задаваемые вопросы; - строить собственные высказывания; - выполнять задания; - анализировать текст | |
III. Итог Рефлексия | - словесный - беседа | 7 мин. | - Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте повторим, с какой буквой мы сегодня познакомились? («ё») - Какие звуки она обозначает? ([йо]) - Когда она обозначает эти звуки? - Кто помнит, какой всегда звук «й»? - Что ещё интересного запомнили о букве? | - провести самооценку; - проанализировать свою работу; - отвечать на вопросы | Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |