3.Актуализация знаний | 1. Отгадайте, пожалуйста, совсем короткую загадку: что дороже всего на свете? (Здоровье) Правильно, это – здоровье. Здоровье – самое главное наше богатство. Конечно, это звучит банально, но его не ценишь до тех пор, пока его не потеряешь. Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся. Давайте отгадаем с вами о чем же сегодня пойдет разговор на уроке. – Ребята, у вас на партах лежат карточки. Ы У О Р У П О У И О В Ч У К О А – Что записано на карточках? Ответы детей: – Ваша задача, вычеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв сложить и прочитать слово. – Какое слово у вас получилось? ( У нас получилось слово «привычка») Что означает слово «привычка»? Ответы детей 2.Работа с толковым словарём – ПРИВЫЧКА – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. То есть, привычка – это то, что мы делаем постоянно. Сообщение темы – Итак, кто из вас догадался, чему будет посвящен наш урок сегодня? Ответы детей Итак, тема нашего урока: «Вредные привычки» - Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы в течение нашего урока. - Что такое вредная привычка? - Какие бывают вредные привычки? - Как они влияют на здоровье человека? – Сегодня на занятии мы с вами попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и их влиянии на наше здоровье. Девизом нашего урока станут слова: Я умею думать, умею рассуждать, Что полезно для здоровья буду выбирать. Повторим хором - Я думаю, что наше здоровье зависит от состояния здоровья родителей, бабушек, дедушек, от того, как часто нас осматривает врач, от того каким воздухом мы дышим и какую воду пьем и от других вещей. Но многое зависит и от нас, от того какие привычки у нас преобладают. - Какие бывают привычки? (ответы детей) Привычки бывают полезные и вредные. - Какие привычки мы называет полезными? - Назовите полезные привычки. (ответы детей ) - Какие привычки мы называем вредными? - Назовите вредные привычки. (ответы детей) Ребята, посмотрите на экран. Перед вами список привычек. Сейчас вам нужно эти привычки разделить на 2 группы. Вредные привычки перенесем в левый столбик, а полезные - в правый. (Вызываю по одному к доске) Список привычек • обманывать • умываться • чистить зубы • грызть ногти • сутулиться • класть вещи на место • выполнять домашнее задание • заниматься спортом • пропускать уроки • говорить правду • лениться • курить • читать лежа • мыть за собой посуду • драться • ссориться (После выполнения задания детьми проводится обсуждение) – Итак, какой вывод мы можем сделать? (Существуют как вредные, так и полезные привычки). - Ребята, какие вредные привычки наиболее опасны для человека? Одна из глобальных проблем человечества, подрывающая его здоровье – это.. А что это за привычка, мы узнаем, посмотрев мультфильм МЕДВЕДЬ И ТРУБКА Просмотр первой части мультфильма. - Каким вы увидели медведя? (здоровым) Итак, почему же медведь веселый, радостный, бодрый? (он здоров, ведет здоровый образ жизни: по утрам делает зарядку, дышит чистым воздухом, закаляется). - Смотрим дальше мультфильм Просмотр второй части мультфильма. - Что же произошло с медведем? (стал кашлять, похудел, лезет шерсть, в костях ломит, ноет сердце, в лапах дрожь) - Почему произошли такие изменения с медведем? (Потому что медведь стал курить) - Ребята, мы уже с вами говорили о правилах здорового образа жизни. А как вы думаете, о чём сегодня на уроке у нас пойдёт речь? (о том, что наносит вред здоровью). . Итак , первая вредная привычка , наносящая вред нашему организму – это курение - “А интересно вам узнать , когда и как люди узнали о табаке?” Сообщения учеников. Все началось в 15 веке, когда великий путешественник Колумб высадился за океаном в далекой и неведомой стране. Там его изумленные матросы увидели похожих на фокусников людей, которые свертывали из сухих листьев трубки, брали их в рот и поджигали… Туземцы втягивали дым и пускали его наружу… Несчастные нередко при этом теряли сознание, входили в транс и даже корчились как от сильной боли, но, по их словам, уже не могли без этого жить. Учитель. . Испанскому мореплавателю, известному путешественнику Христофору Колумбу в числе подарков местные жители одного из островов поднесли сушёные листья растения. Они курили эти подсушенные на солнце листья, свёрнутые в трубочки. Очень притягательной оказалась сила табака! После следующего похода Христофора Колумба семена табака были завезены в Испанию. Затем они морскими и караванными путями были доставлены практически во все уголки земного шара. В Россию табак был завезён английскими купцами в 1585 году через Архангельск и распространился по российской земле. Многие годы табаку и его курению приписывали чудодейственные и даже лекарственные свойства 2 ученик Шустрый белый кролик весело резвился и грыз листья свежей капусты. Но когда к его пище добавили одну лишь каплю какой-то густой прозрачной жидкости, кролик мгновенно упал на бок, перестал дышать и умер. Что же это была за жидкость? Смертельная жидкость – никотин. Это сильнейший яд, который находится в табаке.( Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин.) С дымом папиросы яд попадает в лёгкие человека. С каждой затяжкой курильщики вводят в себя никотин. Работа по учебнику. - А какой вред причиняет организму человека курение, мы узнаем из статьи в учебнике. Откройте учебник на стр.72 (ученик читает текст учебника «Курение опасно для здоровья» на стр. 72-73) Вопросы на понимание текста: - Сколько вредных веществ содержится в сигаретном дыме? (около 800) - Какое самое вредное из них? (никотин) - Что происходит под воздействием никотина? (ослабляется работа сердца, повышается кровяное давление) 4) Интересные факты о никотине Народная мудрость, а также научные факты говорят, что капля никотина убивает лошадь. Но если быть точным, то одной капли никотина хватит, чтобы уничтожить тройку лошадей массой 500 кг каждая. Учитывая, что размер домашних животных вроде кошки или собаки гораздо меньше, можно с уверенностью сказать, что никотин, содержащийся в дыме от сигарет, пользы их здоровью не приносит. Например: кролик умирает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли никотина. Птицы - воробьи, голуби - погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. 1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу. Курильщика спасает, что эта доза вводится в организм не сразу, а постепенно. За 30 лет курильщик выкуривает приблизительно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина!!!! Исследования говорят о том, что активное курение отнимает у человека в среднем около 10 лет жизни. - Какой вывод можно сделать? (Курение опасно для здоровья) Учитель. - Давайте посмотрим, как влияет курение на организм. - Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Первыми от дыма сигарет страдают зубы. Зубная эмаль разрушается, зубы приобретают желтоватый цвет. Далее ядовитые вещества дыма переходят в слюну и вместе со слюной проходят в наш организм, от этого страдает желудок. - После выкуривания сигареты сердце учащает свою работу на 10-15 ударов. Отчего сердце быстро стареет, изнашивается. - Так же курение влияет на работу мозга. Ухудшается память, внимание, человек быстро утомляется. - А ещё курение влияет и на внешний вид человека. Кожа становится бледно-жёлтого цвета, тускнеют глаза, волосы становятся сухими, ломкими. У человека притупляются вкусовые ощущения, перестаёт чувствовать запахи. -А какому внутреннему органу дым наносит наибольший вред? (Легким) При курении в них поступает недостаточное количество кислорода. Это приводит к заболеванию туберкулёзом, тяжёлым бронхитом, отсюда постоянный кашель, мокрота, одышка, частое сердцебиение. Притча о табаке В одном восточном городе жил мудрец. Однажды шел он по базару и увидел толпу возле торговца табаком. Мудрец подошел к ним и сказал: у табака, по крайней мере, есть три полезных свойства: курящего никогда собака не укусит, вор ночью к нему не заберется и никогда он не будет старым. Торговец, обрадованный похвалой своему товару, попросил его объяснить почему. Мудрец сказал: «У курильщика рано начинают болеть ноги, он хромает, ходит с палочкой. А какая же собака укусит человека с палкой? У него появляется кашель по ночам, а какой же вор заберется в дом, где не спят? И они обычно рано умирают, не дожив до старости.» Люди, послушав мудреца, стали в задумчивости расходиться. - Почему люди стали расходиться? Практическая работа. Ребята, предлагаю вам провести простой эксперимент: рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмем один лист и сомнем его. Сравним его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как у нас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом? Какие выводы мы можем сделать? Вывод: Дышать табачным дымом опасно для вашего здоровья. Меры для предупреждения курения - Какие меры принимает человеческое общество, чтобы уменьшить число курильщиков? а) таблички НЕ КУРИТЬ в транспорте, в помещениях; б) на пачках сигарет надпись «Минздрав предупреждает: «Курение опасно для Вашего здоровья» - Именно потому, что от табачного дыма страдают не только сами курящие, но и те, кто их окружает, в закрытых помещениях, где бывает много людей, вывешивают знак «Не курить!» - Бросить курить - это сэкономить деньги! Курение - недешевое удовольствие, к тому же, согласно закону Российской Федерации, есть ряд общественных мест, где это делать запрещено, и за незаконное курение будет штраф. Задание 1. Подсчитайте, сколько тратит в год на сигареты курящий человек, если он курит по пачке в день, а средняя цена одной пачки сигарет 70 рублей? (ребята работают в парах, используя калькулятор) После проверки работы на экране высвечиваются результаты их подсчетов. 70 руб. х 365 дней = 25 т. 550 руб. - Эта сумма потрачена на то, чтобы губить личное здоровье. - Как вы думаете, это много или мало? - Подумайте и скажите, на что можно было бы потратить эти деньги? (фрукты, овощи, витамины, конфеты, подарки своим родным, можно отправиться в путешествие и т.д.) - Какой можно сделать вывод? (курение может привести к излишним тратам денег) - А ещё, ребята, на Земле целых два международных дня, посвященных борьбе с курением. Первый - Всемирный день без табака (31 мая). В мае 2003 года Всемирной организацией здравоохранения был принят международный договор по борьбе против табака, к которому присоединились более 90 стран, в том числе и Россия. Второй - Международный день отказа от курения, который отмечается ежегодно в третий четверг ноября. Цель проведения Международного дня отказа от курения – привлечение внимания общественности к негативным последствиям курения табака. Учитель: Особенно чувствительны к табачному дыму некурящие люди. Табачный дым и курение чрезвычайно вредны детям. – Кто читал «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» Марка Твена? – Давайте вспомним отрывок из этой знаменитой книги, как Том Сойер учится курить. Учитель читает отрывок из рассказа. «После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком… Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но всё же Том заявил: – Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уже давно научился бы. – И я тоже, – подхватил Джо. – Плёвое дело!.. Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплёвывали всё чаще и чаще… Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабевших пальцев, у Тома тоже… Наконец, Джо выговорил расслабленным голосом: – Я потерял ножик… Пойду поищу… Том дрожащими губами произнёс, запинаясь: – Я помогу тебе. Ты иди в эту сторону, а я туда… к ручью… Нет, Гек, ты не ходи за нами, мы сами найдём. Гек снова уселся на место и прождал целый час. Потом он соскучился и пошёл разыскивать товарищей. Он нашёл их в лесу далеко друг от друга; оба были бледны и спали крепким сном. Но что-то подсказало ему, что теперь им полегчало, а если и случилось им пережить несколько неприятных минут, то теперь уже всё позади. За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, и, когда Гек после ужина набил трубку для себя и для них, оба в один голос сказали: «Не надо», так как они чувствуют себя очень неважно». – В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения. . А сейчас послушайте портрет- описание одного человека. - Человек выглядел так: бледный, изможденный, небритый, качается, ругается, под глазом синяк, одет неопрятно. Как вы думаете, чей это портрет? (алкоголик) - Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые употребляют спиртные напитки? (ответы детей) - Как ведут себя такие люди? (ответы детей) Какое чувство они у вас вызывают? (ответы детей) Что же такое алкоголь? 3 ученик Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского « аль-коголь», что означает одурманивающий. Алкоголь создает иллюзию благополучия. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года. - Откройте учебник на странице 73. Посмотрите на рисунок-схему. Скажите, какие органы особенно страдают от алкоголя? Какие выводы мы можем сделать? Вывод: Алкоголь опасен для вашего здоровья. - Чем похожи по влиянию на организм алкоголь и табак? (ответы детей) (Вызывают привыкание.) Учитель: А какое же лекарство может быть от всех вредных привычек? (Хобби, спорт и т.п.) И действительно, ребята, спорт это замечательная альтернатива пагубным привычкам. Многие ребята из нашего класса занимаются в спортивных секциях,танцами.. | Познавательные: знаково-символические, моделирование, построение логической цепи рассуждения и тд. Личностные: оценивание усваемого содержания, исходя из личностных ценностей. Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Регулятивные: - создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: - создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - создать условия для совместного решения учебной задачи; - развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания. Познавательные: - Помочь выделить и сформулировать познавательную цель. Личностные: развивают эстетические потребности, доброжелательность и отзывчивость, понимают чувства других людей. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формируют учебную проблему, работают по плану, сверяют свои действия с целью, вырабатывают критерии оценки и определяют успешность. Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации, делают выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала. Из пипетки капнуть одну каплю воды.!! Личностные: развивают эстетические потребности, доброжелательность и отзывчивость, понимают чувства других людей. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формируют учебную проблему, работают по плану, сверяют свои действия с целью, вырабатывают критерии оценки и определяют успешность. Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации, делают выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта |