СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Опасные погодные явления"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление у учащихся об опасных погодных  явлениях и о признаках ухудшения погоды.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Опасные погодные явления"»

6 класс

ТЕМА: ОПАСНЫЕ ПОГОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Цели: Сформировать представление у учащихся об опасных погодных явлениях и о признаках ухудшения погоды

Задачи учебного занятия:

Обучающая: 1. Расширить существующие знания учащихся о погодных условиях (гроза, метель, пурга).

2. Познакомить с признаками опасных погодных явлений

3. Изучить правила безопасного поведения при грозе, метели и меры защиты при опасных погодных явлениях.

Развивающая:  Развивать коммуникативные способности учащихся, познавательный интерес,  применять полученные  знания в жизни

Воспитательная: Формировать ответственное отношение к своему здоровью при различных погодных условиях.

Коррекционная: Учитывать при выполнении каждого вида работ особенности зрительного восприятия учащихся и их умственные и физические возможности.

Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, ситуационный, наглядный. Формы работы: беседа, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, решение тестов. Оборудование: мультимедийный проектор,  компьютер.

Ход урока(40мин)

Приветствие.

- Орг.момент. (Проверка готовности учащихся к уроку, настроить ребят на работу)

Проверка домашнего задания.

На прошлых уроках мы разговаривали о том, как обеспечить себе безопасность в природе  при автономном существовании. Сегодня нас ждет новая тема, но прежде чем к ней перейти, традиционно мы повторяем домашнее задание. Итак, первое задание:

Вопросы по домашнему заданию. (Дифференцированная проверка домашнего задания)

Трем уч-ся предлагается решить тесты.

1. Допиши

Автономное существование человека в природе –это…

2. Автономное существование человека в природных условиях может быть:

а) добровольным

б) вынужденным

в) добровольным или вынужденным

3. Допиши

Добровольная автономия- это ситуация, когда…

4. Допиши

Вынужденная автономия – это ситуация, когда …

5. В условия вынужденной автономии человек может попасть, если

а) заблудился в лесу, в горах

б) отстал от группы на маршруте

в) поставил перед собой исследовательскую цель

д) попал в аварию на каком-либо транспортном средстве

6. Выберите качества человека, которые необходимы для успешного выживания в природной среде

а) уметь действовать в различных климатических условиях

б) быть духовно и физически подготовленным

в) всегда выполнять команды других



С остальными учащимися проводится фронтальная проверка домашнего задания.

1.   Как же можно пополнить свой рацион питания за счет даров природы?

 2. . Как можно добыть огонь?

 3. Какие временные укрытия можно сделать из подручных средств?

4. А, воду какую нужно пить и как ее добыть в природных условиях?

1. Что такое автономное существование?

2. Какие два вида автономного существования ты знаешь?

3. Что бы обеспечить свою безопасность в природных условиях, какими знаниями должен обладать человек? Какими качествами?

Молодцы ребята!

II. Изучение нового материала.

    Ребята, давайте мы сейчас с вами отправимся в небольшую картинную галерею, посмотрите картины великих художников! И прочитаем стихотворения наших поэтов.

Слайд 1-4

Какие погодные явления мы с вами увидели на картинах? Для жизни человека они представляют опасность? К категории каких явлений мы можем их отнести?

Правильно.

Поэтому сейчас я предлагаю вам сформулировать тему нашего урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Правильно, об опасных погодных явлениях! И так, тема урока «Опасные погодные явления».

Слайд 5

Опасные природные явления относятся к ЧС природного характера.

Люди издавно научились наблюдать за природой, и замечать некоторые признаки природы по которым предсказывали погоду на следующий день или на изменения в погоде в ближайшие часы. Скажите, а какие вы знаете признаки ухудшения погоды, ну или народные приметы. 

1.На огонь костра летят  много  насекомых.
2.Воробьи громко чирикают, купаются в пыли.
3.Лягушки вышли из болота и хрипло квакают.
4. Ель поднимает ветви, чешуйки ее шишек прижимаются.
5. Ласточки низко летают.
6. Дым стелется по земле.
7. Вечером нет росы.
8. Вечер теплее утра. 9Солнце садится в тучу, вечерняя заря имеет ярко-красный цвет.

Физкультминутка

Так что же такое погода?

Погода - это состояние атмосферы в определенном месте и в определенное время. 

Какие основные показатели определяют состояние погоды?

 Первый показатель - это температура окружающего воздуха, которая колеблется в зависимости от времени года, времени суток.

Второй важный показатель - это атмосферное давление, которое оказывает влияние на движение воздуха - ветер.
Ветер - это третий показатель погоды. Ветер характеризуется направлением (откуда дует) и скоростью перемещения воздуха и силой. 

Для предсказания погоды на земле существуют наземные метеостанции. Во всем мире их около 20 тысяч. Они собирают данные о температуре воздуха, давлении, влажности, направлении и силе ветра. Эти данные обобщаются, и на их основе создается прогноз погоды, который вы слышите по радио и телевидению. Чтобы избежать неприятных последствий, в повседневной жизни необходимо руководствоваться показаниями синоптиков.

Слайд 6

Собираясь в поход, необходимо узнать, как меняется погода в местах планируемого отдыха в различное время года.

Слайд 7-8-9-10

В любом времени года можно выделить наиболее благоприятные сезоны для походов:

В природе бывают погодные явления, которые при определенных условиях опасны для здоровья человека. И первое о чем мы поговорим – это гроза.

 Слайд 11- 18

-Так что же такое гроза? ( Гроза - бурное ненастье с дождем, громом и молниями.)

 Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землей, называются молниями. Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра

А какие признаки приближения грозы?

Признаки приближения грозы: 

На горизонте можно заметить скопление мощных кучево-дождевых облаков. Они быстро надвигаются и вскоре занимают все небо.
Перед началом грозы становится тихо и душно. Природа замирает - это затишье перед бурей.

Потом ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление, а затем усиливается, поднимает тучи пыли, срывает листья и ломает ветки деревьев, может сорвать покрытие крыш у домов. Затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.

 - Что опаснее, гром или молния? (ответы детей) 

-Да, молния опаснее, потому что, это и есть электрический разряд.

 -Чем еще опасна гроза?

Прежде всего молниевым разрядом. Прямое попадание молнии для человека может закончиться трагически. Ежегодно в мире от молний погибает около 3000 человек.
Другая опасность - сильный ветер, который ломает ветки деревьев и может нанести повреждения зданиям. Сломанная ветка дерева, сорванный кусок кровли могут стать причиной травмы человека.
Наконец, сильный ливень с градом, если от него вовремя не укрыться, также таит в себе серьезную опасность для человека.

Слайд 19 - 24

Метель ( пурга, буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.

Метель - это перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Часто метель сопровождается снегопадом.
Снежные заносы и метели приводят к тому, что под снегом оказываются здания, останавливается движение на автомобильных и железных дорогах, нарушается нормальная жизнь населенных пунктов. Высота снежного заноса может достигать более 1 м. При метели возможно частичное разрушение зданий и крыш, а также обрыв линий электропередачи.

Слайд 25 – 26 Признаки ухудшения погоды

Ребята, ну а теперь, я предлагаю нам всем вместе  сформулировать правила безопасного поведения.

1 При грозе 2 При метели.

1. Если появились признаки приближения грозы, необходимо остаться в помещении и переждать ее.
- Если гроза застала вас дома, помогите родителям обезопасить ваш дом, а если их нет, то сами закройте окна, выключите телевизор, радио и другие электроприборы. Во время грозы воздержитесь от разговоров по телефону.
- Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как сосна, дуб, тополь. Дерево при ударе молнии расщепляется и может загореться. Лучше укрыться на участке с низкорослыми деревьями.
- Если гроза застала вас на улице, следует укрыться в подъезде любого дома.
- Если гроза застала вас в водоеме, необходимо выйти из воды, отойти от берега и спрятаться в укрытии (им может послужить овраг, ложбина, любое другое естественное углубление).
Сильная гроза обычно длится недолго, редко более двух часов, поэтому лучше всего переждать ее в доме.

2 - При получении сигнала о приближении метели плотно закройте окна и двери, чердачные люки. -Уберите с балконов и подоконников вещи, чтобы их не унесло воздушным потоком. - Позаботьтесь о средствах автономного освещения (фонарях, керосиновых лампах, свечах), так как электроэнергию могут отключить. Подготовьте лопаты для уборки снега.
- Во время пурги старайтесь не выходить из дома.
- После метели в условиях снежного заноса необходимо определить возможность выбраться из-под заносов самостоятельно. В этом случае полностью действуйте по плану родителей, помогайте им предпринять все меры для благополучного выхода из создавшегося положения.
- Если сильная пурга застала вас в дороге, зайдите в первый попавшийся дом и попроситесь остаться в нем до окончания метели.

 III. Домашнее задание:

IV. Закрепление

Слайд 27 ( Вопросы для закрепления).

Ситуационные задачи для 1 и 2 групп:

1. Вы с родителями гуляете в городском парке. Неожиданно началась гроза. Как вы будете действовать в данной ситуации?

    3. Сильная пурга застала вас на улице при возвращении домой из школы. Как необходимо поступить в данной ситуации?

Комментированное выставление оценок.