6 класс
ТЕМА: ОПАСНЫЕ ПОГОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Цели: Сформировать представление у учащихся об опасных погодных явлениях и о признаках ухудшения погоды
Задачи учебного занятия:
Обучающая: 1. Расширить существующие знания учащихся о погодных условиях (гроза, метель, пурга).
2. Познакомить с признаками опасных погодных явлений
3. Изучить правила безопасного поведения при грозе, метели и меры защиты при опасных погодных явлениях.
Развивающая: Развивать коммуникативные способности учащихся, познавательный интерес, применять полученные знания в жизни
Воспитательная: Формировать ответственное отношение к своему здоровью при различных погодных условиях.
Коррекционная: Учитывать при выполнении каждого вида работ особенности зрительного восприятия учащихся и их умственные и физические возможности.
Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, ситуационный, наглядный. Формы работы: беседа, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, решение тестов. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока(40мин)
Приветствие.
- Орг.момент. (Проверка готовности учащихся к уроку, настроить ребят на работу)
Проверка домашнего задания.
На прошлых уроках мы разговаривали о том, как обеспечить себе безопасность в природе при автономном существовании. Сегодня нас ждет новая тема, но прежде чем к ней перейти, традиционно мы повторяем домашнее задание. Итак, первое задание:
Вопросы по домашнему заданию. (Дифференцированная проверка домашнего задания)
Трем уч-ся предлагается решить тесты.
1. Допиши
Автономное существование человека в природе –это…
2. Автономное существование человека в природных условиях может быть:
а) добровольным
б) вынужденным
в) добровольным или вынужденным
3. Допиши
Добровольная автономия- это ситуация, когда…
4. Допиши
Вынужденная автономия – это ситуация, когда …
5. В условия вынужденной автономии человек может попасть, если
а) заблудился в лесу, в горах
б) отстал от группы на маршруте
в) поставил перед собой исследовательскую цель
д) попал в аварию на каком-либо транспортном средстве
6. Выберите качества человека, которые необходимы для успешного выживания в природной среде
а) уметь действовать в различных климатических условиях
б) быть духовно и физически подготовленным
в) всегда выполнять команды других
С остальными учащимися проводится фронтальная проверка домашнего задания.
1. Как же можно пополнить свой рацион питания за счет даров природы?
2. . Как можно добыть огонь?
3. Какие временные укрытия можно сделать из подручных средств?
4. А, воду какую нужно пить и как ее добыть в природных условиях?
1. Что такое автономное существование?
2. Какие два вида автономного существования ты знаешь?
3. Что бы обеспечить свою безопасность в природных условиях, какими знаниями должен обладать человек? Какими качествами?
Молодцы ребята!
II. Изучение нового материала.
Ребята, давайте мы сейчас с вами отправимся в небольшую картинную галерею, посмотрите картины великих художников! И прочитаем стихотворения наших поэтов.
Слайд 1-4
Какие погодные явления мы с вами увидели на картинах? Для жизни человека они представляют опасность? К категории каких явлений мы можем их отнести?
Правильно.
Поэтому сейчас я предлагаю вам сформулировать тему нашего урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Правильно, об опасных погодных явлениях! И так, тема урока «Опасные погодные явления».
Слайд 5
Опасные природные явления относятся к ЧС природного характера.
Люди издавно научились наблюдать за природой, и замечать некоторые признаки природы по которым предсказывали погоду на следующий день или на изменения в погоде в ближайшие часы. Скажите, а какие вы знаете признаки ухудшения погоды, ну или народные приметы.
1.На огонь костра летят много насекомых.
2.Воробьи громко чирикают, купаются в пыли.
3.Лягушки вышли из болота и хрипло квакают.
4. Ель поднимает ветви, чешуйки ее шишек прижимаются.
5. Ласточки низко летают.
6. Дым стелется по земле.
7. Вечером нет росы.
8. Вечер теплее утра. 9Солнце садится в тучу, вечерняя заря имеет ярко-красный цвет.
Физкультминутка
Так что же такое погода?
Погода - это состояние атмосферы в определенном месте и в определенное время.
Какие основные показатели определяют состояние погоды?
Первый показатель - это температура окружающего воздуха, которая колеблется в зависимости от времени года, времени суток.
Второй важный показатель - это атмосферное давление, которое оказывает влияние на движение воздуха - ветер.
Ветер - это третий показатель погоды. Ветер характеризуется направлением (откуда дует) и скоростью перемещения воздуха и силой.
Для предсказания погоды на земле существуют наземные метеостанции. Во всем мире их около 20 тысяч. Они собирают данные о температуре воздуха, давлении, влажности, направлении и силе ветра. Эти данные обобщаются, и на их основе создается прогноз погоды, который вы слышите по радио и телевидению. Чтобы избежать неприятных последствий, в повседневной жизни необходимо руководствоваться показаниями синоптиков.
Слайд 6
Собираясь в поход, необходимо узнать, как меняется погода в местах планируемого отдыха в различное время года.
Слайд 7-8-9-10
В любом времени года можно выделить наиболее благоприятные сезоны для походов:
В природе бывают погодные явления, которые при определенных условиях опасны для здоровья человека. И первое о чем мы поговорим – это гроза.
Слайд 11- 18
-Так что же такое гроза? ( Гроза - бурное ненастье с дождем, громом и молниями.)
Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землей, называются молниями. Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра
А какие признаки приближения грозы?
Признаки приближения грозы:
На горизонте можно заметить скопление мощных кучево-дождевых облаков. Они быстро надвигаются и вскоре занимают все небо.
Перед началом грозы становится тихо и душно. Природа замирает - это затишье перед бурей.
Потом ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление, а затем усиливается, поднимает тучи пыли, срывает листья и ломает ветки деревьев, может сорвать покрытие крыш у домов. Затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.
- Что опаснее, гром или молния? (ответы детей)
-Да, молния опаснее, потому что, это и есть электрический разряд.
-Чем еще опасна гроза?
Прежде всего молниевым разрядом. Прямое попадание молнии для человека может закончиться трагически. Ежегодно в мире от молний погибает около 3000 человек.
Другая опасность - сильный ветер, который ломает ветки деревьев и может нанести повреждения зданиям. Сломанная ветка дерева, сорванный кусок кровли могут стать причиной травмы человека.
Наконец, сильный ливень с градом, если от него вовремя не укрыться, также таит в себе серьезную опасность для человека.
Слайд 19 - 24
Метель ( пурга, буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.
Метель - это перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Часто метель сопровождается снегопадом.
Снежные заносы и метели приводят к тому, что под снегом оказываются здания, останавливается движение на автомобильных и железных дорогах, нарушается нормальная жизнь населенных пунктов. Высота снежного заноса может достигать более 1 м. При метели возможно частичное разрушение зданий и крыш, а также обрыв линий электропередачи.
Слайд 25 – 26 Признаки ухудшения погоды
Ребята, ну а теперь, я предлагаю нам всем вместе сформулировать правила безопасного поведения.
1 При грозе 2 При метели.
1. Если появились признаки приближения грозы, необходимо остаться в помещении и переждать ее.
- Если гроза застала вас дома, помогите родителям обезопасить ваш дом, а если их нет, то сами закройте окна, выключите телевизор, радио и другие электроприборы. Во время грозы воздержитесь от разговоров по телефону.
- Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как сосна, дуб, тополь. Дерево при ударе молнии расщепляется и может загореться. Лучше укрыться на участке с низкорослыми деревьями.
- Если гроза застала вас на улице, следует укрыться в подъезде любого дома.
- Если гроза застала вас в водоеме, необходимо выйти из воды, отойти от берега и спрятаться в укрытии (им может послужить овраг, ложбина, любое другое естественное углубление).
Сильная гроза обычно длится недолго, редко более двух часов, поэтому лучше всего переждать ее в доме.
2 - При получении сигнала о приближении метели плотно закройте окна и двери, чердачные люки. -Уберите с балконов и подоконников вещи, чтобы их не унесло воздушным потоком. - Позаботьтесь о средствах автономного освещения (фонарях, керосиновых лампах, свечах), так как электроэнергию могут отключить. Подготовьте лопаты для уборки снега.
- Во время пурги старайтесь не выходить из дома.
- После метели в условиях снежного заноса необходимо определить возможность выбраться из-под заносов самостоятельно. В этом случае полностью действуйте по плану родителей, помогайте им предпринять все меры для благополучного выхода из создавшегося положения.
- Если сильная пурга застала вас в дороге, зайдите в первый попавшийся дом и попроситесь остаться в нем до окончания метели.
III. Домашнее задание:
IV. Закрепление
Слайд 27 ( Вопросы для закрепления).
Ситуационные задачи для 1 и 2 групп:
1. Вы с родителями гуляете в городском парке. Неожиданно началась гроза. Как вы будете действовать в данной ситуации?
3. Сильная пурга застала вас на улице при возвращении домой из школы. Как необходимо поступить в данной ситуации?
Комментированное выставление оценок.