Конспект открытого урока по биологии для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее характер"
Цели:
Общая дидактическая цель: Создать условия для формирования знаний об адаптации организмов, ее формах, характере, результатах.
1. Сформировать у учащихся знания об различных адаптациях как результате эволюционного процесса.
2. Способствовать развитию умений и навыков работать с разными источниками информации, анализировать, обобщать, критически осмысливать полученную информацию, сопоставлять увиденное и услышанное на уроке, уметь определять по описанию форму адаптации.
3.Способствовать формированию научного мировоззрения, познавательного интереса, коммуникативных навыков.
Задачи:
1. Учащиеся должны усвоить понятия "адаптация, относительность адаптаций", знать механизм выработки адаптаций, иметь представление о предостерегающей, покровительственной окраске, мимикрии, морфологических, физиологических и поведенческих адаптациях живых организмов.
2. Учащиеся должны уметь самостоятельно прорабатывать учебный материал, использовать дополнительную информацию из разных источников, определять адаптивные признаки на природных объектах, рисунках, давать аргументированный ответ.
Оборудование:
Образовательные маршруты,
Учебник, справочники, дидактические пособия.
Презентация "Приспособленность организмов и её относительность»,
мультимедийная система.
Тип урока: изучение новых знаний.
Структура урока:
Орг. момент.
Целеполагание.
Актуализация знаний.
Введение в тему. Изучение нового материала. Работа с источниками.
Обобщение учебного материала.
Закрепление.
Домашнее задание. Рефлексия.
Ход занятия:
Эпиграф урока: «Полны чудес неистощимых
Природы вечные дела!»… И. Аксаков
Орг. Момент.
Целеполагание.
Актуализация знаний.
Учитель: Существование миллионов видов живых организмов на нашей планете вызывает восхищение. Потрясает еще и тот факт, что каждый организм, независимо от сложности его уровня организации, оптимально устроен для жизни в конкретных условиях среды. Изучение главных факторов эволюции, позволяет объяснить этот феномен, появления новых форм живых организмов в изменяющихся условиях среды. Основные заслуги в объяснении возникновения адаптаций организмов принадлежат Чарльзу Роберту Дарвину.
- Что такое эволюция?
- Каковы движущие силы эволюции?
- Что знаете вы по данной теме?
Ответы учащихся.
4. Введение в тему.
Учитель: В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной…?
Ответы учащихся.
Учитель: В борьбе за существование выживают особи наиболее сильные или приспособленные к условиям окружающей среды?
Ответы учащихся.
Учитель: Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций - приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность - результат действия естественного отбора в данных условиях существования.
Сообщение темы урока.
Обобщение целей учителем. Сегодня мы, познакомимся с разнообразием и относительностью приспособлений организмов к условиям среды, постараемся узнать механизм появления адаптаций.
^ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
4.1. Работа с разными источниками учебной информации, поиск определения приспособленности, сопоставление с собственным определением. Запись в листе (Слайд).
Подумайте и попытайтесь сформулировать, в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания?
Приспособленность организмов или адаптации (от латинского adaptatio - приспособление) - совокупность особенностей строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.
4.2. Классификация адаптаций.
Учитель: На сегодняшний день вопрос о классификации адаптаций - один из нерешенных в эволюционном учении. Существуют следующие классификации адаптаций:
1) пассивные и активные адаптации;
2) морфологические, физиологические, поведенческие (этологические) адаптации;
3) сложные и простые адаптации;
4) устойчивые и неустойчивые;
Невозможно дать полное их описание. Мы попробуем выявить только некоторые типы защитных приспособлений у животных и растений.
4.3. Многообразие адаптаций.
Задание: используя разные источники информации, определите формы приспособленности, назовите их. /Ответы учащихся/
^ 1) Покровительственная окраска тела:
Покровительственная окраска - такой вид окраски, при которой животные становятся незаметными на фоне окружающей среды. В природе распространены 3 вида покровительственной окраски: (слайд).
1. Окраска, скрадывающая противотень. У некоторых животных происходит быстрое (в течение нескольких минут) приспособительное изменение окраски тела, что достигается перераспределением пигментов в хроматофорах покровов тела (камбала, хамелеон).
Велика роль окраски в сезонно меняющихся условиях (белая окраска животных зимой в средних и высоких широтах делает их незаметными на снегу, как это бывает у песца, зайца, горностая, белой куропатки).
2. Криптическая окраска - это окраска, характерная для организмов, обитающих в определенной природной зоне, например, в пустыне - это желтая окраска, в лесу – зеленая.
3. Расчленяющая окраска создается чередованием на теле темных и светлых пятен. Например, зебры и тигры плохо видны на расстоянии 50-70 метров на открытой местности из-за совпадения полос на теле чередованием тени и света в окружающей местности.
^ 2. Предостерегающая окраска:
Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи). Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.
3. Маскировка: форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами (слайд). /Морской конек, палочники, гусеницы некоторых бабочек/.
4. Мимикрия
сходство в окраске, форме тела незащищенных организмов с защищенными (крапива двудомная и яснотка белая, муха - осовидка, уж, цветки львиного зева похожи на шмелей - насекомые пытаются завязать брачные отношения, что способствует опылению). Подражатели никогда не превосходят численностью вид-оригинал. Иначе предупреждающая окраска потеряет смысл (Слайд).
^ 5. Поведенческие адаптации (изменения поведения в тех или иных условиях).
забота о потомстве улучшает выживание молодых животных, повышает устойчивость их популяций.
образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи. Что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы).
сезонные миграции (северный олень, перелетные птицы).
птичьи базары (кайра, тупик, чайка-маевка).
отпугивающее поведение (жук-бомбардир, скунс).
замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы).
предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма (медведи, барсуки, белка, крот).
^ 6. Морфологические адаптации (изменения формы тела, окраски, размеров):
у северных животных увеличены размеры печени и сердца нерпа, морской заяц;
обтекаемая форма тела у рыб и птиц (кайра, тупик, гагара);
копыта широкие, ложкообразные, могут раздвигаться; волос заполнен воздухом; (северный олень, лось);
совместное гнездование гусей и хищных птиц (гусь-гуменник и канюк);
перепонки между пальцами у водоплавающих животных ;
густой шерстный покров, оперение, белая окраска зимой у северных обитателей (песец, заяц, куропатка, горностай);
плоское тело у придонных рыб;
стелящаяся и подушкообразная форма у растений в северных широтах и высокогорных районах.
^ 7. Физиологические адаптации:
Приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания, направленная на сохранение постоянства внутренней среды организма - гомеостаза.
накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд)
способность морских зверей подолгу находиться под водой благодаря дыханию (легкие крупнее, в крови больше гемоглобина, запас кислорода в миоглобине) китообразные и ластоногие
смена пищи в зависимости от сезона (летом - листья, цветки, ягоды /вороника, брусника, голубика), зимой - веточный корм, хвоя сосны, хвоя ели, можжевельник, береза, почки и сережки ольхи) птицы отряда куриных: тетерев, рябчик, глухарь, куропатка
расположение вен вблизи артерий "чудесное сплетение" (обогрев венозной крови в лапах у волка)
изменение обмена веществ (способность зимой обходиться без пищи до 40 дней, используя жировой слой) у полярной совы.
железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря.
восковой налёт на листьях брусники, голубики.
для сохранения влаги листья багульника, вереска свёрнуты в трубочку.
состояние частичного или полного анабиоза.
Спасибо за ответы. Сформулируйте вывод, ответьте на вопрос:
Каково значение приспособлений?
Вывод: Разные виды адаптаций помогают организмам выживать и оставлять плодовитое потомство.
Итак, вы узнали о некоторых приспособлениях организмов к различным условиям обитания.
?Учитель: От чего зависит формирование того или иного приспособления?
Ответ: от действия факторов окружающей среды.
^ Механизм возникновения адаптаций.
Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование густой шерсти у песца с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.
Задание. Какое объяснение более реально? Попробуйте описать механизм возникновения приспособлений (Слайд).
Задание: работая с текстом, определите какой характер имеют адаптации?
Ответ: Относительный характер.
Вывод: Не существует идеальных приспособлений. Ч.Дарвин подчеркивал, что все приспособления, сколько бы совершенными они ни были, носят относительный характер. Естественный отбор формирует приспособление к конкретным условиям существования (в данное время и в данном месте), а не ко всем возможным условиям среды. Пример: заяц (зимой и летом), незаметный для хищников на снегу, хорошо заметен на фоне стволов деревьев. Ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков и летят на огонь, хотя гибнут при этом; ядовитых змей поедают мангусты, ежи. Если кактус обильно поливать - он погибнет.
5. Обобщение
Таким образом, приспособленность - это относительная целесообразность строения и функций организма, являющаяся результатом естественного отбора, устраняющего неприспособленных к данным условиям существования особей.
Давайте посмотрим на слайдах разные формы адаптаций, а затем вернемся к словам И.Аксакова. Как вы их понимаете?
6. Закрепление
Прочитайте примеры и определите форму приспособленности.
Как вы понимаете слова Грассэ?
7. Домашнее задание.
1. Подготовить кроссворд по теме "Приспособленность организмов".
2. Составьте синквейн.
Итог. Рефлексия. Оценки.
- Что узнали на уроке?
- Что запомнилось на уроке?
- Что еще хотите узнать?