СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению по теме: "Русская народная сказка "Кот и Лиса""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению по теме: "Русская народная сказка "Кот и Лиса""

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению по теме: "Русская народная сказка "Кот и Лиса""»

Автор: Косицина Наталья Николаевна, учитель начальных классов МБОУ Школа №178 г.о. Самара

Класс:

Форма проведения: урок - сказка.

Тип урока: изучение нового материала

Дата проведения урока: 16.12.2015 г.

Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема урока

Русская народная сказка «Кот и Лиса»

Цель

Познакомить детей с жанром устного народного творчества - русской народной сказкой «Кот и лиса»; формирование первичных исследовательских умений младших школьников при работе с литературным чтением..

Задачи

Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста, учить наблюдать за развитием сюжета, формировать навыки чтения, слушания, рассказывания.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем, воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом; основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность).

Формируемые УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.



Основные понятия

Зачин; сказочные герои, приметы; троекратный повтор; борьба добра и зла, победа добра; архаизмы, сказочные выражения; концовка; идея сказки.

Межпредметные связи

Связь с русским языком, окружающим миром и музыкой.

Оборудование

  • Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; карточки с заданиями; сигнальные карты (для самооценки)

  • Электронные физкультминутки

  • Презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа

Технологии: здоровьесберегающие технологии, технология учебно-группового сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемно-диалогического обучения

















Этапы урока

Ход урока

УУД

I. Организация класса на работу

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок хочу начать с детской песни. Если вы её знаете, то тихонько подпевайте.

(звучит фрагмент из песни «Улыбка», появляется 1 слайд)




Вижу ваши лица сияют от удовольствия. На этой позитивной ноте предлагаю начать урок.

  • Каким будет сегодня урок чтения?

На доске открывается запись.

УРОК:

Интересный
Познавательный
Развивающий
Плодотворный

  • Чтобы урок получился таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?

На доске открывается запись:

УЧЕНИКИ:

Активные
Думающие
Работоспособные
Внимательные
Дисциплинированные














Сформировать мотивацию к обучению (личностные УУД)

II.Речевая разминка



Слайд 2.

-Прочитайте медленно. Проговаривая каждое слово.

-Прочитайте вопросительно.

-Прочитайте с обидой.

- К какому жанру устного народного творчества относится четверостишье? (К жанру устного народного творчества)

Какие ещё жанры устного народного творчества вы знаете?

(Проверка по слайду)


-Какой раздел мы начали изучать? («И кот учёный свои мне сказки говорил…

-С каким из жанров будем работать на уроке (С жанром- сказка)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

III.Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

-Как вы думаете, какая будет цель нашего урока?

(Продолжить знакомство с жанром устного народного творчества - русской народной сказки «Кот и Лиса».)

-Какие ставим перед собой задачи.

(Формировать навык грамотного, внимательного чтения, развивать умение анализировать художественное произведение.Развивать речь, словарный запас, творческое мышление)

Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

IV.Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

Чтение разговора Насти с папой – стр.194 в учебнике Р.Н. Бунеева «В одном счастливом детстве» (часть 1)

• Сказка – это жанр устного народного творчества. Они появились много веков назад, когда люди еще не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их начали только в 19 веке.

• Оказалось, что очень многие сказки, рассказанные в разных местах, похожи друг на друга. Более того, когда стали сравнивать сказки разных стран и народов, оказалось, что и они похожи.

• Но здесь нет никакой тайны. Просто главная тема сказок – это борьба добра со злом. Сказки сочиняли простые люди, в них они выразили свою мечту, и оказалось, что слабый и бедный мог стать сильным и богатым, потому что он умен, добр и справедлив.

• Люди хотели быстрее передвигаться, научиться летать – и их фантазия создавала ковры – самолеты и сапоги – скороходы. Животные в сказках заговорили, как люди, и очень напоминали людей.

Вопросы после чтения:

• Что такое сказка? (жанр устного народного творчества)

По авторской принадлежности сказки бывают …(авторские и народные)

• Какие виды сказок по содержанию вы знаете? (волшебные, богатырские, о животных, бытовые)

• Кто умело рассказывал сказки? (сказители)

• Назовите сказочные приметы (троекратный повтор, волшебные предметы, заклинания)

• Что объединяет сказки разных народов? (главная тема - борьба добра со злом)

- Вы, наверное, уже догадались о ком сказка ?(про кота и лису)

- Сегодня мы познакомимся со сказкой «Кот и Лиса» и в конце урока вы мне сами скажете, какая это сказка по содержанию.

-Какие виды сказок знаете?

Выступление ребят:

1 ученик-Волшебная сказка

В волшебных сказках волшебные животные, которые могут разговаривать и помогать главному герою, их называют помощниками. Иногда такими животными оказываются заколдованные люди, которых необходимо освободить от власти злых чар.

2 ученик-Бытовая сказка

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

3 ученик-Сказка о животных

Один из древнейших жанров фольклора (анималистические). В них переплелись рассказы о происхождении зверей и птиц, мифы о тотемных животных. Эти отголоски первобытных верований соединяются с живыми наблюдениями над повадками зверей и птиц. Пространственный мир ограничен обстановкой русской деревни. Число действующих лиц ограничено, т.к в сказке поднимаются проблемы и тут же предлагается ее решение. Все события происходят на земле, в реальном мире, а поэтому и проблемы земные, понятные для начальной школы. Животные в сказках думают и говорят.

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре.

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

Физминутка «Танцуй веселей с киской Алиской»

  1. Словарная работа




На столах словарики. Работа со словарём. Объяснение слов.

3.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.

- Вам понравилась сказка?

- Кто главный герой сказки?

- Что запомнилось из сказки?

- Какие звери есть в сказке?

- Каким показался вам кот на первый взгляд, из прочитанной сказки?













4.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

- Как вы думаете, почему мужик решил избавиться от кота? (Унес в лес. Кот доставлял неприятности своему хозяину).

- Как вы думаете, почему лиса никогда не видела котов? (Лиса – дикое животное, она живет в лесу)

- Какие устаревшие слова вам встретились? (воевода-Предводитель войска, военачальник)

- Какой вывод вы можете сделать? (

- Подумайте, что можете сказать про кота, какой он? (хитрый и находчивый). Раз слова есть устаревшие – значит, сказка старая).

- В чем проявились находчивость и хитрость? (Быстро сообразил, как ответить лисе.)

Учитель: Что можете сказать про лису? (сообразительная, хитрая).

- В чем это проявилось? Вспомните, как отреагировала сначала лиса на заявление кота о том, что он воевода? (Дети инсценируют этот эпизод)

- Как вы думаете, а потом меняется ли интонация? Почему? Что задумала лиса? (Лиса сразу сообразила, какую пользу может ей принести кот. Ведь она во всех сказках хитрая)

- Можем ли мы сейчас еще сказать, что объединяет этих животных?

-Чем они похожи друг на друга? (Возможно, эти два зверя очень похожи по своим чертам: оба хитрые и ловкие. Может, именно поэтому народная традиция соединяет их вместе).

-Найдите подтверждение из текста, как представился кот лисе? (По имени и отчеству)

- А лиса? Почему? Подумайте над этим вопросом в паре. (Животные говорят и действуют, как люди, поэтому мы встречаем в сказках такие обращения).

-Как изменилась жизнь кота и сам кот?

-Почему лиса заботилась о нем? (Он стал жить припеваючи. Лиса заботилась о нем, как будто не замечая его трусливости)

- Как теперь кота зовут? Сравните имя Котофей с другими именами: Тимофей, Еремей. Эти имена сейчас встречаются очень редко. И этот факт тоже говорит о том, что сказке много лет.

-Какие повадки все-таки у Котофея Ивановича такие же, как и у настоящих домашних котов? (Он любит рыбу, гоняется за мышами)

- Какие припасы отправилась добывать лиса? (Еду, птицу)

- Что можно сказать о лисе? (верная жена, хлопотливая, заботливая хозяйка, находчива и изобретательна)

- Кто повстречался лисе? Что она им говорила?

- Сколько зверей встретила лиса? (троих).

ФИЗМИНУТКА для глаз



- Один из признаков сказок: троекратный повтор – 3 раза повторяется похожая ситуация, лиса им говорит одно и то же. Как вы думаете, догадаются ли волк и медведь, что Котофей Иванович – обыкновенный кот?

- Проверим свои предположения по ходу чтения

Чтение сказки хорошо читающими учениками

- Подтвердились ли наши предположения по содержанию сказки?

- Почему это сказка, а не рассказ?

- Кто автор этой сказки? (народ)

- Понравилось вам это произведение? Были ли моменты, когда вы волновались, переживали? Что бы вы хотели изменить в этой сказке .

- Подумайте и скажите, каким качеством обладал этот кот в сказке (Шкодливый, озорной, вредный, трусливый, находчивый, предприимчивый, хитрый).

- Кто оказался смелее: волк, медведь или заяц? Расскажите, как кот напугал волка и медведя? Почему кот оказался победителем? Кто оказался хитрее всех?

- Во всех сказках этот персонаж ловок, удачлив, предприимчив, находчив - качества, которыми слушатель не может не восхищаться. И в то же время лиса - притворщица, воровка, расчетливая, злопамятная, жестокая. Отношение к ней рассказчика и слушателей двойственное. Чаще умной бывает лиса, особенно в тех случаях, когда противник сильнее. При другом сочетании: лиса и рак, лиса и дрозд, лиса и дрозд, лиса и кот, лиса и петух - выигрывает слабый, а лиса осмеивается.

- Что можно сказать о лисе? (Лиса хитрая, умная, сообразительная).

- А какими предстают перед нами волк и медведь? (трусливые, глупые).

- Как заканчивается сказка?

- В каком месте вы бы захотели изменить сказку?

- Как вы думаете, зачем народ придумал эту сказку?)

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием чувств и переживаний лирического героя; анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

5. Работа учащихся в микрогруппах

Учитель разрабатывает для работы учащихся в микрогруппах индивидуально – групповые задания творческого характера с учётом дифференцированного подхода к процессу обучения, реализуя все виды совместной, совместно – разделённой и самостоятельной работы учащихся и учителя, позволяющие ученикам продолжить размышлять над содержанием произведения, делит класс на микро-группы, объясняет суть задания.

Правила написания синквейна.

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;

5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы (синоним; ассоциация с темой синквейна – пункт №1)

Составление СИНКВЕЙНА:

Группа 1: Лиса;

Группа 2: Кот;

Группа 3: Медведь;

Группа 4: Волк;

Группа 5: Заяц;

Группа 6: Сказка



Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты.

Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.


Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)







































































































































Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);













































































Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);

V.Подведение итога урока.

- Возвращаемся к началу урока. Получился ли у вас урок таким, каким мы его хотели видеть?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему сегодня учились?

- Что вынесено в заголовок: тема, герои, главная мысль, жанр?

- Какой эпизод проиллюстрировал художник? Прочитайте эти строки.

- Определите главную мысль сказки. (Побеждают не силой, а умом, находчивостью, хитростью)

- Как можно сказку озаглавить по-другому?

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)


VI.Рефлексия

Красный – У меня не получилось, но я буду стараться

Жёлтый - Я хорошо справился, но были ошибки

Зеленый - Я старался, у меня все отлично получилось

Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VII.Домашнее задание:

Дифференцированное.

Б-В учебнике стр. 195 – 198 выразительное чтение сказки по ролям.

П-Инсцинировка понравившегося фрагмента