Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сокольская основная общеобразовательная школа
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Тема урока:
« Наш край. Туган як.»
Учитель: Идиятдинова Зульфия Ханазовна
2024г
Дата проведения урока:
Учебный предмет: Окружающий мир + татарский язык
Класс: 4
Учитель: Идиятдинова Зульфия Ханазовна
УМК « Школа России»
Авторы учебника: А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова
Тема урока: « Наш край. Туган як.»
Цели урока: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.
Формируемые УУД:
познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;
коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; политико-административная карта России; карта Республики Татарстан, карта г.Бугульма, презентация «Твой родной край», карточки для групповой работы.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
- Доброе утро, друзья!
- Доброе утро, страна!
- Доброе утро всем!
- Хаерле иртә!
- Присаживайтесь, ребята! Мы сегодня проводим необычный урок окружающего мира и татарского языка. Сегодня вы будете работать в группах, протяните друг другу руки, открытая ладонь – демонстрация доверия и согласия. Вспомним девиз групповой работы:
Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!
Повторим правила сотрудничества:
Нужно слушать товарища по команде.
Каждый имеет право высказаться.
Нельзя смеяться над ошибками товарища.
Главное – результат команды.
Не перебивай собеседников.
Не говори одновременно с другими.
Умей слушать мнение других.
Говори по теме, кратко и понятно.
- Я желаю, чтобы вы придерживались этих правил и не нарушали их. Тогда наш урок будет интересным, продуктивным и качественным.
2. Актуализация знаний
- Я думаю, что вы очень много знаете о природных зонах России, сумеете назвать каждую из основных зон и показать её местоположение на карте.
- Давайте проверим, так ли это. А помогут нам наши старшие друзья.
1. До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)
2. С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (Степь)
3. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня)
4. Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. (Арктическая пустыня)
5. Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но он быстро тает. Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение. (Черноморское побережье Кавказа)
6. В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи. (Лесная зона)
Задание на карточках
— Исправьте ошибки в цепи питания:
Подорожник— слизень — змея — сова.
Клевер — кузнечик - ящерица — орел.
Сова — змея — подорожник — слизень.
Кузнечик — орел — ящерица — клевер.
- Молодцы! Хорошо справились с заданием.
3. Самоопределение к деятельности
- Сейчас послушаем стихотворение. Это стихотворение поможет вам сформулировать тему нашего урока. Слушаем (под народную музыку):
1) Мой край богатый и красивый,
Мой Татарстан, ты сердцу мил,
Земля, где вырос я счастливым,
Чей вкусный хлеб меня вскормил.
2) Татарстан — үз илебез,
Безнең газиз җиребез.
Бакчадагы гөлләр төсле
Гүзәл булсын көнебез.
- О чем эти стихотворения? (О родном крае)
- А какой край вы считаете родным? (Там, где мы родились, где мы живем)
- Какова тема нашего урока? (Наш край)
- Правильно. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть большой страны».
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с нашей темой? (Узнать больше о родном крае)
- Что бы вы хотели узнать о родном крае? (Какой он, наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас?)
- На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие – на следующих уроках.
4. Открытие нового знания
- Сейчас мы отправимся в путешествие по нашему родному краю.
1. Работа со словарем
Край - слова многозначное. Посмотрим его значение в словаре Владимира Даля.
1 – Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев.
2 – Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности).
3 – В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Приморский край.
- Какие для нас подходят? (Второе и третье)
2. Работа с картой
- В нашем путешествии непосредственными помощниками будут географические карты. Сегодня я – ваш экскурсовод, а вы - мои помощники.
- Ребята, какая это карта? (Карта полушарий)
- В каком полушарии расположена наша страна? (В восточном)
- На каком материке? (Евразия)
- А это какая карта? (Физическая карта России)
- Что мы можем узнать по физической карте? (Рельеф, города, реки, озера, горы)
- Какая карта представлена на слайде сейчас? (Карта природных зон)
- Как вы думаете, в какой природной зоне находится наша республика?
- Точный ответ на этот вопрос мы узнаем чуть попозже.
— Теперь познакомимся с новым видом карты: административной картой России. На что она похожа?
- Вся территория представляет собой ковер из разных по цвету, форме, размеру кусочков. Так обозначаются края, области, республики, входящие в состав России. Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения.
- Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы)
— Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край. Краснодарский край и т. д.)
— Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье)
— А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей)
- Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра.
- Найдите нашу республику Татарстан на карте и назовите столицу.
(Казань)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Первичное закрепление новых знаний
1. Работа с картой своего края
- Наше путешествие продолжается, но теперь по нашей малой Родине - республике Татарстан Мы уже нашли наш край на карте, назвали ее столицу.
- Как у каждого самостоятельного субъекта у нашей республики есть свои государственные символы. Какие? (Герб, флаг, гимн)
- Верно. Герб Республики Татарстан является государственным символом Республики. Принят Верховным Советом Республики Татарстан 29 ноября 1991 года.
Герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан», крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков.
- Теперь рассмотрим государственный флаг и заодно узнаем, что символизируют данные цвета. Возможно, кто-нибудь из вас знает, что обозначает каждый цвет?
Государственный флаг Республики Татарстан пpедставляет собой пpямоугольное полотнище с гоpизонтальными полосами зеленого, белого и кpасного цветов. Белая полоса составляет 1/15 шиpины флага и pасположена между pавными по шиpине полосами зеленого и кpасного цветов. Зеленая полоса навеpху. Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают: зеленый - зелень весны, возрождение; белый - цвет чистоты; красный - зрелость, энергия, сила, жизнь.
- А сейчас я предлагаю вам послушать гимн Республики Татрстан.
Авторы слов (на татарском) Рамазана Байтимерова, (перевод на русский язык) Филиппа Пираева- Так как это торжественная музыка, я предлагаю всем встать.
Прослушивание гимна РБ.
- Спасибо, ребята! Теперь давайте поговорим с вами о городе, рядом с котором мы с вами живем. Это город Бугульма. Что мы можем сказать о нем? Для начала отметим наш город на карте.
- Сейчас я предлагаю послушать Богатыреву Ангелину, она подготовила сообщение о нашем городе.
- Чтобы вы хотели еще узнать о родном крае? (Кто соседи, о природе, о животных, как их охраняют, какие реки протекают по территории, какие полезные ископаемые есть в крае)
- На сегодняшнем уроке мы подробно постараемся изучить нашу республику. Исходя из ваших вопросов, мы можем поставить следующие задачи:
Определить местоположение Республики Татарстан на административной карте России. И отвечать на вопросы нужно будет на татарском языке.
- Как будет называться группа, которая будет работать над этим вопросом? (Географы)
- Какая группа хочет ответить на этот вопрос? Получите инструкцию.
- Как будет называться группа, которая будет изучать растительный и животный мир нашего края? (Биологи)
- Какая группа хочет решить эту задачу? Получите инструкцию.
- А как будет называться группа, которая расскажет нам о полезных ископаемых края? (Геологи)
- Какая группа займется этим вопросом? Получите инструкцию.
- И изучением четвертой задачи займется группа №4. Она нам расскажет о том, что происходит с природой нашего края, каково отношение людей к природе, чего следует остерегаться. Как мы назовем эту группу? (Экологи) Получите инструкцию.
- Роли в группах распределите самостоятельно.
2.Самостоятельная работа в группах по инструкции
- Ребята, вы работаете самостоятельно. Не забывайте о правилах работы в группе.
3. Проверка знаний
- Проверим, что вы узнали о нашем крае. Географы, я попрошу вас к доске.
- Как ребята поработали? Оцените качество работы при помощи сигнальных карточек.
- Следующая группа «Биологи». С какой картой вы работали?
- Что вы можете сказать о работе этой группы?
- Теперь предоставим слово группе геологов. Понравилась вам ваша работа?
- Оценим работу ребят.
- Теперь выслушаем выступление экологов. Что интересного узнали вы?
- Оцениваем работу.
- Молодцы, ребята! Группы поработали и выступили хорошо.
4. Работа с тестом
- Ребята, в конвертах проверочный тест. Ваша задача – ответить на вопросы теста правильно. Не забудьте их подписать. Вопросов мало, справитесь вы быстро.
- Теперь давайте проверим ваши ответы. Оценки вы себе поставите сами.
6. Подведение итогов урока
- С какими новыми картами мы сегодня работали?
- Чему мы посвятили данный урок?
- Над чем работали на уроке?
- Что нового узнали?
- Скажите, достигли мы цели урока?
7. Рефлексия
- Сейчас я предлагаю вам создать букет настроения. В конвертиках у вас лежат бумажные цветы: красные и голубые. На доске ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.
8. Домашнее задание
- Подготовьте рассказ на тему «Что я расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями.