Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дивеевская школа-интернат»
607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п. Сатис,
улица Московская, дом 42
УРОК ПРИРОДОВЕДЕНИЯ
ТЕМА: «ЛИСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ».
5 КЛАСС
Учитель биологии
Рожкова Елена Геннадьевна
2017-2018 учебный год
Тип урока – комбинированный
Тема урока: «Лиственные деревья».
Цель урока: Познакомить обучающихся с лиственными деревьями и их характерными признаками.
Задачи:
образовательная:
коррекционно – развивающие:
формирование активного восприятия материала урока, через объяснение нового материала;
способствовать развитию зрительной памяти, через наглядный
материал урока.
заданий и сообщений по новой теме.
воспитательные:
воспитывать интерес к урокам природоведения.
воспитывать любовь, бережное отношение к окружающей природе.
Наглядность и оборудование урока:
компьютерная презентация;
таблицы «Деревья», «Жизненные формы растений»;
гербарные экземпляры лиственных деревьев;
раздаточный материал.
План урока:
I. Организация начала урока. (1мин.)
II. Сообщение темы и цели урока. (1 мин.)
III. Повторение материала по теме
«Деревья, кустарники, травы». (10 мин.)
IV. Обобщение материала. (1мин.)
V. Изучение нового материала. (15 мин.)
VI. Физкультминутка. (2 мин.)
VII. Закрепление изученного материала. (7 мин)
VIII. Домашнее задание. (1 мин.)
IX. Подведение итогов урока. (2 мин.)
Ход урока:
I.Организация начала урока.
Цель: настроить обучающихся на работу на уроке.
1. Сверить количество обучающихся по списку.
2. Проверить готовность обучающихся к уроку.
Учитель: - Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
- Садитесь ребята, какой сейчас урок?
- Какой урок по счету?
- Какое сегодня число?
- Какой день недели сегодня?
II. Сообщение темы и цели урока.
Цель: активизировать деятельность обучающихся на уроке.
Учитель: - Тема нашего урока «Лиственные деревья». Сегодня мы познакомимся с лиственными деревьями и их характерными признаками.
III. Повторение материала по теме «Деревья, кустарники, травы».
Цель: обобщить и повторить материал по теме «Деревья, кустарники, травы».
Учитель: - Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
(«Деревья, кустарники, травы»)
- Мы познакомились с деревьями, кустарниками и травами.
Давайте вспомним этот материал.
Фронтальный опрос:
Назовите царства живой природы? (2 уровень)
(Царства животные, растения, грибы и бактерии)
2. Какое царство мы с вами изучаем? (2 уровень)
(Царство растения)
3. Назовите признаки живых организмов. (2 уровень).
(Дышат, питаются, растут, размножаются, умирают)
Загадки:
А). Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (3 уровень) (Береза)
(Учитель вешает отгадки на доску).
Б). Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.(3 уровень) (Ель)
В). Бусы красные весят.
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (2 уровень) (Малина)
Г). Черных ягод пышный куст -
Хороши они на вкус! (2 уровень) (Смородина)
Д). Не огонь – а жжется,
В руки не дается.
Выросла под ивой,
Звать ее … (3 уровень) (Крапива)
Е). Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок.
Белые реснички. (3 уровень) (Ромашка)
У нас получилось: Береза, ель
Малина, смородина
Крапива, ромашка
4. Назовите обобщающим словом каждую стоку.
Береза, ель - деревья
Малина, смородина - кустарники
Крапива, ромашка – травы
5. Чем деревья отличаются от кустарников и трав? (2 уровень)
6. Работа по карточкам. (Слайд 1)

Напиши, какими цифрами обозначены:
Деревья __________________________
Кустарники _______________________
Травы ____________________________
7. По описанию определите, о чем идет речь:
- Ствол дерева покрыт ею. Она защищает дерево зимой от
мороза, а летом от жары. У разных деревьев она бывает
разного цвета. (2 уровень) (Кора)
IV. Обобщение темы. (вывод учителя)
Учитель: - Молодцы ребята, вы хорошо усвоили материал по теме
«Деревья, кустарники, травы».
Мы повторили с вами разные группы растений и их
отличительные черты.
(Оценить ответы обучающихся)
V. Изучение нового материала.
Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся,
познакомить их с лиственными деревьями.
Учитель: - На сегодняшнем уроке я приглашаю вас в мир деревьев, которые встречаются по всему земному шару, про эти деревья сложено немало песен и стихотворений. Наша задача изучить их особенности, познакомиться с многообразием и значением. Что же это за деревья? Хотите узнать? Это лиственные деревья. Запишите тему сегодняшнего урока: «Лиственные деревья». (Слайд 2)
Запись в тетрадях числа и темы урока (обучающиеся списывают с доски).
Обратить внимание на осанку обучающихся во время письма и
аккуратность письма.
Объяснение учителя.
Учитель: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. (Слайд 3) На какие две группы можно разделить деревья по внешнему виду. (Ответы детей) (Слайд 4). 
Свое название лиственные деревья получили потому, что на их ветвях растут листья. К лиственным деревьям относятся береза, осина, липа, клен, дуб, рябина. Давайте рассмотрим некоторые из этих деревьев.
Береза. (Слайд 5).
Дерево имеет белоснежный ствол с чёрными полосками, свисающие ветки и ажурную крону.
Учитель: - Скажите, а у нас на территории школы растёт берёза? (Ответы детей).
Берёза считается одним из символов России. Её воспевали многие известные поэты. На уроках чтения вы читали стихотворение С. Есенина «Берёза». Одна из самых известных народных песен — «Во поле берёза стояла...».
- Какую пользу приносит берёза для человека? (Сообщения детей)
Осина. (Слайд 6)
Обычно растет рядом с березами, но встречается и по берегам рек. Ствол осины гладкий и покрыт зеленоватой корой. Листья у осины небольшие, круглые. Даже в самый тихий и безветренный день они дрожат.
Липа. (Слайд 7)
Дерево с густой кроной, поэтому плохо пропускает солнечные лучи. Цветет липа в начале лета. Цветки у нее мелкие, но очень душистые. Их аромат привлекает пчел. Липовый мед очень вкусный и целебный.
Клен. (Слайд 8)
У клена широкие лапчатые листья, гладкий ствол. Крылатые семена клена разносит ветер. Там, где они упадут, вырастет молодой клен.
Дуб. (Слайд 9)
Дерево имеет прочную и долговечную древесину. Плод – жёлудь.
Учитель: - Все эти лиственные деревья растут в лесу и за ними никто не ухаживает. (Ответы детей).
(Пустой слайд 10)
VI. Физкультминутка.
Цель: соблюдение охранительного режима.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Дети встали на носочки
И присели, как грибочки.
Встали – сели, встали – сели
И на место тихо сели.
Учитель: - К осени листья деревьев меняют свой цвет. У клёна листья становятся жёлтыми и оранжевыми, у дуба - коричневыми, у осины - красными.
А белоствольная берёзка становится золотой.
Изменив свой цвет, листья начинают опадать.
Опадение листьев — явление природы, которое называется листопадом.
(Слайд 11).
К лиственным деревьям относятся яблони и груши.
Ствол у яблони прямой. (Слайд 12) Цветёт она весной бело-розовыми цветами. Плоды у яблони - яблоки - бывают различными по вкусу. В них содержится немало ценных для человека веществ. Некоторые сорта яблок можно хранить долго.
Груша, как и яблоня, — плодовое дерево. (Слайд 13) Древесина ствола груши очень крепкая, поэтому из неё изготавливают различные поделки - игрушки, шкатулки, сувениры. Плоды груши вкусные, сочные, сладкие.
- Что делают из яблок и груш? (Ответы детей).
Из яблок и груш заготавливают компоты, варенья, соки. Эти плоды сушат и маринуют. Но самые полезные свежие яблоки и груши.
(Пустой слайд 14)
VII. Закрепление.
Цель: закрепление знаний по новой теме.
Работа в тетрадях:
А). Вклеить в тетради картинки лиственных деревьев.
Б). Записать определение «Листопада». (Слайд 15)
VIII. Домашнее задание. (Слайд 16)
Учебник стр. 59-61, ответить на вопросы. Нарисовать лист любого лиственного дерева.
XI. Подведение итогов урока.
Цель: Привитие обучающимся навыки самоконтроля.
Учитель: - К концу подходит наш урок,
Давайте подведем итог.
- Итак, ребята, с какими деревьями мы с вами сегодня познакомились?
- Перечислите лиственные деревья.
X. Дополнительный материал.
Игра «Определи лиственные деревья»
Учитель: - Сейчас я буду называть лиственные и хвойные деревья, а вы выберите те из них, которые относятся к лиственным деревьям. Если дерево лиственное – хлопните в ладоши, а если нет – молчите.
Дуб, груша, ель, яблоня, осина, сосна, береза, клен, черемуха, лиственница, липа, кедр.
Молодцы!
Раздаточный материал.

Напиши, какими цифрами обозначены:
Деревья - __________________________
Кустарники – _________________________
Травы - _________________________________

Напиши, какими цифрами обозначены:
Деревья - __________________________
Кустарники – _________________________
Травы - _________________________________
12