№п/п | Социальные характеристики | Балл |
1 | Состав семьи ребенка | |
| Мать, отец, дедушка, бабушка | 5 |
| Только мать и отец | 4 |
| Мать и отчим, отец и мачеха | 3 |
| Одна мать, один отец | 2 |
| Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | 1 |
2 | Школьная успеваемость | |
| Хорошая | 5 |
| Удовлетворительная | 4 |
| Неудовлетворительная | 3 |
| Оставил школу, работает | 2 |
| Оставил школу, не работает | 1 |
3 | Здоровье ребенка | |
| Практически здоров | 5 |
| Часто болеет в пределах нормального развития | 4 |
| Имеет хронические болезни | 3 |
| Отставание в умственном развитии | 2 |
| Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни | 1 |
4 | Санитарно-жилищные условия жизни семьи | |
| Благоустроенная отдельная квартира | 5 |
| Отдельная квартира с родителями супругов | 4 |
| Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами | 3 |
| Комната в коммунальной квартире с удобствами | 2 |
| Комната в общежитии, в бараке без удобств | 1 |
5 | Доход семьи | |
| Могут практически себе ни в чем не отказывать | 5 |
| Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг | 4 |
| На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | 3 |
| Живут от зарплаты до зарплаты | 2 |
| Денег до зарплаты не хватает | 1 |
6 | Уровень социального благополучия семьи | |
| Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви | 5 |
| Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» | 4 |
| В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к алкоголю | 3 |
| Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей | 2 |
| Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | 1 |
7 | Поведение ребенка в школе | |
| Хорошее | 5 |
| Удовлетворительное | 4 |
| Неудовлетворительное | 3 |
| Неоднократно отмечалось асоциальное поведение | 2 |
| Состоит на учете в ИДН | 1 |
8 | Внешкольное общение ребенка | |
| Постоянное общение в процессе занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов | 5 |
| Эпизодическое досуговое общение по интересам, нерегулярные встречи для совместного проведения свободного времени | 4 |
| Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей | 3 |
| Асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, употребление алкоголя, токсических веществ | 2 |
| Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики | 1 |
9 | Жизненные цели ребенка | |
| Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей | 5 |
| Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах достижения неопределенно, расплывчато | 4 |
| Отсутствие определенных целей и планов на будущее либо наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на авось | 3 |
| Целевые ориентации носят скорее негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов | 2 |
| Явно негативные, асоциальные целевые ориентации (отсутствие установки на общественно полезный труд, интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН) | 1 |
10 | Эмоциональные отношения родителей с детьми | |
| Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | 5 |
| Слепая любовь, гиперопека | 4 |
| Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное | 3 |
| Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы | 2 |
| Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 |
Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей, нуждающихся в социально-психологической поддержке для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.
При определении характера социальной ситуации и особенностей конкретного ребенка набор баллов: