Сложноподчиненные предложения.
Конспект урока русского языка в 9 классе
по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия».
Цель урока:
Познакомить учащихся с придаточными условия
Задачи урока:
показать особенности СПП с придаточными условными; научить различать придаточные условия от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
закрепить полученные знания о СПП;
обучать школьников лингвистическому анализу текста.
Развивающие задачи:
- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать любовь к своей малой родине, патриотизм
Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Оборудование урока:
- компьютер,
- проектор,
- экран,
- раздаточный материал,
- презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку
по теме: «Сложноподчиненные предложения»
План урока:
1.Оргмомент
2. Постановка темы и цели урока
3. Повторение изученного:
а) теоретическое,
б) практическое
4. Анализ текста
5.Объяснение нового материала.
6.Формирование навыков и умений:
7. Домашнее задание (дифференцированное)
9. Рефлексия.
10. Подведение итогов урока.
Ход урока
II Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний:
- О чем мы говорили с вами на прошлых уроках?
( О сложноподчиненных предложениях)
(Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия)
- На какие основные группы по значению они делятся?
(определительные, изъяснительные, обстоятельственные)
- Какие из них мы изучаем сейчас?
(обстоятельственные)
- Какие виды обстоятельственных придаточных мы уже знаем?
( придаточные времени, места, причины, следствия)
.
3. Подготовка к изучению новой темы.
Если мы с вами на уроке будем так друг друга хорошо понимать, то учебные цели будут достигнуты.
Если вы активно будете работать, урок получится интересным.
Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.
Ну, и наконец, если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих (предложения проецируются на экране).
Ребята, какую особенность заметили в предложениях моего высказывания?
По своей структуре какого типа эти предложения?
Можете поставить вопрос от главной к придаточной части?
- Тогда скажите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
( мы будем говорить о придаточных условия)
Прежде чем приступить к изучению новой темы, заполните, пожалуйста, табличку Структура ________________
до | Согласен (+) Несогласен(-) | после |
| в СПП отношения неравноправные | |
| придаточные условия присоединяются при помощи союзов «раз», «коли» | |
| придаточные причины отвечают на вопрос: «зачем» | |
| придаточные изъяснительные отвечают только на падежные вопросы | |
| Придаточные условия могут находиться только перед главным членом предложения | |
| Существуют три основные группы сложноподчиненных предложений | |
| Придаточные определительные могут присоединяться при помощи союзных слов куда, когда | |
4. Целеполагание: познакомиться с особенностями СПП с придаточными условными, научиться различать придаточные условия от других видов придаточных
III Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы будем изучать СПП с придаточными условия, или условными. Запишите тему.
Работа с текстом.
Прочитайте текст и выполните задания 1-9.
(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?
(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.
(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...
(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.
(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.
(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит пострадавшего сестра милосердия.
(По Е.Носову)
Задания:
Определите тему и основную мысль. (Тема – малая родина,
основная мысль: Малая родина – окоем нашего детства.)
Определите стиль и тип речи.
Стиль публицистический? Тип речи….
Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.
Окоем- горизонт, обиталище – жилище, чадо - ребенок
4. Напишите, какое средство выразительности используется в
выражении «под чашей лазурного неба» (предложение 6)
5. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных
6, 10, 12, 15
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения (алгоритм у каждого на столе)
1) найти грамматические основы,
2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
( А теперь обменяйтесь с соседом по парте, посмотрите на слайд и проверьте друг друга)
Найдите в тексте СПП с союзом если. Выпишите его. Сделаем пунктуационный разбор. Найдите главную и придаточную часть. На какой вопрос отвечает придаточное?
Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.
7. Знакомство с новым материалом по учебнику.
-Прочитайте материал на стр. 89. Попробуйте объяснить, для чего служат придаточные условия, на какие вопросы отвечают, при помощи каких союзов или союзных слов присоединяются)
(СПП с придаточными условия называются такие, СПП, в которых придаточная часть относится ко всей главной, обозначает условие, при котором становится возможным или совершается действие в главной части.,
Отвечает на вопросы при каком условии? В каком случае? И присоединяется к главной части при помощи союзов …..)
Средства связи
Если
Если бы
В том случае если
При условии, если
При условии, что
Когда (= если)
Раз
Ежели
Коли (коль)
Какие из этих условных союзов являются нейтральными, какие носят разговорный или книжный характер?
V Закрепление, систематизация, применение
-Упр 138 или (взаимопроверка)
- Закончить таблицу (до… после…)
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.
1. уровень Из текстов художественной литературы найти и выписать пять СПП с условными придаточными.
2 уровень Творческое задание: используя информацию прочитанного текста, напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, что, на ваш взгляд, связывает человека с малой родиной
Рефлексия
Я узнал(а), что……….
Раньше я думал(а), что………..
Теперь я знаю, что……….
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…