СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку: "Сложноподчиненные предложения". Придаточные условия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку: "Сложноподчиненные предложения". Придаточные условия"»

Сложноподчиненные предложения.

Конспект урока русского языка в 9 классе

по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия».

 Цель урока:

Познакомить учащихся с придаточными условия
Задачи урока:

  1. показать особенности СПП с придаточными условными; научить различать придаточные условия от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

  2. закрепить полученные знания о СПП;

  3. обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи:

- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

- развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

- воспитывать любовь к своей малой родине, патриотизм



Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Оборудование урока:

  • - компьютер,

  • - проектор,

  • - экран,

  • - раздаточный материал,

  • - презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку

  • по теме: «Сложноподчиненные предложения»

План урока:

  • 1.Оргмомент

  • 2. Постановка темы и цели урока

  • 3. Повторение изученного:

  • а) теоретическое,

б) практическое

4. Анализ текста

5.Объяснение нового материала.

6.Формирование навыков и умений:

  • 7. Домашнее задание (дифференцированное)

  • 9. Рефлексия.

  • 10. Подведение итогов урока.

  • Ход урока

  • I. Оргмомент.

  • ……………

II Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний:

- О чем мы говорили с вами на прошлых уроках?

( О сложноподчиненных предложениях)

  • - Какие предложения называются сложноподчиненными?

(Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия)

- На какие основные группы по значению они делятся?

(определительные, изъяснительные, обстоятельственные)

- Какие из них мы изучаем сейчас?

(обстоятельственные)

- Какие виды обстоятельственных придаточных мы уже знаем?

( придаточные времени, места, причины, следствия)

.

3. Подготовка к изучению новой темы.

Если мы с вами на уроке будем так друг друга хорошо понимать, то учебные цели будут достигнуты.

Если вы активно будете работать, урок получится интересным.

Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.

Ну, и наконец, если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих (предложения проецируются на экране).

Ребята, какую особенность заметили в предложениях моего высказывания?

По своей структуре какого типа эти предложения?

Можете поставить вопрос от главной к придаточной части?

- Тогда скажите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

( мы будем говорить о придаточных условия)

Прежде чем приступить к изучению новой темы, заполните, пожалуйста, табличку Структура ________________


до

Согласен (+) Несогласен(-)

после


в СПП отношения неравноправные



придаточные условия присоединяются при помощи союзов «раз», «коли»



придаточные причины отвечают на вопрос: «зачем»



придаточные изъяснительные отвечают только на падежные вопросы



Придаточные условия могут находиться только перед главным членом предложения



Существуют три основные группы сложноподчиненных предложений



Придаточные определительные могут присоединяться при помощи союзных слов куда, когда



  • 4. Целеполагание: познакомиться с особенностями СПП с придаточными условными, научиться различать придаточные условия от других видов придаточных



III Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы будем изучать СПП с придаточными условия, или условными. Запишите тему.

  1. Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания 1-9.

(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?

(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчи­шеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликова­ла от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...

(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.

(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.

(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока нач­нет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и поне­сет к постели, как с поля боя уносит пострадавшего сестра милосердия.


(По Е.Носову)

Задания:

  1. Определите тему и основную мысль. (Тема – малая родина,

основная мысль: Малая родина – окоем нашего детства.)

  1. Определите стиль и тип речи.

Стиль публицистический? Тип речи….


  1. Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.

Окоем- горизонт, обиталище – жилище, чадо - ребенок

4. Напишите, какое средство выразительности используется в

выражении «под чашей лазурного неба» (предложение 6)

5. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных

6, 10, 12, 15

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения (алгоритм у каждого на столе)

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

( А теперь обменяйтесь с соседом по парте, посмотрите на слайд и проверьте друг друга)

Найдите в тексте СПП с союзом если. Выпишите его. Сделаем пунктуационный разбор. Найдите главную и придаточную часть. На какой вопрос отвечает придаточное?

Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.

7. Знакомство с новым материалом по учебнику.

-Прочитайте материал на стр. 89. Попробуйте объяснить, для чего служат придаточные условия, на какие вопросы отвечают, при помощи каких союзов или союзных слов присоединяются)

(СПП с придаточными условия называются такие, СПП, в которых придаточная часть относится ко всей главной, обозначает условие, при котором становится возможным или совершается действие в главной части.,

Отвечает на вопросы при каком условии? В каком случае? И присоединяется к главной части при помощи союзов …..)


Средства связи

Если

Если бы

В том случае если

При условии, если

При условии, что

Когда (= если)

Раз

Ежели

Коли (коль)

Какие из этих условных союзов являются нейтральными, какие носят разговорный или книжный характер?

V Закрепление, систематизация, применение

-Упр 138 или (взаимопроверка)

- Закончить таблицу (до… после…)

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.

1. уровень Из текстов художественной литературы найти и выписать пять СПП с условными придаточными.

2 уровень Творческое задание: используя информацию прочитанного тек­ста, напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, что, на ваш взгляд, связывает человека с малой родиной

Рефлексия

Я узнал(а), что……….

Раньше я думал(а), что………..

Теперь я знаю, что……….

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…