СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 10 классе на тему: «Лексика и фразеология».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 10 классе на тему: «Лексика и фразеология».»


Министерство образования и науки РД Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Балаханская средняя общеобразовательная школа им. Гайирбега Абдурахманова"














Открытый урок по русскому языку

в 10 классе на тему: «Лексика и фразеология».
























Провела: учитель

русского языка и литературы

МКОУ «Балаханская СОШ».

Магомедова Загидат Газимагомедовна







Брейн-ринг «Лексика и фразеология»

Цель: формировать жизненные компетенции обучающихся:

1) информационную: обучающиеся учатся добывать информацию из дополнительных источников, выделять главное;

2) коммуникативную: обучающиеся отрабатывают навыки систематизации учебного материала, формулируют ответы на вопросы проблемного характера, толерантно общаются;

3) творческую: развивать творческие задатки каждого обучающегося, его самостоятельность в мышлении, умение образно выражать свои мысли;

4) воспитательную: пробудить познавательный интерес к предмету, к самостоятельному решению поставленных задач, побудить обучающихся к творческой активности.

Оборудование: карточки-слайды: «Словарная работа», «Подбери синонимы», «Бумеранг», «Загадки-шутки», «Верю - не верю», «Метаграммы», «Угадай слово», «Кто правильнее…», «Самый наблюдательный», «Собиратели», «Узнай фразеологизм», «Перевёртыш», «Ты мне, я тебе», «Домино», «Знак равенства», «Лингвистическое лото», Анализ текста», «Редактор», «Исправь ошибку».

Ход урока:

І. Организационный момент.

В нашей сегодняшней игре «Брейн-ринг», посвящённой теме «Лексика и фразеология русского языка», участвуют 2 команды – «» и «».

ІІ. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, целей и задач ; сообщение ожидаемых результатов.

Сегодня мы с вами должны повторить, закрепить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Лексика и фразеология». Этот урок мы проведём в форме дидактической игры-соревнования «Брейн-ринг».

Словарная работа

Брейн - блестящая мысль, идея.

Ринг - площадка для соревнования, арена.

Ареной нашей игры будет класс. Для игры нам нужны 2 команды - участницы турнира.

Условия: за каждый конкурс максимальная оценка – 5 баллов. Ответы должны быть чёткие, аргументированные. Все письменные задания сдаёте на проверку.

ІІІ. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Разминка

І. Терминологический диктант.

1 команда.

1. Все слова языка. (Лексика)

2. Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология)

3. Перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства. (Метафора)

4. Слова, близкие по значению, по-разному называют то же понятие. (Синонимы)

5. Слово, которое вышло из употребления. (Устаревшее)

6. Слова или обороты, присущие речи людей определённой профессии. (Профессионализмы)

7. Образное выражение или оборот, который метко характеризует человека, его поступки, явления жизни, без поучительного содержания. (Пословица)

8. Оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. (Афоризм)

9. Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. (Этимология)

10. Слово, которое имеет одно лексическое значение. (Однозначное)

2 команда.

1. Приём, состоящий в том, что название общего переносится на частное (Синекдоха)

2. Слова с противоположным значением. (Антонимы)

3. Слово, используемое во всех стилях. (Общеупотребительное)

4. Лексические единицы, заимствованные из других языков. (Заимствованные слова)

5. Устойчивый оборот, устойчивое сочетание слов, выступающее в языке как неделимое и целостное по значению выражение. (Фразеологизм)

6. Фразеологизмы, которые почерпнуты из исторических событий, фольклора и различных литературных источников – художественных, публицистических, научных. В них часто встречаются имена литературных персонажей, исторических личностей, географические названия. Это могут быть цитаты из речей известных людей. (Крылатые слова)

7. Раздел языкознания, занимающийся теоретическими проблемами составления словарей. (Лексикография)

8. Словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. (Метонимия)

9. Слова, близкие по звучанию, но разные по значению и написанию. (Паронимы)

10. Новое слово или выражение, которое появляется в языке. (Неологизм)

IV. Применение полученных знаний, углубление умений и навыков.

1. Игра «Подбери синонимы». Подберите синонимы к поданным словам. Кто быстрее и больше подберёт синонимов?

Украшать (отделывать, изукрашивать, красить, декорировать, драпировать, приукрашивать, уснащать, разукрашивать, наводить красоту, орнаментировать, инкрустировать, расшивать, пересыпать, приукрашать, задрапировывать, расцвечивать, скрашивать, прикрашивать, убирать, наряжать, прихорашивать, расписывать, сглаживать, гарнировать, придавать красоту)

Хороший (безукоризненный, безупречный, благодушный, благой, благонравный, благообразный, благоприятный, благоустроенный, блестящий, близкий, большой, будь здоров, будь-будь, важнецкий, важный, восхитительный, высокий, высокого качества, высококачественный, высокопробный, высшей (марки, пробы), выше всяких похвал, годный (в дело), готов(ый), грамотный, гуманный, да некуда, дай боже, дельный, добродетельный, добродушный, доброкачественный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, добротный, добрый, достаточный, достойный, душевный, жалостливый, забойный, завидный, законный, замечательный, знатный, значительный, идеальный, изрядный, изумительный, как на подбор, капитальный, качественный, классный, клевый, козырной, комплиментарный, коронный, красивый, ладный, лестный, ломовой, лучше (не надо, нет).

Думать (беспокоиться, быть (на уме, того же мнения, не далеким от какой мысли, мыслями где), варить, вдумываться, вздумалось, вникать, вознамериваться, воображать, ворочать мозгами, вострить лыжи, вошло в (голову, ум, мысль), выдумывать, вызывать, голову трудить, грешить, делать планы, (держаться, придерживаться, быть) такого-то мнения, допускать, думается, заботиться, (забрать, взять) себе в (голову), задаваться мыслью, задаваться целью, задумать, задумывать(ся), замышлять, злоумышлять, знать, иметь (намерение, подозрения), кажется, крутить шариками, (ку)мекать, ладить(ся), лелеять мысль, ломать (себе) голову, мерекать, метить, мечтать, мнить, мозговать, мозжить, на чей (взгляд, глаз), (наводить, напасть) на (мысль, размышления), надумывать, намереваться, намыливаться, напрягать (извилину, мозжечок, серую массу, череп(ок)), настропаляться, находить, не (выкинуть, выбросить, выбить) что из головы, непщевать, носиться с мыслью, обдумывать, обмозговывать, передумывать, печалиться)

Перейти (перешагивать, переваливать, передаваться, перепадать, выливаться, сообщаться, перемещаться, превышать, перепрыгивать, перекочевывать, переводиться, доставаться, заражать, пересекать, переходить в руки, переключаться, переметываться, перебираться, превращаться, откочевывать, проходить, переступать, обращаться, перевоплощаться, отходить, преступать, перекидываться, оставаться, переходить во владение, перерастать, перебегать, приступать, претворяться, перебрасываться, перескакивать)

Почтенный (почитать; уважаемый, многоуважаемый, глубокоуважаемый, почтеннейший, достопочтенный, достоуважаемый, досточтимый; большой, пользующийся уважением, от всех почтен и уважен, в почете, огромный, маститый, значительный, уваженный, крупный, респектабельный, достойный, именитый, признанный, честной)


2. Метаграммы

Первую метаграмму в1879 году разместил в журнале «Ярмарка тщеславия» английский писатель, математик и логик Л. Кэрролл, написавший популярные сказки «Алиса в стране чудес» и «В Зазеркалье».

Метаграммы (от греч. meta — через, gramma — знак, буква) - это игра, в которой букву заменяют на другую: крыша — крыса, бочка — точка, ложка — лодка, гость — кость, профессор — процессор, лебедь — лебеда, буфет — букет. Место буквы в слове при этом не имеет значения. Пример: МЯЧ превратим в ГОЛ за 5 шагов:

1. МЯЧ 2. МЕЧ 3. МЕЛ 4. МОЛ 5. ГОЛ

  • РОЗУ в ГОРУ за 2 хода

  • ТОСТ в РЕЧЬ за 4 хода

  • ШАР в КУБ за 5 ходов

  • КОСУ в БАНТ за 4 хода

  • МУХА в СЛОН за 17 ходов

  • ПАР в ТОК за 3 хода




3. «Угадай слово по его лексическому значению». За каждое верно угаданное слово команда получает 1 балл

  • Отколовшийся от ледника дрейфующий ледяной массив с глубоко погруженной подводной частью (айсберг)

  • Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата)

  • Герой русских былин, совершающий воинские подвиги (богатырь)

  • Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, Родине (патриот.)

  • Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос)

  • Участок земли, засаженный фруктовыми деревьями, цветами, кустами (сад)

  • Проход, соединяющий отдельные части квартиры, здания (коридор)

  • Фрукты или сладкое блюдо, подаваемое в конце обеда (десерт)




4. «Самый наблюдательный». Указать строки, в которых все словосочетания имеют переносное значение.

  1. Острый ум, острое копье, острая сабля.

  2. Крылатая птица, крылатое выражение, крылатый человек.

  3. Голова собрания, голова капусты, голова ребёнка.

  4. Дождь плачет, море смеётся, лето пролетело.

  5. Лес дремлет, ребёнок спит, зима плачет.

  6. Железная воля, свежая мысль, золотое сердце.




5. «Исправь ошибку». Два сапога – тара. Ус хорошо, а два лучше. Первый клин комом. Сашу маслом не испортишь.

V. Рефлексивный тест:

  • Я узнал(а) много нового.

  • Мне это пригодится в жизни.

  • На уроке было над чем подумать.

  • На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

  • На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

По окончании попросить поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три плюса.

VI. Итоги игры. Обсуждение урока.


VII. Домашнее задание. К слову радость подобрать определение. Записать фразеологизмы со словом радость, уметь их объяснить (5-6штук).