СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 4 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Падежные окончания имен существительных единственного числа 1,2, 3 -го склонения"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 4 классе.»

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

Цели: закреплять знания о типах склонения имён сущест­вительных; познакомить с алгоритмом определения склонения имени существительного.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное созда­ние алгоритмов деятельности; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

  1. Организационный момент

Наш урок русского языка сегодня необычный. На нём присутствуют гости.

- Мы приветствуем гостей,

- Дорогих учителей,

- Всех знакомых, незнакомых,

- И серьёзных, и весёлых.

- Улыбнёмся все друг другу

- Пожелаем удачи другу.


- Сегодня вам предстоит выполнить много и трудных интересных заданий.

- Мы проводим своеобразный смотр знаний. Я хочу всем пожелать удачи.

- Запишите в тетради дату , классная работы.


- Возьмите карандаш и поставьте на полях рядом с записью даты ту отметку, которую вы хотели бы получить за классную работу.


  1. Актуализация знаний

Выборочный диктант

— Выпишите существительные 3-го склонения в начальной форме. Подчеркните орфограммы в словах.

1) В окно пахнуло утренней свежестью. 2) Наша деревня находится в лесистой местности. 3) На белой скатерти темнело чернильное пятно. 4) Очень полезен сок из моркови. 5) От усталости дрожали и подгибались ноги. 6) В лесу пахло сыростью и грибами. 7) По степи ехал на лошади всадник.

(Коллективная проверка. Один ученик читает слова и назы­вает орфограммы. Самооценка.)


  1. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибки.

(Работа в группах. Каждая группа получает карточку с текстом.)

В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени суще­ствительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание -е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окон­чание -я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана оконча­ние -а. Это существительное 1-го склонения.

— В чём заключается ошибка ученика? (Он не определил род существительных, не поставил их в начальную форму.)

— С чего надо начинать определение склонения существи­тельного? (Сначала надо поставить имя существительное в начальную форму.)

— Назовите начальную форму имени существительного. (Име­нительный падеж единственного числа.)

— Что нужно сделать дальше? (Определить род имени сущест­вительного.)

— Могут ли имена существительные одного рода относиться к разным типам склонения? (Да, например, существитель­ные женского рода бывают 1-го и 3-го склонения, а сущест­вительные мужского рода бывают 1-го и 2-го склонения.)

— Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения. (Учитель открывает схему алгоритма на доске или слайде.)

Ставлю имя существительное в н. ф.

Если..., то

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как определить склонение имён существительных, поупражняться в опреде­лении склонения существительных в косвенной форме.)

У вас на столах лежат карточки синего  цвета, поставьте плюсик в первой графе, какие вы цели ставите на начало урока. А в конце урока мы вернемся и посмотрим, достигли ли вы эти цели.

  1. Работа по теме урока

Прочитайте сведения о языке (Слайд)

Дайте оценку составленного нами алгоритма.

Правильно ли мы назвали, составили алгоритм?

1.      Работа в группах

1 группа.

Вставь окончания и выдели их.

О мякот..., по пустын…, на пароход…, от радост…, из берлог…, к побед…, для библиотек…, на горизонт…., об осен..., по горст…, о мыш…, о капел….

 

2 группа.

Вставь окончания и выдели их. Определи склонение.

О мякот..., по пустын…, на пароход…, от радост…, из берлог…, к побед…, для библиотек…, на горизонт…., об осен..., по горст…, о мыш…, о капел….

3 группа.

Вставь окончания и выдели их. Определи склонение и падеж.

О мякот..., по пустын…, на пароход…, от радост…, из берлог…, к побед…, для библиотек…, на горизонт…., об осен..., по горст…, о мыш…, о капел….

4 группа

Определите падеж имён существительных, допишите окончание, выделите его.

на   окраин…  деревн…

от тёт…   к  Маш…

на машин…   без   Кол…

у речк…   на  травк…


Выступление групп.

Физкультминутка

- Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием, - приседаете, если с безударным, - делаете наклон вперёд.

Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударным окончанием будет произнесено.

До рощи, в чаще, к берёзе, о сосне, на тополе, к земле, с ветки, о лесе - (6 слов).

Если я называю слова 1 скл. хлопают девочки, если слова 2 скл.  хлопают мальчики,  а если слова 3 скл. хлопаете все вместе.

  1. Продолжение работы по теме

Дифференцированное задание

- На столах у вас лежат карточки по уровням.

1й уровень.

Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.

2й уровень.

Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

  1. тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;

  2. висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;

  3. белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;

  4. недалеко, от, остановились, дети, полянк…;

  5. трухлявый, на полянк…, пень, стоял.

Послушайте отрывок из стихотворения, доскажите послед­нее слово хором. (по времени)

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, —

Обязательно картина

Называется... (пейзаж).

А. Кушнер

- Запишите слово пейзаж в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

— Определите по толковому словарю значение этого слова. (стр.153)

(Учитель показывает репродукции пейзажей русских худож­ников (можно слайды). Далее запись под диктовку предложения со словом пейзаж.)

Прекрасные пейзажи были созданы русскими художниками.

IY. Подведение итогов урока

- Взгляните на доску. Сейчас по очереди будете отрывать лепесток, читать вопрос и отвечать на него.

  1. Что называется именем существительным?

  2. Как изменяется имя существительное?

  3. Что значит склонение?

  4. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 - му склонениям?

  5. Как проверить безударное окончание имён существительных?

  6. Как определить падеж существительных в предложении?

  7. Сколько падежей в русском языке?

Рефлексия

Наш урок подходит к концу.

Предлагаю проанализировать свою работу на уроке?

Работа с синими карточками. Посмотрите достигли мы цели, которые ставили в начале урока?

Оцените свою работу в тетради.

- Кто из вас согласен с той отметкой, к которой вы стремились, обведите её в кружок. 

Ели вы считаете, что работали на отлично прекрипите к дереву зеленый листок, если хорошо работали (нужно еще немного постараться) желтый листок, если у вас есть еще некоторые пробелы в знаниях , то красный лепесток.

Оценки с комментарием. Вы молодцы, хорошо работали на уроке. Я проверю ваши индивидуальные карта и выставлю отметки за урок.

Домашнее задание

Ребята, выберите тот уровень, который вы будите, хотите делать дома.

Работа по индивидуальным карточкам.

Задание первого уровня сложности:

Вставить пропущенную орфограмму, определить падеж, склонение.

На лошад_, по алле_, около деревн_, к бабушк_, на обочин_, о мам_, о матер_, в музе_, на выставк_, в печк_, в печ_,



Задание второго уровня сложности:

Подчеркнуть словосочетания, в которых существительное имеет окончание -е. Составить 3-4 словосочетания, в которых существительное имеет окончание -и.

Просит о помощ_, идти по дорог_, писать в тетрад_, оказаться на опушк_, идти к деревн_, петь от радост_, рисовать в альбом-.



Задание третьего уровня сложности:

- Е или - И в окончаниях существительных:

1) Рисовать в альбом_, в тетрад_, в тетрадк_;

2) стоять на опушк_, на дорог_, на площад_;

3) ехать к дочер_, к мам_, к бабушк_;

4) лежал на стол_, на полк_, на парт_;

5) направляться к рек_, к избушк_, к площад_;

6) край рощ_, дорог_, алле_;

7) запах полын_, сирен_, зелен_;

8) просить о помощ_, о поддержк_, о выдержк_,