СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 7 классе. Обобщение изученного по теме: «Деепричастие».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка в 7 классе.

Обобщение изученного по теме:

 «Деепричастие».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о деепричастии как части речи, опираясь  на сравнительную характеристику его с причастием.

Задачи урока:

А) формировать следование  правильным орфоэпическим нормам при употреблении  причастий и деепричастий; вырабатывать умение находить в тексте деепричастия и причастия, не смешивая их;

Б) развивать пунктуационную зоркость, внимательность, умение чётко видеть  и различать в структуре предложений причастный и деепричастный обороты;  развивать познавательную активность, логическое мышление, самостоятельность суждений;

В) воспитывать  глубокий интерес и любовь к урокам русского языка.

Достижение вышеуказанных целей и задач урока осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Оборудование: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. Учебник для 7 класса.; Власенков А.И., Рыбченкова Л.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений; Фёдорова М.Ф. Уроки русского языка в 7 классе; Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста; Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс. Журнал «Русский язык в школе» №10, 2009; Этимологический словарь русского языка; Ожегов С.И. Словарь русского языка; конверты с заданиями; указка; плакаты «Обособление определений», «Обособление обстоятельств»; раздаточный материал с текстами стихотворений, проектор, ноутбук, программа для проецирования.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Объявление темы урока и его цели. Обобщить и систематизировать учебный материал о деепричастии в сравнении с причастием.

Ребята! Назовите часть речи, у которой отец – Глагол, а мать – Прилагательное?

(Причастие).

Матерью этой части речи является Наречие, а отцом Глагол. Что это за часть речи? (Деепричастие)

Именно об этих частях речи пойдёт наша сегодняшняя беседа. Мы непременно попытаемся найти сходство и различие между этими необычными частями речи, а также обобщить и систематизировать все изученное. 2 человека выходят к доске и совместно составляют опорную схему «Морфологические свойства причастия и деепричастия»

Ребята! Дайте определение причастия по учебнику Баранова.

А теперь определение деепричастия.

А теперь сравним его с тем определением, которое представлено в наших толковых словариках.

Работа с этимологическим словарём. Выясняется происхождение слов деепричастие и причастие.

  1. Орфоэпическая разминка.

На доске вывешены таблицы:

Понявший – понятый

Поднявший – поднятый

Начавший – начатый

Учащимся предлагается поставить ударения и сделать необходимый вывод.

Вывод 1. В действительных причастиях прошедшего времени ударение падает на второй слог, а в страдательных причастиях прошедшего времени ударение падает на первый слог.

Принятый – принят, принята, принято, принято.

Вывод 2. Во всех формах, кроме женского рода, ударение падает на первый слог

Привлечённый –привлечён, привлечена, привлечено, привлечены.

Вывод 3. В страдательных причастиях прошедшего времени с суффиксом «ённ» в полной форме, в краткой ударение падает на последний слог

Что делая?  что сделав?

Ржавея    -    заржавев

Черпая     -   зачерпнув

Балуясь    -   забаловавшись

Учащиеся производят запись в орфоэпических словарях. Самостоятельно делают необходимый вывод.

Выразительное чтение стихотворения учителем Марины Цветаевой.

На доске спроецировано стихотворение:

Восхищенной и восхищённой,

Сны видящей средь бела дня,

Все спящей видели меня,

Никто меня не видел сонной.

 

И оттого, что целый день

Сны проплывают пред глазами,

Уж ночью мне ложиться – лень.

И вот, тоскующая тень,

Стою над спящими друзьями.

Слова какой части речи преобладают в данном стихотворении Марины Цветаевой? Каково общее грамматическое значение причастия? Назовите причастия. Выделите суффиксы.

Учащиеся читают стихотворение Р.Саути в переводе А.Шмульяна «Лодорский водопад».

Как падают воды в Лодоре?

На доске спроецировано стихотворение:

Кипя

Шипя

Журча

Ворча

Струясь

Крутясь

Вздымаясь

Вздуваясь

Мелькая шурша

Резвясь и спеша

Скользя обнимаясь

Делясь и встречаясь

Ласкаясь бунтуя летя

Играя дробясь шелестя

Блистая взлетая шатаясь

Сплетаясь звеня клокоча

Взвиваясь вертясь грохоча

Морщинясь волнуясь катаясь

Бросаясь меняясь воркуя шумя

Взметаясь и пенясь ликуя гремя

Дрожа разливаясь смеясь и болтая

Катясь извиваясь стремясь вырастая

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

 

Какую картину рисует автор, употребляя только одни деепричастия? Слова какой части речи преобладают в стихотворении «Лодорский водопад». К какому виду относятся все деепричастия? На какой вопрос они отвечают? Каким путём образованы данные деепричастия? Расставьте необходимые знаки препинания. Учащиеся работают с текстами стихотворений М.Цветаевой и Р.Саути. Кто быстрее и правильнее выполнит  эту работу?!

  1. Игра «Ассорти». Каждый учащийся получает конверт со словами (причастиями и деепричастиями). Ребятам предлагается за максимально короткое время распределить полученные слова в две колонки. В одну поместить  причастия, во вторую - деепричастия.
  2. Игра «Чудесное превращение». От глагола, стоящего в неопределённой форме, образовать действительное причастие прошедшего времени, затем деепричастие совершенного вида и выполнить морфемный разбор.

Инфинитив                  причастие

Донять               -          донявший                -   доняв

Занять                -          занявший                  -   заняв

Отнять               -          отнявший                 -   отняв

Понять              -           понявший                -   поняв

Принять           -            принявший           -  приняв

Невзлюбить   -             невзлюбивший   - невзлюбив

Вывод: в глаголах неопределённой формы окончание ть, гласная перед  ть всегда является суффиксом, в деепричастиях отсутствует категория окончания.

  1. Объясните слитное написание не в деепричастии невзлюбив.

Как пишется частица не с деепричастиями?

Учащиеся рассказывают  орфограмму №56

  1. Гром грохотал (не) переставая. (К.Станюкович.) 2) Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не) годуя на кого-то. 3) В саду за окнами (не) умолкая ни на одну секунду кричали воробьи и сороки. (А.Чехов.) 4) Чувствуя близкий конец скитаний Алексей полз (не) жалея сил (не) отдыхая. (Б.Полевой.) 5) (Не помня себя от восторга я побежал домой. (С.Акимов.)

(Не) засеянное поле, поле (не) засеяно, (не) засеянное вовремя, (не) засеяли поле, (не) засеяв поле, (не) законченная работа, (не) законченная мною, (не) закончив работу.

У доски работает ученик. В две колонки выписываются слова с не. В первую деепричастия и причастия со слитным написанием, во вторую -  с раздельным.

  1. Работа с использованием учебных таблиц: «Обособление обстоятельств», «Обособление определений».

Учащимся предлагается выписать из предложений №3 и №4 (таблица «Обособление обстоятельств») деепричастный оборот и одиночные деепричастия вместе с теми сказуемыми,  к которым они относятся

Из предложений №1, 6 таблица «Обособление определений» выписать причастные обороты вместе с определяемыми словами.  В каком предложении представлены одиночные деепричастия? В каком деепричастный оборот?  Что называется деепричастным оборотом? Каковы правила расстановки знаков препинания при деепричастном обороте или одиночном деепричастии? Ребята! Можем ли мы сказать,  что правила расстановки знаков препинания при причастном обороте совпадают с правилами расстановки знаков препинания при деепричастном обороте? В чём состоит основное различие?

Как правильно выписать из предложения причастный оборот? деепричастный оборот?  Пушкин искусно строит повесть «Метель». даруя счастье своим милым героям.

Строит, даруя счастье своим милым героям

Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака

Благоухая, сохли

Дымясь, курились

До чего же в самом деле велика сила места, помноженная на чудо жизни.

Сила места, помноженная на чудо жизни.

Не успевшие отцвести лесные цветочки поблёкли.

Не успевшие отцвести лесные цветочки.

Подведение итогов урока. Чем занимались на уроке? Знания о каких частях речи обобщили и систематизировали?

Я думаю,  что после нашего сегодняшнего урока вы не будете путать причастия и деепричастия. а  также причастный и деепричастный обороты, сумеете непременно разыскать их в литературном тексте.

Домашнее задание. На доске спроецировано домашнее задание: из поэмы М.Лермонтова «Мцыри» выписать пять причастных и пять деепричастных оборотов. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 7 классе. Обобщение изученного по теме: «Деепричастие».»

Открытый урок русского языка в 7 классе.

Обобщение изученного по теме:

«Деепричастие».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о деепричастии как части речи, опираясь на сравнительную характеристику его с причастием.

Задачи урока:

А) формировать следование правильным орфоэпическим нормам при употреблении причастий и деепричастий; вырабатывать умение находить в тексте деепричастия и причастия, не смешивая их;

Б) развивать пунктуационную зоркость, внимательность, умение чётко видеть и различать в структуре предложений причастный и деепричастный обороты; развивать познавательную активность, логическое мышление, самостоятельность суждений;

В) воспитывать глубокий интерес и любовь к урокам русского языка.

Достижение вышеуказанных целей и задач урока осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Оборудование: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. Учебник для 7 класса.; Власенков А.И., Рыбченкова Л.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений; Фёдорова М.Ф. Уроки русского языка в 7 классе; Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста; Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс. Журнал «Русский язык в школе» №10, 2009; Этимологический словарь русского языка; Ожегов С.И. Словарь русского языка; конверты с заданиями; указка; плакаты «Обособление определений», «Обособление обстоятельств»; раздаточный материал с текстами стихотворений, проектор, ноутбук, программа для проецирования.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Объявление темы урока и его цели. Обобщить и систематизировать учебный материал о деепричастии в сравнении с причастием.

Ребята! Назовите часть речи, у которой отец – Глагол, а мать – Прилагательное?

(Причастие).

Матерью этой части речи является Наречие, а отцом Глагол. Что это за часть речи? (Деепричастие)

Именно об этих частях речи пойдёт наша сегодняшняя беседа. Мы непременно попытаемся найти сходство и различие между этими необычными частями речи, а также обобщить и систематизировать все изученное. 2 человека выходят к доске и совместно составляют опорную схему «Морфологические свойства причастия и деепричастия»

Ребята! Дайте определение причастия по учебнику Баранова.

А теперь определение деепричастия.

А теперь сравним его с тем определением, которое представлено в наших толковых словариках.

Работа с этимологическим словарём. Выясняется происхождение слов деепричастие и причастие.

  1. Орфоэпическая разминка.

На доске вывешены таблицы:

Понявший – понятый

Поднявший – поднятый

Начавший – начатый

Учащимся предлагается поставить ударения и сделать необходимый вывод.

Вывод 1. В действительных причастиях прошедшего времени ударение падает на второй слог, а в страдательных причастиях прошедшего времени ударение падает на первый слог.

Принятый – принят, принята, принято, принято.

Вывод 2. Во всех формах, кроме женского рода, ударение падает на первый слог

Привлечённый –привлечён, привлечена, привлечено, привлечены.

Вывод 3. В страдательных причастиях прошедшего времени с суффиксом «ённ» в полной форме, в краткой ударение падает на последний слог

Что делая? что сделав?

Ржавея - заржавев

Черпая - зачерпнув

Балуясь - забаловавшись

Учащиеся производят запись в орфоэпических словарях. Самостоятельно делают необходимый вывод.

Выразительное чтение стихотворения учителем Марины Цветаевой.

На доске спроецировано стихотворение:

Восхищенной и восхищённой,

Сны видящей средь бела дня,

Все спящей видели меня,

Никто меня не видел сонной.



И оттого, что целый день

Сны проплывают пред глазами,

Уж ночью мне ложиться – лень.

И вот, тоскующая тень,

Стою над спящими друзьями.

Слова какой части речи преобладают в данном стихотворении Марины Цветаевой? Каково общее грамматическое значение причастия? Назовите причастия. Выделите суффиксы.

Учащиеся читают стихотворение Р.Саути в переводе А.Шмульяна «Лодорский водопад».

Как падают воды в Лодоре?

На доске спроецировано стихотворение:

Кипя

Шипя

Журча

Ворча

Струясь

Крутясь

Вздымаясь

Вздуваясь

Мелькая шурша

Резвясь и спеша

Скользя обнимаясь

Делясь и встречаясь

Ласкаясь бунтуя летя

Играя дробясь шелестя

Блистая взлетая шатаясь

Сплетаясь звеня клокоча

Взвиваясь вертясь грохоча

Морщинясь волнуясь катаясь

Бросаясь меняясь воркуя шумя

Взметаясь и пенясь ликуя гремя

Дрожа разливаясь смеясь и болтая

Катясь извиваясь стремясь вырастая

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!



Какую картину рисует автор, употребляя только одни деепричастия? Слова какой части речи преобладают в стихотворении «Лодорский водопад». К какому виду относятся все деепричастия? На какой вопрос они отвечают? Каким путём образованы данные деепричастия? Расставьте необходимые знаки препинания. Учащиеся работают с текстами стихотворений М.Цветаевой и Р.Саути. Кто быстрее и правильнее выполнит эту работу?!

  1. Игра «Ассорти». Каждый учащийся получает конверт со словами (причастиями и деепричастиями). Ребятам предлагается за максимально короткое время распределить полученные слова в две колонки. В одну поместить причастия, во вторую - деепричастия.

  2. Игра «Чудесное превращение». От глагола, стоящего в неопределённой форме, образовать действительное причастие прошедшего времени, затем деепричастие совершенного вида и выполнить морфемный разбор.

Инфинитив причастие

Донять - донявший - доняв

Занять - занявший - заняв

Отнять - отнявший - отняв

Понять - понявший - поняв

Принять - принявший - приняв

Невзлюбить - невзлюбивший - невзлюбив

Вывод: в глаголах неопределённой формы окончание ть, гласная перед ть всегда является суффиксом, в деепричастиях отсутствует категория окончания.

  1. Объясните слитное написание не в деепричастии невзлюбив.

Как пишется частица не с деепричастиями?

Учащиеся рассказывают орфограмму №56

  1. Гром грохотал (не) переставая. (К.Станюкович.) 2) Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не) годуя на кого-то. 3) В саду за окнами (не) умолкая ни на одну секунду кричали воробьи и сороки. (А.Чехов.) 4) Чувствуя близкий конец скитаний Алексей полз (не) жалея сил (не) отдыхая. (Б.Полевой.) 5) (Не помня себя от восторга я побежал домой. (С.Акимов.)

(Не) засеянное поле, поле (не) засеяно, (не) засеянное вовремя, (не) засеяли поле, (не) засеяв поле, (не) законченная работа, (не) законченная мною, (не) закончив работу.

У доски работает ученик. В две колонки выписываются слова с не. В первую деепричастия и причастия со слитным написанием, во вторую - с раздельным.

  1. Работа с использованием учебных таблиц: «Обособление обстоятельств», «Обособление определений».

Учащимся предлагается выписать из предложений №3 и №4 (таблица «Обособление обстоятельств») деепричастный оборот и одиночные деепричастия вместе с теми сказуемыми, к которым они относятся

Из предложений №1, 6 таблица «Обособление определений» выписать причастные обороты вместе с определяемыми словами. В каком предложении представлены одиночные деепричастия? В каком деепричастный оборот? Что называется деепричастным оборотом? Каковы правила расстановки знаков препинания при деепричастном обороте или одиночном деепричастии? Ребята! Можем ли мы сказать, что правила расстановки знаков препинания при причастном обороте совпадают с правилами расстановки знаков препинания при деепричастном обороте? В чём состоит основное различие?

Как правильно выписать из предложения причастный оборот? деепричастный оборот? Пушкин искусно строит повесть «Метель». даруя счастье своим милым героям.

Строит, даруя счастье своим милым героям

Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака

Благоухая, сохли

Дымясь, курились

До чего же в самом деле велика сила места, помноженная на чудо жизни.

Сила места, помноженная на чудо жизни.

Не успевшие отцвести лесные цветочки поблёкли.

Не успевшие отцвести лесные цветочки.

Подведение итогов урока. Чем занимались на уроке? Знания о каких частях речи обобщили и систематизировали?

Я думаю, что после нашего сегодняшнего урока вы не будете путать причастия и деепричастия. а также причастный и деепричастный обороты, сумеете непременно разыскать их в литературном тексте.

Домашнее задание. На доске спроецировано домашнее задание: из поэмы М.Лермонтова «Мцыри» выписать пять причастных и пять деепричастных оборотов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!