СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Откуда берется и куда девается мусор?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Откуда берется и куда девается мусор?»

Цель урока: Сформировать представление  учащимся об источниках бытового мусора и способах его утилизации.

Задачи урока.

Обучающие:

Привлечь внимание учащихся к экологической проблеме  загрязнения окружающей среды, убедить  их в  необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении.

Развивающая:

Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Воспитывающая:

Воспитывать бережное и ответственное отношение к природе, окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Откуда берется и куда девается мусор?»

Технологическая карта по окружающему миру, 1 класс


Автор: учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Мензелинска Республики Татарстан:

Устюжина Надежда Ивановна

Тема: «Откуда берется и куда девается мусор?»

Цель урока: Сформировать представление учащимся об источниках бытового мусора и способах его утилизации.

Задачи урока.

Обучающие:

Привлечь внимание учащихся к экологической проблеме загрязнения окружающей среды, убедить их в необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении.

Развивающая:

Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Воспитывающая:

Воспитывать бережное и ответственное отношение к природе, окружающему миру.

Личностные:

Самоопределение

Смыслообразование

Ценностная и морально-этическая

ориентация

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; народов, культур и религий.



Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

развитие навыков сотрудничества со взрослыми

и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные

1.Умение поставить учебную задачу, спланировать свою деятельность, её результат.

2. Самостоятельно находить способы решения проблем поискового характера.

1.Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.

2.Слушать и понимать речь других.

3.Участвовать в диалоге на уроке

4.Формировать умение работать в группах .



1.Умение находить необходимую информацию из доступных источников

2.Анализировать, обобщать, делать выводы,

3. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

3. Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели)




Предметные результаты их практическая значимость:

1)Усвоить, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям;

2)Научиться сортировать мусор из разного материала;

3)Применять полученные знания в повседневной жизни.

Тип урока: открытие новых знаний

Педагогические технологии: игровые технологии, технологии проблемного обучения с элементами исследовательской деятельности

Форма работы: групповая

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир” , автор А.А. Плешаков (УМК «Школа России»)

  • презентация “Откуда берется и куда девается мусор»; компьютер, проектор, экран;

  • контейнеры с надписями для сбора мусора;

  • спиртовка, спички, медицинские маски, пластмасс;

  • карточки с вопросами: откуда берется мусор, куда девается мусор

  • слова на карточках: сжечь, закопать, увезти.

Этапы.

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Содержание задания

УУД

1.Орг момент.

Цель: мотивация к учебной деятельности

Готовит уч-ся к остановке проблемной ситуации через игровой момент

Определяют проблему, ставят цель урока

Учитель:

-Здравствуй, Лесовичок! Почему ты такой грустный?

Лесовичок.

-А чего мне радоваться? Посмотрите вокруг, вчера на этой поляне был порядок, а теперь столько грязи и мусора.

Учитель:

-Откуда это все, здесь появилось?

Лесовичок:- Не знаю

Учитель:

-А куда же ты денешь весь этот мусор ?

Лесовичок:- Не знаю.

Учитель:

- ребята, какие два вопроса я задала Лесовичку?

1) откуда берется мусор?

2) куда девается мусор?

- знает он ответы на вопросы? (нет)

- что же делать? ( надо помочь Лесовичку ответить на эти вопросы)

Р1

2. Постановка цели урока.

Самоопределение к учебной деятельности


1.Организует работу в малых группах (по карточкам- заданиям)













Дети совместно отвечают на вопросы, работаю по учебнику и готовят сообщение о том, что они узнали.





Совместно с учителем обобщают высказывания одноклассников, делают вывод о том, откуда берется мусор

- Правильно, сегодня на уроке мы будем помогать Лесовичку искать ответы на эти вопросы (учитель садит Лесовичка на стул и просит послушать детей)

Народная пословица гласит: «Один ум хорошо, а два – лучше». Последуем совету и будем работать в группах

Работа в группах.

Работа по карточкам

Карточка- задание №1

 Обсудите в группе, откуда берётся мусор?

1шаг.

-Вспомните: чем пользуется человек каждый день?

-Какой мусор образуется после использования продуктов?

2 шаг. Проверь по учебнику на с. 78

3 шаг. Прочитайте на с. 78, что любит Злючка-Грязючка.

- А кто из вас разбрасывает мусор куда попало?

- Можно ли это делать? Почему?

4.шаг. Подготовь сообщение: «Мы узнали

Вывод: человек в процессе жизнедеятельности использует большое количество вещей (гигиена, питание, учёба, досуг и пр.); став ненужными, они превращаются в мусор, как и упаковки от этих вещей.

- Так ли прекрасна планета, когда она завалена грудами мусора?

- Что же нужно сделать для того чтобы наши улицы, дворы, лес, реки были чистыми?

Правила:

1.Не бросать мусор, где попало, а выбрасывать в урну, мусорное ведро или контейнер

2.Охранять природу и соблюдать чистоту;

3. По-возможности, сортировать мусор

Р1



Р2, К4


К1, К2


П1,







П2


К3


Физминутка


3.Открытие новых знаний и способов действий



3.Организует исследовательскую

деятельность уч-ся по формированию представлений о способах утилизации мусора.

Выдвигают гипотезы:

сжечь,

закопать,

увезти.

Проводят опыты в результате, которых делают вывод и приходят к единому мнению о том, что мусор надо вывозить на заводы по переработке мусора


Ответили мы на первый вопрос « Откуда берется мусор?»

Отвечаем на второй вопрос, посмотрите на нашу полянку,

Куда мы будем девать этот мусор?

Исследовательская работа

Опыты: сжигание (маска, проветривание),

отрицание данной гипотезы, т.к произойдет отравление ядовитым воздухом.

Закопать:

(учитель поднимает мусор и вместе с детьми рассуждает о сроках его растворения)

Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет. Пластмассовые бутылки также не разлагаются. Металлические банки могут разлагаться от 80 до 100 лет.

Брошенные в лесу полиэтиленовые пакеты и резиновые вещи будут разлагаться от 10 до 20 лет

- так можно закапывать мусор?

отрицание данной гипотезы

- Вы можете закопать только старую бумагу и пищевые отходы, они большого вреда не принесут

Увезти:

- куда?

Карточка - задание №2

Обсудите, куда лучше вывезти мусор и объясните свое решение?

1шаг. Рассмотрите верхний рисунок  в учебнике на с.79. Сделай вывод. 

- Самый хороший вариант - это завод по переработке мусора. Но, к сожалению, они есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки, которые должны располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах. Это место не должно располагаться вблизи водоемов и заповедников.

3. Практическая работа

- Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его: мусор из разного материала собирают в разные контейнеры.

Для чего они  это делают?

(Чтобы облегчить его переработку на заводе)

- Давайте и мы рассортируем мусор (дети собирают мусор и сортируют мусор в контейнеры, затем моют руки)

Результат деятельности:

Научились сортировать мусор из разного материала.

Вернемся к нашим вопросам. Ответили мы на второй вопрос?

-Куда же девается мусор?

- Ребята, а что вы можете предложить, чтобы мусора стало меньше?

Ученики:

-Из коробок можно сделать кормушки, из пластиковых бутылок - различные поделки, одноразовые стаканчики использовать под рассаду, и т. д.

- соблюдать чистоту, не разбрасывать мусор


Р2

П3


К1




















П3

Итог урока.  




-Давайте вернёмся к началу урока и вспомним, про Лесовичка. Что мы ему обещали? (рассказать откуда берется мусор и куда девается мусор)

- Лесовичок ту услышал ответы на вопросы.

- так откуда же появляется Мусор?

- а потом куда девается мусор?

Лесовичок

- Спасибо вам ребята за урок, давайте закончим наш урок строчками стихотворения (читают с экрана, Д -девочки, М - мальчики))

В природе нет мусора, нет и отходов, 
Давайте учиться, друзья, у природы.

Д.Мы на планете вместе живем:

М.Эта планета наш общий дом:

Д.Быстрые реки и синее море:

М.Лес и поляны, и дальние горы:

Д.Дом для зайчонка, дом для оленя...

М.Дом для дельфина, кита и тюленя.

Вместе.

Всех приютила наша планета,
Только для мусора места здесь нет!


К1


Р1


П2

Рефлексия

Организует рефлексию учащихся

Читают с экрана незаконченные предложения и выбрав себе фразу заканчивают ее самостоятельно


«Рефлексивный экран».

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что…

П2

П3

Домашнее задание

Дает творческое задание по уровням сложности, поясняет содержание каждого задания, и их способы выполнения


Творческие задания по желанию учащихся:

  1. Нарисовать знаки, запрещающие бросать мусор

  2. Составить Памятку « Будь природе - ДРУГОМ!» с правилами поведения на природе

  3. Выполнить проект на тему «Очистим город от мусора»