СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценивание результатов обучения в ВУЗа: Компотентностный подход

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высшая педагогика

Просмотр содержимого документа
«Оценивание результатов обучения в ВУЗа: Компотентностный подход»

Тема: ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ для ВУЗа: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД.   Абдалиева Перисат Кошоевна  преподаватель математики и информатики,  БГУ им. К.Карасаева г.Бишкек

Тема: ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ для ВУЗа: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД.

  • Абдалиева Перисат Кошоевна

преподаватель математики и информатики,

БГУ им. К.Карасаева г.Бишкек

Цель тренинга: Развитие оценивание результатов обучения при компотентностный подход, в системе педагогического образования. Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня, когда высшее профессиональное образование переходит на государственный образовательный стандарт третьего поколения и в соответствии с ними необходимо разработать основные образовательные программы, перед вузами ставят задачу оценки результатов образования на основе компетентностного подхода.  В презентации анализируются формы контроля, учет и оценка компетенций и рассмотрены разнообразные виды контроля.

Цель тренинга: Развитие оценивание результатов обучения при компотентностный подход, в системе педагогического образования.

  • Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня, когда высшее профессиональное образование переходит на государственный образовательный стандарт третьего поколения и в соответствии с ними необходимо разработать основные образовательные программы, перед вузами ставят задачу оценки результатов образования на основе компетентностного подхода.
  • В презентации анализируются формы контроля, учет и оценка компетенций и рассмотрены разнообразные виды контроля.
Компетентность и компетенции Компетенции – базовые качества индивидуума, имеющие причинные связи с эффективной деятельностью после окончания обучения и выявляемые на основе соответствия этой деятельности наилучшим критериям ее выполнения Компетенции – это глубоко лежащие устойчивые поведенческие характеристики человеческой личности, прогнозирующие эффективность деятельности личности и отличающиеся от знаний, умений и навыков

Компетентность и компетенции

  • Компетенции – базовые качества индивидуума, имеющие причинные связи с эффективной деятельностью после окончания обучения и выявляемые на основе соответствия этой деятельности наилучшим критериям ее выполнения
  • Компетенции – это глубоко лежащие устойчивые поведенческие характеристики человеческой личности, прогнозирующие эффективность деятельности личности и отличающиеся от знаний, умений и навыков
Выполнение учебных заданий, профессиональная деятельность и другие наблюдаемые проявления полученной подготовки. Знание, умение, навыки (результаты обучения) Само установки, мотивация и другие формируемые свойства личности. Психофизиологические способности. (свойство личности) Компетенции сформированные способности

Выполнение учебных заданий, профессиональная деятельность и другие наблюдаемые проявления полученной подготовки.

Знание, умение, навыки (результаты обучения)

Само установки, мотивация и другие формируемые свойства личности.

Психофизиологические способности.

(свойство личности)

Компетенции сформированные способности

Документы Болонского процесса: «… квалификации будут выражены через рабочую нагрузку, уровень подготовки, результаты обучения, компетенциии направления деятельности» (Берлинское коммюнике, 2003) «Мы принимаем … общие дескрипторы для каждого цикла, основанные на результатах обучения и компетенциях» (Бергенское коммюнике, 2005)  «… следующим шагом явится интегрированное рассмотрение таких вопросов, как национальные структуры квалификаций, результаты обучения и зачетные единицы, обучение в течение всей жизни и признание ранее полученного образования» (Лондонское коммюнике, 2007).  «… разработка структур квалификаций сведет вместе ряд составляющих Болонского процесса, которые базируются на методе определения результатов обучения в целях обеспечения качества, системы переноса и накопления зачетных единиц, признания предшествующего обучения, образования в течение всей жизни, гибких путей обучения и социального измерения» (Аналитический отчет, 2007)  «Преподаватели в тесном сотрудничестве с представителями»

Документы Болонского процесса:

  • «… квалификации будут выражены через рабочую нагрузку, уровень подготовки, результаты обучения, компетенциии направления деятельности» (Берлинское коммюнике, 2003) «Мы принимаем
  • … общие дескрипторы для каждого цикла, основанные на результатах обучения и компетенциях» (Бергенское коммюнике, 2005)
  • «… следующим шагом явится интегрированное рассмотрение таких вопросов, как национальные структуры квалификаций, результаты обучения и зачетные единицы, обучение в течение всей жизни и признание ранее полученного образования» (Лондонское коммюнике, 2007).
  • «… разработка структур квалификаций сведет вместе ряд составляющих Болонского процесса, которые базируются на методе определения результатов обучения в целях обеспечения качества, системы переноса и накопления зачетных единиц, признания предшествующего обучения, образования в течение всей жизни, гибких путей обучения и социального измерения» (Аналитический отчет, 2007)
  • «Преподаватели в тесном сотрудничестве с представителями»
Результаты обучения –это «формулировки того, что, как ожидается, будет знать, понимать и будет в состоянии продемонстрировать (делать) обучающийся после завершения периода обучения».

Результаты обучения –это «формулировки того, что, как ожидается, будет знать, понимать и будет в состоянии продемонстрировать (делать) обучающийся после завершения периода обучения».

Результаты обучения и компетенции    Результаты обучения: выступают средством выражения уровня компетенции; являются формулировкой того, что, как ожидается, студент будет знать, понимать и быть в состоянии продемонстрировать после завершению образования на соответствующем его уровне;  могут относиться к отдельной курсовой единице или к периоду обучения; они определяют необходимые условия для присуждение кредитов. Определяют преподаватели.

Результаты обучения и компетенции

Результаты обучения:

  • выступают средством выражения уровня компетенции;
  • являются формулировкой того, что, как ожидается, студент будет знать, понимать и быть в состоянии продемонстрировать после завершению образования на соответствующем его уровне;
  • могут относиться к отдельной курсовой единице или к периоду обучения; они определяют необходимые условия для присуждение кредитов.
  • Определяют преподаватели.
Компетенции:   представляют собой динамическую комбинацию знания, понимания, умений и навыков (включают в себя знание, умения, навыки, установки, мотивацию, ценности);  их развитие является целью образовательных программ; формируются в различных курсовых единицах и оцениваются на различных стадиях; Приобретаются студентами.

Компетенции:

  • представляют собой динамическую комбинацию знания, понимания, умений и навыков (включают в себя знание, умения, навыки, установки, мотивацию, ценности);
  • их развитие является целью образовательных программ;
  • формируются в различных курсовых единицах и оцениваются на различных стадиях;
  • Приобретаются студентами.
Результаты обучения и стандарты Образовательные стандарты –что люди должны изучать, как они должны это учить, и как будет оцениваться качество и содержание обучения. Основное значение формулируется в терминах: предмет, программа, методы обучения, процесс и оценивание.  Профессиональные стандарты– что  людям следует делать, как они должны это делать, и насколько хорошо они это делают. Таким образом, профессиональные стандарты должны быть описаны как компетенции в терминах результатов обучения.

Результаты обучения и стандарты

  • Образовательные стандарты –что люди должны изучать, как они должны это учить, и как будет оцениваться качество и содержание обучения. Основное значение формулируется в терминах: предмет, программа, методы обучения, процесс и оценивание.
  • Профессиональные стандарты– что людям следует делать, как они должны это делать, и насколько хорошо они это делают. Таким образом, профессиональные стандарты должны быть описаны как компетенции в терминах результатов обучения.
Результаты обучения и стандарты Образовательные стандарты –что люди должны изучать, как они должны это учить, и как будет оцениваться качество и содержание обучения. Основное значение формулируется в терминах: предмет, программа, методы обучения, процесс и оценивание.  Профессиональные стандарты–что людям следует делать, как они должны это делать, и насколько хорошо они это делают. Таким образом, профессиональные стандарты должны быть описаны как компетенции в терминах результатов обучения.

Результаты обучения и стандарты

  • Образовательные стандарты –что люди должны изучать, как они должны это учить, и как будет оцениваться качество и содержание обучения. Основное значение формулируется в терминах: предмет, программа, методы обучения, процесс и оценивание.
  • Профессиональные стандарты–что людям следует делать, как они должны это делать, и насколько хорошо они это делают. Таким образом, профессиональные стандарты должны быть описаны как компетенции в терминах результатов обучения.
Система контроля знаний

Система контроля знаний

Оценка знаний студента проводится по системе накопленной сумме баллов за время изучения курса итогового контроля и учитывает:

  • 1. Посещение лекций и лабораторных занятий должно быть обязательным. Самостоятельная работа студентов (СРС) заключается в выполнении заданий в компьютерном зале, а также в работе с литературой, периодическими изданиями, в поиске материалов в Интернете, подготовке рефератов и докладов во внеаудиторное время, а также в выполнении заданий на ПК
  • 2.Задания выдаются по мере проведения лекционных и лабораторных занятий по данной теме и принимаются во время, выделенное для СРСП. Студент, не выполнивший задание для лабораторного занятия или СРС, должен отработать и сдать их до перехода к следующей теме.
  • 3.Студенты, пропустившие занятия, должны отработать его во время СРС и сдать преподавателю. Преподаватель зачитывает только полностью выполненные лабораторные работы Студенты, пропустившие без уважительной причины 1/3 часть учебных занятий, к экзамену не допускаются. Студенты, не отработавшие лабораторные занятия, теряют баллы.
  • 4.На занятиях не разрешается пользоваться сотовыми телефонами, выходить из класса и опаздывать. Опоздавшие студенты на занятие не допускаются.
Шкала оценки знаний:   Итоговые оценки знаний студента оцениваются по балльной буквенной системе Критерии и правила оценки знаний проводятся согласно унифицированной методике и включает: текущий (фронтальный опрос, выполнение индивидуального задания на ПК), рубежный (бланочное тестирование) и итоговый (тестирование).

Шкала оценки знаний:

  • Итоговые оценки знаний студента оцениваются по балльной буквенной системе
  • Критерии и правила оценки знаний проводятся согласно унифицированной методике и включает: текущий (фронтальный опрос, выполнение индивидуального задания на ПК), рубежный (бланочное тестирование) и итоговый (тестирование).
Оценка Отлично Буквенный эквивалент оценки Официальный цифровой эквивалент А+ А 5,0 Рейтинговый балл оценки Характеристика знаний студента 95-100 4,7 А- Великолепные знания без ошибок и недочетов 90-94 4,5 Великолепные знания с единичными случаями наличия второстепенных ошибок и недочетов 85-89 Отличные знания, имеется небольшое допустимое (для отличной оценки) количеств второстепенных ошибок и недочетов

Оценка

Отлично

Буквенный эквивалент

оценки

Официальный цифровой эквивалент

А+

А

5,0

Рейтинговый балл

оценки

Характеристика знаний студента

95-100

4,7

А-

Великолепные знания без ошибок и недочетов

90-94

4,5

Великолепные знания с единичными случаями наличия второстепенных ошибок и недочетов

85-89

Отличные знания, имеется небольшое допустимое (для отличной оценки) количеств второстепенных ошибок и недочетов

Хорошо В+ 4,3 В 80-84 4,0 В- Хороший результат, имеются единичные случаи наличия второстепенных ошибок и недочетов 75-79 3,7 Хорошо - в целом, имеются единичные случаи второстепенных ошибок и недочетов 70-74 Знания «выше среднего» имеется небольшое допустимое (для оценки хорошо) количеств ошибок и недочетов

Хорошо

В+

4,3

В

80-84

4,0

В-

Хороший результат, имеются единичные случаи наличия второстепенных ошибок и недочетов

75-79

3,7

Хорошо - в целом, имеются единичные случаи второстепенных ошибок и недочетов

70-74

Знания «выше среднего» имеется небольшое допустимое (для оценки хорошо) количеств ошибок и недочетов

Удовлетвори-тельно С+ 3,5 С С- 67-69 3,3 Неудовлетво-рительно D 3,0 64-66 Приемлемые знания, но со значительными недостатками Удовлетворительные знания с серьезными недостатками 60-63 2,0 F Знания «ниже среднего», но в целом достаточные (для удовлетворительной оценки) для пониманий основных понятий курса, имеется ряд основных и второстепенных ошибок 40-59 Очень слабые знания, недостаточные для понимания курса, имеется большое количество основных ошибок и недочетов   Совершенно неприемлемый уровень

Удовлетвори-тельно

С+

3,5

С

С-

67-69

3,3

Неудовлетво-рительно

D

3,0

64-66

Приемлемые знания, но со значительными недостатками

Удовлетворительные знания с серьезными недостатками

60-63

2,0

F

Знания «ниже среднего», но в целом достаточные (для удовлетворительной оценки) для пониманий основных понятий курса, имеется ряд основных и второстепенных ошибок

40-59

Очень слабые знания, недостаточные для понимания курса, имеется большое количество основных ошибок и недочетов

 

Совершенно неприемлемый уровень

Оценка за СРС – работа с учебной и дополнительной литературой; с электронными носителями информации; самостоятельное решение тестовых заданий, подготовка рефератов, консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения.
  • Оценка за СРС – работа с учебной и дополнительной литературой; с электронными носителями информации; самостоятельное решение тестовых заданий, подготовка рефератов, консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения.
 Критерии оценки самостоятельной работы студента: Самостоятельная работа студентов (СРС) является обязательной составляющей процесса подготовки специалистов высшего образования по гуманитарным специальностям. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование у студентов навыков аналитической, практической и научно-исследовательской деятельности. По модульно-рейтинговой системе оценки знаний студентов для СРС по всем дисциплинам отводится на каждый модуль 10 баллов из 100.

Критерии оценки самостоятельной работы студента:

Самостоятельная работа студентов (СРС) является обязательной составляющей процесса подготовки специалистов высшего образования по гуманитарным специальностям. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование у студентов навыков аналитической, практической и научно-исследовательской деятельности. По модульно-рейтинговой системе оценки знаний студентов для СРС по всем дисциплинам отводится на каждый модуль 10 баллов из 100.

Контроль за ходом и результатами СРС осуществляется преподавателем дисциплины с периодичностью, установленной в графике учебного процесса. Результаты самостоятельной работы студентов должны оцениваться и учитываться в ходе промежуточного контроля до итогового контроля студентов по изучаемой дисциплине. Студенты заранее знакомятся с критериями оценки их знаний. Самостоятельная работа студента может оцениваться по сложности выполняемых самостоятельных работ и результатам по формам отчетности.
  • Контроль за ходом и результатами СРС осуществляется преподавателем дисциплины с периодичностью, установленной в графике учебного процесса. Результаты самостоятельной работы студентов должны оцениваться и учитываться в ходе промежуточного контроля до итогового контроля студентов по изучаемой дисциплине. Студенты заранее знакомятся с критериями оценки их знаний.
  • Самостоятельная работа студента может оцениваться по сложности выполняемых самостоятельных работ и результатам по формам отчетности.
Критерии для оценки выполненных СРС: 1.  Умение работать с литературой и другими источниками для получения новой информации с целью развития творческого мышления (участия в конференциях, круглых столах и проектах); 2.  умение анализировать и принимать решения по конкретной заданной теме; 3.  умение формулировать и определять необходимые термины и понятия; 4.  владение современными компьютерными технологиями; Профессорско-преподавательский состав вправе определять (менять) сложность объема выполняемой работы СРС в соответствии с запланированным объемом, а также с учетом специфики содержания данной дисциплины. По модульно-рейтинговой системе оценки занятий студентов для СРС по данной дисциплине отводится 30 баллов за семестр. Для получения 30 баллов студент должен за семестр сдать 1 тему по СРС. При этом баллы распределяются следующим образом:

Критерии для оценки выполненных СРС:

1. Умение работать с литературой и другими источниками для получения новой информации с целью развития творческого мышления (участия в конференциях, круглых столах и проектах);

2. умение анализировать и принимать решения по конкретной заданной теме;

3. умение формулировать и определять необходимые термины и понятия;

4. владение современными компьютерными технологиями;

Профессорско-преподавательский состав вправе определять (менять) сложность объема выполняемой работы СРС в соответствии с запланированным объемом, а также с учетом специфики содержания данной дисциплины.

По модульно-рейтинговой системе оценки занятий студентов для СРС по данной дисциплине отводится 30 баллов за семестр. Для получения 30 баллов студент должен за семестр сдать 1 тему по СРС. При этом баллы распределяются следующим образом:

Наименование этапов: Баллы Наличие и содержание плана реферата 0-4 Наличие теоретических и практических знаний по темам 0-6 Формулировка основных выводов и предложений 0-5 Грамматика и стилистика 0-5 Оформление работы 0-5 Презентация и защита реферата или электронной презентации 0-5 Всего баллов: 0-30

Наименование этапов:

Баллы

Наличие и содержание плана реферата

0-4

Наличие теоретических и практических знаний по темам

0-6

Формулировка основных выводов и предложений

0-5

Грамматика и стилистика

0-5

Оформление работы

0-5

Презентация и защита реферата или электронной презентации

0-5

Всего баллов:

0-30

Требования к разработке и оформлению реферата   Выполняется на стандартных белых листах бумаги формата А-4.   Общий объем работы должен составлять не менее 15-20 страниц, при следующих требованиях к оформлению: шрифт – Times New Roman, размер -14 пт, междустрочный интервал – 1,5, параметры страницы: слева – 3 см., справа – 1,5 см., сверху – 2 см., снизу – 2 см., нумерация страниц – слева внизу.   Требования к разработке и оформлению презентации согласно индивидуальным требованиям преподавателя .

Требования к разработке и оформлению реферата

 Выполняется на стандартных белых листах бумаги формата А-4.

 Общий объем работы должен составлять не менее 15-20 страниц, при следующих требованиях к оформлению: шрифт – Times New Roman, размер -14 пт, междустрочный интервал – 1,5, параметры страницы: слева – 3 см., справа – 1,5 см., сверху – 2 см., снизу – 2 см., нумерация страниц – слева внизу.

Требования к разработке и оформлению презентации согласно индивидуальным требованиям преподавателя .

 Литературы:              Введение в классическую и современную теорию тестов: учебник. М.: Логос, 2010. 668 с. ЧелышковаМ.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие. М.: Логос, 2002. 432 с. Звонников В.И. ЧелышковаМ.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации: компетентностныйподход. М.: Логос, 2012. 280 с. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование. Литературы:

Литературы:

  • Введение в классическую и современную теорию тестов: учебник. М.: Логос, 2010. 668 с.
  • ЧелышковаМ.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие. М.: Логос, 2002. 432 с.
  • Звонников В.И. ЧелышковаМ.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации: компетентностныйподход. М.: Логос, 2012. 280 с.
  • Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование.

Литературы: