СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка экологического состояния воды в деревне Головково, Наро-Фоминского района, Московской области

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новый ХХI век со всей очевидностью показал, что по мере развития нашей цивилизации основная борьба развернется (и, фактически во многом уже развернулась) за экологически чистые территории обитания, за землю и воду. Вокруг этого и будут происходить основные баталии будущего. И в этой связи вопрос охраны окружающей среды в качестве экологической составляющей становится одним из краеугольных камней национальной безопасности Российской Федерации.

Вопросам оценки состояния водоемов уделяется много внимания научными работниками и практиками. Состояние водоемов во многом является ключевой проблемой современности. Возрастающие масштаба антропогенной деятельности обуславливает необходимость прогнозирования изменений в окружающей среде.

Контроль за качеством воды - система наблюдений и измерений осуществляется специальными службами. Я не ставлю своей целью подменить деятельность этих служб. Просто мне как обычному человеку, стало интересно, насколько можно доверять данным этих служб. Каково состояние водоемов, качество питьевой воды? Зная качество воды, можно  спокойно использовать воду в бытовых целях. На многие мои  вопросы я постараюсь ответить в своей работе, проанализировав теоретический материал о роли воды в жизни человека, и проведя анализ состояния водных объектов на территории нашей деревни. 

Просмотр содержимого документа
«Оценка экологического состояния воды в деревне Головково, Наро-Фоминского района, Московской области»

Тема работы: Исследование качества воды на территории деревни Головково Нарофоминского района Московской области.

Тема работы:

Исследование качества воды на территории деревни Головково Нарофоминского района Московской области.

Цель работы: Изучение качества воды, оценка экологического состояния воды.

Цель работы:

Изучение качества воды, оценка экологического состояния воды.

Методы и приёмы: Эмпирические, математические, гидрохимические, визуально-калориметрические, приборные лабораторные методы.

Методы и приёмы:

Эмпирические, математические, гидрохимические, визуально-калориметрические, приборные лабораторные методы.

Мною рассмотрены несколько проб из разных источников:  1 проба - очистные(болото);  2 проба- река Таруса;  3 проба - водопроводная вода;  4 проба- родник.

Мною рассмотрены несколько проб из разных источников: 1 проба - очистные(болото); 2 проба- река Таруса; 3 проба - водопроводная вода; 4 проба- родник.

1 проба-очистные (болото)

1 проба-очистные (болото)

2 проба-река Таруса

2 проба-река Таруса

3 проба- водопроводная вода

3 проба- водопроводная вода

4 проба-родник

4 проба-родник

Провели следующие исследования:  определение водородного показателя (рН) воды; определение общей и карбонатной жесткости воды; количественное определение нитратов, хлоридов и сульфатов; обнаружение солей тяжелых металлов; Сравнение полученных анализов водопроводной воды с данными «Водоканала».

Провели следующие исследования:

  • определение водородного показателя (рН) воды;
  • определение общей и карбонатной жесткости воды;
  • количественное определение нитратов, хлоридов и сульфатов;
  • обнаружение солей тяжелых металлов;
  • Сравнение полученных анализов водопроводной воды с данными «Водоканала».
Для определения рН использовали портативный тест-комплект. Окраску раствора сравнили с контрольной шкалой.

Для определения рН использовали портативный тест-комплект. Окраску раствора сравнили с контрольной шкалой.

Исследование рН среды в разных водоемах таблица №1 № пробы место отбора пробы 1 рН( H2O)  Очистные(болото) 2 Река Таруса 3 5 Водопровод 4 7,3 Родник 6,8 7,8 Вывод: пониженное значение рН в пробе №1. Это объясняется повышенным содержанием гуминовых и других природных кислот в болоте и наличием минеральных кислот в сточных водах очистного сооружения.

Исследование рН среды в разных водоемах

таблица №1

пробы

место отбора пробы

1

рН( H2O)

Очистные(болото)

2

Река Таруса

3

5

Водопровод

4

7,3

Родник

6,8

7,8

Вывод: пониженное значение рН в пробе №1. Это объясняется повышенным содержанием гуминовых и других природных кислот в болоте и наличием минеральных кислот в сточных водах очистного сооружения.

Более точно величину рН измеряли при помощи комбинированного измерителя L микро на компьютере.

Более точно величину рН измеряли при помощи комбинированного измерителя L микро на компьютере.

Следующая проделанная мною работа - определение жесткости воды.

Следующая проделанная мною работа - определение жесткости воды.

Определение жесткости воды таблица №2 Вода Общая жесткость Очистные 5 Карбонатная жесткость Река Таруса V HCl , мл 8 5,5 Водопроводная 2,4 4,7 Родник 11 9,2 4 2,6 2,7 6 2 Вывод: высокая карбонатная жесткость в водопроводной воде и в реке Таруса. Утечки из канализации приводит к растворению горных парод. Минерализации воды в водоёмах ещё определяется геологических строением, типом почвы.

Определение жесткости воды

таблица №2

Вода

Общая жесткость

Очистные

5

Карбонатная

жесткость

Река Таруса

V HCl , мл

8

5,5

Водопроводная

2,4

4,7

Родник

11

9,2

4

2,6

2,7

6

2

Вывод: высокая карбонатная жесткость в водопроводной воде и в реке Таруса. Утечки из канализации приводит к растворению горных парод. Минерализации воды в водоёмах ещё определяется геологических строением, типом почвы.

Отработанный карьер

Отработанный карьер

Жесткая вода вызывает образование камней в почках, печени, нарушает кальциевый баланс в организме, что приводит к заболеваниям костей, крови.

Жесткая вода вызывает образование камней в почках, печени, нарушает кальциевый баланс в организме, что приводит к заболеваниям костей, крови.

Определение сульфат и хлорид ионов.

Определение сульфат и хлорид ионов.

Определение нитрат-ионов.

Определение нитрат-ионов.

Данные исследования на хлорид, сульфат и нитрат ионов Таблица №3 № Место отбора Содержание хлоридов нитратов и сульфат-ионов в воде 1 Очистные Хлориды 2 3 Сульфаты 330 Река Таруса 420 Водопровод 4 290 Нитраты 450 159,75 43 Родник 500 52 210 30 343 50 Вывод: содержание сульфатов и хлоридов во всех пробах не превышает ПДК. Превышение нормы нитратами в пробах №2 и №4 можно объяснить стоками сельскохозяйственных угодий, полей, где используют удобрения и пестициды.

Данные исследования на хлорид, сульфат и нитрат ионов

Таблица №3

Место отбора

Содержание хлоридов нитратов и сульфат-ионов в воде

1

Очистные

Хлориды

2

3

Сульфаты

330

Река Таруса

420

Водопровод

4

290

Нитраты

450

159,75

43

Родник

500

52

210

30

343

50

Вывод: содержание сульфатов и хлоридов во всех пробах не превышает ПДК. Превышение нормы нитратами в пробах №2 и №4 можно объяснить стоками сельскохозяйственных угодий, полей, где используют удобрения и пестициды.

Для обнаружения ионов тяжелых металлов я использовала тест-комплекты и проводил качественные реакции на ионы.  2CuSO 4 +K 4 [Fe(CN ) 6 ]= Cu 2 [Fe(CN) 6 ]  +  2K 2 SO 4 4Fe С l 3 +3K 4 [Fe(CN) 6 ]= Fe 4 [Fe(CN) 6 ] 3 +  12KCl  Pb ( C Н3 COO ) 2 + K 2 CrO 4 = PbCrO 4 + 2 C Н 3 COOK

Для обнаружения ионов тяжелых металлов я использовала тест-комплекты и проводил качественные реакции на ионы.

2CuSO 4 +K 4 [Fe(CN ) 6 ]= Cu 2 [Fe(CN) 6 ] + 2K 2 SO 4 4Fe С l 3 +3K 4 [Fe(CN) 6 ]= Fe 4 [Fe(CN) 6 ] 3 + 12KCl Pb ( C Н3 COO ) 2 + K 2 CrO 4 = PbCrO 4 + 2 C Н 3 COOK

Качественные реакции на ионы меди, свинца и железа.

Качественные реакции на ионы меди, свинца и железа.

Содержание ионов тяжелых металлов в воде Таблица №4 № Место отбора пробы 1 Содержание ионов свинца Очистные 2 Река Таруса Содержание ионов меди 3 0,006 1  0,001 4 Содержание ионов железа Водопровод Родник 0,5 __ 0,4 __ 0,3 __ __ 2 1 Вывод: повышенное содержание ионов свинца в пробе №1, можно объяснить близким расположением металлического мусора.

Содержание ионов тяжелых металлов в воде

Таблица №4

Место отбора пробы

1

Содержание

ионов свинца

Очистные

2

Река Таруса

Содержание ионов меди

3

0,006

1

0,001

4

Содержание ионов железа

Водопровод

Родник

0,5

__

0,4

__

0,3

__

__

2

1

Вывод: повышенное содержание ионов свинца в пробе №1, можно объяснить близким расположением металлического мусора.

Результаты исследования водопроводной воды и показатели «Водоканала» мг/л. Таблица №5 Показатели Жесткость воды рН среда Водоканала Содержание  NO 3 8 Лицея  Cl  9,2 7,8 SO 4 -  6,8  30 200 C содержание ионов тяжелых металлов 458 F е  159,75 2 Р b  500 - Си  2 0,5 __ __ Вывод: результаты анализов водопроводной воды приблизительно соответствует «Водоканалу». Значит исследовательская работа проведена правильно.

Результаты исследования водопроводной воды и показатели «Водоканала» мг/л.

Таблица №5

Показатели

Жесткость

воды

рН

среда

Водоканала

Содержание

NO 3

8

Лицея

Cl

9,2

7,8

SO 4

-

6,8

30

200

C содержание ионов тяжелых металлов

458

F е

159,75

2

Р b

500

-

Си

2

0,5

__

__

Вывод: результаты анализов водопроводной воды приблизительно соответствует «Водоканалу». Значит исследовательская работа проведена правильно.

Пониженное значение рН в пробе №1

Пониженное значение рН в пробе №1

Высокая карбонатная жесткость в пробах №3 и №4

Высокая карбонатная жесткость в пробах №3 и №4

Превышение нормы нитрат иона в пробе №2 и №4

Превышение нормы нитрат иона в пробе №2 и №4

Превышение содержание свинца в пробе №1

Превышение содержание свинца в пробе №1

Общий вывод: 1) Водоёмы на территории Головково загрязнены умеренно. 2) Качество водопроводной воды можно оценить удовлетворительно. 3) Водопроводная вода пригодна к употреблению. 4) Воды родника и речки будем исследовать повторно. 5) Водоканалу необходимо пересмотреть методы очистки сточных вод. 6) Необходимо ликвидировать мусор и установить контроль.

Общий вывод:

1) Водоёмы на территории Головково загрязнены умеренно.

2) Качество водопроводной воды можно оценить удовлетворительно.

3) Водопроводная вода пригодна к употреблению.

4) Воды родника и речки будем исследовать повторно.

5) Водоканалу необходимо пересмотреть методы очистки сточных вод.

6) Необходимо ликвидировать мусор и установить контроль.

Работа выполнена  Ученицей 10 класса МОУ  лицея имени Героя России Веры Волошиной:  Понаморевой Вероникой, под руководством Барановой Е.Е. – учителя экологии и географии.  Спасибо за внимание!

Работа выполнена Ученицей 10 класса МОУ лицея имени Героя России Веры Волошиной: Понаморевой Вероникой, под руководством Барановой Е.Е. – учителя экологии и географии.

Спасибо за внимание!