Оздоровительные двигательные минутки на уроке
В первую очередь, его задача - это проведение здоровьесберегающих минуток на уроках общеобразовательного цикла.
И дети, и родители знают о том, что на уроках преподавания предметов общеобразовательного цикла педагоги должны проводить физкультурные минутки, зарядку для глаз и т. д. На само деле все это про водится в тех школах, где администрация учебного заведения считает сохранение здоровья учащихся первостепенной задачей. Она требует неформального отношения педагогов к
выполнению своих профессиональных обязанностей. Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. Здоровьесберегающие минутки - это обязательный компонент школьного урока.
В большинстве же случаев наличие на обычном уроке здоровьесберегающей минутки свидетельствует о том, что на уроке присутствует кто-то посторонний, призванный контролировать учебный процесс.
Многие педагоги, особенно на среднем и старшем этапе обучения учащихся, считают, что физкультурные минутки на уроке отнимают массу времени урока, расхолаживают учащихся, не способствуют оптимизации учебного процесса.
Однако, при этом они констатируют, что использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Учащимся одной из школ был задан вопрос: «Физкультминутки на уроках математики мешают или помогают?»
Ответы были такие:
-помогают преодолевать сонливость и однообразность урока - 35%;
-повышают работоспособность - 30%; создают хорошее настроение - 20%;
-способствуют общению - 6%;
-мешают уроку - 5%;
-ограничивают время урока - 4%.
Двигательные переменки могут помочь сплотить классный коллектив, изменить статус ученика в коллективе. Ни для кого не секрет, что ученики, имеющие достижения в спорте или на уроках физической культуры, не всегда также успешны на школьных уроках по другим предметам. Возможность для такого ученика подготовить и провести двигательную переменку на уроке, показать свои умения способствует формированию иного мнения педагога об ученике и его возможностях.
Во многих школах часто можно наблюдать такую ситуацию, когда даже во время обычного школьного перерыва ребята не имеют возможности подвигаться. Они задерживаются ,педагогами на перемене, хотя это должно быть наказуемо. Учащиеся не успевают перебежать из одного кабинета в другой, как уже звенит звонок на новый урок, все начинается с самого начала, и так каждый день.
Если добавить к этому отсутствие контроля медицинским персоналом школы за мытьем рук учащимися в столовой школы, быстрая еда и невнимание школы к организации двигательной активности учащихся во время школьных перемен - все это приводит к тому, что число учащихся, ежегодно пополняющих список хронических больных в журнале школьного врача, растет.
Как может помочь школа и учитель в кардинальном решении данной проблемы?
Для того, чтобы помочь ребенку сохранить его физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего совершенно невероятного.
Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Оздоровительные минутки - это только часть системы использования здоровья сберегающих технологий в школе. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.
Оздоровительные минутки про водит учитель-предметник на своих уроках. Он может проводить оздоровительные минутки сам или с помощью подготовленных учащихся-инструкторов. Можно осуществлять проведение оздоровительных минуток, предоставив возможность учащимся самим проявить инициативу в их проведении. Главным в проведении оздоровительных минуток - заинтересованность учащихся в сохранении собственного здоровья.
. Для проведения оздоровительных минуток можно использовать различные предметы и подручные средства, которые позволят сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книга, карандаш, газета, комочки ваты и т. д.
Упражнения, которые можно использовать для двигательных оздоровительных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им название. Это способствует интерес учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность учащихся, их интерес к окружающей жизни. Оздоровительные минутки на уроке будут способствовать не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры.
Преимущество проведения двигательных минуток на уроке.
1. Игровые двигательные минутки проводятся по единому расписанию в масштабах всей школы. Например, учителя знают- что, второго урока на каждом последующем каждый учитель должен проводить двигательную минутку на своём уроке.
2. В них могут принимать участие все учащиеся класса, вне зависимости от какого бы то ни было заболевания.
3. Благодаря игровым двигательным разминкам учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности.
4. Постоянство в проведении игровых двигательных перемен вырабатывает у учащихся потребность и привычку двигаться, не вызывает негативного отношения к двигательным, упражнениям, способствует формированию культуры движения.
5. Двигательные минутки изменяют отношение учащихся к урокам физической культуры в школе, к учителям-предметникам.
6. Совместная двигательная игровая деятельность сближает учащихся, раскрепощает их, помогает преодолеть комплексы в их непосредственной учебной деятельности и физическом состоянии, почувствовать радость пребывания в школе, классе.
7. Игровые двигательные перемены способствуют повышению работоспособности, активности учащихся на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.
8. Учебное время уроков после двигательных переменок не будет потеряно зря.
9. Упражнения для развития двигательной активности могут стать основой уроков для детей в группах ЛФК, для проведения спортивных состязаний и праздников.
10. Для проведения двигательных минуток не нужны спортивные снаряды и спортивное оборудование. Для этого необходим лишь тот материал, который находится вокруг нас в несметном количестве и который выбрасывается за ненадобностью в каждом доме. Кроме этого, используются те предметы, которые находятся ежедневно в портфеле ученика: ластик, учебник, карандаш. . .
11. Данные упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволит развивать одновременно как интеллектуальную сферу ребенка, так и его двигательную активность.
Какими правилами необходимо руководствоваться для
организации игровых двигательных переменок в школе?
-В игровых двигательных переменках участвуют учащиеся в возрасте от 6 до 15 лет.
-Игровые двигательные переменки можно использовать как, на уроке, так и во время обычной школьной перемены, во время тренингов, для проведения внеклассной работы по
физической культуре.
-Упражнения могут выполнять как взрослые, так и дети (учителя, родители).
-Упражнения не требуют большой подготовки и материальных затрат на подручные средства.
-Для удобства взрослого, который проводит в классе или группе, игровые двигательные переменки, все упражнения представлены в виде карточек-заданий, которые педагог
выбирает каждый раз по собственному усмотрению или пожеланию детей.
-Упражнения сопровождаются музыкой, которую выбирают сами учащиеся. Очень здорово, если в качестве музыкального сопровождения выбирается музыка народов мира и страны, в которой растет ребенок.
Все упражнения можно выполнять всем классом,- в группе, в паре, в одиночку (например, дома) во время рефлексии урока, в ходе психолого-педагогических тренингов.
Структура проведения игровой двигательной переменки.
.
1. Все виды карточек игровых двигательных переменок построены по типу задании от «простого к сложному».
2. В ходе игровой минутки, которую учитель организует с классом, ребята в состоянии понять, выполнить и повторить одно задание, представленное на карточке.
3. На последующих переменках ребята могут повторять полюбившиеся упражнения, совершенствовать их, видоизменять, придумывать свои элементы в выполнении упражнений
4. В ходе каждой двигательной минутки ребята могут выучить одно новое упражнение.
5. 'Никаких отметок за выполнение упражнений учителем не ставится.
3