СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ознакомительный урок "Лепка из глины"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Ознакомительный урок по лепке из глины», направление – декоративно-прикладное творчество.

Урок для класса дополнительного образования в доме детского творчества. Количество детей в классе – 10-12 человек.

Состав группы: учащиеся средне-образовательных учреждений 1-7 класса, ранее не занимавшиеся в направлении «лепка из глины». Так же в состав группы могут входить дети, находящиеся на индивидуальном и домашнем обучении соответствующем программе СОШ 1-7 класса.  

Данный урок – ознакомительный. Это первая работа детей с глиной, знакомство с материалом, техниками, приемами работы. 

Просмотр содержимого документа
«Ознакомительный урок "Лепка из глины"»



















«Ознакомительный урок по лепке из глины»



Камушкова Светлана Александровна

МАУДО ДДТ «Родник»

Объединение «Макетирование и дизайн»


















2018 год


Пояснительная записка


«Ознакомительный урок по лепке из глины», направление – декоративно-прикладное творчество.

Урок для класса дополнительного образования в доме детского творчества. Количество детей в классе – 10-12 человек.

Состав группы: учащиеся среднеобразовательных учреждений 1-7 класса, ранее не занимавшиеся в направлении «лепка из глины». Так же в состав группы могут входить дети, находящиеся на индивидуальном и домашнем обучении соответствующем программе СОШ 1-7 класса.

Данный урок – ознакомительный. Это первая работа детей с глиной, знакомство с материалом, техниками, приемами работы.

Урок длится 1 час, но в результате ученик получает готовую работу. Такая форма позволяет проводить урок в форме выездного мастер-класса, для презентации программы и курса лепки из глины.











При подготовке данного урока и программы в целом использовались книги:

  1. «Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову», Светлана Ращупкина. 2010 г.

  2. Рибцун О.Г. «пластилин», 201 год

  3. «Соленое тесто», 2011 год.

  4.  Рубцова Е. «Фигурки из соленого теста», 2012 год.

  5. Лепнин В. «Лепим животных из пластилина», 2014 год.

  6. Елена Саллинен «Занятия по изобразительной деятельности. Старшая и подготовительная к школе группы»

  7. Елена Янушко «Лепка с детьми раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей»





Цель урока:

- Познакомить учеников с новым для них материалом – глиной. Ее свойствами, особенностями работы, инструментами.



Задачи урока:

- Рассказать о том, где и как добывается глина.

- Почему этот материал так важен, где применяется. Что делают из глины.

- Как работают с глиной: инструменты, техники.

- Почему занятия с глиной так важны для детей и взрослых.

- Создать готовое изделие из глины.

































Сценарий урока.

Используемые материалы: глина для скульптурной лепки (брикеты по 1 кг, примерно 300 гр. на ученика), стеки, доски для лепки, вода в стаканчиках, ткань (х.б. полотенца), одноразовые фартуки

Техника и аппаратура: компьютер, проектор, экран (презентация о глине)

На занятии используется объяснительно-иллюстративный метод подачи материала. Учитель рассказывает и показывает ученикам глину, способы работы с ней, инструменты и т.д.

В ходе урока учитель ведет диалог с учеником, в ходе которого школьник сам озвучивает многие знания, полученные в ходе практики: особенности глины, скорость ее высыхания, что происходит, когда она взаимодействует с водой. Тем самым применяются и элементы исследовательского метода обучения.



Этапы урока:

  1. Приветствие и вступление – 10 минут

- Приветственное слово учителя

- Краткий рассказ о глине, ее свойствах, применении

- Диалог с учениками: что же делают из глины, как она применяется в быту

- Рассказ о технике безопасности при работе с глиной



(Ученики сидят за столами, на которых лежит дощечка для лепки, на ней ткань, на ткани глина. На каждую пару учеников – стакан с водой. У каждого ученика свой стек, скалка и губка) (рис. 1)

Учитель: Здравствуй ребята. Сегодня мы с вами будем изучать новый для вас материал – глину. Кто-нибудь из вас знает, что такое глина и для чего она применяется?

Ученики: называют предметы, которые делают из глины – посуда, игрушки, кирпичи.

Учитель: да, все правильно. Глина это материал, из которого можно сделать много разных и главное полезных вещей. От строительных материалов до красивых изящных чашечек. Так как добывается глина? Оказывается, что бы добыть глину нужно вырыть большой карьер, яму в земле, из которой с помощью специальной техники (экскаваторов) добывают глину, которая залегает в земле пластами. Глина, которая лежит у вас на столе уже, готова к работе. Она мягкая и пластичная, как пластилин. Этим два материала похожи. Но глина – природный материал, а пластилин искусственный. Оба материала помогают нам с вами не только создавать красивые предметы, но и отдыхать и даже учиться. Оказывается, наши с вами пальчики тесно связаны с головным мозгом, и чем больше вы работаете руками, особенно с мелкими предметами (конструктором, бисером, бусинами, глиной) тем активнее работает наш с вами мозг, тем больше он запоминает, тем умнее мы с вами становимся. Вот почему так важно заниматься творчеством. А для кого-то творчество становится работой. Человек, который учился профессионально работать с глиной, называется мастером. Мастером-гончаром, человеком который создает посуду, или мастером по керамике.

Из глины делают и кирпичи для строительства, и игрушки, и посуду. Но тут самое важное помнить, что глина при высыхании становится ломкой, хотя и твердой. Вот почему глину обжигают, что бы сохранить ее форму, сделать ее более прочной. Температура обжига разная, и в зависимости от того, как, где и сколько обжигается глина – и результат бывает разный.

А еще глина очень маркая. Т.е. оставляет следы и на ваших рука и на вышей одежде. Вот почему прежде чем начать работу мы закатаем рукава одежды, если они у вас длинные, и наденем фартуки.





  1. Рассказ о материалах и техниках – 5 минут

- Ученикам разрешается трогать и мять глину, у них есть возможность рассказать о своих ощущениях от нее.

- Рассказ об инструментах: доска для лепки, ткань, губка, стеки, скалка, вода

- Первые попытки слепить основные элементы



Учитель: а вот теперь я разрешаю вам не просто потрогать глину, но даже помять ее, разделить на части, в общем – начать изучать новый материал. Расскажите, какая глина на ощупь? Нравится ли вам с ней работать?

Ученики рассказывают, что глина прилипает к рукам, плохо отчищается, похожа на пластилин и т.д.

Учитель: Давайте попробуем слепить из глины самые простые элементы, вы их уже пробовали лепить раньше из пластилина. Это шарики – раскатываем глину между пальцами или между ладонями круговыми движениями. Колбаски – раскатываем кусочек глины между ладонями или на столе параллельно поверхности. Капельки – раскатываем шарик ребрами ладони, так что часть его утончается.

Рядом с вами лежат самые разные инструменты для лепки. Самый крупный – скалка. Он поможет нам раскатать большой кусок глины в плоский блин. Есть стеки – они помогают отрезать ровные кусочки глины. Есть вода, с ее помощью мы не только замазываем ошибки на поверхности глины, но и склеиваем разные части будущей фигурки. Важно помнить, что брать воду надо по чуть-чуть, совсем капельку, иначе глина превратиться в грязь.

Лепим мы не на столах, а на специальных дощечках для лепки, они легкие и пластиковые. Что бы раскатать глину, надо взять кусочек, положить ее между двумя слоями ткани и начать раскатывать. Попробуем?



  1. Начало практической работы. – 40 минут

- Повторение за учителем основных элементов для создания основы будущей работы.

- Самостоятельное украшение готовой работы в зависимости от фантазии и полученных знаний.



Учитель:

Приступим к нашей работе. Скатаем из глины шарик. Положим его между двумя слоями ткани и начнем раскатывать скалкой. В результате у нас должен получиться глиняный блин толщиной с наш палец. Стараемся раскатывать равномерно, что бы по всей поверхности блин был одинаковой толщины. (рис 2)

Теперь, поднимаем верхний слой ткани и с помощью острого края стека вырезаем фигуру нашей будущей поделки. У нас это свинка. Вырезаем по контуру, стараемся прорезать хорошо, до самой ткани, и убираем лишнюю глину, прячем ее под ткань, чтобы она не высохла. (рис 3)



С помощью влажной губки хорошо протрем края нашего изделия, что бы они стали ровными. Губка должна быть именно влажной и хорошо отжатой. (рис 4)

Теперь приступим к формированию мордочки нашей хрюшки. Катаем два небольших шарика из остатков глины для глаз и один большой для пяточка. Распределяем их на мордочке между ушами, по центру. В зависимости от размеров глаз, пяточка и их расположения будет меняться и характер поросенка. Надо помнить, что просто так прикрепить шарики к телу не получится, потому что при высыхании глина чуть-чуть уменьшается в размерах и неправильно приклеенные элементы могут просто отвалиться. Что же делать? Во-первых на месте, куда вы хотите прикрепить глаз и пятачок с помощью стека надо сделать две поверхностные насечки, две царапинки, и сверху на них капнуть капельку воды. И лишь тогда приклеить нужный элемент. И чуть-чуть прижать сверху. Шарик уплощится и станет еще больше похож на глаз или пятачок. Затем крутим колбаску, небольшую, для хвостика, скручиваем ее в спираль и прикрепляем к хрюшке. (рис 5)

(раздаем старые фломастеры)

Мы с вами любим и умеем фантазировать, применять обычные вроде бы предметы в работе с глиной. Вот например старые фломастеры. С их помощью мы сейчас придадим нашей свинки чуть больше индивидуальности, сделаем ей зрачки и оформим пятачок. Надо просо сделать отпечаток колпачка на глазах и грифелем фломастера сделать точки на пяточке. (рис 6-7)

Что ж, а теперь я разрешаю вам не повторять за мной, а самостоятельно украсить свою свинку. Можно слепить ей новогоднюю шапку, или украсить спинку цветами, которые вы сделаете из глиняных шариков. Или сделать завитки из тонких колбасок. Все на ваше усмотрение. (рис 9-10)













  1. Завершение урока. – 5 минут

- Подведение итогов. Ученики могут высказать свое мнение, понравлюсь им лепить или нет. Какие элементы были сложными, какие легкими.

- Рассматриваем работы друг друга.

- Уборка: вылить воду, протереть столы, промыть стеки и скалки.

- Рассказ учителя о способах сушки глины.



Учитель: ну что ж, вот наш урок и подошел к концу. Понравилось ли вам лепить?

Ученики: высказывают свое мнение.

Учитель: Теперь надо запомнить как мы будем сушить глину. Так как у нас глина не проходит обжиг, то сушка будет по особым правилам. Во-первых, не на солнце и не на открытом тепле, т.е. не на батарее, иначе изделие потрескается. На первые сутки изделие будет накрыто влажной тканью, а затем уже без нее. Через два дня глину можно будет даже раскрасить.

А теперь приступим к уборке.



В финале урока учитель показывает уже готовые изделия, что бы ученики представляли к чему им стоит стремиться. (рис 11)



Итоги урока!

Подобные уроки всегда вызывают неизменный восторг у школьников. Возможность создать свою поделку, поработать с новым материалом и размять пальцы всегда привлекает ребенка. Урок всегда проходит в дружеской, творческой обстановке, ученики обмениваются идеями, советуют друг другу как лучше украсить персонажа и помогают, если что-то не получается.

Для урока специально выбраны простые варианты изделия, что бы ребята могли покинуть занятие с готовым изделием, высушить его дома или вернуться и раскрасить на следующем занятии.

Главным итогом ознакомительного урока становится интерес ребенка к занятиям по лепке из глины, желание заниматься дальше и заинтересованность в новом виде творчества.

Систематическое посещение уроков по лепке из глины позволит ребенку развиться в творческую личность, с богатой фантазией и пониманием мира прекрасного.

Приложения:

Рис 1.





















Рис 2.

Рис 3.

Рис. 4.





Рис 5.



Рис 6.



Рис 7

Рис 8

Рис 9

Рис 10



Рис 11