Урок подготовила:
Кобзева Наталья Александровна
МБОУ СОШ №1 г.о. Пущино
Учитель начальных классов
Класс 3
Парные звонкие и глухие согласные.
Цель: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
-расширить знания о проверке слов с парными согласными в корне слова;
-совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их;
-научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;
-закрепить знания по теме «Словообразование»;
-закрепить языковые явления из области фонетики;
-развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные:
Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» Канакина В.П., раздаточный материал, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Добрый день! А он обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мы подарим свои тёплые улыбки друг другу и нашим гостям.
Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
- Как вы ее понимаете?
(Мы узнаем что-то новое)
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаем и используем.
Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Мы отправляемся в город Грамотеев. А поможет нам в этом «Волшебная книга». Но, прежде чем отправиться, выслушаем удивительную историю.
II. Актуализация знаний:
-Однажды не поладили буквы-гласные и согласные, и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг… Показалось им, что кто-то рыдает… Прислушались:
- А-а-а! О-о-о! – плакали гласные. И согласные крикнули им (вернее хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание): «П-р-н». И услышали радостное (но тоже непонятное): «А-ы-е».
И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе.
III. Определение темы урока и постановка учебной цели.
(Открываем волшебную книгу):
п р н а ы е
з в н к о и е и
г л х у и е
с г л с н о а ы е
Соединив гласные и согласные буквы с обеих страниц книги, вы можете назвать тему урока.
- Что у вас получилось?
(Парные звонкие и глухие согласные)
- Сформулируйте цель урока.
Я узнаю … Я научусь… (находить парные согласные в словах, использовать алгоритм проверки при написании, подбирать проверочные слова).
IV. Работа по теме урока.
1.- Сегодня нашим помощником будет эта волшебная книга. Она будет нам указывать, какие остановки нас ждут в пути.
Паровозик вас ждет. Чтобы поезд мог прийти в движение, нужно выполнить следующее задание.
Назовите пары согласных по звонкости и глухости.
Б в г д ж з П ф к т ш с
Что общего у букв первого столбика? (Они обозначают звонкие согласные звуки). Как они произносятся? (С голосом и шумом) Что общего у букв второго столбика? (Они обозначают звонкие согласные звуки). Как они произносятся? (С шумом)
В добрый путь! (Музыка)
2.Станция (в книге) ОРФОГРАМСК
- Почему мы остановились?
-Если здесь мы с вами не остановимся, то пропустим много важного, и никогда не будем знать, как писать слова правильно. А вот и волшебная яблонька. На ней кроме обычных яблок выросли еще 12 необычных. На них написаны парные согласные.
- Почему мы обращаем внимание на правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова?
(Парные звонкие и глухие согласные в корне слов пишутся не так, как слышатся, т.е. правописание не соответствует произношению).
3.Работа с правилом.
- Ребята, кто-нибудь может сформулировать правило проверки парного согласного в корне слова? (Парный согласный четко произносится, когда после него стоит гласный или согласные [н ], [н].)
Откройте учебник на с.112. Прочитайте правило в паре.
4.Работа в группе.
- Как вы должны действовать, чтобы не допустить ошибку при написании диктанта с орфограммой буквой парного согласного в корне слова? (Мы должны воспользоваться алгоритмом)
- Есть у нас такой алгоритм? Нет
- Какая задача стоит перед нами? (Составить алгоритм)
Но сегодня вы будете не составлять алгоритм, а восстанавливать его.
Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова.
Алгоритм
1. Читаю слово
2. Нахожу парный согласный звук
3. Выделяю корень
(если орфограмма в корне надо проверить)
4. Изменяю слово:
назови ласково
один - много
много - один
подставь слово «нет»
5. Проверяю
6. Пишу букву
7. Подчеркиваю орфограмму
- Сорвать яблочко может тот, кто приведет примеры слов с данными парными согласными и подберет к ним проверочные слова.
Мы подкрепились, набрались сил, т.к. задания будут усложняться.
Паровозик вас ждет. Чтобы мы могли с вами двигаться дальше, нужно выполнить одно задание.
Откройте свои журналы путешествий. В них мы запишем число нашего путешествия:19 ноября 2019 года.
Минутка чистописания.
5.Словарная работа.
Ребусы. Отгадки к ребусам являются словарными словами.
Арбуз, огород, морковь, мороз, багаж.
Какие орфограммы встретились нам?
Взаимопроверка. Поменялись журналами. Проверили правильность маршрутов. Молодцы! Мы отправились дальше. (Музыка).
- Перейдем к следующей страничке книги. Она называется «Станция сказочная». Мы делаем остановку. Если мы здесь не остановимся, то пропустим очень интересную сказку. Давайте послушаем отрывочек. ( Читает наизусть ученица класса)
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет!
Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён;
(Его невесту выгнала злая мачеха, и королевич отправился за ней. Но одному ему не справиться. Мы должны ему помочь. Согласны? – Итак, в путь!)
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Свет ты мой, —
Красно солнце отвечало
Я царевны не видало.
Коль потрудишься немного, покажу тебе дорогу.
Выполняем задание Красного солнышка.
У вас на столах красные карточки.
6.Из данных слов составить надо предложения так, чтобы получились пословицы.
Лень, труд, кормит, а лень портит;
Вытащишь, и, рыбку, без, труда, не, пруда, из.
Вставить пропущенные буквы:
Зимой сне… глубокий.
Летом хле… высокий.
(труд, рыбку, снег, хлеб)
ФИЗМИНУТКА
Поработали мы дружно,
Отдохнуть сейчас нам нужно.
Физминутка посвящена также парным согласным-
Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Повороты резко – раз, два, три.
И наклоны низко – раз, два, три.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Покрутись немножко – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
Красно солнышко вами довольно. Оно советует королевичу узнать дальнейший путь у месяца.
«Ты у месяца, соседа,
Расспроси про все про это».
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». – «Братец мой,-
Отвечает месяц ясный,-
«Не видал я девы красной….»»
Королевич огорчен, не знает, что ему делать. Месяц советует ему не печалиться и спать ложиться, а утром вновь пуститься в путь. (Музыка).
V. Закрепление изученного материала.
Наступила ночь. На небе появились звезды и закрыли буквы в словах. Перед нами задание от месяца на желтых карточках. Узнайте, какие буквы надо писать?
(А у доски работают два человека).
Фонетический разбор слова: (прорубь.) груз
Разбор слова по составу: поездка, нагрузка, орешки, ядра.
Карточки поднимают ребята.
На доске текст.
(проверочные слова).
Кня
ь у синя моря ходит,
С синя моря гла
не сводит;
Гля
ь – поверх текучих во
Лебе
ь белая плывет.
Белка песенки поет
Да оре
ки все грызет,
А оре
ки не простые,
Все скорлу
ки золотые,
Ядра – чистый изумруд
…
Отрывки из какой сказки? А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Кто может наизусть прочитать этот отрывок?
Наступило утро.
Королевич утром встал,
Ясный месяц так сказал:
«Елисей, об ней быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай.
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взвывая:
«Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч…
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой,
Я жених ее». – «Постой,
Подскажу тебе дорогу,
Коль потрудишься немного.»
(Выполняем задание ветра).
Физминутка для глаз.
Ветер подул и принес нам телеграммы.
Дорогой друк!
Иди прямо через зеленый лук. Справа будет большой прут, на нем деревянный плод. Не пугайся кос – они не бодаются.
Жду тебя!
(Лексическое значение слова). Омонимы/омофоны – омо – «одинаковые».
- Какие слова вызвали недоумение? Лук, прут, плод, кос.
- Почему?
- Исправьте текст телеграммы.
(Взаимопроверка)
Ветер рад, что вы справились с его заданием. Теперь понятен путь. Куда же дальше идти королевич?
«Там за речкой тихоструйной,
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора,
У горы высокий дуб,
Там тебя, королевич, наверное, ждут».
Около пещеры рос дуб зеленый,
Злая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Игра с Котом.
И молвит тут ученый кот:
«В пещеру попадает лишь тот,
Кто выполнит мои задания
И проявит свои знания».
В книге показать иллюстрации «Кот ученый».
Подберите к словам антонимы.
Твердый - ____________________
Широкий - ___________________
Тяжелый- ____________________
Высокий - ____________________
Далекий - _____________________
Длинный - ____________________
«Вход открыт, иди вперед». - Говорит королевичу кот..
Тут откуда ни возьмись,
Царевна наша появилась.
«Всем спасибо вам, ребята!»
Ведь без вас сказка могла бы закончиться по-другому. Ну что ж, пора отправляться в страну грамотеев. (Музыка).
На сказочной станции мы набрались мудрости, научились помогать друг другу. Нам пришлось: и доставать из сундучка знания, и складывать туда вновь приобретенные. Наш сундучок наполнился знаниями. Мы стали чуть умнее и лучше. Приобрели «частицу мудрости».
Перед вами последняя страничка волшебной книги, которая называется город Грамотеев. Какое время года в городе Грамотеев?
Физминутка для глаз и для пальцев.
А теперь закройте глазки, глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду и беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей.
Жители этого города узнали, что вы очень любите загадки, и поэтому встречают вас с «подарком».(Он лежал в шкатулке: загадка и секреты)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
О чем речь? (О снеге)
На какую орфограмму слово? (Парная согласная на конце).
- У парных согласных есть свои секреты. Подарок от жителей города.
1 секрет – один (сугроб) много (сугробы) – проверочное слово сущ. во мн. ч.
2 секрет – большая (варежка) маленькая (варежечка)
3 секрет - есть (прорубь) нет (проруби) изменение формы слова
4 секрет – что? лед какой? Ледяной прилагательное
5 секрет – что? () что делать? () проверочное слово - глагол
Подберите признаки, характеризующие этот предмет: он белый, пушистый, мокрый, мягкий, сверкающий.
Подберите слова, обозначающее действие предмета: снег лежит, сверкает, идет, падает, хрустит. (Карточки-помощники).
Составьте предложения о снеге, пользуясь подобранными действиями и признаками. Записать в тетрадь. (Слабым ученикам предлагаются карточки со словами, из которых нужно составить предложения). Зарисовки, этюд.
Какое интересное задание вам пришлось выполнить в городе Грамотеев.
Пора домой!
(Музыка)
Чтоб поезд мог прийти в движение, мы должны выполнить следующее задание:
Загадки любим, ребусы:
Все хорошо, что хорошо кончается.
Начинали мы наше путешествие с пословицы и заканчивается пословицей. (Музыка). Едем обратно.
VI. Итог урока. Рефлексия.
-Чему вы научились во время нашего путешествия?
(Правильно писать слова с парными согласными в корне слова).
Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
1. Я хорошо усвоил тему!
2. Я ещё затрудняюсь, но уверен, что справлюсь.
3. Мне нужна помощь.
VII. Домашнее задание.
-Я раздаю карточки со словами, в которых пропущены парные звонкие и глухие согласные на конце. Вы должны вставить буквы и написать проверочные слова или упр.211 с.112.