Детское исследование на тему: « Весь ли мёд натуральный?»
Актуальность исследования
Мёд популярен во всем мире благодаря своим высоким вкусовым и питательным свойствам, а также доступностью применения его при лечении в домашних условиях. В наше время повсеместная продажа мёда и разнообразие его видов круглый год дает возможность людям лечиться, употреблять его в различных целях.
Пока человек не изобрел такой аппарат, который мог бы сделать этот, ни с чем не сравнимый по целебным, питательным и вкусовым свойствам продукт, в создании которого участвуют пчелы.
И производители, стараясь придать мёду «натуральности», добавляют в него мел, крахмал или муку, сахар и др. примеси.
Проблема исследования
Как самостоятельно в домашних условиях выяснить натуральный ли мед?
Гипотеза исследования:
Не весь мёд, который продаётся в магазинах качественный (натуральный).
Цель и задачи исследования
Цель:
Для учеников: Определить качество качества мёда разных производителей в домашних условиях.
Для учителя:
Задачи:
- Изучить литературу: виды меда, свойства.
- Исследовать образцы мёда на содержание примесей, сахара, мела, крахмала
- Оценить качество исследуемого мёда с точки зрения потребителя
Объекты, методы, тип исследования
Объекты:
- Мёд минусинский натуральный цветочный
- Мёд натуральный разнотравье цветочный – Простой выбор
- Мёд цветочный – с рынка
Методы:
анализ литературы , опыты
Тип: экспресс исследование
Оборудование и продукт исследования
Оборудование:
Мед (3 вида), вода, йод, уксус, лист бумаги, ложка, свеча, 3 стакана
Продукт:
Памятка «Как выбрать качественный мед»
Этапы исследования
Подготовительный:
Выведение проблемы, формулирование гипотезы, цели и задач исследования
Основной:
Изучение литературы о видах и свойствах меда.
Проведение опытов: исследование образцов мёда на содержание примесей, сахара, мела, крахмала.
Итоговый:
Подведение итогов по результатам исследования, создание памятки «Как выбрать качественный мед»
Этапы исследования Основной: Изучение литературы о видах и свойствах меда.
Каким бывает мёд?
По ботаническому происхождению натуральный мёд может быть: цветочный, падевый и смешанный (купажированный) .
Цветочный мёд получают при переработке пчёлами нектара растений. Цветочный мёд в нашей стране насчитывает более 30 видов (табл. 1, прил.).
Падевый мёд образуется при переработке пчёлами медвяной росы и пади со стеблей и листьев растений.
Смешанный мёд состоит из естественной смеси цветочных или падевых медов.
Купажированный мёд - тоже смешанный мёд, но только искусственно, обычно при откачке, из разных сортов. Цветочный мёд может быть монофлорный - пчела собирает нектар с одного вида растений.
Также бывает полифлорный – нектар собирается с нескольких растений.
Виды цветочного монофлорного мёда:
Липовый мёд – лучший из сортов.
Гречишный мёд.
Боярышниковый мёд.
Каштановый мёд.
Вересковый мёд.
Акациевый мёд.
Этапы исследования Основной: Проведение опытов: исследование образцов мёда на содержание мела, крахмала.
Опыт № 1. Обнаружение муки или крахмала:
В 3-5 мл. водного раствора мёда (1:2) добавить 3-5 капель настойки йода. При наличии крахмала и муки в мёде, смесь окрасится в синий (фиолетовый) цвет. При отрицательной реакции раствор не изменит цвета.
Опыт № 2. Обнаружение мела:
В 3-5 мл. водного раствора мёда (1:2) добавить 3-5 капель уксусной эссенции. Если раствор « закипит » с выделением углекислого газа, в мёде присутствует мел.
Этапы исследования Основной: Проведение опытов: исследование образцов мёда на содержание примесей, сахара.
Опыт № 3. . Обнаружение сахара :
1 способ- выложить мёд на салфетку, если через час мёд не засахарился, то сахара нет;
2 способ- расплавить мед в ложке на огне. Настоящий мед разжижается и прозрачен. Если в нем сахарный сироп, то при расплавлении усиливается карамельный запах, "мед" становится густой и мутный.
Опыт № 4. Обнаружение примесей :
Растворить ложку мёда в стакане воды. Никакого осадка быть не должно.
Перспектива исследования:
Описанные опыты помогут каждому человеку определить качество и натуральность мёда в домашних условиях.