Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17»
Проект «Юные огородники»
для детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет)
Подготовила и реализовала
воспитатель высшей
квалификационной категории
Якимова Светлана Геннадьевна.
Апрель, 2023
Паспорт проекта
Тема: «Юные огородники»
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность: среднесрочный (27.03–27.04)
Участники проекта: педагог, дети подготовительной группы и родители воспитанников.
Объект исследования: процесс выращивания растений в комнатных условиях.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в условиях группового помещения.
Задачи.
Образовательные: продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, морковь, огурцы, томат, овес, бобовые, укроп и др.); способствовать обобщению представлений детей о необходимости света, тепла, влаги и почвы для благоприятного роста растений.
Развивающие: развивать познавательный интерес и практические навыки в исследовательской деятельности; способствовать развитию наблюдательности, умения замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в дневнике.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; уважение к труду и к его результатам.
Актуальность. Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Предполагаемый результат: в ходе проектной деятельности дети научились различать культурные растения, могут назвать их особенности и различия; знают, какие необходимые условия нужны для роста и развития растений в комнатных условиях; научились ухаживать за растениями; могут делать простые выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
Продукт проекта:
- в группе оформлен огород на подоконнике;
- оформлен дневник наблюдений за рассадой в огороде;
- презентации проекта.
Этапы работы по реализации проекта
1 этап – подготовительный (сбор информации)
1. Постановка цели и задач проекта;
2. Изучение методической и детской литературы;
3. Подбор художественной литературы, стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме;
4. Выставка книг, иллюстраций, альбомов о культурных растениях;
5. Подбор игр, интересных вопросов и упражнений по теме проекта.
6. Подготовка семян овощных культур и необходимого инвентаря для выращивания и посадки семян и рассады.
7. Поисковая деятельность – смогут ли культурные растения вырасти в комнатных условиях, и сможем ли мы получить урожай?
Метод трех вопросов.
Что мы знаем:
- растениям нужны свет, вода, тепло, земля;
- растения нужно поливать;
- растение растет из семечка;
- за растениями нужно ухаживать;
- для растений нужно вскопать землю;
- растениям нужно удобрение.
Что мы хотим узнать:
- вырастет ли растение из семечек, если выращивать в групповой комнате
Как это сделать:
- спросить у взрослых;
- посадить и наблюдать;
- прочитать в книгах;
- узнать в интернете.
этап – основной
1.Проведение с детьми бесед: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы», «Огород на окне», «Откуда берутся овощи?», «Орудия труда. Безопасная работа в огороде», «Как нужно ухаживать за овощными культурами».
Цель: создать условия для знакомства детей с интересными представителями мира растений.
2. Рассматривание иллюстраций и фотографий.
Цель: вызвать интерес к овощным культурам.
3. Рассматривание схем, моделей строения растений, составление схем их роста и развития.
Цель: способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления.
4. Наблюдения: рассматривание семян через лупу, наблюдение за всходами и ростом растений, за ростом рассады, вытягиванием её к солнцу, за изменением состояния растений.
Цель: способствовать закреплению умения детей замечать изменения в росте и развитии растений, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
5.Труд в огороде на окошке: уход за рассадой – полив, рыхление почвы, прореживание, пересаживание.
Цель: способствовать развитию интереса к выращиванию рассады, воспитывать бережное отношение к растениям и уходу за ними.
6. Проведение опытов и исследовательно - поисковой деятельности:
Опыт «Такие разные семена»: рассматривание овощных семян через лупу. Цель: показать детям, что форма и количество семян у разных растений разные.
Опыт «Как вырастить зеленый лук»: посадка и наблюдение за ростом и развитием овощных культур, на примере лука.
Цель: закрепить знания о том, сто для роста т развития нужны свет, вода и тепло.
Опыт «Выращиваем томаты»: посадка и наблюдение за ростом и развитием овощных культур (томатов).
Цель: учить приемам посадки рассады томатов (по одному); подвести к пониманию условий, необходимых для успешного развития растения.
Опыт «Проращивание зелени моркови»: определение, при каких условиях зелень моркови прорастают быстрее (в воде, земле или пакете).
Цель: способствовать развитию внимательности, наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Опыт «С водой и без воды»: выявить, что произойдет с растением, если его не полили?
Цель: создать условия для выделения факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Способствовать закреплению умения находить причинно-следственные связи, делать выводы, воспитывать бережное отношение к растениям.
Опыт «Проращивание ростков клубней картофеля»: наблюдение за тем, где быстрее появятся ростки на клубне картофеля (на солнце или в тёмном месте).
Цель: через наблюдение способствовать формированию исследовательского интереса.
Опыт «Проращиваем семена бобов»: выявить, какие условия нужны для прорастания и хорошего развития семени фасоли.
Цель: через наблюдение способствовать формированию исследовательского интереса.
4. Чтение художественной литературы: Н. Носов «Огородники», «Огурцы», Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», Е. Надёжкина «Огуречное семечко», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали, Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка», В. Сутеев «Дядя Миша».
Заучивание стихотворений В. Коркина «Что растет на нашей грядке?», Г. Сапгир «Садовник». Чтение пословиц, поговорок, загадок об овощах и огороде.
Цель: познакомить детей с произведениями русских и зарубежных поэтов, способствовать углублению и расширению знаний детей о культурных растениях.
5. Проведение дидактических игр по теме: «Найди растение по описанию», «Угадай овощ по описанию», «Угадай овощ по загадке», «Угадай название овоща», «Угадай на ощупь», «Вершки-корешки», «От какого растения часть», «Один - много», «Скажи ласково», «Чудесный мешочек».
Цель: закреплять умение различать овощи, называть их быстро, находить нужный овощ среди других, группировать растения по цвету, месту роста.
6. Подвижные игры: «Урожай», «Картошка», «Огородники», «Зайцы в огороде», «Баба сеяла горох», «Кабачок», «Посади и собери картофель».
Цель: способствовать пополнению словарного запаса, развитию умения действовать по сигналу, согласовывать движения со словами, развитию ловкости.
7. Проведение сюжетно-ролевых игр: «Овощной магазин», «Агроном», «Механизатор». Познакомить детей с профессиями агронома, механизатора. Способствовать формированию умения распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли.
3 этап – заключительный.
1. Оформление огорода на подоконнике и уход за ним.
2. Оформление дневника наблюдений.
3. Создание презентации.
Практическая значимость работы
Знание особенностей формирования познавательного интереса у детей, а также особенностей организации экспериментальной деятельности, позволяет целенаправленно строить обучающую и развивающую работу с детьми. Работа в данном направлении может быть адаптирована к любому дошкольному возрасту.