СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт воспительной практики "Юные экологи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Паспорт воспительной практики "Юные экологи"»








Паспорт воспитательной практики

«Юные экологи»













Автор воспитательной практики:

учитель начальных классов

МАОУ «Лицей №7 г. Черняховска»

Черняховского муниципального района

Митирёва Юлия Алексеевнна

 








2024 год


Паспорт воспитательной практики


Наименование практики

«Юные экологи»

Наименование территории, на которой данная практика была реализована

Митирёва Юлия Алексеевна,

учитель начальных классов,

МАОУ «Лицей №7 г. Черняховска»

Актуальность данной темы проблема

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно, в школьные годы. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

Описание воспитательной практики

Программа включает направления работы с детьми, родителями и учителями ДШИ. Совокупность работы этих направлений позволяет охватить всестороннее развитие личности ребенка: самого ребенка как объекта воспитания, семью как воспитательную среду и образовательную область деятельности через учебные предметы. Программа включает и направление дополнительного образования, такое как творческое объединение учащихся.

Сроки реализации практики

Даты: с 1 сентября 2020года по май 2024 года

Цель (цели) и задачи практики

Цель практики: формирование высоко духовно-нравственной личности, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развиваются экологическое мышление и мировоззрение, реализуемые в виде совокупности конкретных действий и поступков учащихся, непосредственно или опосредованно связанных с гражданским и патриотическим сознанием учащихся.

Задачи:

  1. Формировать систему знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения

  2. Формирование экологических ценностных ориентаций в деятельности детей

  3. Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы; заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней;

  4. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. Активизировать участие родителей в экологическом воспитании детей.


Методы и средства реализации проекта

1. Методы теоретического исследования: изучение, отбор и систематизация материалов, представление материала в виде компьютерных презентаций и видео файлов.

2. Разработка и выпуск печатной продукции.

3. Проведение исследований и оформление результатов в исследовательских работах.

4.Проведение социологических опросов, анкетирования.

5. Проведение экологических акций.

6. Организация фотовыставок.

7. Практические занятия.

8. Участие в фестивалях, конкурсах и конференциях различного уровня.

Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики

- педагогические кадры;

-реализация проектов и акций совместно с родителями;

-активация внутренних ресурсов детского сада; сетевое взаимодействие.

Возможности и условия реализации практики (проекта)

При создании поликультурного образовательного пространства руководство детского сада определил основные направлении своей деятельности: материально-технические, кадровые, финансовые условия, создание образовательной среды ДОУ, частью которой является развивающая предметно‐пространственная среда.

В этих условиях особенно остро встал вопрос о кадровом обеспечение и профессиональном мастерстве воспитателей и специалистов. Стоит выделить два направления, к развитию профессионализма педагогов, которые определило руководство ДОУ:

• во-первых, непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через организацию различных форм работы (тематические недели, семинары, конференции и др.), оказание помощи методическими объединениями, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне ДОУ с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога, обмен опытом в рамках сетевого взаимодействия;

• во-вторых, развитие профессионализма через курсы повышения квалификации по разнообразным дополнительным программам с получением документа государственного образца.

Финансовое обеспечение реализации практики (проекта), опиралось на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Объем действующих расходных обязательств отражен в государственном (муниципальном) задании ДОУ. Выполняя финансовые условия, руководство обеспечило эффективную реализацию практики (проекта), Основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, обосновав структуру и объем расходов, необходимых для их реализации и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.

Ожидаемые результаты воспитательной практики

Практика будет способствовать развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к природе. Дошкольники приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности, научатся сравнивать, анализировать, делать выводы. Таким образом, путем реализации практики будут сформированы у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

В дальнейшем планируем: распространять опыт по созданию экологического воспитания у дошкольников на методических семинарах, на педагогических советах, на образовательных сайтах, на родительских всеобучах.


Приложение 1

(к Паспорту воспитательной практики, направленной на экологическое воспитание)

Анализ воспитательной практики

«Юные экологи»


Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Возможности

1. Введение разнообразных инновационных педагогических технологий, форм и методов воспитания для развития нравственных качеств личности через экологизацию воспитания.

2. Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях.

3. Социальное партнерство с организациями и близлежащими социальными учреждениями, района, обеспечивающее развитие нравственных качеств личности через экологизацию воспитания и образования.

1. Вовлечённость в деятельность экологического содержания.

2. Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении экологических мероприятий.

3. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими.

4. Обогащение знаниями о природных богатствах родного края, его экологических проблемах и способах их решения.

5. Проявление экологической культуры, выражающейся в переводе знаний в норму поступка.

6. Введение разнообразных инновационных педагогических технологий, форм и методов работы.

7. Повышение статуса дошкольного образовательного учреждения в

воспитательном пространстве.


Слабые стороны

Угрозы (риски)

1.Большая нагрузка педагога.

2. Недостаточно высокая активность и ответственность детей и родителей.


1. Отрицательное влияние социума.

2. Издержки семейного воспитания.

3. «Виртуальная» зависимость части

детей.

4. Дополнительная нагрузка детей.

5. Природные факторы.

6. Эпидситуация.


Приложение № 2

(к Паспорту воспитательной практики, направленной на экологическое воспитание)

План-график воспитательной практики

«Юные экологи»

 Сроки

Этапы реализации

Форма

работы

Предполагаемый результат

Сентябрь 2020 года - август

2021 года


1.     Проектировочный.

2.     Аналитическая работа.

Проектирование программы. Начало формирования экологической грамотности.

Беседы, участие в мероприятиях, родительские собрания.

Формирование понятий «экологической деятельности» и «экологической ответственности» у дошкольников, начало формирования экологически направленных нравственных качеств личности.

Сентябрь 2022года -  август 

2023года


1.     Информационный.

Знакомство педагогов и родителей с экологической работой группы и детского сада. Формирование банка данных по мероприятиям экологической направленности.

Коррекция проекта

Беседы, организация дополнительного образования и воспитания, проектные экспериментальные исследования, участие в мероприятиях, родительские собрания, консультации, помощь родителей в организации экологической работы группы и детского сада.

Дальнейшее  формирование понятий «экологической деятельности» и «экологической ответственности» у дошкольников, начало формирования экологически направленных нравственных качеств личности детей, организация экологических проектов и участие в конкурсах, социализация детей по экологическому направлению.

Внесение изменений.

Сентябрь  2023 года - май 2024года


1. Основной.

Выстраивание системы нравственного развития через экологизацию воспитания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседы, организация дополнительного образования и воспитания, проектные исследования, участие в мероприятиях, родительские собрания, консультации, помощь родителей в организации экологической работы группы и детского сада.

Организация акций экологической направленности для детей, их родителей и социальных партнеров.

Групповые и индивидуальные формы работы.

Сбор информации. Рейтингование активности и результативности участия детей и их родителей в реализации проекта.

Становление всесторонне развитой личности с твердыми духовно-нравственными, гражданско-патриотическими принципами, готовых к социальной активной жизненной позиции.

Июнь

2024 года

Итоговый.

Подведение итогов работы по реализации практики.

Анализ результатов. Составление документальной и интернет-отчетности. Обобщение опыта работы.

Разработка методических материалов. Распространение и внедрение в практику работы передового опыта.

Мониторинг социально-направленного становления личности дошкольников.









Проведенные мероприятия

Первый год работы 2020-2021

Второй год работы 2021-2022

Мероприятия, направленные на изучение особенностей объектов природы


Экскурсия “Зимующие птицы”

Прогулка-наблюдение “Птицы нашей местности”

Викторина «Путешествуя по родному краю»

«Чтобы деревья стали большими» (посадка деревьев)

Экологическая игра-викторина “Всезнайка”

Экскурсия по экологической тропе

Поисковая прогулка “Осенние краски ”

Прогулка-задание “Лечим природу”


Мероприятия, направленные на формирование поведения в природе

Игра “Перелётные птицы”

Комбинированная прогулка “Сохраним лесную красавицу” Прогулка-беседа “О правилах поведения в природе”

Прогулка-задание “Подкормка зимующих птиц”

Экологическое занятие “Встречаем Весну!”

Операция “Экологическая скорая помощь”

Беседа-обсуждение экологических проблемных ситуаций

Трудовая акция “Сохраним в чистоте нашу Землю!”


Мероприятия, направленные на развитие творческих способностей по экологическому

воспитанию

Выставка изделий из природного материала

Игра-путешествие “Лесные происшествия зимой”

Прогулка-творчество “Осенний букет”

Прогулка-фантазия “Осенние зарисовки”


Творческий конкурс «Природа нашего края»

Творческий конкурс « Кто радуется весне»



 





Как классный руководитель в своей практике использую различные виды и формы воспитательной работы: экскурсии, классные часы, беседы и наблюдения, проведение праздников, конкурсы, викторины, экологические практикумы, проекты, экологические акции.

Приложение № 3

(к Паспорту воспитательной практики, направленной на экологическое воспитание)


Анкета для родителей по экологии № 1

Уважаемые родители и законные представители! Вашему вниманию предлагается анкета для выяснения Вашего отношения и уровня Ваших знаний об экологии в Вашей семье.


  1. Что такое экология?

  2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

  3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

  4. Посадили ли Вы дерево?

  5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

  6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

  7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

  8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

  9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

  10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?

  11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

  12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

  13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

  14. Как Вы думаете, получает ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду?



Анкета для родителей «Экологическое образование в семье» № 2

Уважаемые родители и законные представители! Вам предлагается анкета с целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников и его реального осуществления в семье.


  1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, черепаха и др.)

  2. Есть ли комнатные растения? Какие?

  3. Кто ухаживает за животными или растениями?

  4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)?

  5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

  6. С какой целью?

  7. Где ребенок обычно проводит лето?

  8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

  9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.


Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» № 3

Уважаемые родители и законные представители! Вам предлагается анкета-опросник для выявления уровня Ваших знаний об экологии и выявления Ваших предпочтений в образовательном процессе.


  1. Ф.И.О. ___________________________________________________

  2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?

  3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?

  4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

  5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

  6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?

  7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?

  8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?



Методическая литература


  1. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2019. – 158 с.

  2. Мир природы и ребенок / Л.М. Маневцова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 199 с.

  3. Место игры в экологическом воспитании дошкольников / С.М. Николаева. – М.: Просвещение, 2016. – 189 с.

  4. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / С.М. Николаева. - М.: Новая школа, 2015. – 245 с.

  5. Природа и дети / В.А. Магомедова, О.Н. Разбегина, Е.И. Касаткин и др. – Вологда: ВИРО, 2017. – 97 с.

  6. Добро пожаловать в экологию / О.А. Воронкевич. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 167 с.

  7. Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А. Горбунова // Дошкольная педагогика. - 2016. – № 6. – С. 23-27.

  8. Место игры в экологическом воспитании дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 2016. – 248 с.

  9. Эколог в детском саду / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2013. – 271 с.

  10. Ребенок познает мир природы / Л.М. Маневцова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. – С. 18-21.

  1. Формы и методы исследовательских умений дошкольников в экологическом образовании / Т.Ю. Паличева. – Вологда: ВИРО, 2014. – 145 с.

  2. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников: Методическое пособие для педагогов / Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигуллина. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 294 с.

  3. Ознакомление с природой через движение / М.А. Рунова, А.В. Бутилова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 234 с.

  4. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Нева, 2013. – 189 с.