Построение технологической среды школы «Образование и личность»: от образовательного запроса к педагогической технологии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 70 с углубленным изучением отдельных предметов» Кировского района г.Казани
Волкова Татьяна Игоревна
заместитель директора по учебной работе
Какой он современный выпускник?
Выпускник начальной школы:
- любит свой народ, свой край и свою Родину;
- уважает и принимает ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познает мир;
- владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности;
- готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
Выпускник основной школы:
- любит свой край и свое Отечество, знает русский и родной язык, уважает свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества;
- умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
Выпускник средней школы:
- любит свой край и свою Родину, уважает свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознает и принимает традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознает свою сопричастность судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслит, активно и целенаправленно познает мир, осознает ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеет основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивирован на творчество и инновационную деятельность;
- готов к сотрудничеству, способен осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- осознает себя личностью, социально активен, уважает закон и правопорядок, осознает ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
- уважает мнение других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняет и пропагандирует правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
- подготовлен к осознанному выбору профессии, понимает значение профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивирован на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
- ориентируется в мире профессий, понимает значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Национальная образовательная инициатива
- Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности
Педагогические технологии
Технология
проектного
обучения
«Все из жизни, все для жизни»
дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению
1 класс Книжки- малышки Книжки-раскладушки Поделки из природного, бросового материала
2класс Информационный лист Лэпбук
3класс Объемные поделки-трансформеры
4 класс Объемные макеты Буклеты Видеоролики
Путеводитель
«Улицы
Кировского района города Казани»
Маршрут пешеходной экскурсии
Иовлев Владимир Александрович – герой Советского Союза
1.
Столяров Николай Георгиевич – герой Советского Союза
Школа №32 (бывший эвакогоспиталь)
Пешеходная экскурсия «Кировский район в летописи
Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»
План экскурсии:
Введение. Эвакогоспиталь №3657 (школа №32)
Казанский завод «Серп и молот»
Улица Столярова (рассказ о Герое Советского Союза Николае Столярове)
Улица Иовлева (рассказ о Герое Советского Союза Владимире Иовлеве)
Эвакогоспиталь №3646 (школа №81)
Казанский Льнокомбинат
Казанский пороховой завод
Улица Шульгина (рассказ о Герое Советского Союза Борисе Шульгине)
Улица Батыршина (рассказ о Герое Советского Союза Гильфане Батыршине)
Продолжительность экскурсии: 1,5-2 часа
Язык экскурсии: русский
Работа над проектом
- помогла учащимся
активизировать самостоятельную познавательную деятельность;
- помогла освоить материал, всесторонне изучив его;
- учащиеся приобрели ценные знания, связанные с историей города;
- научились понимать не сумму фактов, их целостность;
- учащиеся научились ориентироваться в потоке информации.
Педагогические технологии
Технология исследовательской деятельности
«К ребёнку относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»
дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что способствует формированию мировоззрения ученика
Педагогические технологии
Технология проблемного обучения
«Открывать знания вместе с детьми»
способствует творческому овладению знаниями, умениями, навыками, развитию мыслительных способностей
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Образовательная ситуация –
это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, переформулируют, предлагают свое описание и частично – запоминают.
Виды учебных ситуаций :
- Выбор. Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.
- Неопределенность. Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.
- Неожиданность. Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.
- Конфликт. Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.
- Несоответствие. Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.
1 класс. Период обучения грамоте. Раздел «Звуки и буквы»
Вид образовательной ситуации: неопределенность
Игры с именами
МА МО МУ МЫ МИ МЭ
Вопросы для противоречия:
Что интересного вы заметили?
Что вас удивило?
Какой факт заметили?
Раскрытие проблемы: какой вопрос возникает?
Проблема: в каких случаях буква м обозначает звук [М] и звук [М’].
4 класс. Русский язык. Раздел «Синтаксис»
Вид образовательной ситуации: несоответствие
Дискуссия в классе по теме «Роль запятой в предложении»
«Запятая в предложении нужна только при перечислении и противопоставлении»
Гулять, не буду повторять. Гулять не буду, повторять.
Раскрытие проблемы:
Что вы предполагали сначала?
Что получилось?
Проблема: предложение состоит из одинаковых слов, при этом мысли разные. От чего это зависит?
Педагогические технологии
Технология развивающего
обучения
«Учить учиться»
формируется познавательная самостоятельность ученика, развиваются
способности, воспитываются нравственные убеждения, вырабатывается активная жизненная позиция
Использование технологий развивающего обучения для достижения метапредметных результатов на уроках английского языка
Система познавательных мотивов курса «Английский для науки» как условие формирования конкурентоспособной личности
Изучение курса «Английский для науки» « English for science »
Назначение курса «Английский для науки»
A catalyst increases speed of a chemical reaction.
A reaction is a process in which a chemical change happens.
Dominant means something very important, successful or powerful.
An extract is a part taken out of something.
A principle is basic idea.
сориентировать старшеклассников в выборе будущих профессий, требующих знаний основ профессий в естественно - научной сфере
- Изучение данного курса проходит с опорой на учебное пособие – « Guide to science », издательства «Макмиллан»,
авторы Е. Кожарская, К. Макниколас
Педагогические технологии
Технология
разноуровневого
обучения
«Образование для всех»
сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения
ПРАВИЛА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СИТУАЦИЮ УСПЕХА:
- НЕ НАКАЗЫВАТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ОТМЕТКОЙ, ГРУБОЙ КРИТИКОЙ В АДРЕС УЧЕНИКА
- ПОДБАДРИВАТЬ ЗА МАЛЕЙШИЙ УСПЕХ
- СВОЕВРЕМЕННО ОТМЕТИТЬ УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕНИКОВ ВО ВСЕХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ОСОБЕННО ВАЖНО ПООЩРЕНИЕ ДЕЛАТЬ ПУБЛИЧНО
- НА УРОКАХ ПРИМЕНЯТЬ ЗАДАНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВИВАЮЩИЕ СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ДОГАДКУ, СОДЕРЖАЩИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Педагогические технологии
ИКТ технологии
«Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования»
позволяет изменить и неограниченно обогатить содержание образования, технологизировать обучение с целью высвобождения творческой энергии школьника
ВЕБ-КВЕСТ – КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Царегородцева Ольга Николаевна
Учебно-методический сектор ИМО Управления образования ИКМО г.Казани по Кировскому и Московскому районам
13.11.2020
ИНСТРУМЕНТЫ
Педагогические технологии
Технология
использования в обучении игровых методов
« Помоги мне это сделать самому»
способствует воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, тренирует память, стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес к предмету, способствует преодолению пассивности учеников
Развитие ассоциативного мышления на уроках химии
Химология = химическая «астрология»
Педагогические технологии
Педагогика
сотрудничества
«Помогая другим, учимся сами»
стимулирует учение без принуждения с широким применением самоконтроля и самоанализа учащимися своих учебных успехов
Педагогика сотрудничества. Эффективное взаимодействие учителя, ученика и родителей
Модели взаимодействия участников образовательного процесса:
- обучающийся - обучающийся
- родитель – обучающийся
- педагог - обучающийся
- педагог - родитель
- педагог - администрация
Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах… Ш Амонашвили
Педагогические технологии
Кейс-технология
«Ничего на веру!»
позволяет применить теоретические знания к решению практических задач, способствует развитию самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою
Педагогические технологии
Технология
педагогических мастерских
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, вовлеки – и я пойму»
способствует мотивации к дальнейшему познанию, или созданию завершенных проектов на основе полученных знаний
Алгоритм построения урока:
1 Индуктор
2. Деление на группы
3. Работа с материалом:
деконструкция + реконструкция
4. Афиширование
5. Разрыв
6. Рефлексия
Плюсы
Минусы
Соответствие ФГОС
Сложный этап предварительной подготовки
Ориентированность на практическую деятельность
Сложность организации творческого процесса в классных помещениях
Ситуация успеха для каждого
Сложность оценивания индивидуальной работы
Интересная для детей подача нового материала
Педагогические технологии
отвечают требованиям ФГОС, и осуществляя деятельностный подход, обеспечивают «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
… активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся»
Литература:
1. «Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС» ООО «Издательская Группа «Основа»; электронный ресурс: https://www.1urok.ru/categories/21/articles/11894 .
2. Веденеева Ольга Анатольевна Савва Любовь Ивановна Сайгушев Николай Яковлевич «Педагогические технологии в современном образовательном процессе»; электронный ресурс: https://izd-mn.com/PDF/10UPNPMN16.pdf
3. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие в 2-х книгах – Челябинск, ЧГПУ, 2012 - 411с.; электронный ресурс: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/226/%D0%97%D0%B0%D0%B9%D1%86%D0%B5%D0%B2%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0% 201.pdf?sequence=1&isAllowed
4. https://ru.depositphotos.com/ (картинки в презентации)