СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические условия музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью создания педагогических условий музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля является организация процесса передачи специальных знаний, развития музыкальных и исполнительских навыков.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля»

Педагогические условия музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля



Весь комплекс педагогических условий для музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля может быть представлен в виде рисунка (см. рис. 1):

Рис. 1. Модель педагогических условий музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля

Насколько позволяет наглядно определить приведенный выше рисунок, к основным условиям, которые должны быть созданы для музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля, следует отнести направление музыкального развития обучающихся, направление формирования художественного вкуса, направление воспитания исполнительской культуры ученика, а также направление совершенствования художественно-технических навыков.

Целью создания педагогических условий музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля является организация процесса передачи специальных знаний, развития музыкальных и исполнительских навыков, которые способствовали бы специфике художественного образования и приводили бы к формированию творческих побуждений, а также эстетических взглядов и идеалов.

Следовательно, организуя работу над музыкальным развитием участников детского оркестрового ансамбля, руководителю важно направлять свою деятельность с целью достижения следующих задач:

- развитие музыкальных способностей, которые способствовали бы повышению уровня владения музыкальным инструментом ученика;

- расширение общего художественного кругозора посредством знакомства с разнообразными стилями музыкально-исполнительской деятельности, жанрами и формами музыкальной работы;

- совершенствование исполнительской культуры обучающихся за счет повышения мотивации к участию в музыкально-художественном творчестве, через реализацию желания продвигать музыкальную культуру в собственной деятельности;

- развитие художественно-технических навыков обучающихся за счет развития художественного вкуса, умения понимать художественную ценность и содержание музыкального произведения и т.д.

Результатами успешной апробации модели педагогических условий, созданных руководителем для музыкального развития участников детского оркестра, выступают следующие положения:

1. Уровень знаний.

- обучающиеся знакомы со спецификой организационной деятельности ансамбля;

- обучающиеся осведомлены об основах инструментального аккомпанемента;

- обучающиеся знают и применяют основные принципы подбора репертуара;

- участники детского оркестрового ансамбля знакомы с основными правилами репетиционной деятельности;

- участники детского оркестрового ансамбля знакомы с приемами работы над тактикой составления концертной программы.

2. Уровень умений.

- обучающиеся обладают умением анализа изучаемого произведения;

- ученики способны читать музыкальное произведение с листа;

- обучающиеся способны выполнять инструментовку, а также переложение текста музыкального произведения для ансамбля;

- ученики способны организовывать совместную работу над художественным репертуаром;

- участники детского оркестрового ансамбля умеют осуществлять анализ организационно-методических условий с целью организации и проведения концертного выступления.

Кроме этого, обучающиеся также владеют навыком правильной настройки собственного музыкального инструмента, а также имеют первоначальные навыки игры в ансамбле.

Процесс музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля с учетом сформированной модели рассчитан на функционирование в рамках 1 года. Данный курс включает в себя как практико-ориентированные, так и теоретические занятия. Итогом работы руководителя с коллективом детского оркестрового ансамбля является представление концертной программы.

Представим содержание плана работы музыкального руководителя с детским оркестровым ансамблем с целью их музыкального развития (см. табл. 1):

Таблица 1

Тематическое планирование реализации педагогических условий музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля

Наименование раздела работы, цель

Содержание деятельности

1. Вводные занятия.

Цель: планирование музыкальной деятельности ансамбля

Постановка целей и задач музыкального развития. Формирование состава ансамбля, определение актива, разработка положения об ансамбле. Организация и проведение мероприятий по совершенствованию исполнительской деятельности участников, организация коллективных, групповых, индивидуальных занятий. Организация репетиций. Привлечение к посещению музыкальных концертов.

2. Начальный этап работы. Цель: приобретение практических навыков работы в ансамбле

Диагностика наличия ладового чувства, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмического чувства. Распределение участников ансамбля в соответствии с инструментами. Проверка уровня технического мастерства, оценка имеющихся знаний. Знакомство с правилами настройки и хранения музыкального инструмента.

3. Формирование и развитие художественно-технических навыков. Цель: формирование необходимой базы музыкальной развитости участников

Посадка участников. Совершенствование навыка правильной настройки музыкального инструмента. Разучивание и закрепление произведений двух- трехчастных форм в медленном, умеренном темпах. Знакомство с произведениями, которые выступают аккомпанементом для несложных песенных произведений, романсов. Знакомство с произведениями, которые содержат отдельные фрагменты полифонической фактуры. Совершенствование техники формирования и передачи мелодического рисунка от одних голосов к другим. Отработка совместного исполнения штрихов, синкоп, фермат.

4. Приобретение художественно-технических навыков

Формирование и развитие ансамблевого мышления. Знакомство с принципами элементарного анализа музыкального произведения (мелодика, гармония, подголосок, метроритм), формирование привычки осуществления слухового контроля за чистотой интонации собственной партии. Приобретение навыка игры в условиях ансамбля. Чередование занятий с отдельным голосом, с группами, со всем составом оркестра. Отработка техники исполнения форте и пиано с использованием инструктивно-технического материала. Совершенствование навыка исполнения произведения в медленном, умеренном темпах.

5. Формирование музыкально-художественного репертуара. Цель: знакомство с явлением репертуара, формирование репертуара.

Обсуждение проблемы репертуара. Знакомство с основополагающими принципами отбора репертуара. Знакомство с перечнем жанров, в направлении которых будет вестись работа. Изучение особенностей куплетности и вариационности музыкальных форм. Отработка классического звучания в интонациях и попевках. Приобретение навыка анализа художественной ценности, самобытности произведения в том или ином жанре. Формирование учебного и концертного репертуара.

6. Репетиционный процесс. Цель: приобретение подходов к работе в ансамбле в условиях репетиции.

Знакомство с понятием репетиции. Формирование плана проведения репетиции. Выделение времени на настройку инструментов, на проведение репетиции (от гамм и упражнений до чтения с листа и работе над репертуаром). Знакомство с правилами проведения репетиционного процесса, с поддержанием ансамблевой дисциплины. Оценка и контроль чистоты строя. Работа над повышением четкости и однообразия атаки звука, одновременным прекращением звучания.

7. Работа с музыкальным репертуаром.

Анализ художественной ценности и содержания пьесы, определение ключевых тем музыкального произведения. Прогнозирование трудностей и путей их преодоления в совместной работе. Анализ исполнения данной пьесы на записи, организация работы над произведением по частям. Знакомство с концертными произведениями крупной формы, определение их нюансов, фразировки, темпов, агогики. Знакомство и разучиванием пьес малой формы.



Таким образом в структуру педагогических условий для музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля вошли следующие направления: направление музыкального развития обучающихся, направление развития художественного вкуса обучающихся, направление воспитания исполнительской культуры обучающихся, а также направление совершенствования художественно-технических навыков.