Педагогические условия музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля
Весь комплекс педагогических условий для музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля может быть представлен в виде рисунка (см. рис. 1):
Рис. 1. Модель педагогических условий музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля
Насколько позволяет наглядно определить приведенный выше рисунок, к основным условиям, которые должны быть созданы для музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля, следует отнести направление музыкального развития обучающихся, направление формирования художественного вкуса, направление воспитания исполнительской культуры ученика, а также направление совершенствования художественно-технических навыков.
Целью создания педагогических условий музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля является организация процесса передачи специальных знаний, развития музыкальных и исполнительских навыков, которые способствовали бы специфике художественного образования и приводили бы к формированию творческих побуждений, а также эстетических взглядов и идеалов.
Следовательно, организуя работу над музыкальным развитием участников детского оркестрового ансамбля, руководителю важно направлять свою деятельность с целью достижения следующих задач:
- развитие музыкальных способностей, которые способствовали бы повышению уровня владения музыкальным инструментом ученика;
- расширение общего художественного кругозора посредством знакомства с разнообразными стилями музыкально-исполнительской деятельности, жанрами и формами музыкальной работы;
- совершенствование исполнительской культуры обучающихся за счет повышения мотивации к участию в музыкально-художественном творчестве, через реализацию желания продвигать музыкальную культуру в собственной деятельности;
- развитие художественно-технических навыков обучающихся за счет развития художественного вкуса, умения понимать художественную ценность и содержание музыкального произведения и т.д.
Результатами успешной апробации модели педагогических условий, созданных руководителем для музыкального развития участников детского оркестра, выступают следующие положения:
1. Уровень знаний.
- обучающиеся знакомы со спецификой организационной деятельности ансамбля;
- обучающиеся осведомлены об основах инструментального аккомпанемента;
- обучающиеся знают и применяют основные принципы подбора репертуара;
- участники детского оркестрового ансамбля знакомы с основными правилами репетиционной деятельности;
- участники детского оркестрового ансамбля знакомы с приемами работы над тактикой составления концертной программы.
2. Уровень умений.
- обучающиеся обладают умением анализа изучаемого произведения;
- ученики способны читать музыкальное произведение с листа;
- обучающиеся способны выполнять инструментовку, а также переложение текста музыкального произведения для ансамбля;
- ученики способны организовывать совместную работу над художественным репертуаром;
- участники детского оркестрового ансамбля умеют осуществлять анализ организационно-методических условий с целью организации и проведения концертного выступления.
Кроме этого, обучающиеся также владеют навыком правильной настройки собственного музыкального инструмента, а также имеют первоначальные навыки игры в ансамбле.
Процесс музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля с учетом сформированной модели рассчитан на функционирование в рамках 1 года. Данный курс включает в себя как практико-ориентированные, так и теоретические занятия. Итогом работы руководителя с коллективом детского оркестрового ансамбля является представление концертной программы.
Представим содержание плана работы музыкального руководителя с детским оркестровым ансамблем с целью их музыкального развития (см. табл. 1):
Таблица 1
Тематическое планирование реализации педагогических условий музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля
Наименование раздела работы, цель | Содержание деятельности |
1. Вводные занятия. Цель: планирование музыкальной деятельности ансамбля | Постановка целей и задач музыкального развития. Формирование состава ансамбля, определение актива, разработка положения об ансамбле. Организация и проведение мероприятий по совершенствованию исполнительской деятельности участников, организация коллективных, групповых, индивидуальных занятий. Организация репетиций. Привлечение к посещению музыкальных концертов. |
2. Начальный этап работы. Цель: приобретение практических навыков работы в ансамбле | Диагностика наличия ладового чувства, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмического чувства. Распределение участников ансамбля в соответствии с инструментами. Проверка уровня технического мастерства, оценка имеющихся знаний. Знакомство с правилами настройки и хранения музыкального инструмента. |
3. Формирование и развитие художественно-технических навыков. Цель: формирование необходимой базы музыкальной развитости участников | Посадка участников. Совершенствование навыка правильной настройки музыкального инструмента. Разучивание и закрепление произведений двух- трехчастных форм в медленном, умеренном темпах. Знакомство с произведениями, которые выступают аккомпанементом для несложных песенных произведений, романсов. Знакомство с произведениями, которые содержат отдельные фрагменты полифонической фактуры. Совершенствование техники формирования и передачи мелодического рисунка от одних голосов к другим. Отработка совместного исполнения штрихов, синкоп, фермат. |
4. Приобретение художественно-технических навыков | Формирование и развитие ансамблевого мышления. Знакомство с принципами элементарного анализа музыкального произведения (мелодика, гармония, подголосок, метроритм), формирование привычки осуществления слухового контроля за чистотой интонации собственной партии. Приобретение навыка игры в условиях ансамбля. Чередование занятий с отдельным голосом, с группами, со всем составом оркестра. Отработка техники исполнения форте и пиано с использованием инструктивно-технического материала. Совершенствование навыка исполнения произведения в медленном, умеренном темпах. |
5. Формирование музыкально-художественного репертуара. Цель: знакомство с явлением репертуара, формирование репертуара. | Обсуждение проблемы репертуара. Знакомство с основополагающими принципами отбора репертуара. Знакомство с перечнем жанров, в направлении которых будет вестись работа. Изучение особенностей куплетности и вариационности музыкальных форм. Отработка классического звучания в интонациях и попевках. Приобретение навыка анализа художественной ценности, самобытности произведения в том или ином жанре. Формирование учебного и концертного репертуара. |
6. Репетиционный процесс. Цель: приобретение подходов к работе в ансамбле в условиях репетиции. | Знакомство с понятием репетиции. Формирование плана проведения репетиции. Выделение времени на настройку инструментов, на проведение репетиции (от гамм и упражнений до чтения с листа и работе над репертуаром). Знакомство с правилами проведения репетиционного процесса, с поддержанием ансамблевой дисциплины. Оценка и контроль чистоты строя. Работа над повышением четкости и однообразия атаки звука, одновременным прекращением звучания. |
7. Работа с музыкальным репертуаром. | Анализ художественной ценности и содержания пьесы, определение ключевых тем музыкального произведения. Прогнозирование трудностей и путей их преодоления в совместной работе. Анализ исполнения данной пьесы на записи, организация работы над произведением по частям. Знакомство с концертными произведениями крупной формы, определение их нюансов, фразировки, темпов, агогики. Знакомство и разучиванием пьес малой формы. |
Таким образом в структуру педагогических условий для музыкального развития участников детского оркестрового ансамбля вошли следующие направления: направление музыкального развития обучающихся, направление развития художественного вкуса обучающихся, направление воспитания исполнительской культуры обучающихся, а также направление совершенствования художественно-технических навыков.