МКОУ «Ленинская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов Октябрьского района Курской области
Педагогический проект:
«Воспитание чувства патриотизма у младших школьников через музыкально – песенное творчество в условиях современной школы»
Пос. Прямицыно-2025 г.
Оглавление
1.Паспорт проекта ………………………………………………………стр. 3-4
2. Введение (актуальность, цели, задачи и гипотеза проекта)……стр. 5-6
3. Основная часть проекта: стратегия и достижение поставленных целей
(этапы проекта) …………………………………………………………стр. 7-9
4.Социальные партнёры проекта – фестиваль военно-патриотической песни «Салют героям»……………………………………………….. стр. 10-11
5. Ожидаемые и прогнозируемые результаты проекта ……………………………………………………………………………стр.12-13
6. Развитие проекта…………………………………………………стр.13-14
Паспорт педагогического проекта
Структура проекта | Содержание проекта |
Тема проекта | «Воспитание чувства патриотизма у младших школьников через музыкально-песенное творчество в условиях современной школы » |
Автор проекта | Дроздова Алёна Климентьевна – учитель музыки высшей категории, почётный работник воспитания и просвещения РФ, «Отличник просвещения» |
Площадка представления проекта | «Ленинская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов» Октябрьского района Курской области |
Срок реализации | 1,5 -2 месяца |
Участники проекта | Ученики 3-4 классов начальной школы |
Вид проекта | Коллективный творческий проект |
Гипотеза проекта | Можно ли изменить отношение младших школьников к историческому прошлому своей страны и своей семьи через музыкальное творчество |
Цель проекта | Сформировать стойкий интерес и уважительное отношение школьников к своей Родине и жанру военно-патриотической песни как части исторического и культурного наследия своей страны. |
Задачи проекта | расширение музыкального кругозора младших школьников; знакомство с лучшими произведениями жанра военно-патриотической песни; активизация и развитие музыкальных и творческих способностей обучающихся; развитие навыков работы в малой группе и команде; овладение основами сценической культуры и опытом публичных выступлений на сцене. |
Периодичность проведения проекта | Один раз в 2 года в преддверии Дня Защитника Отечества Даты проведённых фестивалей: (2017, 2019, 2021, 2023) |
Этапы проекта | Подготовительный: (подбор музыкального репертуара, беседы о песнях и их авторах, исторических особенностях создания этих произведений); Основной: (работа над артикуляцией, дикцией, певческим дыханием, разучивание музыкальной составляющей произведения на внеурочных занятиях); Заключительный: (подбор сценического образа, изготовление элементов костюма, демонстрация полученных навыков и основ сценической культуры, работа в команде, совместно с учителем и как результат, исполнение музыкального номера на сцене.) |
Партнёры проекта | Районный историко-этнографический музей; Районные общественные организации ветеранов ВОВ и ветеранов боевых действий; Школьный юнармейский отряд им. Героя Советского Союза В.С.Жеребцова |
Ожидаемые и прогнозируемые результаты | Краткосрочные: получение школьниками опыта музыкально-сценической деятельности; повышение самооценки деятельности и значимости коллективного творчества; воспитание эмоциональной отзывчивости и уважительного отношения к понятиям «герой» и «защитник»; |
Долгосрочные: создание администрацией школы положения о проведении фестиваля; формирование и укрепление нравственных ценностей на примерах героической истории родного края, истории школы, лучших образцов поэзии и музыки патриотического направления; создание условий для творческой самореализации и культурного роста в условиях образовательного учреждения; расширение социокультурного пространства за счёт партнёров фестиваля для успешной социализации школьников в современном мире. |
Социальный эффект проекта | ежегодный рост количества участников фестиваля; приобретение новых социальных партнёров; повышение социального статуса и качественного уровня подготовки и проведения проекта; освещение события на муниципальном и региональном уровне: (официальные сайты школы, районного музея (филиала областного музея археологии), публикации о мероприятии в СМИ). |
Развитие проекта | Участие автора проекта в качестве спикера педагогического марафона «Патриотическое воспитание в общеобразовательной школе как приоритетное направление российского образования» на базе Курского Института Развития Образования (2023г) в г. Курске Ссылка на видеозапись https://rutube.ru/video/eb3c472135d814a4d0dfdfa8f0b2ad9e/ |
2.Введение
Актуальность проекта
Работая в школе учителем музыки и педагогом дополнительного образования более 30 лет, занимаясь вокально-хоровой работой с детьми школьного возраста, не могла не заметить снижение интереса у современных школьников к такому виду музыкального творчества как хоровое пение. А ведь именно коллективное исполнение музыкальных произведений развивает не только музыкальную память и слух, но и формирует личность школьника, помогая ему поверить в свои силы, ощутить себя членом большой дружной музыкальной команды единомышленников. Ещё одним «звеном», ставшим для меня ключевым в вопросе создания этого проекта, оказалось отсутствие у многих школьников понимания значимости военно-патриотической песни, как музыкального жанра в современной жизни. Беседуя с ними на уроках и занятиях о предстоящем празднике 23 февраля – Дне защитника Отечества, я обнаружила, что ребята мало знают про историю возникновения праздника и его значение, не могут вспомнить названия песен о героях или о военных сражениях. Вспомнив слова великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека», я решила обратиться к национальному музыкальному наследию, к жанру патриотической песни как к символическому ключу, открывающему дорогу к сердцам моих учеников. Так в моей педагогической деятельности, появился проект - школьный фестиваль военно-патриотической песни «Салют героям».
Целью проекта стало формирование интереса и уважительного отношения к истории своей страны, её героическому прошлому у обучающихся 3 - 4 классов через исполнение военно-патриотических песен.
Каждый участник проекта «Салют героям» проходит свой определённый маршрут: открывает для себя новые страницы истории своей малой и большой Родины, знакомится с интересными людьми, избравшими для себя профессию военного, приобретает новые знания и умения в области хорового пения, учится работать в команде. В конечном счёте, у каждого школьника формируется своё представление о значимости таких понятий как «герой», «патриот», «защитник Отечества».
Задачи проекта
сформировать стойкий интерес к жанру военно-патриотической песни у младших школьников;
активизировать развитие творческих и вокальных способностей обучающихся: музыкального слуха и памяти, артикуляции, певческого дыхания в процессе работы с музыкальным репертуаром;
выработать у школьников умение выполнять характерные для исполнения музыкального номера вокальные и сценические приёмы как индивидуально, так и в команде;
привлечь к процессу создания музыкального номера всех учеников класса: и девочек, и мальчиков.
Гипотезой проекта стало предположение о том, что близкое знакомство школьников с жанром патриотической песни сможет изменить их отношение к истории своей семьи, школы, Родины и её историческому прошлому. Для подтверждения гипотезы, было принято решение провести фестиваль военно-патриотической песни. Участником фестиваля становился весь класс, что давало каждому ребёнку прочувствовать на себе все этапы подготовки и проведения этого мероприятия.
3.Основная часть проекта: стратегия и достижение поставленных целей
Подготовительный этап.
Впервые этот школьный фестиваль был проведён мной в 2017 году в преддверии празднования Дня защитника Отечества. Перед этим я с ребятами посетила районный историко-этнографический музей. Возвращаясь из музея, мы с ребятами оказались в мемориальном «Сквере героев», где установлены памятные плиты с именами всех жителей Октябрьского района, удостоенных за свои достижения в труде и в бою высокого звания - «герой».
(Приложение №1)
Подбор музыкального репертуара
На подготовительном этапе этого проекта важно правильно подобрать музыкальный материал. Подбор музыкальных произведений проходит с учётом индивидуальных особенностей классов, количества мальчиков и девочек, обучающихся в классных коллективах, наличия в классе детей с ОВЗ. Если в классе больше мальчиков, я отдаю предпочтение песням маршевого характера, так как мальчишки любят чёткие ритмы, торжественные по характеру песни. Если в классе половина его состава состоит из девочек, то можно брать более напевные композиции. Для девочек более характерно певучее, плавное исполнение, преобладание высокого регистра в звучании голосов. При подборе репертуара, прежде всего, я обратилась к произведениям советских композиторов, чья музыка стала классикой детской и массовой патриотической песни. Ведь именно в период СССР было создано много прекрасных музыкальных сочинений в жанре патриотической песни, адресованной массовому слушателю и исполнителю. Запоминающиеся мелодии, чёткие и торжественные ритмы, красивая и задушевная гармония этих песен никого не оставляет равнодушными и сегодня. «Вечный огонь» А.Филиппенко, «Катюша» М. Блантера, «Три танкиста» братьев Покрасс, «Учил Суворов» А.Новиков - эти песни стали любимыми у моих учеников. У каждой песни, как и у человека, есть своя особенная судьба. Многие песни считаются народными, несмотря на то, что у них есть авторы – поэты и композиторы. Работая над музыкальным произведением, я рассказываю ребятам о создателях песни, которую они будут исполнять на фестивале, знакомлю с эпохой, в которую эта песня создавалась или исполнялась, разбираю с ними непонятные для них слова в тексте. Среди песен, звучащих на нашем фестивале, есть произведения современных авторов, работающих в патриотическом жанре, такие как «Прадедушка» А.Ермолова, «Огонь памяти» Е.Плотниковой, «Мой дедушка – герой» А.и Н. Вайнеров. Музыкальные ноты для конкурсных выступлений собирались мной из различных источников в Интернете: нотные архивы и интернет библиотеки, персональные сайты композиторов и другие источники. Благодаря подготовке к этому фестивалю наш школьный кабинет музыки приобрёл хорошую нотную библиотеку из произведений патриотической направленности.
Основной этап
Методические приёмы работы над музыкальным материалом.
Когда заканчивается работа над выбором материала, я приступаю к разучиванию с детьми выбранной песни. И здесь часто приходится сталкиваться с проблемой произношения текста даже у детей с хорошим музыкальным слухом. У многих ребят очень слабо развит артикуляционный аппарат, что проявляется вялостью мышц языка, нижней челюсти, недостаточной активностью верхнего нёба, что и приводит к нечёткому произношению текстов в песнях.
Для устранения этой проблемы перед разучиванием песни я стала использовать артикуляционную гимнастику и фонопедические упражнения по методу В.Емельянова. Это необходимо, чтобы ребята не испытывали трудности при произношении текстов в песнях, особенно при исполнении их в быстром темпе. (Приложение №2)
( Приложение №3) ссылка на видео «Методические приёмы работы над музыкальным материалом с младшими школьниками»
В работе над основным этапом проекта я использую внеурочные занятия в школьном вокальном кружке «До-ре-ми», где я являюсь руководителем. Эти занятия посещают ребята 3-х и 4-х классов. Знания и навыки, полученные во время учебных занятий, помогают ребятам стать активными участниками культурной и общественной жизни школы, дают возможность испытать незабываемые эмоции от выступлений, почувствовать радость от совместного творчества.
Заключительный этап работы над проектом
Когда музыкальный материал освоен и сняты вокальные трудности в исполнении песни, наступает время работы над художественным образом музыкального произведения и его воплощением на сцене. Здесь большую роль играют выразительные возможности музыки: динамические оттенки, единая певческая манера исполнения. Каждая песня, имеет свои особенные черты и характер исполнения. На этом этапе работы ребята привыкают к дирижёрскому жесту, приобретают навыки пения по руке, учатся основам сценической культуры и поведению на сцене. Немалую роль в создании художественного образа песни играет внешний вид исполнителей. Мы вместе с ребятами обсуждаем, чем уместно было бы украсить их выступление. Предлагаем использовать разные элементы сценического костюма: пилотки, галстуки, эмблемы, нагрудные ленточки, съёмные воротники и др. (Приложение №4)
В результате участия в фестивале военно-патриотической песни «Салют героям», каждый класс приобретает на сцене свой неповторимый образ.
(Приложение№5)
4. Социальные партнёры проекта
За годы фестивального движения, у меня, как организатора этого мероприятия, завязались партнёрские отношения с руководителями районных структур, занимающихся патриотическим воспитанием молодёжи и школьников. (Приложение №6)
Прежде всего, это районный историко-этнографический музей (филиал Курского областного музея археологии). В целях развития интереса к истории своего края и патриотического воспитания школьников работники музея постоянно оказывают нашей школе консультативную помощь при подготовке к мероприятиям, проводят патриотические акции с участием учеников нашей школы. Радует, что ученики нашей школы, участвуя в этих мероприятиях, изучают историю своего края и России не формально, а на реальных примерах из жизни своих земляков и героев малой родины.
(Приложение №7) На страницах официального сайта музей всегда рассказывает о том, как прошли мероприятия с участием обучающихся нашей школы и, конечно, о фестивале «Салют героям» (Приложение №8)
Среди почётных гостей фестиваля всегда много уважаемых и достойных людей нашего района. В разное время, ими были дочь Героя Советского Союза Жеребцова В.С. - Щедрина Н.В., учитель русского языка и литературы нашей школы, Форов Николай Александрович и Смоликов Валерий Иванович – руководители общественных ветеранских организаций на территории Октябрьского района. Благодаря взаимодействию с партнёрами, каждый последующий фестиваль стал приобретать новое содержание и звучание. В 2019 году на здании школы была открыта мемориальная доска в память о Герое Советского Союза Василии Семёновиче Жеребцове, выпускнике нашей школы. В годы Великой Отечественной Войны, он совершил подвиг при форсировании реки Висла (Польша). Дочь героя, Щедрина (Жеребцова) Наталья Васильевна, присутствуя на фестивале в качестве почётного гостя, рассказывала ребятам о своём мужественном отце. В этом же году наш школьный юнармейский отряд был удостоен высокой чести носить имя героя Советского Союза Василия Семёновича Жеребцова. Посещая районный музей и изучая его экспозиции, мы с ребятами узнали, что в Октябрьском районе кроме В .С. Жеребцова, высокого звания Герой Советского Союза были удостоены ещё 4 наших земляка. Каждый из них, совершил свой жизненный подвиг в годы Великой Отечественной Войны, а кто – то получил это высокое звание посмертно. Так у меня появилась мысль посвятить фестиваль «Салют героям» - 2021 героям нашей малой Родины.
Фестиваль военно-патриотической песни «Салют героям» - 2023 для всех его участников оказался особо значимым и массовым мероприятием. Он был посвящён 80– летию Курской битвы, а его участниками стали более 160 мальчишек и девчонок, обучающихся в начальных классах школы. Почётными гостями праздника военно-патриотической песни стали участники СВО из нашего приграничья. Для всех присутствующих на празднике защитников Отечества я со своей воспитанницей и выпускницей 11 класса Кристиной Кирсановой подготовила музыкальный подарок – легендарную песню «Жди меня» на слова поэта-фронтовика К.Симонова. Чуть ранее Кристина представляла нашу школу на областном фестивале военно-патриотической песни памяти Героя России Андрея Хмелевского в городе Курске. Можно сказать, что известная песня стала связующим звеном от одного фестиваля к другому, от героического прошлого к великому будущему нашей страны – России.
( Приложение №9)
5. Ожидаемые и прогнозируемые результаты проекта
Работа по патриотическому воспитанию всегда была важным звеном в системе образования и воспитания подрастающего поколения. Доказательством этого, безусловно, является изменение социального статуса нашего фестиваля, отношения к нему со стороны администрации школы, муниципальных и общественных организаций, родителей и учителей.
В целях поддержки фестивального движения, сохранения и развития лучших традиций патриотического воспитания школьников администрацией школы в 2019 году было разработано и принято положение о проведении этого мероприятия. Этот документ определил цели, задачи и порядок проведения праздника военно-патриотической песни на дальнейшие годы. Также в документе были разработаны и определённы требования для всех участников мероприятия, а именно: обязательное исполнение вокального хорового номера с использованием фонограммы (минус 1) военно-патриотической направленности, а также наличие и использование при выступлении парадной школьной формы, военной или тематической символики (эмблемы, пилотки, галстуки и др.).
В работе по созданию художественного образа песни многие классные коллективы привлекали своих родителей. Совместная работа детей и взрослых оказывает благоприятное воздействие на общий эмоциональный настрой фестиваля. Ребята с гордостью и достоинством выходят на сцену, исполняя песню, они чувствуют незримую поддержку своих родителей, классных руководителей. Здесь проявляются навыки командной работы, полученные ребятами на внеурочных занятиях и репетициях, умение проявить выдержку, дисциплину, показать вокальные способности и сценическую культуру во время выступления.
(Приложение №10)
Подготовительная работа, погружение в исторические события, связанные с песнями о героях и военных событиях, заставили многих ребят заинтересоваться историей своей семьи в годы Великой Отечественной войны. Результатом этого интереса стала выставка рисунков и конкурс мини-сочинений под названием «Героев помним имена». Лучшие детские работы были отобраны и представлены на школьной выставке в день проведения фестиваля «Салют героям» - 2023
6. Развитие проекта
Опыт, накопленный в области патриотического воспитания, неоднократно представлялся мной на различных образовательных площадках среди коллег, что способствовало развитию подобного движения в школьных сообществах. Сценарий проведения одного из фестивалей опубликован на страницах педагогического издания Инфоурок.
(Приложение №11)
В 2023 году я приняла участие в проекте ОГБУ ДПО Курского института развития образования «Патриотическое воспитание в общеобразовательной школе как приоритетное направление российского образования» в качестве спикера. Мой опыт получил положительные отзывы и был рекомендован для распространения в педагогической практике коллег из Курской области и Донецкой народной республики.
(Приложение№12)
Можно сказать, что фестивальное школьное движение продолжает своё развитие. Эта форма работы в современной школе способствует правильному воспитанию и развитию подрастающего поколения на общенациональных традициях и духовных ценностях нашей Родины.
Приложение №1
Здание библиотеки и районного историко-этнографического музея (филиала Курского областного музея археологии)
«
Сквер Героев». Часовня и мемориальные стелы с именами героев Советского Союза, Героев труда и Героев России, уроженцев и жителей Октябрьского района Курской области. Сквер открыт в 2010 году.
Приложение №2
Артикуляционная гимнастика – необходима для подготовки артикуляционного аппарата (ротовой полости, языка, нёба, гортани, нижней челюсти и т.д.) Работа этих органов, направлена на выработку правильного произношения звуков в пении.
Упражнения:
Фонопедические упражнения - способ воздействия на голосовой аппарат при помощи ФОНЕМ – отдельных звуков речи (гласных и согласных)
Ссылка на сайт В.Емельянова https://fmrg.ru/
Приложение №3
Ссылка на видео «Методические приёмы работы над музыкальным произведением
https://disk.yandex.ru/client/disk?idApp=client&dialog=slider&idDialog=%2Fdisk%2F%D0%94%D0%95%D0%A2%D0%98%20%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95%20%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%81%D0%9C%D0%AB.mp4
Приложение №4
Ф
рагменты конкурсных выступлений на школьном фестивале военно-патриотической песни «Салют героям».
Приложение №5
Воплощение художественного образа музыкального номера через использование соответствующих костюмов и атрибутов для концертного номера.
Конкурсная работа учеников
4 «В» класса
Песня А.Новикова
«Учил Суворов».
Руками детей сделаны эполеты и кисточки для украшения кителя, раскрашены бутафорские ружья.
Родители изготовили макеты военного оружия и расшили тесьмой костюмы.
Приложение № 6
П
очётные гости фестиваля:
(слева на право) Н.В.Щедрина – дочь Героя Советского Союза В.С.Жеребцова, Евдокимов В.Е. – капитан 2 ранга, ветеран боевых действий на флоте, Смоликов В.И. – председатель районного совета ветеранов ВОВ
Приложение №7
https://vk.com/lenschool46?w=wall-206761966_3441
Рассказ о подвиге героя Советского Союза Симоненко А.Ф. в сквере Героев ученицей 4 класса Мордвиновой Анной в рамках акции #ГероиМоегоКрая46
Приложение №8
Статья о фестивале военно-патриотической песни «Салют героям» -2017 на официальном сайте Октябрьский историко-этнографического музея (филиал Курского областного музея археологии)
https://www.archeo-kursk.ru/oktyabrskij-istoriko-etnograficheskij-muzej-filial/prosvetitelskaya-rabota/96-salyut-geroyam
ВКонтакте Курский музей археологии статья о фестивале 2023 https://vk.com/wall-91647447_3410
Приложение№9
Выставка мини-сочинений и рисунков «Героев помним имена» обучающихся 4-х классов (2023г)
На фестивале военно-патриотической песни, памяти Героя России А.Хмелевского в г.Курске (2022г.) На фото: Дроздова А.К., Кирсанова К. и директор областного Дворца пионеров и школьников Трубников А.П.
Приложение №10
Видеозапись выступления учеников 4В класса на фестивале «Салют героям» -2023 https://disk.yandex.ru/client/disk?idApp=client&dialog=slider&idDialog=%2Fdisk%2F%D0%92%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%204%D0%92%20%D0%A3%D1%87%D0%B8%D0%BB%20%D0%A1%D1%83%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2.avi
Приложение №11
ООО «Инфоурок» - публикация сценария праздничного концерта фестиваля «Салют героям» -2017 https://infourok.ru/festival-voennoy-pesni-dlya-nachalnoy-shkoli-salyut-geroyam-1643077.html?ysclid=m3wxwb244a841798594
Приложение №12
10