СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет "Специальная профессиональная компетентность учителей как условие успешной реализации процесса обучения учащихся с особенностями психофизического развития "

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический совет содержит материалы из опыта работы школы по организации образовательного процесса с учащимися с особенностями психофизического развития. Материалы представлены в виде брошюры

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Специальная профессиональная компетентность учителей как условие успешной реализации процесса обучения учащихся с особенностями психофизического развития "»

ГУО “Средняя школа № 4 г. Пружаны”



2020 год




Специальная профессиональная компетентность учителей как условие успешной реализации процесса обучения учащихся с особенностями психофизического развития


(об эффективности работы по организации образовательного процесса с учащимися с особенностями психофизического развития).








СОДЕРЖАНИЕ


Содержание

Страница

  1. Цель и задачи педсовета

  1. Ход педагогического совета


  1. Приложения к педсовету:


    1. Совершенствование профессиональной компетенции педагогов в работе с учащимися с особенностями психофизического развития


    1. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной мобильности учителей-дефектологов, учителей-предметников, работающих с учащимися с ОПФР


    1. Современные подходы к организации образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания


    1. Особенности взаимодействия участников образовательного процесса в условиях интеграции


    1. Организация воспитательной работы по формированию у детей с особенностями развития готовности к выполнению социальной роли в обществе


    1. Анкета для учителей



3


4




9




12





15




17



19





21













ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГ СОВЕТА

Цель педсовета: повышение профессиональной компетентности педагогов в организации образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания для достижения положительных результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся с особенностями психофизического развития.

Задачи:

  • определить пути и направления деятельности педагогического коллектива по созданию условий для организации эффективного образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания;


  • ориентировать членов педагогического коллектива на совершенствование психолого-педагогической компетенции в области специального образования посредством повышения их квалификации в различных обучающих семинарах, курсах очного и дистанционного характера, в рамках деятельности проблемной группы (учителей-предметников, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания);


  • обобщить положительный опыт учителей-дефектологов, учителей- предметников, работающих в условиях образовательной интеграции (издание методических брошюр, трансляция в педагогических республиканских изданиях, участие в интернет-проектах (конкурсах).





















ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА


  1. Организационно-мотивационный этап

Добрый день! Рада приветствовать участников педагогического совета в нашей уютной гостиной. Сядьте поудобнее. Начнем с небольшой разминки. На столах у каждой группы лежат желтые листочки. Как вы думаете, что я вам хочу предложить нарисовать на них? (Солнышко, геометрические фигуры и др.) На следующий вопрос попрошу ответить тех, кто выбрал ответ «солнце, солнышко». Почему вы решили, что солнышко? (Потому что листики желтого цвета, потому что хотелось, чтобы настроение было хорошим). В целом, правильно, я предлагаю вам нарисовать на этих листочках солнце, чтобы в нашей педагогической гостиной стало еще уютнее и комфортнее.

Все участники педагогического совета рисуют солнышки.

Ведущий. Покажите коллегам по группе свои рисунки. Есть ли среди них одинаковые? (Ответы участников.) А теперь коллегам группы, сидящей возле вас. (Ответы участников.) Так есть ли среди них одинаковые? Как нет? Задание для всех было одинаковое, листочки у всех одинаковой формы, размера, цвета? (Ответы участников.) Знакомая ситуация для нас, педагогов, не правда ли? Когда на уроке предлагаемая учебная задача для учащихся выполняется порою по-разному, а иногда и вообще никак. Все дети разные, у каждого свой тип мышления, свои индивидуальные способности, возможности. Для учителя важно увидеть их и раскрыть, помочь понять каждому поставленную задачу и успешно с ней справиться.

  1. Основной этап

  1. Целеполагание

«У детей, как и у птиц, есть крылья, которые часто дарим им мы, педагоги, помогая развиваться детским способностям и талантам... Окрылять тех, кому тяжело лететь, давать надежду на успех, даже когда опускаются руки, - в этом и есть сущность работы педагога, который работает с детьми с особенностями психофизического развития». Эти прекрасные слова сказаны учителем-дефектологом О. И. Луговской (Могилевская область, Кадинская СШ).

Задачи работы на нашем педагогическом совете - осмыслить сущность ор­ганизации образовательного процесса в условиях интеграции; убедиться в необходимости владения эффективными методами и приемами преподавания в классах интегрированного обучения и воспитания как факторами повышения качества образования; помочь сомневающимся коллегам принять позицию, что возможна успешная самореализация учащихся с разными образовательными возможностями при грамотном подходе к организации образовательного процесса в условиях совместного обучения.

  1. Доклад

Проблема образования людей с особыми образовательными потребностями сегодня чрезвычайно актуальна. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значительно возросло. Причин здесь много: техногенная чернобыльская катастрофа, неблагоприятная экология, отягощенная наследственность, алкоголизм, наркомания и прочее.

Современная система специального образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных детей, все дети обучаемы и им гарантируется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников. В основу интегрированного обучения и воспитания образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности, и подразумевает доступность образования для всех.

С категорией детей с особенностями психофизического развития наше учреждение образование познакомилось в 2001 году, тогда был открыт первый класс интегрированного обучения и воспитания. В этом учебном году в школе организовано 10 интегрированных классов и 1 класс полной наполняемости, в которых занимаются 28 учащихся:

в I «А», I «Б», II, IV «А», IV «Б», V «А», V «Б», VI «А», VII, VIII «Б», IX «А» классах при реализации образовательных программ общего среднего образования обучение осуществляется в классах интегрированного обучения и воспитания для детей с особенностями психофизического развития;

в IV «Б», V «А» классах образовательный процесс организован по образовательной программе специального образования на уровне общего среднего образования в классах интегрированного обучения и воспитания (специальном классе) с использованием учебного плана (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудности в обучении);

в I «Б», II, IV «А»,V «Б», VI«А», VII, VIII «Б», IX «А» классах образовательный процесс организован по образовательной программе специального образования на уровне общего среднего образования в классах интегрированного обучения и воспитания (специальном классе)с использованием учебного плана первого отделения вспомогательной школы для лиц с интеллектуальной недостаточностью;

в I «А» классе образовательный процесс организован по образовательной программе специального образования на уровне общего среднего образования в классах интегрированного обучения и воспитания (класс полной наполняемости) с использованием учебного плана первого отделения вспомогательной школы для лиц с интеллектуальной недостаточностью и с нарушениями психического развития (трудности в обучении);

в I«Б» классе при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется на дому по образовательной программе специального образования на уровне общего среднего образования в классах интегрированного обучения и воспитания (специальном классе) с использованием учебного плана (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудности в обучении);

Для решения определенных методических вопросов, связанных с обучением детей с особенностями развития, в школе в этом учебном году создана проблемная группа учителей, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания. Поскольку не секрет, что не каждому педагогу под силу самостоятельно вникнуть в моделирование урока, когда в классе учащиеся с разными образовательными программами, то особое внимание будет уделяться вопросам включения учителей в деятельность по освоению способов реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.

2.1 Совершенствование профессиональной компетенции педагогов в работе с учащимися с особенностями психофизического развития

Токар И.И.

2.2 Психолого-педагогические основы формирования профессиональной мобильности учителей-дефектологов, учителей-предметников, работающих с учащимися с ОПФР

Мизюкевич Е.В.

  1. Работа творческих групп

    1. Современные подходы к организации образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания

    2. Особенности взаимодействия участников образовательного процесса в условиях интеграции

    3. Организация воспитательной работы по формированию у детей с особенностями развития готовности к выполнению социальной роли в обществе


  1. Подведение итогов

Ведущий. Сегодняшний педагогический совет нам, уважаемые коллеги, еще раз, показал, что работать с детьми с особыми образовательными потребностями необходимо целенаправленно, кропотливо, что только при грамотном подходе дети с особенностями становятся успешны. О чем сегодня мы с вами и поговорили.

О - особый

П - подход в

Ф - формировании и

Р - развитии личности учащегося с особенностями.

Основу данного подхода составляют внимание, забота и ласка, а главное - работать с любовью, и тогда успех в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями обеспечен. Для того чтобы качественно и своевременно решать профессиональные задачи, необходимо постоянно самообразовываться, и поэтому с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в организации образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания в школе действует творческая группа, на заседаниях которой на будет обобщаться опыт наиболее успешных педагогов, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания, молодые специалисты будут осваивать азы в организации учебно-познавательной деятельности с учащимися с особенностями психофизического развития.

  1. Проект решения педсовета

1. С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в организации образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания заместителю директора по учебной работе совместно с руководителем проблемной группы учителей:

  1. организовать мастер-классы по теме «Использование дидактических игр в работе с детьми с ОПФР»;

Срок исполнения – постоянно.


    1. подготовить и напечатать сборник материалов педагогического совета.

Срок исполнения – ноябрь.

  1. Для достижения положительных результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся с особенностями психофизического развития руководителям школьных методических объединений включать в планы работы методических объединений практические занятия с педагогами по разработке заданий для данной категории учащихся.

Срок исполнения – постоянно.

  1. Учителям-предметникам, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания:

    1. при подготовке и проведении учебных и факультативных занятий обеспечивать реализацию дифференцированного и индивидуального подходов к учащимся с разными образовательными возможностями;

    2. накапливать продуктивные методические и дидактические материалы, способствующие эффективному обеспечению образовательного процесса с учащимися с особенностями в развитии с дальнейшей их демонстрацией на за­седаниях внутришкольных методических объединений.

Срок исполнения – постоянно.

  1. Классным руководителям классов интегрированного обучения и воспитания совместно с педагогами-психологами:

    1. с целью создания адаптивной пространственно-предметной среды для полноценного личностного развития детей с особенностями психофизического развития создавать равные возможности и доступ их по включению в активное социальное взаимодействие со здоровыми сверстниками;

    2. для формирования у учащихся с особыми образовательными воз­можностями внутренней потребности и готовности к труду и сознательному выбору доступной профессии планировать мероприятия по профессиональной ориентации, их профессиональному самоопределению;

    3. формировать у учащихся данной категории способности соотносить свои индивидуально - психологические особенности и возможности с требованиями будущей профессии.

Срок исполнения – постоянно.

  1. С целью просвещения законных представителей учащихся с осо­бенностями психофизического развития в области коррекционно-развивающей деятельности и эффективного взаимодействия с собственным ребенком, установления отношений сотрудничества и сотворчества между родителями и детьми специалистам СППС совместно с учителями-дефектологами организовать родительский клуб «Путь к успеху».

Срок исполнения – до 10.12.2020

  1. Администрации школы продолжить работу по укреплению материально-технической базы кабинетов учителей-дефектологов и классов интегрированного обучения и воспитания.

Срок исполнения – постоянно.

  1. Рефлексия. Прием «Градусник»

Ведущий. Какова же температура нашего настроения, насколько сложна для восприятия была тема нашего педсовета? (Участникам раздаются карточки с тремя градусниками разной температуры, где педагоги отмечают выбранный градусник. Представитель каждой группы называет результаты измерения температуры.)























Совершенствование профессиональной компетенции педагогов в работе с учащимися с особенностями психофизического развития


Развитие системы интегрированного обучения и воспитания повлекло за собой не только структурные изменения в учреждениях образования, но и изменения в содержании деятельности педагогов этих учреждений, связанные с их активной включенностью в процесс обучения детей с особенностями психофизического развития. Как следствие этих изменений - новые требования к структуре и содержанию профессиональных компетенций педагога, предусматривающие в качестве обязательных составляющих специальные профессиональные компетенции по работе с детьми с ОПФР. Новое содержание в деятельности учителя класса интегрированного обучения и воспитания связано с особыми задачами, перед необходимостью решения которых поставлен педагог:

- одновременная реализация на уроке содержания обучения по 2-3 разным учебным планам и программам;

  • совмещение на уроке разных методик обучения с учетом особых образовательных потребностей детей с ОПФР, обусловленных спецификой процессов восприятия информации, образования понятий и др.;

  • адекватная оценка учебной деятельности, учебных затруднений и достижений детей класса с учетом разных требований к результатам обучения для детей нормально развивающихся и детей с ОПФР;

  • организация продуктивного общения всех детей класса, формирование толерантного отношения к детям с ОПФР в коллективе педагогов учреждения образования, детей и их родителей;

  • организация взаимодействия с родителями детей с ОПФР и специалистами учреждения образования по актуальным вопросам обучения, воспитания и развития этой группы обучающихся.

Несомненно, качество обучения любого ребенка зависит от того, насколько профессионально с ним работают. Анализ изменений в содержании деятельности педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования, обусловленных их включенностью в процесс интегрированного обучения и воспитания, позволил выделить в структуре их профессиональных компетенций систему основных профессиональных компетенций по работе с детьми с ОПФР, владение которыми необходимо для успешной реализации образовательного процесса в данных условиях:

  1. Академические педагогические компетенции:

умение анализировать учебные планы, учебные программы, выделять требования к результатам обучения детей;

умение организовывать взаимодействие в коллективе детей; умение взаимодействовать с родителями обучающихся.

  1. Специальные профессиональные компетенции:

базовые (обеспечивают ориентированность в специфике обучения детей с ОПФР по сравнению с нормально развивающимися детьми):

умение определять сходство и различие учебных планов, учебных программ, требований к результатам обучения для детей нормально развивающихся и детей с особенностями психофизического развития, с которыми работает педагог;

знание специфических закономерностей развития, характерных для детей с ОПФР всех категорий и определяющих специфику методики их обучения в целом по сравнению с методикой обучения детей нормально развивающихся;

знание типичных особенностей психического и физического развития той категории детей с ОПФР, с которой работает педагог, определяющих ведущие методы и приемы их обучения;

умение видеть (выделять) индивидуальные особенности психофизического развития каждого ребенка с ОПФР, использовать адекватные им методы и приемы индивидуального подхода в обучении;

знание особых условий, необходимых для осуществления учебной деятельности ребенка с учетом особенностей его развития (требования к освещенности рабочего места для ребенка с нарушениями зрения, оптимальное рабочее место в классе ребенка с нарушением слуха, дифференцированные требования к посадке ученика с учетом разных нарушений функционирования опорно-двигательного аппарата, необходимость использования специального оборудования и т.п.);

умение организовывать работу ребенка с ОПФР на занятии (уроке) с учетом уровня его работоспособности и степени самостоятельности;

умение использовать разные виды помощи ребенку с ОПФР с учетом характера его учебных затруднений и особенностей развития, владение стратегиями оказания помощи;

умение адаптировать учебный материал, тексты, учебные задания к возможностям обучающегося с ОПФР, создавать опоры разных видов;

умение адекватно оценивать учебную деятельность ребенка с ОПФР, выделять в ней и характеризовать позитивные изменения и специфические (объективные) затруднения;

умение общаться с детьми с ОПФР с разной степенью развития коммуникативных умений, умение вовлекать их в общение, во взаимодействие;

предметные (обеспечивают ориентированность в специфике обучения детей с ОПФР определенной категории, по определенному учебному предмету или образовательной области):

общие:

знание характера трудностей детей определенной категории в овладении учебными знаниями, умениями;

знание ведущих методов обучения детей определенной категории, умение их использовать в процессе обучения (учителем на уроках по определенному учебному предмету, воспитателем на занятиях по той или иной образовательной области);

частные:

знание характера трудностей детей определенной категории в овладении знаниями, умениями конкретной предметной области (математики, языка, трудового обучения, истории и т.д.) и типологических групп детей в зависимости от характера этих трудностей, умение определять типологическую группу, к которой относится каждый обучающийся с ОПФР;

умение использовать на уроках, занятиях в рамках конкретной предметной области методы и приемы обучения, учитывающие характер учебных затруднений детей определенной категории.

  1. Социально-личностные компетенции:

умение замечать и подчеркивать возможности ребенка с ОПФР в разных видах деятельности, умение создавать «ситуации успеха» для обучающегося, формировать толерантное отношение к детям с ОПФР в коллективе педагогов, детей и их родителей;

умение взаимодействовать, сотрудничать с родителями детей с ОПФР, консультировать их по актуальным вопросам обучения, развития и воспитания их ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что активное развитие системы интегрированного обучения позволяет говорить о необходимости формирования у педагогов системы специальных профессиональных компетенций по работе с детьми с особенностями психофизического развития как важной составляющей профессиональных компетенций современного педагога.





















Психолого-педагогические основы формирования профессиональной мобильности учителей-дефектологов, учителей, работающих с учащимися с особенностями психофизического развития


Сегодняшняя реальность показывает, что без наличия хорошо развитой профессиональной мобильности педагог не имеет перспективы профессионального роста. Современному обществу нужен педагог, открытый к новому, который легко адаптируется к сложным условиям профессиональной и социальной действительности, самостоятельно и ответственно принимает решение, ориентированное на успех и постоянное самосовершенствование. Профессиональная мобильность становится все более актуальной в связи с тем, что педагог должен находить новые подходы в своей работе.

В структуре профессионально-педагогической мобильности наиболее часто выделяют следующие составляющие:

  • активность, которая понимается как готовность к деятельности, освоению новых форм и видов деятельности, как основа профессионально-педагогической;

  • адаптивность, понимаемая как способность приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности, готовность изменить свою жизнь и деятельность, основа профессионально-педагогической гибкости;

  • открытость - склонность к новому, неизвестному, отказ от стереотипов;

  • коммуникативность - способность и готовность устанавливать новые связи и контакты с субъектами образовательной деятельности;

  • креативность - творческое отношение к среде и собственной деятельности, готовность к их преобразованию, фундамент профессионально-педагогического новаторства;

  • компетентность - способность гибко ориентироваться в профессии, готовность к продолжению обучения, самообучению, саморазвитию, самообразованию.

Условия организации интегрированного обучения и воспитания ставят перед педагогами решение следующих задач: знать и понимать особенности физических и психических нарушений детей с особыми образовательными возможностями; правильно выбирать способы и методы обучения в соответствии с особенностями; находить индивидуальный подход к каждому ребенку; помогать таким учащимся социализироваться.

В рамках подготовки к педагогическому совету с педагогами, имеющими опыт работы в классах интегрированного обучения и воспитания, нашей группой проведен опрос, основной целью которого было выявить особенности работы в данных классах. В анкетировании приняли участие 35 педагогов. (Приложение 1)

Опыт работы педагогов в интегрированных классах составляет от 6 месяцев до 15 лет. Психологический микроклимат и учебно-методическая база в классах интегрированного обучения и воспитания педагогов удовлетворяет.

Успеху учебных занятий в классах интегрированного обучения, по мнению наших педагогов, способствуют: подбор интересных упражнений и заданий; умелый индивидуальный подход к каждому ребенку с особенностями психофизического развития; дружелюбная атмосфера в классе; педагогический опыт учителей; развитие толерантного отношения друг к другу; наглядность; правильная организация учебного процесса с учетом образовательных потребностей данной категории детей.

При подготовке к уроку в классах интегрированного обучения и воспитания у педагогов возникают трудности при определении оптимальной формы проверки усвоения изученного материала, подборе материалов к уроку.

Педагоги используют нетрадиционные типы уроков: урок-заочно- очной экскурсии, уроки-соревнования, уроки-зачеты, урок-игра, урок- экскурсия, урок-поиск, перевернутый урок, активно используются уроки с групповыми формами работы.

Взаимодействие школы и родителей учащихся с особенностями психофизического развития осуществляется в рамках родительских собраний, при посещении несовершеннолетних по месту жительства, совместных детско-родительских мероприятий, индивидуальных и групповых консультаций специалистов СППС, участия в неделях толерантности и психологии.

Что касается динамики развития учащихся с особыми образовательными возможностями, то 50% педагогов, которые приняли, участие в анкетировании отмечают, что динамика в обучении учащихся их устраивает.

Для решения проблемных ситуаций в организации образовательного процесса педагоги обращаются за необходимой помощью к учителям-дефектологам, администрации, педагогам социальным, педагогам-психологам.

Только в условиях совместного планирования деятельности, равноправного сотрудничества, тесной взаимосвязи, регулярного обсуждения результатов и единства требований возможна такая организация интегрированного обучения и воспитания, когда комфортно чувствуют себя и дети и педагоги, когда ребенок с особенностями получает возможность учиться в соответствии со своими возможностями, а окружающие приобретают умение жить в обществе, которое состоит из людей с разными взглядами, разными способностями и умениями.

Основой профессиональной мобильности педагогов нашей школы является:

  • Самообразование и профессиональный рост.

  • Организация обучения педагогов в рамках проблемной группы учителей, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания.

  • Участие в мероприятиях опорной школы по интегрированному обучению и воспитанию.

  • Участие в работе районных методических объединениях педагогов интегрированного обучения и воспитания.

  • Индивидуальные и групповые консультации педагога-психолога, учителя-дефектолога.

  • Толерантность.

  • Творческий подход к работе.

В заключение своего выступления, хочется добавить, что основой совершенствования любых профессиональных качеств педагога должно быть жизненное кредо «Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет - ищет причины».





























Современные подходы к организации образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания

Группа 1

Вопрос организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития является одним из важнейших в современных условиях развития учреждения общего среднего образования. Организация обучения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения привела к существенным изменениям в системе основного образования.

Рассмотрим основные подходы в организации педагогического процесса в классах интегрированного обучения и воспитания в нашей школе.

Наряду с главной целью - всесторонним и гармоничным развитием личности, усвоением учащимися конкретной суммы знаний, умений и навыков, основной целью применительно к учащимся с особенностями развития является их социальная адаптация и интеграция, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности, семейной жизни.

Соответственно, приоритетным в обучении выступает формирование не глубоких, научных знаний, а практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Например: умение написать письмо, объявление, заполнить анкету-бланк денежного перевода; соблюдение правил поведения в социуме, правил безопасной жизнедеятельности и т.д.

Наша задача - обеспечить безбарьерную, адаптивную, развивающую, личностно ориентированную образовательную среду для всех учащихся. При рассадке учащихся класса мы предусматриваем место за первой партой для учащегося с ОПФР. Лучше всего посадить со слабым учеником. Это дает возможность организовать работу в парах, включить его во взаимодействие при выполнении дифференцированных заданий.

Мы, учителя, работающие в интегрированных классах, должны направить свою работу на создание условий для активного участия ребенка с особенностями в учебной деятельности во время урока, во внеклассных и внешкольных мероприятиях с учетом его возможностей и уровня развития. (Приводятся конкретные примеры.)

Для того чтобы учителю-предметнику четко представлять картину процесса образовательной интеграции, необходимо владеть следующей информацией:

  1. узнать, какую образовательную программу осваивают дети с ОПФР;

  2. узнать, как организуется учебная деятельность детей с ОПФР в структуре интегрированного класса;

  3. узнать, как планируется работа учителем-предметником в условиях обра­зовательной интеграции.

Дети с интеллектуальной недостаточностью обучаются в общеобразовательной школе по программе вспомогательной школы. Программы и учебный план вспомогательной школы классов первого отделения имеют существенные отличия от программ общеобразовательной школы. Многие общеобразовательные предметы (химия, физика, иностранный язык) отсутствуют в учебном плане вспомогательной школы. Следовательно, учитель-предметник обязан организовать процесс обучения в интегрированных классах в соответствии с общеобразовательной и вспомогательной программами по предмету на основании календарно- тематического планирования. Единых требований к календарно-тематическому планированию по предметным областям в образовательной интеграции не предусмотрено законодательно. Однако, «Методические рекомендации по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания» Министерства образования Республики Беларусь от 26.08.2016 года нацеливают учителей-предметников на планирование с учетом двух образовательных программ.

Учителями-дефектологами совместно со специалистами ЦКРОиР разработаны методические шпаргалки с рекомендациями учителям начальных классов, учителям- предметникам, где размещена необходимая информация о ведении документации в классах интегрированного обучения и воспитания.

При интегрированном обучении возникает новая форма взаимодействия учителя и учащихся, меняются методы обучения, особую значимость приобретают групповые формы работы на уроке, работа в парах.

В образовательной интеграции выделяются следующие методические приемы, способствующие эффективному процессу обучения с учащимися с особыми образовательными потребностями:

  1. снижение темпа (темп адаптируется к способностям ученика) изучения программного материала, подача материала небольшими порциями;

  2. адаптация программного материала под потенциальные возможности «особого» ученика;

  3. использование приемов дополнительных объяснений;

  4. использование метода аттракции (поддержка, одобрение, поощрение и т.д.) вместо порицания;

  5. оказание помощи при ответах на вопросы и опросах по темам посред­ством использования дополнительных источников информации – толковых словарей, информационных карточек, сигнальных опор;

  6. предъявление индивидуальных заданий на специальных карточках, перфокартах;

  7. использование компьютерных вариантов тестовых заданий;

  8. частое переключение видов деятельности, физкультминутки.

Наибольший эффект в коррекционно-педагогической работе с детьми с

ОПФР дает сочетание наглядных и практических методов обучения. При этом мы учитываем характер нарушений, психофизические особенности и возраст ученика. Если в младшем школьном возрасте словесные методы мы применяем реже, то позднее их значение возрастает.

Достижение оптимального результата при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с особенностями психофизического развития в условиях интеграции возможно только при наличии тесного взаимодействия всех специалистов.

Особенности взаимодействия участников образовательного процесса

в условиях интеграции

Группа 2

Включение в педагогический процесс общеобразовательного учреждения ребенка с особенностями психофизического развития закономерно вызывает определенные особенности во взаимодействии участников образовательного процесса. Педагогический коллектив школы и родители учащихся должны понимать и работать над достижением общей цели: социальной адаптации и интеграции в общество детей с особенностями в развитии.

Участниками образовательного процесса в условиях интеграции являются:

  • учащиеся с ОПФР и нормально развивающиеся сверстники;

  • администрация учреждения образования;

  • учителя классов интегрированного обучения и воспитания;

  • учителя-дефектологи;

  • СППС;

  • семья.

В современных условиях схема взаимодействия участников образовательного процесса выглядит следующим образом.

  1. В среде учащихся приоритетным направлением является умение «научиться жить вместе», означающее умение взаимодействовать и сотрудничать с детьми с разными познавательными потребностями и образовательными возможностями.

  2. В организации взаимодействия с семьей можно выделить две особенности:

1) работа с семьей, которая воспитывает ребенка с ОПФР (психологическая готовность встретиться с разным отношением окружающих к ребенку, умение принимать и адекватно относиться к особенностям своего ребенка, формирование активной жизненной позиции к коррекции нарушения);

2) работа с семьями класса интегрированного обучения (воспитание толерантного отношения к особым учащимся, воспитание у собственных детей принятия ребят с любыми нарушениями, формирование взгляда на совместное обучение как на возможность приобретения опыта взаимодействия со сверстниками и развитие душевных качеств).

  1. Роль администрации учреждения образования ведущая, организу­ющая и воспитывающая, создающая атмосферу сотрудничества.

  2. Специалисты СППС оказывают помощь и поддержку педагогам в преодолении высокого уровня тревожности, в принятии особого ученика, в организации взаимодействия, в обеспечении толерантного подхода.

  3. Учитель класса, учитель-предметник оказывает поддержку учащемуся с ОПФР на уроке, планирует и организует работу с ним, включает его в деятельность на каждом этапе урока, обеспечивает ему доступность материала и посильное участие, использует рекомендованные эффективные приемы и методы. Сопровождение обеспечивается как на уроках, так и во внеурочной деятельности посредством включения «особого» ребенка в доступные для него виды деятельности.

  4. Учителя-дефектологи оказывают помощь и поддержку особому ученику, объединяют усилия педагогов в принятии учащегося с ОПФР, знакомят педагогов с его положительными характеристиками и учебными трудностями, рекомендуют методические приемы, проводят коррекционную работу.

Как уже было отмечено, вся работа учреждения образования с определенным учеником с особенностями в развитии должна строиться в одном направлении. Чтобы определить такое направление, на начало учебного года на каждого ученика на основании медико-психолого-педагогической комиссии учителем-дефектологом совместно с педагогом- психологом составляется индивидуальный план. Он состоит из четырех частей: актуальный уровень развития, где отмечаются возможности ученика. В соответствии с актуальным уровнем развития, прописываются задачи, а также рекомендации по обучению, методы и приемы, использование которых будет максимально способствовать развитию ученика.

Согласно «Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания» от 26.08.2016 г. на начало учебного года заполняется диагностическая карта психолого-педагогического сопровождения. Она заполняется всеми специалистами, кто работает с учеником с особенностями и его родителями. В этой карте отражается не только уровень его развития, но и особенности его поведения, увлечения, отмечаются сильные стороны учащегося, на которые можно опереться в работе, и выделяются слабые, над коррекцией которых следует работать.

Особо важным является оказание поддержки и помощи учащемуся с особенностями психофизического развития всеми педагогами, которые взаимодействуют с данными школьниками. Каждому педагогу необходимо выполнять единые требования и рекомендации по отношению к учащемуся с особенностями в развитии. Например, если «особому» учащемуся рекомендовано выделять памяткой последовательность выполнения работы, то все педагоги на своих уроках должны следовать этим рекомендациям. Если ребенку с особенностями рекомендовано использование опор, краткой записи, схем, то все педагоги, работающие с данным учащимся, должны неукоснительно следовать рекомендациями на каждом уроке выполнять их.







Организация воспитательной работы по формированию у детей с особенностями развития готовности к выполнению социальной роли в обществе

Группа 3

Проблема социализации лиц с особенностями психофизического развития и интеграции их в общество на современном этапе социально-экономических преобразований общественного уклада жизни приобретает особое звучание. Она становится приоритетным направлением работы всех учреждений образования и нашего в том числе. Школе приходится решать задачи не только обучения и воспитания лиц с особенностями в развитии, но прежде всего их подготовки к относительно самостоятельной и по мере возможности независимой от практической помощи окружающих жизни. Успешность адаптации в коллективе учащихся с особыми образовательными потребностями зависит от разных факторов, в том числе от готовности самого коллектива воспринимать их, как своих полноценных членов, и создавать условия для формирования у них значимых умений и навыков.

Класс (школа) при включении в его состав обычных и необычных учеников представляет собой нетипичную разнородность. Среди школьников, так и их законных представителей, имеют место устоявшиеся стереотипы непринятия не таких, как все. В этих условиях необычному ученику предстоит не только преодолеть барьер принятия, но и научиться взаимодействовать с классным коллективом.

Главным критерием всех проводимых классных и внеклассных мероприятий в классах интегрированного обучения и воспитания является установка на согласованность, поддержку, взаимовыручку, на общность в принятии решений, на включение ребенка с особыми потребностями в образовательный процесс на равных.

Привлечение детей особенностями в развитии к участию в конкурсах, классных мероприятиях – это демонстрация их успешности в различных видах деятельности. Так, из бесед с учащимися с особыми образовательными потребностями, а также из наблюдений на посещенных мероприятиях выявлено, что во всех классах интегрированного обучения и воспитания дети данной категории включены в социальное взаимодействие со здоровыми сверстниками в рамках проведения того или иного мероприятия. Учащиеся с особенностями развития охвачены факультативными занятиями, посещают спортивные секции, объединения по интересам.

Включение особых детей наравне со всеми в состав группы участников художественной самодеятельности и спортивно-массовых мероприятий – это уникальный резерв приобретения опыта взаимодействия и коммуникации, опыта эмоционально-оценочных отношений.

Основные направления работы учреждения образования по подготовке выпускников вспомогательной школы к самостоятельной жизни осуществля­ются согласно Концепции подготовки учащихся с особенностями психофизического развития к профессиональному самоопределению.

С этой целью в нашем учреждении образования ведется планомерная, целенаправленная, профориентационная работа, которая выстраивается с учетом особенностей развития интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, уровня сформированности мотивов учебно-трудовой деятельности, а также с учетом медицинских показаний состояния здоровья учащихся, их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

Данная работа проводится на всех этапах школьного обучения и имеет на каждом из них определенные задачи и конкретное содержание.

С учащимися начальных классов проводятся экскурсии на почту, в аптеку, магазин, в школьные мастерские; беседы о труде, о профессиях по которым они смогут работать в дальнейшем: например, строители, уборщики территории, швеи, озеленители, хозяйки усадеб, организуются встречи с людьми этих профессий. Кроме того, во всех начальных классах учащиеся привлекаются к работе по самообслуживанию, уходу за растениями в классе.

На второй ступени общего среднего образования проводятся викторины о профессиях, беседы о людях рабочих профессий, о роли знаний в выборе профессии. Решаются разного рода задачи с практическим применением. Просматриваются кинофильмы, телепередачи о труде и людях труда; проводятся экскурсии в учебные заведения, где выпускники школы могут получить профессию. С учащимися проводятся анкетирование и консультирование, беседы психолога, социального педагога, классных руководителей и воспитателей по профессиональной ориентации.

Профориентационная работа на каждой ступени предполагает тесное сотрудничество педагогического коллектива с родителями.

Важно помнить, что у школьников с ОПФР профессиональные интересы незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознаны. У них отсутствует или слабо выражена профессиональная направленность. Профессиональное самоопределение подростков с особенностями психофизического развития затруднено еще и в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому профессиональное самоопределение учащихся с ОПФР должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества, поэтому решающим фактором при выборе профессии учащимися с особенностями психофизического развития становится влияние педагогов, воспитателей и система проводимой в школе профориентационной работы.










Анкета для учителей

  1. Имеете ли вы опыт работы в классах интегрированного обучения и вос­питания? (на протяжении какого времени)

  2. Достаточно ли у вас профессионального, педагогического опыта работы с детьми с особыми образовательными возможностями?

  3. Удовлетворяет ли вас моральный микроклимат в отношении детей с особыми образовательными возможностями в классе (школе)?

  4. Удовлетворяет ли вас учебно-методическая база учреждения образования по интегрированному обучению и воспитанию? (Если нет, то в чем?)

  5. Считаете ли вы опыт школы по организации интегрированного обучения и воспитания эффективным и положительным?

  6. Успеху учебного занятия в классах интегрированного обучения способствуют...

  7. При подготовке (проведении) учебного занятия в классах интегрированного обучения и воспитания у меня возникают трудности следующего характера.

  8. Какие нетрадиционные типы уроков в классах интегрированного обучения и воспитания Вы используете в своей работе?

  9. Какими педагогическими технологиями Вы владеете?

  10. Как осуществляется взаимодействие школы и родителей учащихся с осо­бенностями психофизического развития?

  11. Трудности какого характера вы испытываете при планировании воспита­тельной работы в классах интегрированного обучения и воспитания?

  12. Устраивает ли вас динамика развития учащихся с особыми образователь­ными возможностями?

  13. В решении каких-либо проблем при организации образовательного процесса в классах интегрированного обучения вы обращаетесь за помощью (укажите).

  14. Какую методическую помощь вы можете оказать другим учителям, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания?

  15. Какую методическую помощь вы хотели бы получить от коллег по организации интегрированного обучения и воспитания?