Педагогическое сопровождение воспитанников как фактор первичной профилактики отклоняющегося поведения
ГКУСР РО Новошахтинский центр помощи детям
Воспитатель: Шмойлова Ю.А.
Создавать условия для самостоятельного освоения среды
Направлять
Действовать вместе
Следовать
рядом
Оказывать помощь в устранении препятствий
Основные проблемы детей с отклоняющимся поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими
Смысл педагогического сопровождения заключается в раскрытии жизненных сил ребенка.
Результатом педагогического сопровождения является способность воспитанника действовать самостоятельно и продуктивно. Педагог, следуя рядом, должен помогать ему увидеть свои возможности.
Пути решения этой проблемы
Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желание их понять.
Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
Учить малыша правильно оценивать себя, контролировать свое эмоциональное состояние.
Развивать умение общаться в различных ситуациях посредствам разнообразных форм.
Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку.
Чтение и обсуждение
сказок
Музыка и танцы
Коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе включая моральные и нравственные ценности, развитие общения, самостоятельности, саморегуляции, интеллекта, отзывчивости, сопереживания .
Как помочь ребенку в сложные минуты ? Самое правильное – познакомить его с приемами саморегуляции.
Обучаемся способам саморегуляции, самообладания: релаксационные упражнения; «Возьми себя в руки», «Врасти в землю», «Пружинка» …
Отрабатываем навыки общения: «Ветер дует на…», «Соседи», сюжетно-ролевые игры, обсуждение или обыгрывание конфликтных ситуаций…
Обучаемся способам выражения гнева в приемлемой форме: «1,2,3 – настроение замри!», «Угадай эмоцию»,«Зеркало», «Обзывалки», «Уголок уединения» и др .
Подвижные игры оказывают положительное влияние на эмоции ребенка, делают его более дружелюбными, внимательными друг к другу, организованным и ответственными
Музыка – самое яркое и эффективное средство воздействия на детей, это язык чувств и эмоций, понятный для всех. Игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста.
Коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают.
В коммуникативных танцах – играх эффективно реализуются сразу несколько направлений воспитательной работы:
.
Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности , эмоциональности.
Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием уверенности в себе, ощущением своей значимости в детском коллективе.
Поскольку многие коммуникативные танцы – игры построены , в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу,
то в целом они вызывают положительные, радостные эмоции, еще более способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации климата в детском коллективе.
Особого внимания заслуживает чтение и обсуждение сказок. Сказка очень тесно связана с игрой, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике отклоняющегося поведения у детей.
Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих, обладают необычной притягательной силой, позволяет свободно фантазировать и мечтать.
Ребенок запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя.
Благодаря этому усваиваются моральные ценности и нормы.
Сочиняем сказку
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей. Оно связано с резким изменением всего образа жизни. Первоклассник должен привыкнуть к новому коллективу, новым требованиям, новым повседневным обязанностям.
Для обеспечения эффективности адаптационного периода существенное значение имеет педагогическое сопровождение первоклассника.
Цель данного сопровождения – создать для ребенка такие условия, которые не провоцировали бы отклонений в поведении, внутриличностных конфликтов, позволяли в доступной ребенку форме решать образовательные задачи.
Сопровождать ребенка – значит идти вместе с ним в качестве спутника или провожатого, то есть сопровождать по его школьному пути – это движение вместе с ним, рядом, а иногда – чуть впереди.
Постоянно интересоваться не только событиями в школе, но и взаимоотношениями в классе среди одноклассников и педагогов.
Основные задачи педагогического сопровождения первоклассника:
◊ Развитие позитивного отношения к школьной жизни.
◊ Развитие познавательной деятельности, элементов логического мышления, кругозора.
◊ Создание условий для развития самостоятельности, организованности, ответственности, умения взаимодействовать со взрослыми и детьми.
◊ Развитие положительной самооценки, уверенности в себе, самоконтроля и ответственности за свои действия и поступки.
Помимо игр и корректирующих занятий ребенок с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами .
Нам, взрослым, необходимо помнить:
◊ Нужно принимать ребенка таким, какой он есть.
◊ Не осуждать, если что-то не получается.
◊ Постараться в спокойной обстановке разобраться, что испытывает ребенок, какие трудности и проблемы у него возникают.
С ПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!