СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогика. Мелетий Смотрицкий.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогика. Мелетий Смотрицкий.»

Мелетий Смотрицкий и его «Грамматика»  ( 1578–1633)

Мелетий Смотрицкий и его «Грамматика» ( 1578–1633)

Мелетий (в миру Максим) Смотрицкий церковный деятель, просветитель, писатель-полемист, филолог, автор грамматики церковнославянского языка. 
  • Мелетий (в миру Максим) Смотрицкий церковный деятель, просветитель, писатель-полемист, филолог, автор грамматики церковнославянского языка. 
Учился в Острожской школе, в 1601-1604 гг. в Виленской иезуитской академии; в 1605-1607 гг. слушал лекции в протестантских университетах Лейпцига, Виттенберга, Нюрнберга; по некоторым данным - доктор медицины. Один из основателей Минского православного братства (1607 г.). 
  • Учился в Острожской школе,
  • в 1601-1604 гг. в Виленской иезуитской академии;
  • в 1605-1607 гг. слушал лекции в протестантских университетах Лейпцига, Виттенберга, Нюрнберга; по некоторым данным - доктор медицины.
  • Один из основателей Минского православного братства (1607 г.). 
В 1608-1614 гг. в Виленской братской школе преподавал на латыни свободные искусства. В 1614-1615 гг., по-видимому, был учителем в Остроге, затем в Киеве, где в 1617/1618 учебном году избран ректором Киевской братской школы (впоследствии Киево-Могилянская академия).
  • В 1608-1614 гг. в Виленской братской школе преподавал на латыни свободные искусства.
  • В 1614-1615 гг., по-видимому, был учителем в Остроге, затем в Киеве, где в 1617/1618 учебном году избран ректором Киевской братской школы (впоследствии Киево-Могилянская академия).
С 1620 г. настоятель Виленского Свято-Духовского монастыря С 1627 г. и до конца жизни настоятель Дерманского монастыря.   Писал на церковнославянском и польском языках, а также на
  • С 1620 г. настоятель Виленского Свято-Духовского монастыря
  • С 1627 г. и до конца жизни настоятель Дерманского монастыря.
  •   Писал на церковнославянском и польском языках, а также на "простой мове" - народном языке украинцев и белорусов 16-17 вв.
Составленная Смотрицким «Грамматика»(издана в 1619 г.) была третьей печатной восточнославянской грамматикой после греческо-церковнославянской грамматики
  • Составленная Смотрицким «Грамматика»(издана в 1619 г.) была третьей печатной восточнославянской грамматикой после греческо-церковнославянской грамматики "Адельфотис" (Львов, 1591 г.) и церковнославянской "Грамматики словенской" Лаврентия Зизания.
По греческому образцу Смотрицкий делил грамматику на 4 раздела : ортография (классификация звуков, учение о слогах и ударении, правила орфографии и пунктуации); этимология (морфология - учение о 8 частях речи с характеристикой основных грамматических значений и подробной систематизацией грамматических форм); синтаксис (впервые в восточнославянской традиции дан обзор грамматической сочетаемости каждой части речи); просодия (учение о стихотворных размерах). 

По греческому образцу Смотрицкий делил грамматику на 4 раздела :

  • ортография (классификация звуков, учение о слогах и ударении, правила орфографии и пунктуации);
  • этимология (морфология - учение о 8 частях речи с характеристикой основных грамматических значений и подробной систематизацией грамматических форм);
  • синтаксис (впервые в восточнославянской традиции дан обзор грамматической сочетаемости каждой части речи);
  • просодия (учение о стихотворных размерах). 
Написанный по образцу греческих грамматик, труд Смотрицкого отражает специфические явления церковнославянского языка. Ему принадлежит установление системы падежей, свойственных славянским языкам ,установление двух спряжений глаголов, определение (ещё не совсем точное) вида глаголов и др.; отмечены лишние буквы славянской письменности, в которых она не нуждается. 
  • Написанный по образцу греческих грамматик, труд Смотрицкого отражает специфические явления церковнославянского языка. Ему принадлежит установление системы падежей, свойственных славянским языкам ,установление двух спряжений глаголов, определение (ещё не совсем точное) вида глаголов и др.; отмечены лишние буквы славянской письменности, в которых она не нуждается. 
«Грамматика» Смотрицкого имеет и раздел о стихосложении, где вместо силлабического стиха предлагается пользоваться метрическим, как якобы более свойственным славянской речи.  «Грамматика» насыщена множеством примеров, облегчающих усвоение грамматических правил.
  • «Грамматика» Смотрицкого имеет и раздел о стихосложении, где вместо силлабического стиха предлагается пользоваться метрическим, как якобы более свойственным славянской речи.
  • «Грамматика» насыщена множеством примеров, облегчающих усвоение грамматических правил.
Она неоднократно переиздавалась (Вильно, 1629; Кременец, 1638, 1648; Москва, 1648, 1721) и оказала большое влияние на развитие русской филологии и преподавание грамматики в школах.
  • Она неоднократно переиздавалась (Вильно, 1629; Кременец, 1638, 1648; Москва, 1648, 1721) и оказала большое влияние на развитие русской филологии и преподавание грамматики в школах.
Смотрицкий подчеркивал необходимость сознательного усвоения учебного материала — «умом разумей слова».  Им было выдвинуто 5 ступеней обучения: «зри, внимай, разумей, рассмотряй, памятуй».
  • Смотрицкий подчеркивал необходимость сознательного усвоения учебного материала — «умом разумей слова».
  • Им было выдвинуто 5 ступеней обучения: «зри, внимай, разумей, рассмотряй, памятуй».
Оборот заглавного листа «Грамматики» 1619 года украшает герб Богдана Огинского, а сама книга имеет посвящение патриарху константинополь­скому Тимофею и архимандриту Виленского монастыря Леонтию Карповичу.
  • Оборот заглавного листа «Грамматики» 1619 года украшает герб Богдана Огинского, а сама книга имеет посвящение патриарху константинополь­скому Тимофею и архимандриту Виленского монастыря Леонтию Карповичу.
Труд Смотрицкого был исчерпывающим для своего времени сводом грамматических знаний, он адресовался в первую очередь учителю, потом ученику. 
  • Труд Смотрицкого был исчерпывающим для своего времени сводом грамматических знаний, он адресовался в первую очередь учителю, потом ученику. 
Ряд дидактических приёмов изложения материала: перевод

Ряд дидактических приёмов изложения материала:

  • перевод "трудных" церковнославянских слов и фраз на "просту мову";
  • постановку вопроса для определения грамматической принадлежности слова;
  • некоторые виды экспериментальной проверки. 
 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!