Педсовет № 2
«Теоретические и практические аспекты организации работы в проектном режиме
с дошкольниками в соответствии с ФГОС »
Подготовили и провели:
старшие воспитатели
МОУ Леснополянская НШ
им. К.Д. Ушинского ЯМР
Терентьева И.Б. и
Денисова В.Н.
05.12.2018
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в теоретическом и практическом аспекте организации работы в проектном режиме.
Задачи: 1. Использовать интерактивные методы и формы работы в процессе подготовки и реализации проекта.
2. Использование проекта в духовно-нравственном и патриотическом воспитании дошкольников.
3. Взаимодействовать с родителями, специалистами, социальными партнерами в работе над проектом.
4. Обобщить опыт работы всех педагогов по проектной деятельности.
План педсовета.
1 часть. Проект как эффективный метод развивающего обучения.
Разминка,
историческая справка,
значение метода проекта,
структура, этапы проекта,
принципы реализации проекта.
2 часть. Использование метода проекта в духовно - нравственном воспитании дошкольников
Обсуждение проектов «Моя малая Родина»
Викторина «Люблю тебя, мой Ярославль!»
1 часть. Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы рады приветствовать вас на нашем педагогическом совете, который посвящен технологии проектной деятельности дошкольников.
Эта тема на сегодняшний день очень актуальна, поскольку в соответствии с требованиями, которые диктует нам современная жизнь одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. Воспитание такой развитой творческой личности в детском саду возможно в том числе и через проектную деятельность.
Антуан де Сент-Экзюпери сказал:
Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.
Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания.
«Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
Сегодня мы с вами поговорим о технологии проектной деятельности.
- Чтобы перейти к более сложной - теоретической части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.
Блиц-опрос «Ищем, думаем, дерзаем!»
На вопросы: что? когда? отвечаем без труда!
1. Что становится больше, его поставить вверх ногами? (число 6)
2. Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)
3. Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)
4. Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)
5. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)
6. Что распускается весной: деревья, население, партии и союзы?
7. Кто спасает зайцев от весеннего половодья: Дед Мазай, дед Мороз, МЧС России?
8. Что Красная шапочка несла бабушке: акции Газпрома, пирожки, слабительное?
9. Что потеряла Золушка на балу: стыд и совесть, ориентацию, туфельку?
«Перевёртыши»
(строки из пословиц и поговорок наоборот)
Задание: - нужно правильно отгадать пословицу или поговорку.
- Внимание на экран.
«Счастье перемещается кучами».
(Беда не ходит одна.)
«Уйти от новой стиральной машины».
(Остаться у разбитого корыта.)
«Лысина – мужское безобразие».
(Коса – девичья краса.)
«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)
«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)
«Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)
«Безделью часы – слезам год». (Делу время – потехе час.)
- Чем полезны такие приёмы в работе?
- Такие задания заставляют думать, анализировать, сравнивать, синтезировать.
Современному обществу нужны образованные люди, обладающие системным мышлением, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.
Поэтому задача родителей и педагогов – воспитать детей активными, думающими личностями, способными на творческий подход к любому делу.
Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое?
Как научить видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения, правильно излагать и отстаивать свои идеи? Эти вопросы актуальны для современной образовательной практики.
Исследования педагогов и психологов показывают, что эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи – от позиции самого ребенка, его активности.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО ориентируют педагогов на развитие у детей самостоятельной познавательной активности.
Познавательная деятельность - самый трудный раздел любой программы. В педагогике много методов и приемов, которые мы активно используем в своей работе. Давайте вспомним и назовем методы активного обучения. Какие методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада?
Методы активного обучения.
1. Метод проекта.
2. . Опытническая деятельность, экспериментирование.
4. Коллекционирование.
5. Макетирование.
6. Экскурсии.
7. Экспресс – задания (перфокарты).
8. Продуктивные виды деятельности.
9. Решение ситуативных задач.
10. Игры (настольные, ролевые, дидактические, конструкторы)
11. Практическая деятельность.
12. Метод игрового моделирования.
13. Игры – путешествия по карте, по реке « времени».
Активными эти методы называются потому, что идет обучение в деятельности. Они характеризуются высоким уровнем активности всех участников образовательного процесса, формируют умения и навыки, строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями, на самостоятельном овладении знаний.
Ну и как вы видите, на первом месте стоит метод проекта. Что же это такое?
Это практическая исследовательская деятельность детей.
Это игра всерьез, результаты ее значимы для детей и взрослых.
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой, требуется исследовательский поиск.
Проектный метод предполагает подачу материала в определённой последовательности, в системе. Это является гарантией того, что ребёнок прочно и надолго запомнил материал, «принял» его в себя навечно.
Кроме того, материал подаётся частично или полностью интегрированный, что позволяет расширить его объём, не создавая при этом дополнительной нагрузки на ребёнка.
Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность при поддержке педагогов и родителей, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков, применение на практике полученных знаний.
Научно обосновал и разработал метод проекта американский ученый, философ, политик, педагог Джон Дьюи (1859-1952 г.) Он выдвинул принцип «свободы учения » что означает интеллектуальную свободу детей – способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения. Это свобода размышления, рассуждения.
В России этот метод стал известен в 2О-е годы ХХ века. Он активно использовался в школах, а в последние годы и в дошкольной педагогике.
Проекты могут быть краткосрочными и долговременными, могут носить как индивидуальный, так и групповой характер. Самый эффективный – групповой проект. Но в работе над проектом важно учитывать содержание образовательной программы и возрастные особенности детей.
Полученными знаниями можно сразу пользоваться.
Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, формирует партнерские взаимоотношения.
Проектная деятельность расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, повышает детскую любознательность, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
Технология проектирования помогает вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения, ведь обязательное условие проектной деятельности - участие родителей.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА.
Проект состоит из 3х этапов: подготовительного, основного и заключительного.
1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Он включает выбор темы, постановку цели и задач, проблемы, которую надо решить.
Предполагаемый результат, сроки проекта, его участников.
Изучается опыт детей, выявляются их знания по теме (опрос, игра, разбор проблемных ситуаций.)
Идет сбор информации, художественного и наглядного материала, оборудования.
Обогащается образовательная среда, создаются уголки, центры, мини-музеи, макеты.
Составляется план проекта.
Взаимодействие с родителями (собрание, «Круглый стол», вопросник, анкеты, консультации). Они знакомятся с планом проекта, его актуальностью и значимостью в познавательной работе с детьми, принимают участие в сборе материала, обогащении развивающей среды.
Привлекаются социальные партнеры, вырабатывается план сотрудничества.
2 этап. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.
Реализация проекта. Идет поиск ответов на поставленные вопросы. Совместная деятельность всех участников проекта.
Проводятся занятия, игры, наблюдения, экскурсии. Дети рисуют, лепят, конструируют, экспериментируют, мастерят макеты, модули, составляют « умные книги », альбомы, планы – карты, коллекции. Проводится опытническая работа, исследовательская деятельность. Дети знакомятся с художественной литературой по теме проекта, слушают музыку, поют, декламируют, сочиняют сказки, рассказы, проводятся праздники и развлечения. Смотрят фильмы, спектакли, посещают театры, музеи, встречаются с интересными людьми, трудятся. Т.е. идет интеграция детской деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
игровая,
продуктивная,
художественно – речевая,
театрализованная,
трудовая,
конструктивная,
опытническо-исследовательская,
сотворчество детей и взрослых.
Родители на этом этапе – наши активные помощники. Они организуют поездки, экскурсии, походы коллективу группы и своей семье. Рисуют, мастерят, собирают коллекции. Социальные партнеры (школа, библиотека, музей и др.) активно включаются в работу.
3 этап. Заключительный – этап подведения итогов.
Презентация проекта, праздник, КВН, ярмарки для родителей и детей. Составляются книги, альбомы, объявляются акции. Обобщается опыт работы, на педсовете подводятся итоги, составляются рекомендации для проектной деятельности. Организуются выставки, мини – музеи.
Работа над проектом должна органически вписаться в учебно-воспитательный процесс детского сада и не требует дополнительных занятий. В ходе реализации проекта более результативна интеграция детской деятельности. Ребенок лучше усваивает информацию, т.к. сравнивает вещи и явления, устанавливает связи и отношения между ними.
Но, чтобы увлечь детей, самому педагогу нужно много знать и создать такую образовательную среду, в которой им было бы интересно, в которой они могли бы взаимодействовать с миром вещей и миром людей. В такой среде дети играют, учатся, трудятся, мастерят, рисуют, лепят, конструируют, наблюдают, измеряют, макетируют, поют, декламируют, выступают, экспериментируют, т. е. активно в ней взаимодействуют. Только в такой среде возникают и вырастают проекты.
В проекте могут участвовать дети с 4 – 7 лет, но формы и методы работы будут различны:
- для детей 4 – 5 лет проектная деятельность формируется на подражательно – исполнительском уровне. Ребенок в силу своего возраста не может проявить самостоятельность в решении проблем, поэтому активная роль принадлежит педагогам и родителям. Но это не противоречит природе ребенка, которого увлекает совместная с взрослыми деятельность.
- у старших дошкольников активность педагогов уступает активности детей. Здесь дети самостоятельно могут планировать свою деятельность, находить ответы на поставленные вопросы, определять способы решения.
Каждый проект - это "пять П":
- проблема;
- проектирование (планирование)
- поиск информации;
- продукт;
- презентация
Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.
По окончании проекта каждый педагог, организующий проектную деятельность, должен оформить отчёт о проекте, что часто вызывает затруднения. Используя предложенную примерную структуру оформления отчёта о проведённом проекте, Вы, уважаемые коллеги, легко сможете это сделать.
2 часть. «Использование метода проекта в духовно - нравственном воспитании дошкольников»
Из современного нравственного воспитания школьников и дошкольников практически исчезли понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантность.
Дети мало знают о своем городе, родном крае, семье, своих предках. Исчезли традиции семьи, нет уважения к родителям, бабушкам, дедушкам, людям труда, результатам их деятельности.
Патриотическое воспитание формируется у ребенка с раннего детства и у каждого индивидуально. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения ярких переживаний конкретных фактов и зависит от методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать. При этом важна активная позиция взрослых. Базовым этапом формирования следует считать накопление у детей социального опыта жизни в своей семье, в детском саду, в городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры, истории, природы родного края. Успешность развития патриотизма станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение и другие виды детской деятельности. Педагог должен сам знать и любить то место, где он живет, его ценности и особенности.
В патриотическом воспитании дошкольников очень эффективен метод проекта.
Вопросы для обсуждения:
1. Как называется наш проект? Его сроки. («Моя малая Родина», декабрь-март)
2. От чего зависит выбор темы? («Крепка семья –крепка Россия», )
3. Какими вы видите результаты работы над проектом?
4. С кем вы планируете сотрудничать, кто будут социальные партнеры?
5. Что вам необходимо для успешной реализации проекта?
Задание для педагогов:
А приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью все узнать и познать (Незнайка, Винни-пух, Карлсон)
Предлагаем вам немного отдохнуть и, по примеру этих персонажей, подумать на тему, касающуюся непосредственно наших будущих проектов, а заодно и проверить себя на знание своей малой Родины.
ВИКТОРИНА.
Кто основал наш город?
Место возникновения Ярославля? (Стрелка)
Самый древний город Ярославской области? (Ростов Великий)
Что изображено на гербе города?
Кто прославил ярославскую землю? (Ушаков, Терешкова, Волков, Некрасов, Собинов, рыбинцы Джозеф и Николас Шенки, основатели Голливуда, Петров, Сергий Радонежский Александр Невский, Трефолев, Толбухин)
6. Расшифруйте название реки Которосль. (До XX века основным названием было Которост. Наиболее вероятен вариант происхождения от древнерусского глагола «котораться», то есть спорить и название реки — «Спорная» — призвано отразить этот «спор» двух речек (Вёкса и Устье), которая из них должна считаться началом большей реки. Вариант происхождения названия от русской фразы «которая слева» не имеет под собой научных оснований и является типичным примером народной этимологии.)
7. Перечислите районы города. (Дзержинский район, Заволжский район
Кировский район, Красноперекопский район, Ленинский район, Фрунзенский район)
8.Что есть в нашем городе для детей?
9. Назовите площади города.
10.Какие промышленные предприятия в Ярославле?
11. Назовите дату празднования Дня российского флага. (22.08)
12.Назовите дату празднования Дня России (12. 06)
Мы, конечно, не сомневаемся, что в работе над проектами у вас все получится! Но для психологического настроя предлагаем всем вместе выполнить небольшое упражнение.
Психологический настрой "Очень я собой горжусь!"
1. Очень я собой горжусь, я на многое гожусь! (Встать прямо, свести лопатки, подмигнуть правым, затем левым глазом)
2. Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача! (Положить на лоб правую, затем левую руку)
3. Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче! (Потереть ладонь о ладонь)
4. Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего! (Встать на носочки, руки сомкнуть в кольцо над головой)
5. На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо! (Руки в стороны, кулаки сжать, круговые вращения руками)
6. Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу! (Руки на поясе, наклоны в стороны)
7. Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен и я прекрасна! (Руки за головой, повороты в стороны)
8. Вселенная мне улыбается, и все у меня получается! (Развести руки в стороны, делая глубокий вдох)
Решение педсовета.
1. Освоить метод проекта в познавательном развитии детей. Отв. Воспитатели.
2. Обобщить опыт работы педагогов по проектам. Отв. все воспитатели.
3. Провести презентации проектов по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» в марте 2019 года. Ответственные ст. воспитатели.