Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад « Солнышко»» Октябрьского района Курской области
Воспитателя I кв. кат.
Семенихиной О.Ф.
2020г.
Тема самообразования:
Оригами как средство развития мелкой моторики у детей
старшего дошкольного возраста.
Актуальность:
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. "Оригами" в переводе с японского - "ори" - бумага, "ками" - складывать. В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: "Рука - это инструмент всех инструментов", подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант: "Рука - это своего рода внешний мозг". Эти наблюдения обязывают педагогов обратить самое серьёзное внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук. Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений.
Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами - искусство, близкое ему и доступное.
Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.
В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцаковой, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других), посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги, отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.
В настоящее время доказано, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимание, восприятие, воображение. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
Анализ литературы доказывает, что техника оригами всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста. Является очень актуальной на современном этапе развития отечественной педагогики. Однако, роль оригами в развитии мелкой моторики рук мало исследована, что и побудило к выбору темы самообразования: «Оригами как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: развивать всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников в процессе овладения элементарными приемами техники оригами как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
Обучать различным приемам работы с бумагой. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. Формировать умения следовать устным инструкциям. Создавать композиции, выполненные в технике оригами. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
Развивать у детей способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев рук, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, пространственное воображение, творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.
Формы работы:
В процессе творческой деятельности используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные; проекты, игры.
Методы работы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный: устное изложение, беседа, рассказ;
•наглядный: показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение; показ (выполнение) воспитателем;
• практический: выполнение работ по образцу, схемам;
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Теория и практика обучения детей старшего дошкольного возраста моделированию поделок способом оригами.
Рука - это инструмент всех инструментов.
Аристотель
В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. В основном это занятие носит характер увлечения. Меня заинтересовал не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами для развития мелкой моторики у дошкольников. С раннего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги и т.д. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений". Это желание порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительно долгое время. Я как воспитатель сформулировала вопрос: почему бы не использовать эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях? Тем более что бумага - материал мало затратный и доступный.
Программа «Радуга» предполагает, на мой взгляд, недостаточный объём возможного использования бумаги как материала для конструирования. Значительно большее внимание уделяется лепки и рисованию.
Первый опыт по конструированию из бумаги – складывание прямоугольного листа пополам, для ребёнка, у которого не было (или был недостаточный опыт работы с бумагой) чаще бывает неудачным, чем успешным. Это происходит потому, что ребёнку приходится оперировать сразу с двумя уголками листа. Если учесть, что мелкая моторика рук ещё развита слабо, процесс складывания даётся ребёнку достаточно сложно. Я решила использовать при первоначальном складывании бумаги другой приём, где ребёнок овладевает первоначальным навыком, складывания пополам не прямоугольника, а квадрата по диагонали. Эта операция получается у детей более успешно.
Работая в старшей группе, я отметила, что многие дети, посещающие группу, имеют проблемы в развитии речи. Это побудило меня начать работу по развитию мелкой мускулатуры рук, посредством оригами.
В процессе работы над темой самообразования составила следующий алгоритм деятельности:
Изучить литературу по развитию мелкой моторики старших дошкольников посредством оригами.
Провести диагностику умений детей.
Составить перспективный план. (Приложение №1).
Разработать конспекты по данной теме. (Приложение №2).
Создание альбома «Оригами» со схемами поэтапного складывания.
Прежде чем приступать к занятиям оригами с детьми, сама освоила:
-азбуку оригами: термины, знаки, линии, принятые в схемах;
-способы получения квадратов;
- технику изготовления фигурок.
Перед проведением каждого занятия готовила необходимый материал:
- складывала фигурку, для того, чтобы представить детям образец и без затруднений последовательно продемонстрировать складывание фигурки;
- подбирала бумагу нужного цвета и заготавливала из нее квадраты соответствующих размеров;
-готовила карандаши, фломастеры для дорисовки деталей;
-подбирала небольшие кусочки бумаги, клей для выполнения аппликации на фигурках.
Придерживалась классических правил обучения технике оригами:
1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.
2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
3. Бумагу для оригами необходимо подбирать тонкую, упругую, хорошо сгибающуюся, цветной.
4. Показ изготовления лучше производить на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
5. При показе избегать лишних поворотов и переворотов изделия.
6. Обучение складыванию каждой оригами организовывать поэтапно: показ одного приема — выполнение детьми, показ второго — выполнение детьми.
7. Линии сгибов изделия тщательно проглаживать.
8. Углы и стороны в процессе складывания точно совмещать.
9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Система подобранных мною занятий предусматривает следующие моменты:
сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, что позволяет организовывать содержательное общение детей;
взаимосвязь занятий по оригами с другими видами деятельности - игровой (театрализованной, сюжетно-ролевой); а также с рисованием, математикой, речевым развитием, музыкой;
использование перед каждым занятием пальчиковой гимнастики;
реализацию определенных эмоциональных условий: создание атмосферы принятия ребенка, обеспечение ему постоянного внимания; отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью, признание его права на выбор, подтверждение достижений ребенка. Его уникальности, закрепление веры в успех.
развитие сотрудничества с родителями.
Использовала приемы, способствующие к проявлению положительной мотивации и развитию интереса к творческому процессу.
Определенные действия, “провоцирующие к творческой деятельности”:
“забыть” как складывается бумажная игрушка;
“ошибаться” при составлении силуэта из набора геометрических фигур;
“сомневаться”, размышляя вслух о том, как лучше поступить, советуясь с воспитанниками.
Занятия с детьми начинала в октябре после проведения диагностики. Занятия проводились два раза в месяц по подгруппам в соответствии с перспективным планом (Приложение №1).
Результативность :
Анализ проведенной работы показал, что систематическая планомерная работа по использованию техники оригами способствует всестороннему интеллектуальному и эстетическому развитию дошкольников. Помогает развивать мелкую моторику у дошкольников. Оказывает положительное воздействие на развитие речевого аппарата, обогащению словаря. Развивает у детей способности работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует пространственное воображение и глазомер. Воспитывает эстетический вкус. Формирует культуру труда, учить аккуратности, умению доводить начатое дело до конца.
Список изученной литературы:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Зоопарк в другом кармане. Санкт - Петербург, «Химия», 1997
3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. Санкт - Петербург: «Кристалл», М: «Оникс», 2005
4. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992г.
5. Долженко Г.И. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт -Петербург, «Дельта», 2010г.
6. Жихарева О.М. Оригами для дошкольников С-Пб, «Кристалл», 2012г.
7. Рябкова И.А. Художественн0-творческая деятельность. Оригами.
В-д. «Учитель».2012г.
Перспективное планирование
по оригами
для детей старшей
группы «Светлячки»
на 2019-2020 учебный год
Месяцы | Тема | Программные задачи | Организация развивающей среды |
Сентябрь | Бумажная страна «Оригами» Стаканчик | - Вспомнить с детьми об искусстве оригами, термины и условные знаки; - Вспомнить правила пользования материалами и инструментами; - Поупражняться по отработке складывания базовых форм оригами; - Обогащение словаря за счет глаголов: загнуть, вдавить, раскрыть, надрезать, вогнуть. -Закрепить умение складывать квадрат по диагонали -Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель -Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги | Изготовить альбом для самостоятельной деятельности детей по оригами (уголок «Оригами»). Применение изготовленных фигурок в самостоятельных играх детей |
Октябрь | Грибок | - Учить детей делить квадрат на равные части; - Учить выполнять складку «горой»; - Закреплять названия геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, трапеция); - Совершенствовать изобразительные навыки, развивать чувство цвета, форм, пропорции; - Закреплять предлоги (в, на, у, за, перед). | Пополнить картотеку пальчиковых упражнений (уголок развития речи); Использование сложенных фигур грибков в дидактической игре «Грибная поляна» (Съедобное-несъедобное) в уголке экологии. |
Кошка с котятами | -Упражнять в получении треугольника из квадрата; - Упражнять в складывании базовой формы стрела; - Продолжать учить соединять поделку из двух деталей (голова, туловище); - Воспитывать заботливое отношение к животным; - Развивать воображение; - Активизировать в речи детей уменьшительно-ласкательные слова. | Использование изготовленных фигур в математическом уголке для количественного и порядкового счета (Первый – черный котенок, второй - рыжий и так далее) |
Ноябрь | Воздушный змей Открытка для мамы | - Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами - Закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки - Упражнять в свободном выборе цвета - Активизация в речи детей глаголов (летать, плавать). -Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами - Воспитывать аккуратность, усидчивость | Дополнить уголок конструирования схемами складывания фигур. Пополнить картотеку дидактических игр играми «Угадай, кем работает мама?», «Дом добрых дел» |
Декабрь | Снегири на ветках Сова | - Учить изготовлять силуэты птиц, передавать характерные особенности, соотносить по величине; - Развивать тонкую моторику рук; - Обогащать игровой опыт; - Закреплять временные представления; - Развивать зрительное внимание, память; - Воспитывать бережное отношение к птицам; - Активизировать в речи детей слово «складка». | Использование изготовленных фигур в математическом уголке для количественного и порядкового счета |
| Елочка | -Продолжать учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник -Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали -Воспитывать аккуратность в работе с клеем | Пополнить картотеку пальчиковых упражнений (уголок развития речи) на тему «Зима» |
Январь | Лисичка | - Упражнять в складывании квадрата по диагонали; - Совершенствовать навыки работы с ножницами; - Умение загадывать загадки о лисе; - Развивать воображение, сюжетно-ролевой замысел. | Дидактические игры «Дикие животные» (уголок экологии) |
Снежинка | - Учить складывать фигуру из нескольких частей; - Учить ориентироваться на листе бумаги; - Упражнять в наклеивании готовых деталей; - Развивать зрительное и слуховое внимание; - Активизировать в речи детей слово «диагональ»; - Совершенствовать навык употребления в речи простых предлогов (в, на, у, с, по, за, под). | Дополнить картотеку зимних наблюдений (свойства снега) в опытно-экспериментальной лаборатории. |
Февраль | Чудаки во фраках | - Познакомить детей с базовой формой «рыба»; - Развивать глазомер; - Развивать тонкую моторику рук; - развивать логическое мышление; - Познакомить со стихотворениением Г. Гоппе «Пингвины» | Внести в книжный уголок энциклопедические данные об обитателях Севера. |
Звездочки | -Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей» -Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей -Воспитывать усидчивость, ответственность | Использование изготовленных фигур в пособии по развитию дыхания в речевом уголке. |
Март | Игрушки-забавы | - Познакомить детей с изготовлением новых поделок из квадрата, треугольника, шестиугольника -Научить разрезать заготовку по пунктирной линии. - Поощрять самостоятельность, творческую инициативу - Упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги -Развивать мелкую моторику рук | Дополнить уголок конструирования схемами складывания фигур. |
Цветок для мамы | - Продолжать учить складывать базовую форму «двойной треугольник»; - Развивать зрительное внимание, память; - Воспитывать доброе, уважительное отношение к маме; - Активизировать в речи детей уменьшительно-ласкательные слова. | Дополнить картотеку пальчиковых упражнений с речевым сопровождением в уголке развития речи. |
Апрель | Грачи прилетели | - Закреплять умение складывать базовую форму «конверт»; - Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги; - Развивать сюжетно-игровой замысел; - Развивать память, логическое мышление, монологическую речь. | Использование изготовленных фигур в пособии по развитию силы дыхания в речевом уголке и в уголке опытно-экспериментальной лаборатории (сила ветра) |
Первые цветы | -Закрепить умение складывать знакомые базовые формы самостоятельно, выполнять дополнительные разрезы по намеченным линиям - Уточнить и расширить знания детей о весенних цветах, учить замечать и устанавливать причинно-следственные связи; - Упражнять в подборе слов на заданные согласные звуки. | Дополнить картотеку весенних наблюдений |
Май | «Теремок» (коллективная работа) | - Упражнять в самостоятельном применении полученных ранее знаний и умений; - Учить продумывать композиционное построение поделки, передавать характер сказочных персонажей; - Расширять сюжетно-игровой замысел; - Воспитывать желание работать в коллективе; - Активизация и обогащение словаря: развивать монологическую и диалогическую речь. | Применение изготовленных фигурок в игре-драматизации. |
Композиция «Бабочки на лугу» | - Упражнять в самостоятельном применении полученных ранее знаний и умений; - Учить продумывать композиционное построение поделки -Развивать художественный вкус при оформлении работы, фантазию детей, воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость , вызвать желание оберегать. - Воспитывать желание работать в коллективе; - Активизация и обогащение словаря: развивать монологическую и диалогическую речь. | Применение изготовленных фигурок в игре-драматизации. |
(Приложение №2) Конспекты занятий по оригами для детей старшей группы
Базовые формы оригами.
Тема: «Бабочки на полянке»
Программное содержание:
способствовать развитию интереса к ручному труду; развивать способность работать руками;
конструировать, путём сгибания гармошкой, бабочку из фантиков; совершенствовать художественный вкус, глазомер;
воспитывать заботливое отношение к природе.
Материалы: цветная бумага; бархатная цветная бумага; конфетные фантики; клей ПВА; нитки; аудиозапись: «Полёт шмеля», П. И. Чайковский «Вальс цветов».
Предшествующая работа: рассматривание картинок, открыток, иллюстраций, коллекций на тему «Бабочки».
Ход
Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»
Загадка: Спал цветок и вдруг проснулся: Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел.
(бабочка)
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, каких бабочек вы видели летом? Какие из них вам больше всего понравились?
Вот к нам прилетела бабочка. Она летала на полянке. Ей очень грустно было летать одной, и она просит вас сделать ей подружек, чтобы было с кем водить хороводы.
А какую бабочку вам хотелось бы сделать?
Бабочка, давай дружить! Веселее в дружбе жить! Есть в саду у нас цветы, Полетай над ними ты.
Ну, а дождь пойдёт над садом, Волноваться зря не надо,
Ни о чём не беспокойся, Под моей панамой скройся!
(А. Саврасов)
Воспитатель. Посмотрите внимательно на нашу бабочку. Из чего она сделана?
(из конфетных фантиков)
(у неё есть крылышки и усики)
-Чтобы сделать такую бабочку, нужны два конфетных фантика, нитки и клей (из фантиков сделаны два квадрата)
Показ приёмов работы:
согните квадрат по диагонали, чтобы получился треугольник (рис. 1, 2);
полученные треугольники сгибаем гармошкой (перегибание плоскости вперёд - назад); сгибать начинаем с раскрывающейся стороны (рис. 3); то же самое начинаем делать со вторым квадратом фантика;
из тонкой полоски фантика делаем жгут – это усики для нашей бабочки.
Воспитатель. А теперь приступаем к сборке. Соединяем между собой два фантика, сложенных гармошкой (соединение с раскрывающихся сторон). К верхней части прикладываем усики. Середину обматываем ниткой или склеиваем. Теперь расправляем усики и крылышки нашей бабочки. Бабочка готова.
Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают, В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились. (имитация движений)
Воспитатель. Наши бабочки готовы, но они так любят порхать над цветами и деревьями. Давайте сделаем для них цветущую поляну.

Показ приёмов работы:
берём лист бархатной бумаги зелёного цвета – это «зелёный луг»; из бумаги желтого цвета вырезаем небольшие круги;
по краю каждого круга делаем небольшие надрезы – это цветы; приклеиваем на «зелёный луг» и отгибаем надрезы;
середину цветка делаем из фантиков или бумаги другого цвета; на поляну помещаем бабочек.
Цветущая поляна с бабочками готова
Воспитатель. Ребята, а сейчас вы превратитесь в порхающих бабочек, которые перелетают с цветка на цветок.
Дети «порхают» по группе, затем приседают и складывают
«крылышки».
(во время игры включается аудиозапись «Полёт шмеля»)
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Тема: «В лесу родились ёлочки…..»
(коллективная работа)
Программное содержание:
познакомить детей с техникой оригами; учить сгибать квадрат по диагонали;
закрепить знания о различных видах деревьев (лиственные, хвойные); работать коллективно, согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, давать оценку своему труду и труду своих друзей;
воспитывать заботливое отношение к природе.
Материалы: аудиозапись «В лесу родилась ёлочка…» Р. А. Кудашева, Л. К. Бекман; три квадрата зелёного цвета (10-10; 8-8; 6-6); клей ПВА; клеевые кисточки; ножницы; зимнее панно; Листочек.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций «Деревья наших лесов», д/и «С какого дерева листок», разучивание песни «В лесу родилась ёлочка…».
Ход
Воспитатель. В наших лесах растут самые разные деревья. У одних есть листья, их называют – лиственные деревья. У других вместо листиков иголки или хвоя, и называют их – хвойные деревья. Сейчас мы с вами поиграем: кто больше назовёт лиственных деревьев, кто – хвойных.
(дети называют деревья)
Воспитатель. Ребята, а какое дерево самое популярное зимой?
Отгадайте загадку.
Как у наших, у ворот, Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо, Расчудесное!
Не листочки на нём, Не цветочки на нём, А иголки, иголки Пушистые!
(ёлка)
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем делать ёлку. Из чего можно сделать ёлку?
- Для того чтобы помочь вам сделать ёлку, к нам пришёл необычный гость – Листочек.
(воспитатель вносит лист бумаги)
Листочек. Здравствуйте дети! Меня зовут Листочек. Я не простой листочек бумаги, а волшебный. А хотите знать почему? Потому что я умею творить чудеса, могу совершать различные превращения. Могу складываться в различные фигурки, а потом со мной можно играть в различные игры. Правда, здорово! Сегодня я вам покажу, как из простого листика можно сделать красавицу - ёлку.
-Для изготовления ёлочки нам понадобится три квадрата зелёного цвета, разного размера.
Показ приёмов работы:
согните квадрат по диагонали, чтобы получился треугольник (рис. 1, 2);
склейте у полученных треугольников вершины (треугольники не должны разгибаться);
у среднего и маленького треугольника сделайте надрезы (рис. 3);
вставьте большой треугольник в отверстие основания среднего, а средний – в маленький.
- Вот и ёлка!
Воспитатель. А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультминутка
(дети выполняют движения по тексту)
Елочки зеленые
На ветру качаются, На ветру качаются, Низко наклоняются.
Сколько елочек зеленых, Столько сделайте наклонов. Приседайте столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Сколько беленьких кружков, Столько сделайте прыжков.
Воспитатель. Ребята, давайте наши ёлочки поместим на панно. И у нас получится целый ельник.
(дети приклеивают ёлки на заранее подготовленное панно, рассматривают, обсуждают, какая ёлка у кого получилась)
Воспитатель. А Листочек сделал нам подарок. Он из лесу принёс настоящую ёлку и хочет, чтобы вы нарядили её к празднику и водили возле неё хороводы.
(дети ведут хоровод, поют песенку «В лесу родилась ёлочка»)
Рис. 2
Рис. 3
Тема: «Зайцы белые сидят»
Программное содержание:
продолжить знакомство с техникой оригами;
развивать мелкую моторику пальцев рук, конструктивное мышление, творческое воображение;
воспитывать усидчивость, сосредоточенность.
Материалы: изображение зайца; квадраты белой бумаги на каждого ребёнка (7-7); клей; клеевые кисточки; ножницы; вата; зимнее панно с ёлками;
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций, чтение сказок о зайцах.
Ход
Воспитатель читает загадку
Загадка: Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной? И стоит среди травы,
Уши больше головы?
(заяц)
Дети рассматривают изображение зайчика
Воспитатель. Какие внешние особенности у зайцев?
Какими внутренними качествами обладают зайцы?
Где они живут? Чем питаются?
Есть враги у зайцев? Какие?
У косого нет берлоги, Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, А от голода – кора.
Н. Нищева
Воспитатель. Ребята, в каких сказках встречается заяц? Давайте сегодня сделаем зайчиков и сочиним о них новые сказки? Но, прежде чем приступить к работе, мы превратимся в зайчиков и немного поиграем.
Физкультминутка
(дети выполняют движения по тексту)
Зайцы скачут:
Скок, скок, скок!
Да на беленький снежок. Приседают, слушают, Не идёт ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
Рассматривание образца изделия.
Воспитатель. Для того чтобы сделать зайчика нужно.

Показ приёмов работы:
согнуть квадрат по диагонали (Рис. 1);
полученный треугольник согнуть пополам (Рис. 1);
развернуть поделку, чтобы раскрывающие стороны были сверху; сделать надрез (Рис. 2);
отогнуть полученные треугольники в разные стороны (Рис. 3); приклеить хвостик (вату), нарисовать глаза.
Самостоятельная работа детей; готовых зайчиков помещают на панно с ёлками. Дети придумывают сказки
Рис. 1
Рис. 2 Рис. 3
Тема: «Алые паруса»
Программное содержание:
повторить и закрепить технику оригами;
развивать чувство цвета, колорита, ассоциативное мышление, воображение, фантазию;
воспитывать желание рассказать о своей работе.
Материалы: аудиозапись музыки к песне «Ребята, надо верить в чудеса» (слова и музыка неизвестного автора); иллюстрации к повести А. Грина
«Алые паруса»; фон для картины на каждого ребёнка; квадраты красного цвета на каждого ребёнка (10-10); полоски бумаги белого, синего, голубого цвета (20-0,5); бумага белого и жёлтого цвета; шаблоны месяца, звёзд, чаек; клей; клеевые кисточки; ножницы.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций кораблей, заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Кораблик» («Сказка о царе Салтане»), беседа о дружбе, верности, СРИ «Пароход», активизировать в речи детей слова бухта, алый.
Ход
Звучит аудиозапись музыки к песне «Ребята, надо верить в чудеса», воспитатель читает стихотворение
Ребята, надо верить в чудеса.
Когда-нибудь весенним утром ранним Hад океаном алые взметнутся паруса, И скрипка пропоет над океаном.
Воспитатель. Ребята, вы верите в чудеса? А в дружбу? А мечтать вы любите? Но мечтать так, чтобы ваша мечта исполнилась?
Воспитатель. Хочу рассказать вам одну историю, в которой мечта осуществилась, потому что герои этого очень хотели.
В небольшой деревушке, на берегу моря жила маленькая девочка по имени Ассоль. Воспитывалась она добрым и любящим отцом – Лонгреном. Жили они уединенной жизнью. Ассоль обижали ребята, недолюбливали взрослые, переносили на девочку нелюбовь к ее отцу.
Однажды в лесу Ассоль встретила странного человека. Он рассказал ей сказку о корабле с алыми парусами. Ассоль поверила в сказку, сделала ее частью своей души и стала ждать красивого принца, который приедет за ней на корабле с алыми парусами. Девочка была готова к чуду — и чудо нашло ее.
Мальчик Грэй жил в совершенно другом мире. Он родился в очень богатой семье. Но в душе Грея жила мечта не о драгоценностях и пирах, а о
море и парусах. Не спросив разрешения семьи, он становится моряком, плавает по миру.
Однажды случай приводит его в селение, где жила Ассоль. Как грубый анекдот жители рассказали Грэю историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами.
И случилось чудо. Как будто две струны, две жизни зазвучали вместе... Наступил тот момент, когда корабль Грея с алыми парусами подошёл к берегу, где жила Ассоль. Они встретились и уехали в дальние страны.
Мечта Грея и Ассоль осуществилась, потому что они верили в чудо, и это чудо они сделали сами.
Hе три глаза, ведь это же не сон. И алый парус, правда, гордо реет.
В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль, В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.
Воспитатель. Ребята, понравилась вам история. А вы хотите, чтобы ваша самая заветная мечта осуществилась?
- Предлагаю сделать кораблики с алыми парусами, с помощью техники оригами. И пустим наши кораблики по самому настоящему морю. Всё это разместим на картинах. Для начала нам надо превратиться в «морские» фигуры.
Физкультминутка
(дети под музыку ходят по группе)
Море волнуется – раз, Море волнуется – два, Море волнуется – три.
На месте морская фигура замри.
(дети «застывают» в различных позах)

Показ приёмов работы:
кладём перед собой фон для нашей будущей картины;
полоски белого, синего и голубого цвета накручиваем на карандаш, чтобы получилась спираль;
растягиваем спираль и приклеиваем к нижней части картин – это волны;
берём квадрат красного цвета, складываем по диагонали, разворачиваем (Рис. 1);
к линии сгиба приложить сначала одну нижнюю сторону, затем другую нижнюю сторону (Рис. 2);
взять за образовавшийся уголок правой рукой и сложить кораблик пополам (Рис. 3);
нижний уголок отогнуть в обратную сторону (Рис. 3);
«пускаем» наш кораблик в «открытое» море;
на бумаге жёлтого и белого цвета, с помощью шаблонов, обводим месяц, звёзды, чаек;
вырезаем и размещаем возле кораблей.
(когда дети заканчивают работу, организуется выставка корабликов с алыми парусами; дети рассказывают о своих работах)
Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы на своих кораблях отправиться в путешествие? Кого бы вы с собой взяли?
Воспитатель. Правильно, в такое путешествие лучше отправиться с друзьями.
С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, сто нам досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить, И серым стал бы даже алый парус
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3
Тема: «Подарок папе»
Программное содержание:
познакомить с техникой многослойной аппликации; упражнять в гармоничном подборе цветов и оттенков; совершенствовать силуэтное вырезание;
соблюдать технику безопасности при работе с ножницами; воспитывать желание доставить радость родному человеку.
Материалы: аудиозапись песни «Любимый папа», Д. Тухманов, Ю. Энтин; цветной картон на каждого ребёнка А5 (15-21); цветная бумага; выкройка аппликации; выкройки машин; клей; клеевые кисточки; ножницы.
Предшествующая работа: заучивание стихов и песен к празднику, д/и Профессия моего папы», оформление альбома «Военные профессии», СРИ
«Пограничники».
Ход
Воспитатель. Ребята, сегодня вся Россия в преддверии большого праздника. Кто знает, какого праздника?
(день защитника Отечества)
Воспитатель. Правильно. 23 февраля мы будем поздравлять всех мужчин с этим замечательным праздником.
День защитников Отечества Отмечает вся страна.
Чтит сегодня человечество Тех, чья сила на века.
Е. Александрова
Воспитатель. Как и на любой праздник принято дарить подарки. А ребята будут готовить подарок для пап?
Воспитатель. Предлагаю сделать вот такую открытку с машинами. Когда-то папы были простыми мальчиками и мечтали, чтобы у них были красивые, волшебные машинки. Подарим нашим дорогим папам частичку их детства.
Рассматривание образца открытки

Показ приёмов работы:
сложить основу открытки пополам;
со стороны сгиба сделать посередине два надреза;
приоткрыть лист и прогнуть надрез внутрь открытки – это подставка для машины (рис. 1);
оформить вертикальную часть открытки: выполнить по шаблонам аппликацию (обратить внимание на этапы наклеивания деталей дерева: отдельные части кроны в некоторых местах перекрывают друг друга);
крона деревьев, кусты, солнце, облака – меньшая деталь наклеивается на более крупную и т. д.;
в старых детских журналах вырезать понравившуюся модель машины (или нарисовать самим);
промазать клеем вертикальную полоску подставки для машины (можно несколько машин) и приклеить машину;
оформить горизонтальную часть открытки: вырезать из бумаги коричневого цвета дорогу, зелёные лужайки; на лужайки посадить цветы (по краям цветных кругов сделать небольшие надрезы и загнуть их; в середину цветов поместить маленькие геометрические фигурки.
Воспитатель: Наши поздравительные открытки готовы.
Физкультминутка (дети маршируют по кругу) Раз, два, три, четыре, пять - Будем папу поздравлять,
И желать различных благ:
Не терять победный флаг,
К бедам в плен - не попадать, Их отважно побеждать.
Раз, два, три, четыре, пять - Будем папу целовать!!!
Звучит аудиозапись песни «Любимый папа»
(готовые работы выставляют на выставку; во время праздника дарят открытки папам)
Тема: «Тюльпаны, нарциссы в вазе»
Программное содержание:
развивать умения конструировать изделие из бумаги; складывать бумагу «гармошкой»;
совершенствовать навыки работы с ножницами;
уточнить и расширить представление о первых цветах весны; воспитывать заботливое отношение к природе.
Материалы: аудиозапись «Вальс цветов» П. И. Чайковского; цветной картон; тонкая белая бумага; прямоугольники из желтой бумаги (1*2см); прямоугольники из цветной бумаги (3*6см); прямоугольники из картона (5*10см); полоски зеленой бумаги; клей; клеевые кисточки; ножницы.
Предшествующая работа: беседа с детьми о признаках весны, о первых весенних цветах.
Ход
Звучит аудиозапись «Вальс цветов» П. И. Чайковского
Воспитатель. Ребята, что происходит с природой с наступлением весны? Как она пробуждается?
Воспитатель. А давайте пойдем с вами на полянку, превратимся в цветочки. Почувствуем с вами, как пробуждаются цветы с наступлением весны.
Гимнастика
«Говорит цветку цветок»
Говорит цветку цветок:
- Подними-ка свой листок.
( поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой
( шагают на месте, высоко поднимая колено)
Да головкой покачай,
Утром солнышко встречай
(Вращение головой)
Стебель наклони слегка – Вот зарядка для цветка.
(Наклоны)
А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся.
(Встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
Воспитатель. Какие весенние цветы вы знаете? Зачем нужны цветы?
Вы видели, какие красивые цветы расцвели у нас на газонах?
- А можем ли мы с вами сейчас выйти на улицу и сорвать по цветочку? Почему нельзя?
Воспитатель читает стихотворение
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляны И не будет красоты.
Н. И. Агеев
Воспитатель Ребята, для того, чтобы поднять настроение, давайте поступим вот как: сделаем тюльпаны и нарциссы из бумаги и поставим их в вазу. В нашу группу сразу придет весеннее настроение.
Рассматривание и анализ образца изделия

Показ приёмов работы - тюльпаны:
из цветного прямоугольника бумаги складываем «гармошку»;
на цветную сторону намазываем клеем и крепко прижимаем – получаем книжечку (рис. 1);
корешок книжечки – слева;
правый нижний угол закругляем, а вверху вырезаем флажок (рис. 2,3)
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3.
Показ приёмов работы - нарциссы:
из белой бумаги вырезаем круг, складываем пополам три раза (рис. 1, 2, 3);
правый нижний угол закругляем до середины правой стороны заготовки (рис. 4);
тычинки: прямоугольник желтой бумаги оборачиваем вокруг указательного пальца (рис. 5, 6);
выступающую над пальцем часть бумаги закручиваем как конфетку (рис. 7);
не снимая с пальца, намазываем эту часть клеем и наклеиваем на середину цветка.
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4
Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7
Тема: «Солнышко лучистое»
Программное содержание:
познакомить с техникой «витая спираль»; закрепить умения вырезать предметы по шаблону;
объединить изготовленные предметы в композицию;
соблюдать технику безопасности при работе с ножницами; воспитывать интерес к ручному труду.
Материалы: аудиозапись любой лёгкой музыки; окна на каждого ребёнка; бумага жёлтого, белого, голубого цвета; полоски жёлтого цвета (0,5; 1,5 см); шаблоны кругов и зайчиков; фломастеры; клей, салфетки; клеевые кисточки; ножницы.
Предшествующая работа: чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях» и сказки К. И. Чуковского «Краденное солнце», рассказа О. Кургузова
«Солнце на потолке» (из серии «Рассказы маленького мальчика»).
Ход
Звучит лёгкая музыка
Воспитатель. Ребята, наступила весна. Вся природа пробуждается, и вокруг нас происходят волшебные превращения: зазеленела травка, почки на деревьях распускаются, а солнце на земле разбросало свои лучики.
(светит солнышко и можно много гулять)
Воспитатель. Даже утром, когда начинаем собираться в детский сад, вставать легко, потому что в окно к нам заглядывает солнышко.
Солнышко в окошко светит мне с утра, Значит, в детский садик мне идти пора. Быстро умываюсь, чищу зубы сам,
За окном весёлый слышен птичий гам. Радуются птички, что пришла весна, Маленькая травка на земле видна.
С мамочкой за руку в садик я иду,
Солнце подмигнуло мне лишь одному, Я глаза зажмурил и услышал вслед,
Как оно сказало: “Эй, малыш, привет!”
О. Чусовитина
Воспитатель. Понравилось стихотворение? Даже весело стало, хорошее настроение. А для того чтобы было всегда хорошее настроение, мы сделаем много-много солнышек, смотрящих в окна.
Показ приёмов работы:
с помощью шаблона вырезаем жёлтые кружёчки и помещаем его в наше окно;
берём полоски жёлтой бумаги и накручиваем её на карандаш плотно друг к другу;
аккуратно вынимаем карандаш из спирали – это лучи; лучи приклеиваем к солнышку;
из бумаги голубого и белого цвета, с помощью шаблонов, вырезаем облака и помещаем в окошко;
с помощью фломастеров, рисуем солнышку лицо.
Физкультминутка
Становитесь в круг опять, Будем в солнышко играть,
Мы – весёлые лучи, (дети поднимают руки вверх)
Мы резвы и горячи. (дуют на руки и прячут их за спину)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире. (делают четыре шага и хлопают в ладоши)
(с помощью воспитателя дети делают солнышки и размещают в своих окнах)
Воспитатель. Сколько замечательных солнышек у вас получилось.
Ребята, а вы знаете, кто всегда приходит вместе с солнышком?
(солнечные зайчики)
Воспитатель. Давайте сделаем солнечных зайчиков.
(дети, с помощью шаблона, вырезают солнечных зайчиков и размещают в окнах)
Солнечный зайка прыгал по лужайке. На моём окошке посидел немножко. Песенку послушал и конфетку скушал.
Побежал вприпрыжку, рассмешил Аришку. Люли, люли, люли, - пробежал по тюли.
Юрко, словно кошка, выскочил в окошко.
В. Странник
Под музыку проводится игра «Ловим солнечных зайчиков»
Тема: «Люблю берёзку русскую…»
(коллективная работа)
Программное содержание:
закрепить технику «витая спираль»; закрепить умение работать коллективно; воспитывать любовь к родной природе.
Материалы: аудиозапись русской народной песни «Во поле березка стояла…»; иллюстрации с изображением берез в разное время года; готовые стволы берез из картона; полоски бумаги зеленого цвета (ширина 1см, длина произвольная); клей, карандаши; клеевые кисточки; ножницы.
Предшествующая работа: наблюдение за березой на участке и за появившимися листиками.
Ход
Воспитатель читает стихотворение
Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках, С красивыми застежками,
С зелеными сережками. Люблю ее, заречную,
Снарядными оплечьями, То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую. Люблю березку русскую, Она всегда с подружками Весною хороводится,
Целуется, как водится, Идет, где не горожено, Поет, где не положено, Под ветром долу клонится, И гнется, да не ломится!
( Александр Прокофьев)
Дети рассматривают иллюстрации с изображением берез
Воспитатель. Ребята, разложите иллюстрации от зимы до осени.
Какая березка была зимой?
Какая стала весной? Летом? Осенью?
А какое у нас сейчас время года? Правильно, весна. Но вот мои березки еще голые (показ стволов берез из картона). Давайте поможем березкам одеть свой красивый зеленый наряд.

Показ приёмов работы:
на столах находятся полоски зеленой бумаги и карандаши;
каждую полоску накручиваем на карандаш плотно друг к другу; аккуратно вынуть карандаш из спирали;
получается пушистая нарядная веточка для березы.
Воспитатель. Работать будем группами. Каждая группа изготовит свою березку. Но прежде чем начать работу давайте мы превратимся с вами в деревья.
Физкультминутка
«Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле, Хорошо расти на воле!
(потягивание руки в стороны)
Каждая старается
К небу, к солнцу тянется
(потягивание рук вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки
(машут руками)
Даже толстые стволы Наклонились до земли
(наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет
(наклоны вправо-влево, вперед-назад) Он их вертит, он их кружит Да когда же отдых будет?
(вращение туловищем)
Воспитатель. А теперь приступаем к украшению березок.
Самостоятельная работа детей.
По окончании работы дети водят хороводы вокруг своих березок под русскую народную песню «Во поле березка стояла…»