« Использование мнемотехники в развитии связной речи для детей дошкольного возраста.
№ | Месяц | Тема | Задачи |
| Сентябрь «До свидание лето» Итог | 1.Знакомство с мнемоквадратами. Познакомить детей с мнемоквадратами 2.Игра-путешествие «Угадай, где звук». продолжать знакомство с мнемоквадратами. 3.Знакомство с мнемодорожкой. Обучать составлять короткие предложения по мнемодорожке. 4.Создание мнемокнижки (пробуем создавать мнемоквадраты и мнемодорожки своими руками), пересказ | 1.Развивать память, внимание, логическое мышление. 2.Развивать внимательность, наблюдатель-ность, 3. Развивать память, внимательность. 4.Развиваем логическое мышление, учимся создавать свои мнемосхемы. |
Создание мнемокнижки |
| Октябрь «Золотая осень» Итог | 1. . Составление 2-3 предложения на те-му «Осень» по кар-тинке. Продолжать учить составлять предложе-ния по картинкам и мнемодорожкам. 2. Рассказ про медведя с опорой на мнемодорожку. 3.Отгадывание зага-док Учить отгадывать загадки по мнемоквад-ратам. 4. .Заучивание потеш-ки «Сидит белочка в тележке». Создание коллажа. | 1. .Учить составлять небольшой рассказ. 2. Учить составлять описательные рассказы про медведя, опираясь на полученные раннее знания и мнемодорожку. Закреплять умение соотносить символы с образами. 3. Закреплять умение соотносить символы с образами 4. Закреплять умение соотносить символы с образами. Формировать способность детей эмоцио-нально воспринимать поэтические произ-ведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие. |
Создание коллажа «Осень» (с использованием мнемосхем). |
| Ноябрь «Посмотри как хорош мир в котором ты живешь» Итог | 1. Заучивание стихотворения «Ноябрь» (М.Ивенсен) Знакомство с мнемотаблицей, заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу. 2.Дидактическая игра «Копилка слов» 3. Составление описательного рассказа «Осень в нашем селе» динамические паузы Мнемосхема 4. Чтение рассказа "Как котёнок зиме удивился", знакомство с мнемосхемами, пересказ рассказа с опорой на мнемосхемы. | 1. Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе 2. Обогащение словаря, развитие долговременной памяти, связной речи. Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ. 3.Формирование умения составлять описательный рассказ с опорой на мнемосхему Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; 4. Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе. |
Пополнение в ППРС группы мнемосхем «Копилка слов» |
| Декабрь «Здравствуй, гостья зима!» Итог | 1. Составление описательного рассказа «Пришла зима» динамические паузы Мнемосхема 2.Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза». 2.Путешествие в страну «Запоминай-ка», используя различные виды дидактических упражнений. 4.Игра-путешествие «Страна Знайкина» перекодирования ин-формации. Выставка детских работ. Тема «зима» | 1. Формирование умения составлять описательный рассказ с опорой на мнемосхему Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; 2. Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; интонационно передавать нежность, любование зимней природой 2.Формировать умение детей, используя различные виды дидактических упражнений развивать память и ассоциативное мышление. 4. Закрепить умения перекодирования ин-формации, развитие памяти. |
| Январь «В гостях у матушки зимы» Итог | 1.Заучивание стихо-творения «Я со-сульку не сосу…» с использованием приемов мнемотех-ники. 2.Создание мнемотаблицы, закрепление стихотворения. 3.Рассказывание сказки «Рукавичка». Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием на-глядности. Мнемосхемы 4. Чтение рассказа Е. Чарушина "Что за зверь?", знакомство с мнемосхемами, пересказ рассказа с опорой на мнемосхемы. Создание мнемокнижки, пересказ. Выставка детских работ. | 1.Закреплять умение соотносить символы с образами. Формировать способность детей эмоцио-нально воспринимать поэтические произ-ведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие. 2.Закреплять навыки создавать свои мнемосхемы. Развивать логическоемышлени. 3. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последова-тельности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку 4. Формировать способность вслушиваться в содержание текста, понимать его. Формировать умение кодировать текст символами, перекодировать его обратно во время пересказа. Закреплять умение |
| Февраль «Профессии» Итог | 1.Крокирование сти-хотворения «Птич-ки в клетке». Продолжать учить воспроизводить стихотворение при помощи кроков. 2. Заучивание стихо-творения «Падает снежок» с помощью мнемотаблицы. 3.Игра – фантазия «Целое и половин-ка» 4.Составление описательного рассказа « Профессии моих родителей». С опорой на мнемосхему. Выставка творческих работ | 1.Закрепить умение крокировать слова, понимать их. 2.Формировать способность запоминать текст 3.Развитие образной памяти, развитие воображения, творческих способностей. Формирование графо - моторных навыков. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами. 4.Формировать умение составлять описательные рассказы о профессиях своих родителей. |
| Март «Весна красна» Итог | 1. Заучивание стихо-творения «Солнце землю согревает». 2.Создание вербаль-ной цепочки слов и сп особы ее запоми-нания. Трансформация. Заучивание скороговорок «У ежа», «Жаба», «Жук» Мнемосхем 3. Составление описательного рассказа «Первоцветы» динамические паузы. Мнемосхема 4.Пересказ сказки «Кот, петух и лиса» Выставка творческих работ (мнемотехника) | 1. Закреплять умение соотносить символы с образами. Формировать способность детей эмоцио-нально воспринимать поэтические произ-ведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие. 2. Учить детей различным способам запоминания слов вербальным способом. Развивать образное мышление, воображение. Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической), дикции Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе 3. Формирование умения составлять описательный рассказ о первых весенних цветах с опорой на мнемосхему Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; 4. Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предло-гами. Формировать умение пересказывать, опираясь на таблицу. |
| Апрель «Мир во круг нас…» Итог | 1.Заучивание стихо-творения А. Н. Плещеева «Весна». 2. Чтение рассказа Ю. Коваля "Стожок", знакомство с мнемосхемами, пересказ рассказа с опорой на мнемосхемы. 3.Пересказ рассказа «Пришла весна». рассказывать текст по мнемотаблице. 4.Составление рас-сказа при помощи опорной схемы «Животные вес-ной». Выставка детских работ «любимое животное» | 1.Формировать умение внимательно отно-ситься к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизво-дить слова стихотворения, используя мнемотаблицы. Закреплять умение пере-кодировать информацию. Развивать па-мять, внимание. 2. Формировать умение детей внимательно слушать рассказ, понимать её содержание, кодировать информацию. 3.Учить вместе с воспитателем составлять небольшой рассказ по опорной схеме; учить называть детенышей животных, образовывать слова с помощью суффикса -онок-; различать слова с противоположным значением. 4.Учить вместе с воспитателем составлять небольшой рассказ по опорной схеме; учить называть детенышей животных, образовывать слова с помощью суффикса -онок-; различать слова с противоположным |
| Май «Здравствуй лето!» Итог | 1.Трансформация Э. Успенский «Хоро-шо и плохо». Д. и. «Домики», «Мои друзья». 2.Пересказ рассказа Г. А. Балла «Нови-чок на прогулке», используя мнемо-таблицу. 3.Заучивание грузин-ской потешки «Зна-ешь мама, где я был?.» с помощью мнемотаблицы. 4.Игра-путешествие «Страна Запоминания» 5. «Сочиняем сказку». Выставка детских работ «Любимая сказка» | 1.Развитие образного мышления, памяти, логического мышления. Формирование правильного отношения к миру. 2. Закрепить умение рассказывать текст по мнемотаблице. Развивать внимание, на-блюдательность, память, логическое мышление. 3. Формировать умение внимательно отно-ситься к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизво-дить слова потешки, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию. Развивать память, внимание. 4. Закрепить различные способы запомина-ния нескольких картинок. 5. Формировать умение составлять неболь-шой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед. |