СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР. разработала: Биксалеева Н.Н., воспитатель МБДОУ ДС № 37, Г. КУЗНЕЦК, ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возможность познания окружающего мира у детей дошкольного возраста в большей степени связаны с сенсорным развитием и тем видом ведущей деятельности, который характерен для данного возрастного этапа развития - игры, в частности, игры дидактической.

Дидактические игры (от греч. «дидактос» - обучение) на самом деле используются как игры на закрепление изученного материала, т.е. опирающихся на уже имеющиеся знания детей (А. Бондаренко, Л. Венгер, Е. Гербова, 3. Михайлова, Е. Панько, А. Сорокина и др.).

Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Просмотр содержимого документа
«ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР. разработала: Биксалеева Н.Н., воспитатель МБДОУ ДС № 37, Г. КУЗНЕЦК, ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад компенсирующего вида № 37

г. Кузнецк, Пензенская область











ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СЕНСОРНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С ЗПР

Воспитатель:

Биксалеева Н.Н.
















Пояснительная записка

Возможность познания окружающего мира у детей дошкольного возраста в большей степени связаны с сенсорным развитием и тем видом ведущей деятельности, который характерен для данного возрастного этапа развития - игры, в частности, игры дидактической.

Дидактические игры (от греч. «дидактос» - обучение) на самом деле используются как игры на закрепление изученного материала, т.е. опирающихся на уже имеющиеся знания детей (А. Бондаренко, Л. Венгер, Е. Гербова, 3. Михайлова, Е. Панько, А. Сорокина и др.).

Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Для дидактической игры характерно наличие игровой задачи, которая должна быть доступна детям, но в то же время требовать от них определенных умственных усилий. Такими задачами являются, например, определение предмета по каким-то признакам («Угадай по описанию», «Чудесный мешочек»); сознательное запоминание и воспроизведение («Чего не стало?», «Что изменилось?»); классификация предметов по признакам («Кому, что нужно для работы?», «Назови предметы большие, красные и др.»); установление различия и сходства («Подбери пару», лото, домино и др.). Игровая задача дает возможность установить результат игры, определить выигравшего. В соответствии с игровой задачей дети выполняют игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений. Игровые действия могут представлять собой сложную цепочку, состоящую из ряда отдельных действий или элементов. Кроме того, в дидактической игре, игровые действия могут различаться у водящего и рядовых игроков. Организующий момент дидактической игры - правила, которые указывают, что и как надо делать, каковы ограничения деятельности. Например, во многих настольно­печатных играх следует соблюдать такие правила, как очередность хода, ограничения движения и др.

Между игровой задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровая задача определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в процессе дидактической игры непреднамеренно учится.

По характеру используемого материала дидактические игры можно условно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, различными природными материалами. К народным дидактическим игрушкам относят: бочонки, шары, матрешки, грибки и др. основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и др.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивает мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

  1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

  2. Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото может быть самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда»и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарный запас.

  3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино также разнообразна, как и лото. В игре развивается сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера.

  1. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.

  2. Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия [3, с. 18].

Словесные игры включают большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры используются, в основном, в старшем дошкольном возрасте, они развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Таким образом, особенность дидактической игры заключается в следующем: дидактическая игра, как правило, не сообщает ребенку новые знания, а упражняет и закрепляет его имеющиеся знания.

На данной теоретической основе разработан перспективный план сенсорного развития детей с ЗПР.














СТАРШАЯ ГРУППА:

Цель: формирование системы сенсорных эталонов.

  1. Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия

Кто разбудил Мишутку?

Колпачок и палочка Что выбрал Петрушка?

Звуковые загадки Встречайте гостей


  1. Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета

Бегите ко мне!

Разноцветные ленточки Ищи свой дом!

Разноцветные колечки.

Лети, голубок!

Цветовое лото.

Прыг-скок!

Что понравилось, возьми, принеси и назови.


  1. Игры, развивающие восприятие формы

    1. Игры, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов

Что нам привез Мишутка?

Отгадай, что в мешочке.

Не ошибись, Петрушка!

Есть у тебя или нет?

    1. Игры на зрительное восприятие формы Закрой окошко

Где твой дом?

Принеси и покажи.

Чей коврик лучше?

Геометрическое лото.

Кому дать?


  1. Игры, развивающие восприятие качеств величины

Что делают матрешки?

Разберем и соберем Приходите на лужок Раз, два, три — ищи!

Пирамидки

Веселые матрешки Игра в поручения


















ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Цель: формирование перцептивных (обследовательских) действий, речи мышления.

  1. Игры, формирующие целенаправленное внимание

Раз, два, три — говори!

Пальчик

Прятки с игрушками Отзовись, не зевай!

Поехали коробочки наши!

Волшебный столик

Проказы мишки-шалунишки


  1. Игры, развивающие речь и мышление Чудесный сундучок

Мешочек, впусти!

Зайчик и мишка.

Где спрятался зайчик?

День рождения куклы Аленушки

Где мы побывали, что мы повидали?

Что на картинке?

Отгадай-ка!

Парные картинки Игрушки-артисты


  1. Игры, развивающие зрительное и слуховое восприятие и память

Переполох

Кто здесь прячется?

Что достать тебе, дружок?

Мамины помощники

Для совершенствования сенсорных представлений в группе имеются

игры, основанные на использование мелкомоторных средств.

Рассмотрим несколько таких игр:

  1. «Сложи мозаику». Цель: совершенствовать мелкомоторные

движения детей при выполнении заданий по выбору геометрических фигур с определенными признаками формы, цвета, величины.

Перед ребенком выкладывается картинка с незаполненными элементами. Ребенку необходимо подобрать недостающие элементы и положить их на картинку точно по контуру.


  1. «Разложи». Цель: совершенствовать мелкомоторные движения детей при выполнении игрового задания.

Выставляются 3 стаканчика и 3 трубочки для питья разного цвета.

Задание: необходимо расставить трубочки в стаканы - в каждый по одной, ориентируясь по цвету.


  1. «Застегни пуговку» (Растегайчики). Цель: совершенствовать мелкомоторные движения детей при выполнении игрового задания.

На расстегайчики нашиты пуговицы. На каждый пуговицы пристегнут какой-либо элемент разной величины, формы и цвета.

Сначала ребенку предлагают снять элементы, затем их пристегнуть обратно. Игры обычно сопровождают комментарием: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую - в маленькую».


  1. «Шнуровка». Цель: совершенствовать мелкомоторные движения детей при выполнении игрового задания.

На картонной полосе в виде ботинка прорезаны 6 отверстий (как на ботинках) и шнурок.

Игровое задание: необходимо зашнуровать «ботинок».


  1. «Золушка». Цель: совершенствовать мелкомоторные движения детей при выполнении игрового задания.


  1. Перед ребенком выставляется тарелка с зерном (на пример, рисом), в котором «зарыты» 10 горошин фасоли.

Задание: отыскать и выложить на стол горошины. Можно искать как одной, так и обеими руками (Строго под присмотром взрослого! И).


  1. «Лови шарик». Цель: совершенствовать мелкомоторные движения детей при выполнении игрового задания.

Для игры требуется желобок и шарик.

Задание: педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!». Игра повторяется 3 раза.


8. «Конструирование из палочек». Цель: совершенствовать

мелкомоторные движения детей при выполнении игрового задания, развивать пространственное мышление.

Используются счетные палочки одного цвета, нарисованные на бумаге фигуры (треугольник, квадрат, ромб)

Задание: необходимо счетные палочки положить на линии фигур.

В содержание предметно-игровой среды группы также включены:

  • геометрические фигуры: круги, квадраты, прямоугольники,

треугольники, разные четырехугольники двух цветов в пластмассовой коробке с прорезями;

  • цветные палочки - брусочки разных цветов и размеров в коробке;

  • «Чудесный мешочек» с набором мелких игрушек. Сшит из яркой ткани, затягивается вверху тесемкой, размер 20x12 см;

  • строительный материал: разноцветные элементы разной величины для напольного и настольного строительства;

  • панно, наборное полотно, картинки и др.;

  • фланелеграф, магнитная доска, мольберт, обычная доска.

Проверка эффективности использования системы дидактических

игр проводится на основании уверенной ориентации детей в выборе форм и предметов названной величины, цвета и формы (или по показу, на основе тактильных ощущений).