Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад компенсирующего вида № 37
г. Кузнецк, Пензенская область
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СЕНСОРНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗПР
Воспитатель:
Биксалеева Н.Н.
Пояснительная записка
Возможность познания окружающего мира у детей дошкольного возраста в большей степени связаны с сенсорным развитием и тем видом ведущей деятельности, который характерен для данного возрастного этапа развития - игры, в частности, игры дидактической.
Дидактические игры (от греч. «дидактос» - обучение) на самом деле используются как игры на закрепление изученного материала, т.е. опирающихся на уже имеющиеся знания детей (А. Бондаренко, Л. Венгер, Е. Гербова, 3. Михайлова, Е. Панько, А. Сорокина и др.).
Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Для дидактической игры характерно наличие игровой задачи, которая должна быть доступна детям, но в то же время требовать от них определенных умственных усилий. Такими задачами являются, например, определение предмета по каким-то признакам («Угадай по описанию», «Чудесный мешочек»); сознательное запоминание и воспроизведение («Чего не стало?», «Что изменилось?»); классификация предметов по признакам («Кому, что нужно для работы?», «Назови предметы большие, красные и др.»); установление различия и сходства («Подбери пару», лото, домино и др.). Игровая задача дает возможность установить результат игры, определить выигравшего. В соответствии с игровой задачей дети выполняют игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений. Игровые действия могут представлять собой сложную цепочку, состоящую из ряда отдельных действий или элементов. Кроме того, в дидактической игре, игровые действия могут различаться у водящего и рядовых игроков. Организующий момент дидактической игры - правила, которые указывают, что и как надо делать, каковы ограничения деятельности. Например, во многих настольнопечатных играх следует соблюдать такие правила, как очередность хода, ограничения движения и др.
Между игровой задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровая задача определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в процессе дидактической игры непреднамеренно учится.
По характеру используемого материала дидактические игры можно условно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, различными природными материалами. К народным дидактическим игрушкам относят: бочонки, шары, матрешки, грибки и др. основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и др.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивает мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.
Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото может быть самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда»и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарный запас.
Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино также разнообразна, как и лото. В игре развивается сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера.
Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.
Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия [3, с. 18].
Словесные игры включают большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры используются, в основном, в старшем дошкольном возрасте, они развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Таким образом, особенность дидактической игры заключается в следующем: дидактическая игра, как правило, не сообщает ребенку новые знания, а упражняет и закрепляет его имеющиеся знания.
На данной теоретической основе разработан перспективный план сенсорного развития детей с ЗПР.
СТАРШАЯ ГРУППА:
Цель: формирование системы сенсорных эталонов.
Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия
Кто разбудил Мишутку?
Колпачок и палочка Что выбрал Петрушка?
Звуковые загадки Встречайте гостей
Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета
Бегите ко мне!
Разноцветные ленточки Ищи свой дом!
Разноцветные колечки.
Лети, голубок!
Цветовое лото.
Прыг-скок!
Что понравилось, возьми, принеси и назови.
Игры, развивающие восприятие формы
Игры, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов
Что нам привез Мишутка?
Отгадай, что в мешочке.
Не ошибись, Петрушка!
Есть у тебя или нет?
Игры на зрительное восприятие формы Закрой окошко
Где твой дом?
Принеси и покажи.
Чей коврик лучше?
Геометрическое лото.
Кому дать?
Игры, развивающие восприятие качеств величины
Что делают матрешки?
Разберем и соберем Приходите на лужок Раз, два, три — ищи!
Пирамидки
Веселые матрешки Игра в поручения
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Цель: формирование перцептивных (обследовательских) действий, речи мышления.
Игры, формирующие целенаправленное внимание
Раз, два, три — говори!
Пальчик
Прятки с игрушками Отзовись, не зевай!
Поехали коробочки наши!
Волшебный столик
Проказы мишки-шалунишки
Игры, развивающие речь и мышление Чудесный сундучок
Мешочек, впусти!
Зайчик и мишка.
Где спрятался зайчик?
День рождения куклы Аленушки
Где мы побывали, что мы повидали?
Что на картинке?
Отгадай-ка!
Парные картинки Игрушки-артисты
Игры, развивающие зрительное и слуховое восприятие и память
Переполох
Кто здесь прячется?
Что достать тебе, дружок?
Мамины помощники
Для совершенствования сенсорных представлений в группе имеются
игры, основанные на использование мелкомоторных средств.
Рассмотрим несколько таких игр:
«Сложи мозаику». Цель: совершенствовать мелкомоторные
движения детей при выполнении заданий по выбору геометрических фигур с определенными признаками формы, цвета, величины.
Перед ребенком выкладывается картинка с незаполненными элементами. Ребенку необходимо подобрать недостающие элементы и положить их на картинку точно по контуру.
«Разложи». Цель: совершенствовать мелкомоторные движения детей при выполнении игрового задания.
Выставляются 3 стаканчика и 3 трубочки для питья разного цвета.
Задание: необходимо расставить трубочки в стаканы - в каждый по одной, ориентируясь по цвету.
«Застегни пуговку» (Растегайчики). Цель: совершенствовать мелкомоторные движения детей при выполнении игрового задания.
На расстегайчики нашиты пуговицы. На каждый пуговицы пристегнут какой-либо элемент разной величины, формы и цвета.
Сначала ребенку предлагают снять элементы, затем их пристегнуть обратно. Игры обычно сопровождают комментарием: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую - в маленькую».
«Шнуровка». Цель: совершенствовать мелкомоторные движения детей при выполнении игрового задания.
На картонной полосе в виде ботинка прорезаны 6 отверстий (как на ботинках) и шнурок.
Игровое задание: необходимо зашнуровать «ботинок».
«Золушка». Цель: совершенствовать мелкомоторные движения детей при выполнении игрового задания.
Перед ребенком выставляется тарелка с зерном (на пример, рисом), в котором «зарыты» 10 горошин фасоли.
Задание: отыскать и выложить на стол горошины. Можно искать как одной, так и обеими руками (Строго под присмотром взрослого! И).
«Лови шарик». Цель: совершенствовать мелкомоторные движения детей при выполнении игрового задания.
Для игры требуется желобок и шарик.
Задание: педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!». Игра повторяется 3 раза.
8. «Конструирование из палочек». Цель: совершенствовать
мелкомоторные движения детей при выполнении игрового задания, развивать пространственное мышление.
Используются счетные палочки одного цвета, нарисованные на бумаге фигуры (треугольник, квадрат, ромб)
Задание: необходимо счетные палочки положить на линии фигур.
В содержание предметно-игровой среды группы также включены:
геометрические фигуры: круги, квадраты, прямоугольники,
треугольники, разные четырехугольники двух цветов в пластмассовой коробке с прорезями;
цветные палочки - брусочки разных цветов и размеров в коробке;
«Чудесный мешочек» с набором мелких игрушек. Сшит из яркой ткани, затягивается вверху тесемкой, размер 20x12 см;
строительный материал: разноцветные элементы разной величины для напольного и настольного строительства;
панно, наборное полотно, картинки и др.;
фланелеграф, магнитная доска, мольберт, обычная доска.
Проверка эффективности использования системы дидактических
игр проводится на основании уверенной ориентации детей в выборе форм и предметов названной величины, цвета и формы (или по показу, на основе тактильных ощущений).