Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Ящиковская средняя школа № 15 имени Виктора Котилевского»
Классный час
«Истоки бродяжничества»
Подготовила:
Классный руководитель Чумак Л.И.
Задачи:
«безнадзорность», «беспризорность», «бродяжничество»; определить, какое из понятий более общее; какая ситуация может быть причиной для появления двух других;
Учиться:
находить пути разрешения трудных жизненных ситуаций и преодолевать их;
умению сосуществовать друг с другом,
коммуникабельности;
Сформировать у учащихся позитивное отношение к себе и окружающим.
Оборудование: На доске слова Ф.М.Достоевского «Счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребенка»
Ход занятия
Классный руководитель:
Ребята, нам предстоит сегодня поработать. Для этого мы разбились на группы.
Включается фонограмма песни из к/ф «Генералы песчаных карьеров» «Я начал жить в трущобах городских» в исполнении группы «Несчастный случай» (на русском языке).
Классный руководитель:
Вызывает ли эта песня позитивное настроение?
Музыка, слова трогают за душу. От лица кого поется песня? О ком она?
- О беспризорниках.
-Кто такие беспризорники?
-Те, кто не живет дома.
А почему дети оказываются на улице? Где истоки? Попробуем ответить сегодня на классном часе
Человек устроен сложно. У него могут меняться настроение, он имеет свой взгляд на жизнь. Его дела порой противоречивы. И любой человек может попасть в трудную ситуацию.
Я предлагаю нам обсудить, какие различия есть в понятиях «беспризорный» и «безнадзорный», «бродяжничество»?
-Давайте проверим, верно ли мы это понимаем. Мы разбиваемся на 3 группы. Каждая группа ищет одно из определений (вытягивают табличку с понятием) вам 3 минуты.
Работа в группах (участники групп находят понятия в Интернете и ли в словаре)
Музыка( 3-4 минуты)
Разъяснение понятий. Представитель от группы читает определение понятия, ведется беседа о понимании определения.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Можем сказать, что согласно закону беспризорные и безнадзорные дети - это "лица, не достигшие 18 лет, которые не имеют контроля со стороны родителей или лиц их заменяющих".
Давайте попробуем составить логическую цепочку из жизненных ситуаций «беспризорный», «безнадзорный», «бродяжничество». Какое из понятий самое общее? С чего всё начинается? И какая из ситуаций самая сложная, или «страшная», на ваш взгляд?
На доске создаются цепочки, обсуждаются различные варианты.
А почему дети оказываются на улице? Я даю еще время вам поразмыслить, послушав несколько невыдуманных историй.
На фоне музыки В детстве мы чего-то боимся. То зубного врача, то двойки в дневнике… Но мало кто из нас задумывался, что есть вещи и пострашнее. Оказаться на улице, например… Нет, вы только представьте! Ты один, и некому нет до тебя дела. И если тебя не станет, этого никто не заметит. Так можно жить и не один год. И совсем не обязательно ты попадешь в то место, где наконец сможешь вспомнить свое детство с его нелепыми страхами. Это место люди назвали «приют». Само слово отдает нищетой и болью. Здесь не живут, а «ютятся». В одной только Москве беспризорников теперь 50 тысяч. А сколько их по всей России! Говорят, после В.О. войны столько не было! Что же заставляет их бежать из дома и жить на вокзале или чердаке, что заставляет вымогать и грабить?
У каждого беспризорника своя история.
Жительница Подмосковья оказалась на улице по воле матери, которая решила, что дочь мешает ей жить. Мать неоднократно вызывала врача и убеждала, что дочь просто психически ненормальна. И она оказалась в психбольнице. Уколы и таблетки сделали свое дело. При первой возможности сбежала домой. Мать выбросила на лестницу одежду. Переодевшись, девушка ушла. Чтобы как-то выжить, стала зарабатывать проституцией. Но взрослые «коллеги» не потерпели конкуренции: завели в подъезд, раздели и оставили в футболке… Девушка долго стучала во все двери, просила вызвать милицию. Приехал патруль, набросили на плечи китель (зима ведь) и отвезли в приют .
Голод, пьянство родителей, насилие в семье, пренебрежение к личности ребенка. Итак, главной причиной безнадзорности несовершеннолетних и их противоправного поведения является неблагополучие в семье и невыполнение воспитательных функций родителями, на которых законом возложены данные обязанности. Я рада, что согласно анкетам, в ваших семьях нет оснований для бродяжничества детей.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Ребята, теперь вы должны высказать свое мнение.
- Вас может поддержать семья? Да
- Вас могут поддержать друзья? Да
- Вас могут поддержать одноклассники? Да
- А может поддержать старший? Родитель? Учитель?
- Как вы считаете, можно ли выделить из выше перечисленного самое главное, или все они могут препятствовать уходам из семьи?
- А вы со мной согласны?
- На ваш взгляд поддержка должна быть комплексной?
Давайте спрогнозируем ситуацию. Представьте, что вы оказались в трудной жизненной ситуации.
Что или кто могут вас поддержать? Что бы вам хотелось услышать?
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Озвучивает мнения, систематизирует их. Спрашивает, почему были высказаны такие пожелания, просит ребят аргументировать свою точку зрения.
Вывод
Каждый человек должен искать выход из сложившейся трудной ситуации, и не допустить ухода из семьи.
Основной выход мы совместно с вами нашли - это поддержка. Но кроме этого есть много способов, как выйти из ситуации отчаяния и беспомощности. Я с точки зрения науки даю вам рекомендации, советы как поступить.
Обсуждение советов с детьми.
А в конце я хотела бы прочитать вам одну притчу:
Притча
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
... Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Каждая проблема - это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.
Запомните пять простых правил:
1. Освободите свое сердце от ненависти — простите всех, на кого вы были обижены
2. Освободите свое сердце от волнений —большинство из них бесполезны.
3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
4. Отдавайте больше.
5. Ожидайте меньше.
IV. Итоговый вывод / рефлексия/