СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагог и семья ребенка с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимо воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребенка-инвалида, умение понимать их проблемы. Вполне возможны организация радио- и телепередач, издание небольших информационных материалов, типа памяток, буклетов. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.

Просмотр содержимого документа
«Педагог и семья ребенка с ОВЗ»


Педагог и семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья


Рождение ребенка - главное событие семейной жизни. В детях родители видят продолжение собственной жизни, связывают с ними свои надежды, осуществления своих мечтаний. Трудность психологического и материального порядка, неизбежно возникающие с появлением в доме малыша, обычно с лихвой окупаются теми счастливыми переживаниями, которое он доставляет.

Совсем по-другому обстоит дело, когда в семьях рождается ребенок с отклонениями в развитии. Родители чувствуют себя подавленными, выбитыми из обычной жизненной колеи. Не так просто, не так легко принять создавшуюся ситуацию.

В каждой семье по-своему оценивают возможности ребенка и его успехи. Одни родители не замечают прогресса в развитии малыша и к целесообразности занятий относятся весьма пессимистично. Другие завышают способности ребенка. В подобных случаях специалистам приходится нелегко: они вынуждены показывать, какие трудности возникают у ребенка при выполнении того или иного задания, стараются дать совет, как лучше их преодолевать.

Педагогам, работающим с семьями детей-инвалидов, необходимо помнить о постоянных стрессовых ситуациях, которые испытывают такие семьи. Это и уменьшение бюджета семьи, поскольку один родителей вынужден оставить работу, и нарушение в связи с этим социальных, общественных связей, и отсутствие психологической помощи, позволяющей противостоять обстоятельствам, и другие трудности, с которыми ежедневно сталкиваются родители.

Семьи, имеющие ребенка-инвалида, довольно часто распадаются. Мать, ухаживает за ребенком с первых дней его жизни, страдая за него, любит его таким, какой он есть, просто за то, что он есть. Отец, прежде всего, смотрит в будущее. Его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь. И если он не видит никаких перспектив, а усилия жены к тому же целиком направлены на уход за больным ребенком и она полностью поглощена своим горем, то дальнейшее начинает видеться ему совершенно беспросветным и он покидает семью.

Подробно остановимся на психологическом климате семей детей-инвалидов, чтобы далее рассмотреть проблему педагогической этики, проблему отношений родителей , попавших в тяжелейшие жизненные обстоятельства.

Известно, что возможности глубоко отсталого ребенка крайне невелики, его продвижение, по крайней мере, на первых этапах обучения, практически не заметно. Представьте себе мать, которая идет к педагогу за помощью, а уходит с чувством полной безнадежности.

Перефразируя выражение крупнейшего русского психоневролога и нейрофизиолога В. М. Бехтерева: «Если больному после беседы с врачом не становится легче, - это не врач» [21,с.256], мы можем сказать, что если мать ребенка после беседы с педагогом-дефектологом уходит подавленной, убитой, не видящей никаких возможностей для продвижения в развитии своего ребенка, то это не педагог.

Необучаемых детей нет. Необходимо показать матери пусть самые незначительные, едва заметные успехи ребенка в учебной или другого вида деятельности. Если малыш не умеет натягивать колготки, то он, несомненно, наденет панаму. Если ребенок не может, выложит из палочек элементарную фигуру, то ему окажется под силу собрать эти палочки и положить в коробку. Следует только подобрать доступное для ребенка задание и запастись терпением. При этом необходимо подчеркнуть, что заниматься с ребенком должны оба родителя. Если ответственность за воспитание переносится на одного из них, то к нему бывают обращены и все претензии, следствием чего могут быть неурядицы в семье. В тех случаях, когда ответственными чувствуют себя оба родителя, они сотрудничают, и помогаю друг другу.

Педагоги должны относится к семьям, в которых есть дети с ограниченными возможностями, в высшей степени деликатно и бережно, стараясь, со своей стороны, упрочить согласие в семье. Статистика свидетельствует, что не менее половины таких семей распадаются, все тяготы по воспитанию ребенка ложатся на матерей, которые не знают, что такое отпуск, театр, развлечение,- все свое время, внимание и силы отдают ребенку. Вот они-то и нуждаются в помощи специалиста в первую очередь. С родителями необходимо вести беседы на такие, например, темы: «Как справится с проблемой, когда в семье есть ребенок с ограниченными возможностями», «Супружеские отношения», «Вы и ребенок среди друзей и родственников, в городском транспорте» и т.д. Откровенные беседы родителей с консультантом и друг с другом помогают иначе воспринимать трудности, родители начинаю лучше понимать индивидуальные особенности собственного ребенка, перед ними открываются более широкие возможности его воспитания.

Групповые занятия сближают родителей между собой, возникают дружеские, товарищеские связи. В ходе подобных встреч обсуждаются проблемы воспитания и обучения детей, возможности проведения семейного отдыха и т.д.

Как уже указывалось, способности к обучению детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта невелики, их потенциальные возможности раскрываются очень медленно. В глаза бросаются те трудности, которые испытывает ребенок. Поэтому не стоит акцентировать внимание матери на его неудачах и неадекватных поступках. Потому, что в этом нет конструктивного начала. И, кроме того, первое правило, которому обязан следовать учитель,- не оскорблять родительских чувств. Некоторым педагогам кажется, что чем в более неудобное положение они поставят родителей своими замечаниями, тем лучше для дела - они сильнее почувствуют свою ответственность за детей. Это непростительная ошибка. Следствие такого подхода – чувство отчаяния, недоверия к педагогу и нежелание встречаться с ним.

Положительных результатов легче добиться в том случае, если разговор с родителями начать с того, чего ребенок уже достиг в своем развитии и какие задачи предстоит решать в дальнейшем.

Что касается объективных трудностей, особенностей поведения и эмоциональной сферы ребенка, педагог их непременно коснется, но произойдет это в ходе доброжелательной, доверительной беседы. Давая рекомендации, как строить занятия, педагог учитывает условия жизни семьи, её состав и культурный уровень, количество детей - иначе советы могут оказаться трудновыполнимыми и у родителей возникает чувство собственной беспомощности.

Педагог должен соблюдать определенные границы в использовании той информации о больном ребенке, которой он располагает. Кроме того, мать нередко доверяет учителю сугубо личные проблемы. Если педагог будет спекулировать имеющимися сведениями, он утратит в глазах родителей всякий авторитет.

Учитель и родители обладают компетентностью в понимании проблем, связанных с состоянием ребенка, что вполне естественно, но это порой создает у более осведомленного в вопросах специальной педагогики учителя искушение поучать, занять положение непререкаемого авторитета. Менторский тон недопустим и с родителями нормального, здорового ребенка, тем более – с родителями детей-инвалидов.

Особое значение имеют взаимоотношения, складывающиеся на ПМПК между членами комиссии и матерью ребенка-инвалида. Несомненно, матери необходимо знать результаты квалифицированного анализа состояния ребенка, его возможности в плане воспитания и обучения. Но не в меньшей, если не в большей, степени, они нуждаются в сочувствии, понимании и поддержке специалистов. Однако во многих случаях посещение комиссии становится для родителей психологической пыткой, унижением, очередным грубым напоминанием о горе.

Члены комиссии должны понимать, что ребенок, утомившийся ожиданием перед дверью своей очереди, в новой обстановке, среди незнакомых людей, не может сразу, как этого от него хотят, показать те незначительные потенциальные возможности, которыми он обладает. Благоприятным будет начало, если после знакомства с анамнезом члены комиссии побеседуют с матерью о ребенке, о том, что хорошего она видит в нем, о том, что он умеет делать. Несомненно, мать скажет, что её ребёнок ласков, добр, умеет радоваться подаркам. Она непременно расскажет, что сын или дочь могут сделать в бытовом плане, например, подать отцу домашние туфли, когда он пришел с работы. Это всегда приятно – рассказать хорошее о своём ребенке внимательному слушателю, и у матери снимется то напряжение, с которым она входила в кабинет. Лишь после того, как установилась атмосфера теплоты и взаимопонимания, можно приступать к психолого-педагогическому обследованию ребенка, тем более что во время беседы консультанта с матерью ребенок успокоился и постепенно адаптировался к новой обстановке.

Формы, которые избирают члены комиссии, чтобы сообщить своё решение родителям, могут быть различными, но при этом бесцеремонность, должны быть исключены, недопустимо, когда родителям говорят «в лицо» о бесперспективности ребенка. Надо рассказать матери и по возможности показать, как можно упорядочить поведение ребенка, научить самообслуживанию и элементарным формам общения. Членам комиссии следует помочь семье принять адекватные решения в вопросах воспитания и обучения ребенка.

Установление правильных взаимоотношений специалистов с родителями детей-инвалидов требует от первых большого такта, выдержки, душевного тепла и умения сострадать. Целесообразно в специальных учреждениях иметь для родителей комнаты психологической разгрузки. Здесь под руководством врача-психиатра, психолога или специально подготовленного педагога можно организовать семейную психотерапевтическую помощь.

Таким образом, необходимо воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребенка-инвалида, умение понимать их проблемы. Вполне возможны организация радио- и телепередач, издание небольших информационных материалов, типа памяток, буклетов. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.