МКОУ "Ершовская СОШ"
Педагогическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Методика Л. Е. Журова, Н.Ф. Виноградова
Задание1. Цель: выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Задание позволяет судить о твёрдости руки ребёнка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.
Текст задания: Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке»
Задание 2. Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.
Текст задания: 1) Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2) Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3) Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4) Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом".
Задание 3. Цель: выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Текст задания: 1. В группе сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурят сегодня в группе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурят сегодня в группе".
2. "В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине".
Задание 4. Цель: выявить умения сравнивать множества по числу элементов ( вне зависимости от навыков счёта).
Текст задания: Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники. Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один треугольник»
Задание 5. Цель: выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.
Текст задания «Рассмотрите эти два рисунка" (указываются рисунки к заданию 5). "На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию».
Задание 6. Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.
Текст задания Посмотрите на эти картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно тихонько назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней.
Задание 7. Цель: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Текст задания: Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко - звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком.
№ п/п | Ф.И. | Дата рождения | 1 Развитие моторики | 2 Пространственное восприятие | 3 Выбор и выполнение арифметических действий | 4 Сравнение множеств | 5 Классификация предметов | 6 Фонематический слух | 7 Предпосылки к овладению звуковым анализом | Всего баллов | Средний балл | Уровень |
1. | Голопёрова Рита | 27.02.2009 г. | 3 | 2 | 2 | 0 | 3 | 1 | 1 | 11 | 1, 6 | низкий |
2. | Королькова Таня | 09.09.2008 г. | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 15 | 2, 1 | средний |
3. | Лебедева Алина | 08.12.2008 г. | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 0 | 14 | 2, 0 | средний |
4. | Стеклянников Серёжа | 28.08.2008 г. | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 18 | 2, 6 | высокий |
5. | Терехова Ульяна | 14.09. 2008 г. | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 0 | 15 | 2, 1 | средний |
| Средний балл по классу | | 2,4 | 2,0 | 2,6 | 2,4 | 3,0 | 1,4 | 1,0 | 14,8 | 2,1 | средний |
Выводы: Высокий уровень готовности по большинству параметрам – Стеклянников Серёжа (средний балл 2,6)
-Средний уровень готовности – Королькова Таня, Лебедева Алина, Терехова Ульяна (средний балл 2 – 2,1)
-Низкий уровень по ряду показателей – Голопёрова Рита (средний балл 1,6) Велик риск возникновения трудностей в чтении и письме (замены букв при чтении и письме, каллиграфические трудности, ошибки на уровне предложений).
-Зрительное восприятие – 5 баллов- 3 чел. (Таня К., Серёжа С. Ульяна Т.) – 70%
4 балла-2 чел (Алина Л., Рита Г,).- 30%
-Пространственное восприятие- 2 балла 2 чел. (Таня К., Серёжа С.) – 50%
1балл-2 чел (Алина Л., Рита Г,).- 50%
-Слухо-речевая память-3 балла 1 чел (Таня К.) – 25%
0 баллов-3 чел. (Алина Л., Рита Г, Серёжа С.).- 75%
-Мелкая моторика и зрительно-моторная координация – 5б.-1 чел.(ТаняК.)-25%
2б. – 1 чел. (Серёжа С.)- 25%
1б. – 2 чел. (Алина Л., Рита Г,).- 50%
-Умение сравнивать два множества по числу элементов- 3 б.-4 чел.-100%
-Умение выбрать и выполнить операции сложения и вычитания и перейти от -числа к конечному множеству предметов.- 3 б.-2 чел.(Таня К., Рита Г.)-50%
2 б. – 1 чел. (Алина Л.)-25%
0 б. – 1 чел.- (Серёжа С.)-25%
-Сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом – 4 б.-1 чел.(Таня К.)- 25%
2 б. – 1 чел. (Серёжа С.) -25%
1б. – 1 чел. (Алина Л.)- 25%
0 б. -1 чел. (Рита Г.)- 25%
-Умение классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация- 3б. – 4 чел. – 100%
В целом по классу у детей к овладению грамотой можно отметить сниженный фонематический слух (1,4 балла). Низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом. Дети не умеют выделять гласный звук при вычленении последовательности звуков ( 1 балл), что требует внесения существенных корректив в методику обучения.
Учитель 1 класса: Дорошенко О.К.