СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Вопросы, связанные с проблемой готовности особенно актуальны сейчас, когда перед каждым учителем стоит задача настроить процесс обучения на достижения не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов (УУД). Такая «настройка» предполагает усиление внимания к каждому ребёнку, его индивидуальным возможностям, уровню стартовой готовности.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.»

Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.


Белобородова Любовь Александровна,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 7» города Котласа,

высшая квалификационная категория.


Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Вопросы, связанные с проблемой готовности особенно актуальны сейчас, когда перед каждым учителем стоит задача настроить процесс обучения на достижения не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов (УУД). Такая «настройка» предполагает усиление внимания к каждому ребёнку, его индивидуальным возможностям, уровню стартовой готовности.

Стартовая готовность – это совокупность умений (то есть владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребёнку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определённым образом, и включиться в образовательные ситуации, которые создаёт для него педагог.

Приходя в школу, ребёнок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Всё это создаётся педагогом для того, чтобы лучше научить. Но для начала нужно, чтобы ребёнок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации необходимо выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ученика хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определённые стартовые умения. Речь не идёт об умении читать или считать. Речь идёт о различных способностях, как мы бы сказали по отношению к школьнику, метапредметного характера. Это и есть стартовая готовность.

С целью получения достоверной информации о готовности ребёнка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса специалистами Бегловой Татьяной Владимировной, Битяновой Мариной Ростиславовной, Меркуловой Татьяной Викторовной, Теплицкой Александрой Глебовной была разработана данная диагностика.

Предлагаемые критерии стартовой готовности ребёнка вытекают из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и соответствуют запросу системы развивающего обучения Л.В.Занкова.


Цель диагностики - определить уровень готовности каждого ребёнка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.


Основные параметры: инструментальный компонент, личностный компонент


Инструментальный компонент:

-наблюдательность

-мыслительные способности

- контрольные умения

- коммуникативные умения


Личностный компонент:

- мотивация и ценностное отношение к знанию

Развитие умений, входящих в блоки «наблюдательность» и «мыслительные способности», создаёт важнейшие предпосылки для формирования познавательных УУД. «Контрольные» умения составляют основу формирования регулятивных УУД. Коммуникативные умения позволяют ученику использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебных заданий.

Не менее важны показатели личностного компонента стартовой готовности, которые характеризуют отношение ребёнка к учению: является ли знание и сам процесс познания ценностью для ребёнка.


Результаты исследования стартовой готовности учащихся 1 класс «б» МОУ «СОШ №7» г. Котласа Архангельской области.


Инструментальный компонент


Показатель (умение)

% готовности по классу

1

Воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного представления

48,3

2

Выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи

90,3

3

Видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта

93,5

4

Придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения

96,7

5

Опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации

83,8

6

Устанавливать отношения типа «род-вид» между понятиями

93,5

7

Устанавливать логические связи типа «причина-следствие» между явлениями

80,6

8

Устанавливать количественные отношения типа «больше-меньше» между объектами и явлениями

61,2

9

Выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей

83,8

10

Оперировать информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков при выполнении учебных заданий

70,9

11

Видеть закономерность в изучаемой информации

3,2

12

Анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий

31,5

13

Соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия

67,7

14

Следовать инструкции при выполнении учебных действий

29

15

Использовать речь взрослого как источник информации при выполнения учебных заданий

63.2


Личностный компонент


Показатель (умение)

% готовности по классу

1

Иметь позитивное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности

58

2

Иметь мотивационную готовность выполнять учебные задания высокого уровня сложности

70,9



Качественный анализ диагностики

Количество учащихся в классе: 31ученик


Личностная готоготовносготовностьгоготовность


Инструментальная готовность

Базовый уровень

Низкий уровень

Базовый уровень

41,9% ( 13уч.)

59,1% (18 уч)

Низкий уровень

0 %

0 %


Таким образом, результаты исследования показали, что 41,9% учащихся класса имеют базовый уровень готовности к школе, а 59,1% учащихся - низкий уровень готовности при изучении инструментальной готовности. Все учащиеся класса имеют базовый уровень личностной готовности. Первую группу учащихся (41,9%) можно считать зрелыми детьми, ценностно - ориентированными на познание. К тому же инструментально готовыми к обучению на высоком уровне сложности. Поддержка познавательной активности в тех формах, которые удовлетворяли бы потребность таких детей в признании и не мешали другим учащимся демонстрировать свои достижения, обучение с опорой на сложный материал, передача роли консультанта или эксперта (в случае, если ребёнок владеет и коммуникативными навыками тоже), проба сил на марафонах, олимпиадах и внешних конкурсах – всё это поможет развить образовательный потенциал сильного ученика.

Вторая группа (59,1%) учащихся нуждается в развитии инструментальных способностей. Данные дети могут быть педагогически запущенными, с ограниченными возможностями развития, либо с другими проблемами. В развитии инструментальных навыков таких детей необходимо опираться на знания специальной педагогики и советы специалистов.

Полученная информация может быть использована учителем для того, чтобы:

- создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и, соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты к окончанию начальной школы;

- обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребёнка за счёт планирования темпа прохождения и уровня сложности программы;

- скорректировать формы и методы обучения класса в целом с учётом уровня готовности по отдельным блокам умений;

- спланировать индивидуальную педагогическую работу с каждым ребёнком;

- в случае необходимости получить консультацию по вопросам обучения детей у профильных специалистов (психологов, дефектологов).

Дальнейший путь ученика в образовательном пространстве начальной школы также нуждается в оценке, а зачастую и корректировке со стороны педагога. Успешность этого пути может измеряться разными инструментами. Один из них – мониторинг развития метапредметных универсальных действий. Его можно назвать правопреемником стартовой диагностики. Первый этап этого мониторинга проводится уже в первом классе, ближе к концу учебного года. С помощью ещё одного комплекса диагностических материалов, подготовленного этими же авторами, педагог получит ответ на вопрос: «Как мой класс и каждый ребёнок в нём решает образовательные задачи начальной школы?». Во втором классе мониторинг будет продолжен с помощью нового комплекса диагностических материалов.