СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт "Технология кейс-стади как средство формирования универсальных учебных действий"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования включает в себя требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений призваны программы развития универсальных учебных действий. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

На современном этапе развития образования мы можем сталкиваться  с несколькими противоречиями:

  1) Цели традиционной педагогики ориентированы на  передачу определённой базы знаний, а  цель, поставленная   сегодня перед образованием,   обществом, родителями, - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. 

  2) У многих школьников отсутствует мотивация к учению, а программа и стандарты  предъявляют  высокие требования.

3) Каждая личность стремится  к саморазвитию, самореализации, а педагоги ко всем обучающимся  предъявляют единые требования.

С помощью использования различных педагогических технологий можно повысить мотивацию ученика. 

Технология кейс-стади позволяет в учебном процессе проявить инициативу каждому ученику, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Важно, что данная технология формирует интерес, позитивную мотивацию к учебе, и, в конечном итоге, формирует компетентностный подход в процессе обучения школьников.                                                       

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт "Технология кейс-стади как средство формирования универсальных учебных действий"»

Информационная карта инновационного передового педагогического опыта


Ф. И. О.

Парийчук Александра Михайловна

Учреждение

Название учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №2 г. Охи

Почтовый адрес образовательного учреждения: МБОУ НОШ №2 г. Охи, Сахалинская область, 694490, ул. Карла Маркса, 14а

Телефон: 2-45-52

E-mail:

Должность

учитель

Стаж работы в должности

3,5 года

1. Тема инновационного

Технология кейс-стади как средство формирования универсальных учебных действий

2. Источник изменений

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования включает в себя требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений призваны программы развития универсальных учебных действий. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

На современном этапе развития образования мы можем сталкиваться с несколькими противоречиями:

1) Цели традиционной педагогики ориентированы на передачу определённой базы знаний, а цель, поставленная сегодня перед образованием, обществом, родителями, - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.

2) У многих школьников отсутствует мотивация к учению, а программа и стандарты предъявляют высокие требования.

3) Каждая личность стремится к саморазвитию, самореализации, а педагоги ко всем обучающимся предъявляют единые требования.

С помощью использования различных педагогических технологий можно повысить мотивацию ученика.

Технология кейс-стади позволяет в учебном процессе проявить инициативу каждому ученику, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Важно, что данная технология формирует интерес, позитивную мотивацию к учебе, и, в конечном итоге, формирует компетентностный подход в процессе обучения школьников.

3. Идея изменений

Сегодня с системой образования связывают надежды на возрождение культурных и нравственных ценностей развивающегося общества, на воспитании творческой личности, способной к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире. Стали актуальными такие качества личности, как владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, способность к самообразованию, воспитанность. Если ученик будет обладать указанными свойствами, то ему легче будет реализоваться в современном обществе. В связи с этим особую актуальность приобретают педагогические технологии развития личности в системе общего образования.

Использование технологии кейс-стади в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, обогащает методические возможности урока, придают ему современный уровень.

Технология кейс-стади не дают конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему.

4. Концепция изменений

Использование кейса имеет ряд преимуществ:

Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.

Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.

Учащиеся получают  жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.

У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

Технология кейс-стади предоставляет больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают  объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

В  жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Достоинством кейс технологии является её гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у  учителя и учеников.

Применение технологии кейс-стади на уроках способствует:

  • повышению эффективности обучения;

  • повышению мотивации к учебному процессу;

  • формированию умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

  • развитию умения делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;

  • приобретению навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;

  • выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Тему, содержание и материалы урока дети запоминают надолго, уровень знаний повышается, усиливается интерес к предметам. Основное время в предполагаемом опыте затрачивается на основательную методическую подготовку учителя к уроку и на организацию деятельности ребят.

5. Условия реализации изменений

При подготовке к уроку с использованием данной технологии необходимы специально подготовленные обучающие материалы, описывающие конкретные  ситуации.  Это могут быть тексты, схемы, диаграммы, сравнительные таблицы, документы, фотографии и т.д.

Деятельность преподавателя при использовании кейса включает два этапа. Первый  представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Он осуществляется за пределами  класса и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя, что формирует профессиональную компетенцию педагога. Второй этап включает в себя деятельность учителя на уроке, где он выступает с вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой, оценивает вклад  каждого в анализ ситуации.  Этот этап требует от учителя  использования личностных компетенций.

Таким образом, применение технологии кейс-стади способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.

Для самообразования изучила следующую литературу:

  • Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб, 2006.
  • Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия/ Маркетинг. 1999, №1. С. 107-111.

  • Смолянинова О. Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: СПб.; М.: ВПО, 2000.

  • Чикер В. А. Методология и методы социально - психологических исследований. СПб., 2010.

  • Журнал «Вестник северо-западного отделения Российской академии образования». Вагина М. В. «Использование метода кейс-стадикак образовательной технологии». СПб, 2013.

6. Результат изменений

При помощи этого метода были созданы условия для формирования у обучающихся таких УУД как оценка, коррекция, саморегуляция, планирование учебного сотрудничества, поиск и выделение необходимой информации, осмысленное чтение: умение извлекать необходимую информацию, определять основную и второстепенную информацию.

Данная карта наблюдений (приложение 1, рис.1) показывает результаты, которые я провела до начала использования кейс-технологии и во время использования. В конце каждой четверти я заполняю карту наблюдений, которая помогает оценить уровень сформированности универсальных учебных действий.

Изменение процентного соотношения по овладению универсальными учебными действиями представлены на диаграммах (приложение 1, рис.2, приложение 2, рис.3, рис.4).

Так же, показателями моей работы является рост качества обученности и успеваемости учащихся по предметам (приложение 3, рис.5, рис.6, рис.7, рис.8).

Таким образом, апробировав кейс-технологию на своих уроках, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний. Формирует универсальные умения и действия, что является продуктом метапредметного подхода. Результат своей деятельности я вижу в росте интереса учеников к обучению, в творческой  самостоятельной активности учащихся на уроках, в стремлении к умению  самостоятельно мыслить, в коммуникативной  активности, стабильности результатов обучения.

7. Публикации

http://www.proshkolu.ru/user/alekssandra/


Описание педагогического опыта

Кейс или пакет документов состоит из учебных статей, дополнительной информации, документов, не относящихся к проблеме, а также из заданий к кейсам.

Выделяют 4 типа кейсов. Их выделение зависит от целей обучения, от уровня мотивированности и уровня знаний учеников, от умений учеников и преподавателя работать в режиме технологии кейс-стади, от того, какие средства деятельности необходимо применять, от уровня помощи преподавателя обучающимся и пр.

Представленные в таблице подходы различаются по уровню инициативности и активности при работе над проблемой.

Типы кейсов

Создани

проблемной ситуации

Подготовка

кейса


Содержание кейса


Обучающий кейс


Преподаватель задает, определяет проблему


Педагог готовит кейс


Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматри

Аналитический кейсаемой проблеме


Преподаватель задает, определяет проблему


Педагог готовит кейс


Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме

Эвристический кейс

Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель)


Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости


Кейс содержит некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.


Исследовательский кейс

Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы)

Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют


Кейс содержит некоторое количество информационных текстов по рассматриваемой проблеме

Существуют 3 вида кейса. Они классифицируются по содержанию и степени воздействия на обучающихся. В данной классификации можно выделить: обучающий, практический и научно-исследовательский кейс.

Виды кейсов

Содержание кейса

Цель создания кейса

Основная обучающая, образовательная задача кейса

Обучающий кейс


Учебные (условные) ситуации


Понимание типичных характеристик ситуации

Анализ, осмысливание


Практический кейс


Жизненные ситуации

Познание, понимание жизни

Тренинг поведения


Научно-исследовательский кейс

Исследовательские ситуации


Создание моделей ситуаций


Исследование, проектирование


Обучающий кейс-это конкретная учебная ситуация, которую ученики должны проанализировать и осмыслить.

Главное отличие обучающего кейса от практического заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни.

Например, на уроке окружающего мира по теме «Огонь, вода и газ» ребятам были предложены статьи с описанием нарушений правил безопасности. Ознакомившись с этой информацией им необходимо было ответить на определенные вопросы, которые и помогли в дальнейшем составить правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Что касается научно-исследовательского кейса, то его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания.

Например, при изучении темы «Золотое кольцо России» ученикам необходимо было провести небольшое исследование об истории происхождения названий городов. Трудность заключалась в том, что было предложено несколько версий, из которых они должны были выбрать наиболее убедительную, а затем аргументировать свой выбор в виде мини проекта.

К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:

– метод инцидента (когда учащийся должен сам отыскать недостающую информацию);

  • метод ситуационно-ролевых игр;

  • метод разбора деловой корреспонденции;

  • метод игрового проектирования;

  • метод дискуссии.

Приведу пример, как реализуется на моих уроках метод ситуационно – ролевых игр. Обучающимся предлагается ситуация, которую необходимо инсценировать. После чего они должны ее оценить, выявить проблему и решение.

Целью данного метода является развитие таких универсальных учебных действий как регулятивные: контроль, оценка, коррекция; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение аргументировать ответ, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли; познавательные: рефлексия способов и условий действия, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

На уроке литературного чтения по произведению Владимира Карповича Железникова «Три ветки мимозы» обучающиеся были разделены на 3 группы. Им необходимо было предложить, как поступит Витя: возьмет три ветки мимозы, чтобы подарить соседке по парте или откажется; как отреагируют одноклассники на подарок Вити; как поступит Витя после инцидента с одноклассниками. После каждого решения проблемы обучающиеся инсценировали события предложенные автором. Мы сравнили авторский вариант и решения учеников.

В результате применения данного метода на этом уроке формировались такие УУД как контроль, планирование учебного сотрудничества, умение аргументировать ответ, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Следующий метод  разбора деловой корреспонденции предполагает получение  кейса  с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение.

Целью данного метода является развитие таких универсальных учебных действий как регулятивные: планирование, оценка; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение аргументировать ответ, умение выражать свои мысли, владение диалогической речью, владение монологической речью; познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, осмысленное чтение: умение извлекать необходимую информацию, определять основную и второстепенную информацию, понимание и адекватная оценка прочитанного текста, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

На уроке окружающего мира по теме «Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды» я объявила, что будет проводится кастинг для работы на телевидении. Группам были предложены статьи содержащие факты загрязнения воздуха и воды, на основе которых, им необходимо было предложить пути решения данной проблемы. Таким образом, их задача состояла в том, чтобы не только найти решение, но и грамотно его презентовать.

С помощью использования данного метода формируются такие УУД как планирование, оценка, владение монологической речью, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, осмысленное чтение: умение извлекать необходимую информацию, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Одним из приемов метода разбора деловой корреспонденции является так называемая корзина. При реализации этого приёма участникам предлагается к рассмотрению набор отдельных строк из документов. Необходимо составить из разрезанных частей правила, тематические тексты. При изучении пословиц я предлагаю раздаточный материал в виде разрозненных частей, из которых необходимо составить законченное по смыслу высказывание.

В результате чего были созданы условия для формирования таких УУД как синтез и построение логической цепи рассуждений.

Метод игрового проектирования. С помощью него осуществляется создание или совершенствование проектов. Обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Целью данного метода является развитие таких универсальных учебных действий как регулятивные: планирование, коррекция, оценка; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение аргументировать ответ, умение выражать свои мысли; познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, осмысленное чтение: умение извлекать необходимую информацию, определять основную и второстепенную информацию, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем, анализ, синтез, моделирование.

Однажды на уроке литературного чтения, изучая русскую народную сказку «Кому горшок мыть», мы с обучающимися нашли слова, лексическое значение которых им было неизвестно. Например «ПОПРИТЧИТЬСЯ». Для определения лексического значения слова ученикам было предложено поработать со словарями Ушакова, Даля, Ожегова. Мы выяснили, что оно является устаревшим. У них возник вопрос, а какие еще устаревшие слова мы употребляем в речи. Так возникла идея долгосрочного проекта «Устаревшие слова в речи литературных героев». Я предложила ученикам понаблюдать за речью литературных героев на уроках, изучая произведения предусмотренные программой, во внеурочной деятельности в рамках кружка «Юный читатель» и во время домашнего чтения.

Обучающиеся были разделены на 3 группы, которые соревновались между собой по количеству найденных устаревших слов. Были определены дополнительные источники информации, например интернет ресурс, так же ребята сказали, что можно спросить у взрослых. Подводя итоги работы, был организован литературный совет из представителей каждой группы. На этом совете каждая группа презентовала свой словарь, и литературный совет определил группу, которая справилась с решением поставленной проблемы лучше остальных (по кол-ву набранных слов, по количеству источников информации, по оформлению). Данный проект вызвал такой интерес у некоторых учеников, что они пожелали продолжить работу по дополнению данных словариков.

Экспертное заключение


Ф.И.О. эксперта, должность, место работы


















































Приложение 1


Рис.1


Регулятивные универсальные учебные действия

Рис. 2




Приложение 2

Коммуникативные универсальные учебные действия


Рис.3




Познавательные универсальные учебные действия



Рис.4






Приложение 3


Рис.5

Рис.6


Рис.7

Рис.8