СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Кейс-метод - активный метод обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Достоинством кейс - метода по сравнению с традиционными, является то, что работа с кейсами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, их обобщать, развивает творческий потенциал.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Кейс-метод - активный метод обучения"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Холмогорская средняя школа им. М.В. Ломоносова»















Педагогический проект

«Кейс - метод – активный метод обучения»












Автор проекта:

Карельская Елена Николаевна,

учитель МАОУ «Холмогорская

СШ им. М.В.Ломоносова»





С. Холмогоры, 2014

Содержание

  1. Введение ………………………. ………………………………………… 3

2. Кейс – метод – активный метод обучения …………….……………...... 5

2.1 Кейс – метод …………………………………………………………… 5

2.2 Описание педагогического опыта и результативность ……………. 7

3. Заключение………………………………………………………………… 10

Список литературы ……………………………………………………………………………… 11

Приложение…………………………………………………………………………………………. 11






























  1. Введение 2

Предпосылки и необходимость данного проекта (проблематика).

На современном этапе обучения главным, чему следует учить, становится умение осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем. Работа в школе учителем начальных классов вывела меня на проблему, которая в настоящее время очень остро стоит перед педагогами: создание педагогических условий для активизации деятельности младших школьников. На выбор темы моей работы повлиял тот факт, что у учащихся уже на первой ступени обучения страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Исследовав познавательную активность и самостоятельность учащихся в моём классе, увидела, что 5% учащихся класса не имеют интереса к учению; у 50% учащихся класса - ситуативный уровень познавательной самостоятельности; у 30% - исполнительский, и только 15% учащихся испытывают интерес к учению. Для достижения новых результатов образования необходимо использовать новые эффективные методы, один из них - это кейс - метод.


Актуальность. Почему моим выбором стал кейс - метод? Тому есть причины. Данный метод в начальной школе использовался недостаточно широко и тем самым вызвал у меня интерес. Считаю, что достоинством кейс - метода по сравнению с традиционными, является то, что работа с кейсами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, их обобщать, развивает творческий потенциал. Маленькие дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что «самостоятельно добытые» учениками знания усвоятся надёжнее и прочнее. Очень важно, что цель кейс – метода направлена именно на достижении практического результата, т.е. кейсы используются с целью, позволяющей что-то узнать, выполнить, открыть что-то новое.


Противоречия: между складывающейся идеологией потребления, снижением престижа уровня знаний, образованности и обществом, которому нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

Целевая группа: учителя начальной школы, работающие по УМК «Школа России.

Цель проекта: создание сборника кейсов для учащихся 3, 4 классов, обучающихся по УМК «Школа России»

Задачи:

  • Изучить теоретический материал о кейс - методе.

  • Определить пути и условия применения кейс – метода на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе.

  • Разработать учебные, научно – методические и дидактические материалы.

Этапы. 3

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Июнь – октябрь 2014

Изучение психолого – педагогической литературы.

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

Сентябрь 2014 года





Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2014 – 2015 год


Участие в вебинарах.

Выступление на педсовете.

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Март 2015 года

Участие в работе инициативных групп

Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Участие в работе школьного сайта Консультативная помощь.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2014-2015 год

Публикации на сайтах «Мультиурок», «Видеоуроки» и «Про школу».


Ресурсы.

Общеобразовательные предметы, тематические занятия в рамках кружковой работы, участие в конкурсах, олимпиадах и внеурочная деятельность.

Ожидаемый результат.

Результат для целевой группы: сборник кейсов для учащихся 3, 4 класса по УМК «Школа России»

Мой результат: создание благоприятных условий для разностороннего развития, повышения познавательной активности, учебной мотивации, творческого потенциала учащихся.

Бюджет: бумага А4, компьютер, принтер, сеть Интернет.


  1. Кейс – метод – активный метод обучения. 4


    1. Кейс – метод.

Case (англ.) – в переводе с английского - портфель, чемоданчик. А также это еще и современный метод обучения, который зародился в бизнесшколе США (1910 год – впервые использован в Гарвардской школе бизнеса), а позднее (1921 год) стал использоваться и в образовании, а в 1987 году – впервые использован в России в высшей школе и в учреждениях дополнительного профессионального образования педагогов.

Что же мы понимаем под понятием «метод конкретных ситуаций или кейс-стади»? Ключевым понятием метода является слово кейс, происхождение которого определяется как casus (лат.) - запутанный необычный случай. Кейс-метод можно рассматривать как объединяющую в себе несколько технологий, он позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. Концептуальной основой кейс метода являются более простые методы познания. Поэтому кейс-метод относится к понятию интерактивное обучение. Метод анализа конкретных ситуаций дает возможность действовать, искать выход, не боясь негативных последствий возможных в реальной жизни, тем самым получая опыт решения проблем. Основу кейс-метода составляет сам кейс, т.е. описание конкретной ситуации, а так же является техническим заданием и источником информации.

Главное, что должен содержать в себе кейс:

  • Проблему, предполагающую несколько вариантов ее решения;

  • Вспомогательную информацию;

  • Задание.

Как интеллектуальный продукт кейс имеет свои источники. Тезис о том, что жизнь является источником кейсов вряд ли у кого вызывает сомнение. Наряду с этим, другими источниками является:

  • Художественная и публицистическая литература;

  • Произведения искусства - музыка, изо, кино;

  • Статистические данные;

  • Научные статьи, монографии.

  • Интернет - отличается безграничной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Существует разные классификации кейсов. Наиболее приемлемой и понятной считаю классификацию Никитина Валерия Яковлевича. Он разделил кейсы на "кресельные" - специально сконструированные и "полевые" - основанные на реальном фактическом материале.

Создание кейса - это увлекательный, но трудоемкий процесс. На каждом этапе педагогу и обучающимся прописано определенное действие. Так до занятия педагог разрабатывает или подбирает кейс. Ребенок может получить кейс до занятия либо в начале занятия - это зависит от задачи. На втором этапе педагог организует рабочее пространство. Рассаживает детей на подгруппы, так чтобы им удобно было общаться, решая кейс. На занятиях с использованием кейс-метода зрителей нет, участвуют все. Участники в группах выбирают «модератора», координирующего работу, «секретаря» - фиксирующего результаты работы и «шкипера» или «штурмана» - представляющего проект на общее обсуждение. Можно использовать бейджики. Прежде чем начать решать кейс, необходимо познакомиться с алгоритмом работы. Поэтапное решение кейса (алгоритм) представлено на карточках. Деятельность каждого действующего лица осуществляется в рамках реализации каждого из этапов. Публичную презентацию принятого решения осуществляет шкипер. Он кратко оглашает содержание и суть проблемы, озвучивает предложенные варианты и представляет альтернативный вариант, обосновывая его значимость.


Значение кейс-метода: ориентир образования на формирование умений и навыков, а также на сотворчество педагога и ученика; метод предназначен для получения знаний по темам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос; педагог выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию; кейсы могут использоваться как в процессе обучения, так и в процессе контроля знаний.

Все это определяет наличие достоинств и недостатков данного метода. На лицо преобладание преимуществ, только один недостаток - это трудоемкость подготовительной работы педагога, так как готовых кейсов не разработано. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации каждого из нас.




    1. Описание педагогического опыта и результативность. 6


Кейс - метод я использую в своей практике второй год. Первый год эта работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в жизни нашего класса. Попытки использовать кейс - метод на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными.

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

Кейс включает в себя:

  • Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни

  • Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

  • Комментарий ситуации, представленный автором

  • Вопросы или задания для работы с кейсом.

  • Приложения

Этапы разработки кейса: определение места кейса в системе образовательных целей, выбор темы кейса, построение, или выбор модели ситуации, создание описания, сбор дополнительной информации, подготовка текста, презентация кейса, организация обсуждения.

Этапы организации работы с кейсом:

1.Этап погружения в совместную деятельность.

Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения.

2.Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы.

3.Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом.


При работе с кейсами класс разбивается на группы по четыре - пять человек, т.к. объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив им, возможность выбора уровня ее сложности, учит трудиться в коллективе, пользоваться при необходимости помощью членов группы. А один ученик берет главную роль на себя, т.е. координирует работу. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы. Ученики сознательно ищут, какими способами можно лучше добиться поставленной цели. Эта работа предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск решения проблемы. Становлюсь наблюдателем: нормально ли идет ход деятельности, определяю уровень самостоятельности. Результат работы с кейсом - найденный способ решения его проблемы. Для успешной работы на завершающем этапе учу учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение. Это необходимо для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы. Следует стремиться к максимально возможной на данном уровне самостоятельности учащихся, оценивая их возможности и не пуская работу на самотек.

Диагностика. 7

В процессе применения кейс - метода я использую два вида диагностики: общую и тематическую. Общие диагностические методики помогают изучить уровень готовности младших школьников к применению кейс - метода, его эффективность, какие результаты достигнуты в процессе работы. Общая диагностика направлена на исследование личности развития ребенка по следующим направлениям: интересы, творчество, самооценка, взаимодействие. Общую и тематическую диагностику я провожу в три этапа: начальный, корректирующий (текущий) и обобщающий (итоговый).

Начальный этап общей диагностики провожу в первые месяцы учебного года, и связан с выявлением интересов детей, творческих, коммуникативных способностей, умений оценивать свои и чужие действия. На данном этапе общей диагностики определяется, насколько ребенок готов к применению кейс - метода. Как было сказано ранее, по итогам начальной диагностики познавательной активности и самостоятельности - 5% учащихся класса в начале обучения не имели интереса к учению; у 50% учащихся класса - ситуативный уровень познавательной самостоятельности; у 30% - исполнительский, и только 15% учащихся испытывали интерес к учению.

Текущий этап общей диагностики проводится в середине учебного года и помогает выявить изменения в развитии обучающихся. Информация, полученная на текущем этапе диагностики, помогла мне судить об эффективности в целом, корректировать ход работы, совершенствовать стиль отношений с детьми, между детьми.

Итоговый этап диагностики проводится в конце учебного года - для того, чтобы определить, совпал ли полученный результат с поставленными целями обучения и воспитания. По итогам этого этапа: нет учащихся, не имеющих интереса к учению; у 30% учащихся класса - ситуативный уровень познавательной активности и самостоятельности; у 40% - исполнительский, и 30% учащихся испытывают интерес к учению. Благодаря полученной информации я могу сделать вывод об эффективности применения кейс - метода.

Этапы тематической диагностики:

Начальный этап тематической диагностики проводится на подготовительном этапе. Цель данного этапа - выявление понимания детьми проблемы, важности темы и интереса к ней.

Текущий этап тематической диагностики помогает мне понять, насколько увлечены дети темой, значима ли она для них, принять быстрое решение по координации и совершенствованию деятельности участников. Как и текущий этап общей диагностики, оценивает правильность ранее принятых решений, помогает корректировать ход работы с кейсами, совершенствовать взаимоотношения между детьми. Провожу на поисково-исполнительном этапе выполняемой работы.

Итоговый этап тематической диагностики проводится на рефлексивном этапе. Его цели - выявление личностных изменений в процессе работы с кейсами: насколько тема была близка каждому ребенку, что они узнали нового, что изменили в ходе работы с кейсами.

Здесь провожу сопоставительный анализ начальных и итоговых данных диагностики. Разница между ними определяет эффективность как отдельной работы, так и в целом. Общая и тематическая диагностика обучающихся в процессе работы с кейсами позволяет проводить качественный мониторинг развития навыков, умений и способностей обучающихся, а также выявлять отношение детей к темам кейсов, помогает выстраивать работу по ним.

Динамика продвижения учащихся.

Во время работы три раза проводилось анкетирование.

В начале работы учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Нравится ли тебе работать с кейсами?» Были предложены варианты ответа на него: «занимаюсь с удовольствием», «нравится», «не очень нравится», «не нравится», «мне всё равно» - из которых ученик должен был выбрать только один. Отрицательных ответов не последовало, но три ученика выбрали ответ «мне всё равно».

Также учащиеся оценили своё отношение к работе. Ответы были следующие:

  • «кейс интересный» - 64%;

  • «нужный» - 22%;

  • «непонятный» - 14%;

Результаты исследования показали, что не все участники поняли суть и методику выполнения кейса, поэтому у некоторых эта работа вызывала беспокойство.

Также на данном этапе работы по результатам педагогического наблюдения определялся уровень сформированности у младших школьников ключевых компетентностей. К таковым относятся: решение проблемы (постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результатов), информационная (поиск и обработка информации) и коммуникативная (письменная коммуникация, устная презентация, работа в группе). На данном этапе у учащихся были частично сформированы ключевые компетенции. Преобладал низкий уровень решения проблемы и работы с информацией, частично средний уровень коммуникации.

На поисково-исполнительном этапе проекта учащиеся повторно оценили своё отношение к кейсам. Мне это позволило увидеть: насколько увлечены дети темой работы, значима ли она для них; принять быстрое решение по координации и совершенствованию деятельности участников. После завершения работы с кейсами уровень компетентностей учащихся повысился. Наметилась тенденция роста уровня компетенции решения проблем и работы с информацией.

Учащиеся оценили своё отношение к кейсам. По сравнению с предыдущими ответами динамика положительного отношения к данному виду работ налицо:

  • «кейс интересный» - 83%;

  • «нужный» - 90%;

  • «понятный» - 80%;

  • «полезный» - 94%;

  • Было определено, какой этап работы с кейсом ученикам нравится больше всего. 26% участников на первое место поставили презентацию, поиск решения проблемы – 36%; решение проблемы - 33%, а 5% участникам «понравилось всё».

  • В своих отзывах о проделанной работе ученики отметили не только своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, отметив, чему она их научила, какие были трудности и достижения.

  • Таким образом, анализ полученных результатов показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование кейс - метода в начальной школе эффективно.

  • Также в ходе проведенной работы у обучающихся были сформированы познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся стали лучше извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Научились представлять информацию в виде схемы. Проводить обобщение и классификацию предметов и объектов по признакам. Устанавливать причинно-следственные связи. Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Исследовать собственные нестандартные способы решения, преобразовывать объект, импровизировать и изменять его творчески.

  1. Заключение

  • Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть «информационной культурой личности». Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека и выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование.

  • Данный проект был разработан, внедрён в практику и в настоящее время завершён.

  • Были решены следующие задачи:

  • Изучен теоретический материал о кейс - методе

  • Определены пути и условия применения кейс – метода на уроках окружающего мира и внеклассных мероприятиях в начальной школе.

  • Выявлены уровни сформированности ключевых компетентностей при применении кейс – метода с учащимися;

  • Разработаны учебные, научно – методические и дидактические материалы.

  • Цель проекта - создание сборника кейсов для учащихся 3, 4 класса по УМК «Школа России» - достигнута.

  • Кейс – метод наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, а это необходимо для реализации стандартов второго поколения.

  • Список литературы 11

  • 1. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.-№ 10-11.- С. 177-189.

  • 2. Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов: http://www.casemethod.ru/

  • 3. Реферативный обзор на тему «Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения» подготовлен коллективом Отдела методического обеспечения учебного процесса под руководством Н.Н.Комиссаровой с использованием литературных источников (учебных пособий, сборников статей, материалов периодических изданий), опубликованных в открытой печати на русском языке.

  • 4. Ресурсы в сети Интернет: http://volkov.mmm-tasty.ru/entries/31269, http://www.casemethod.ru

  • Приложения

  • 1. Сборник кейсов для обучающихся в 3, 4 классах по УМК «Школа России»

  • 2. Конспект урока «Растительный и животный мир Архангельской области»

  • 3. Конспект урока «Из сокровищницы Древней Руси»