Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Холмогорская средняя школа им. М.В. Ломоносова»
Педагогический проект
«Кейс - метод – активный метод обучения»
Автор проекта:
Карельская Елена Николаевна,
учитель МАОУ «Холмогорская
СШ им. М.В.Ломоносова»
С. Холмогоры, 2014
Содержание
Введение ………………………. ………………………………………… 3
2. Кейс – метод – активный метод обучения …………….……………...... 5
2.1 Кейс – метод …………………………………………………………… 5
2.2 Описание педагогического опыта и результативность ……………. 7
3. Заключение………………………………………………………………… 10
Список литературы ……………………………………………………………………………… 11
Приложение…………………………………………………………………………………………. 11
Введение 2
Предпосылки и необходимость данного проекта (проблематика).
На современном этапе обучения главным, чему следует учить, становится умение осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем. Работа в школе учителем начальных классов вывела меня на проблему, которая в настоящее время очень остро стоит перед педагогами: создание педагогических условий для активизации деятельности младших школьников. На выбор темы моей работы повлиял тот факт, что у учащихся уже на первой ступени обучения страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Исследовав познавательную активность и самостоятельность учащихся в моём классе, увидела, что 5% учащихся класса не имеют интереса к учению; у 50% учащихся класса - ситуативный уровень познавательной самостоятельности; у 30% - исполнительский, и только 15% учащихся испытывают интерес к учению. Для достижения новых результатов образования необходимо использовать новые эффективные методы, один из них - это кейс - метод.
Актуальность. Почему моим выбором стал кейс - метод? Тому есть причины. Данный метод в начальной школе использовался недостаточно широко и тем самым вызвал у меня интерес. Считаю, что достоинством кейс - метода по сравнению с традиционными, является то, что работа с кейсами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, их обобщать, развивает творческий потенциал. Маленькие дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что «самостоятельно добытые» учениками знания усвоятся надёжнее и прочнее. Очень важно, что цель кейс – метода направлена именно на достижении практического результата, т.е. кейсы используются с целью, позволяющей что-то узнать, выполнить, открыть что-то новое.
Противоречия: между складывающейся идеологией потребления, снижением престижа уровня знаний, образованности и обществом, которому нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
Целевая группа: учителя начальной школы, работающие по УМК «Школа России.
Цель проекта: создание сборника кейсов для учащихся 3, 4 классов, обучающихся по УМК «Школа России»
Задачи:
Изучить теоретический материал о кейс - методе.
Определить пути и условия применения кейс – метода на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе.
Разработать учебные, научно – методические и дидактические материалы.
Этапы. 3
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | Июнь – октябрь 2014 | Изучение психолого – педагогической литературы. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | Сентябрь 2014 года
| |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2014 – 2015 год | Участие в вебинарах. Выступление на педсовете. Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей). Участие в олимпиадах, конкурсах. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Март 2015 года | Участие в работе инициативных групп Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах Участие в работе школьного сайта Консультативная помощь. |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2014-2015 год | Публикации на сайтах «Мультиурок», «Видеоуроки» и «Про школу». |
Ресурсы.
Общеобразовательные предметы, тематические занятия в рамках кружковой работы, участие в конкурсах, олимпиадах и внеурочная деятельность.
Ожидаемый результат.
Результат для целевой группы: сборник кейсов для учащихся 3, 4 класса по УМК «Школа России»
Мой результат: создание благоприятных условий для разностороннего развития, повышения познавательной активности, учебной мотивации, творческого потенциала учащихся.
Бюджет: бумага А4, компьютер, принтер, сеть Интернет.
Кейс – метод – активный метод обучения. 4
Кейс – метод.
Case (англ.) – в переводе с английского - портфель, чемоданчик. А также это еще и современный метод обучения, который зародился в бизнесшколе США (1910 год – впервые использован в Гарвардской школе бизнеса), а позднее (1921 год) стал использоваться и в образовании, а в 1987 году – впервые использован в России в высшей школе и в учреждениях дополнительного профессионального образования педагогов.
Что же мы понимаем под понятием «метод конкретных ситуаций или кейс-стади»? Ключевым понятием метода является слово кейс, происхождение которого определяется как casus (лат.) - запутанный необычный случай. Кейс-метод можно рассматривать как объединяющую в себе несколько технологий, он позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. Концептуальной основой кейс метода являются более простые методы познания. Поэтому кейс-метод относится к понятию интерактивное обучение. Метод анализа конкретных ситуаций дает возможность действовать, искать выход, не боясь негативных последствий возможных в реальной жизни, тем самым получая опыт решения проблем. Основу кейс-метода составляет сам кейс, т.е. описание конкретной ситуации, а так же является техническим заданием и источником информации.
Главное, что должен содержать в себе кейс:
Как интеллектуальный продукт кейс имеет свои источники. Тезис о том, что жизнь является источником кейсов вряд ли у кого вызывает сомнение. Наряду с этим, другими источниками является:
Художественная и публицистическая литература;
Произведения искусства - музыка, изо, кино;
Статистические данные;
Научные статьи, монографии.
Интернет - отличается безграничной масштабностью, гибкостью и оперативностью.
Существует разные классификации кейсов. Наиболее приемлемой и понятной считаю классификацию Никитина Валерия Яковлевича. Он разделил кейсы на "кресельные" - специально сконструированные и "полевые" - основанные на реальном фактическом материале.
Создание кейса - это увлекательный, но трудоемкий процесс. На каждом этапе педагогу и обучающимся прописано определенное действие. Так до занятия педагог разрабатывает или подбирает кейс. Ребенок может получить кейс до занятия либо в начале занятия - это зависит от задачи. На втором этапе педагог организует рабочее пространство. Рассаживает детей на подгруппы, так чтобы им удобно было общаться, решая кейс. На занятиях с использованием кейс-метода зрителей нет, участвуют все. Участники в группах выбирают «модератора», координирующего работу, «секретаря» - фиксирующего результаты работы и «шкипера» или «штурмана» - представляющего проект на общее обсуждение. Можно использовать бейджики. Прежде чем начать решать кейс, необходимо познакомиться с алгоритмом работы. Поэтапное решение кейса (алгоритм) представлено на карточках. Деятельность каждого действующего лица осуществляется в рамках реализации каждого из этапов. Публичную презентацию принятого решения осуществляет шкипер. Он кратко оглашает содержание и суть проблемы, озвучивает предложенные варианты и представляет альтернативный вариант, обосновывая его значимость.

Значение кейс-метода: ориентир образования на формирование умений и навыков, а также на сотворчество педагога и ученика; метод предназначен для получения знаний по темам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос; педагог выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию; кейсы могут использоваться как в процессе обучения, так и в процессе контроля знаний.
Все это определяет наличие достоинств и недостатков данного метода. На лицо преобладание преимуществ, только один недостаток - это трудоемкость подготовительной работы педагога, так как готовых кейсов не разработано. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации каждого из нас.
Описание педагогического опыта и результативность. 6
Кейс - метод я использую в своей практике второй год. Первый год эта работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в жизни нашего класса. Попытки использовать кейс - метод на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными.
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.
Кейс включает в себя:
Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни
Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
Комментарий ситуации, представленный автором
Вопросы или задания для работы с кейсом.
Приложения
Этапы разработки кейса: определение места кейса в системе образовательных целей, выбор темы кейса, построение, или выбор модели ситуации, создание описания, сбор дополнительной информации, подготовка текста, презентация кейса, организация обсуждения.
Этапы организации работы с кейсом:
1.Этап погружения в совместную деятельность.
Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения.
2.Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы.
3.Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом.
При работе с кейсами класс разбивается на группы по четыре - пять человек, т.к. объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив им, возможность выбора уровня ее сложности, учит трудиться в коллективе, пользоваться при необходимости помощью членов группы. А один ученик берет главную роль на себя, т.е. координирует работу. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы. Ученики сознательно ищут, какими способами можно лучше добиться поставленной цели. Эта работа предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск решения проблемы. Становлюсь наблюдателем: нормально ли идет ход деятельности, определяю уровень самостоятельности. Результат работы с кейсом - найденный способ решения его проблемы. Для успешной работы на завершающем этапе учу учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение. Это необходимо для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы. Следует стремиться к максимально возможной на данном уровне самостоятельности учащихся, оценивая их возможности и не пуская работу на самотек.
Диагностика. 7
В процессе применения кейс - метода я использую два вида диагностики: общую и тематическую. Общие диагностические методики помогают изучить уровень готовности младших школьников к применению кейс - метода, его эффективность, какие результаты достигнуты в процессе работы. Общая диагностика направлена на исследование личности развития ребенка по следующим направлениям: интересы, творчество, самооценка, взаимодействие. Общую и тематическую диагностику я провожу в три этапа: начальный, корректирующий (текущий) и обобщающий (итоговый).
Начальный этап общей диагностики провожу в первые месяцы учебного года, и связан с выявлением интересов детей, творческих, коммуникативных способностей, умений оценивать свои и чужие действия. На данном этапе общей диагностики определяется, насколько ребенок готов к применению кейс - метода. Как было сказано ранее, по итогам начальной диагностики познавательной активности и самостоятельности - 5% учащихся класса в начале обучения не имели интереса к учению; у 50% учащихся класса - ситуативный уровень познавательной самостоятельности; у 30% - исполнительский, и только 15% учащихся испытывали интерес к учению.
Текущий этап общей диагностики проводится в середине учебного года и помогает выявить изменения в развитии обучающихся. Информация, полученная на текущем этапе диагностики, помогла мне судить об эффективности в целом, корректировать ход работы, совершенствовать стиль отношений с детьми, между детьми.
Итоговый этап диагностики проводится в конце учебного года - для того, чтобы определить, совпал ли полученный результат с поставленными целями обучения и воспитания. По итогам этого этапа: нет учащихся, не имеющих интереса к учению; у 30% учащихся класса - ситуативный уровень познавательной активности и самостоятельности; у 40% - исполнительский, и 30% учащихся испытывают интерес к учению. Благодаря полученной информации я могу сделать вывод об эффективности применения кейс - метода.
Этапы тематической диагностики:
Начальный этап тематической диагностики проводится на подготовительном этапе. Цель данного этапа - выявление понимания детьми проблемы, важности темы и интереса к ней.
Текущий этап тематической диагностики помогает мне понять, насколько увлечены дети темой, значима ли она для них, принять быстрое решение по координации и совершенствованию деятельности участников. Как и текущий этап общей диагностики, оценивает правильность ранее принятых решений, помогает корректировать ход работы с кейсами, совершенствовать взаимоотношения между детьми. Провожу на поисково-исполнительном этапе выполняемой работы.
Итоговый этап тематической диагностики проводится на рефлексивном этапе. Его цели - выявление личностных изменений в процессе работы с кейсами: насколько тема была близка каждому ребенку, что они узнали нового, что изменили в ходе работы с кейсами.
Здесь провожу сопоставительный анализ начальных и итоговых данных диагностики. Разница между ними определяет эффективность как отдельной работы, так и в целом. Общая и тематическая диагностика обучающихся в процессе работы с кейсами позволяет проводить качественный мониторинг развития навыков, умений и способностей обучающихся, а также выявлять отношение детей к темам кейсов, помогает выстраивать работу по ним.
Динамика продвижения учащихся.
Во время работы три раза проводилось анкетирование.
В начале работы учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Нравится ли тебе работать с кейсами?» Были предложены варианты ответа на него: «занимаюсь с удовольствием», «нравится», «не очень нравится», «не нравится», «мне всё равно» - из которых ученик должен был выбрать только один. Отрицательных ответов не последовало, но три ученика выбрали ответ «мне всё равно».
Также учащиеся оценили своё отношение к работе. Ответы были следующие:
«кейс интересный» - 64%;
«нужный» - 22%;
«непонятный» - 14%;
Результаты исследования показали, что не все участники поняли суть и методику выполнения кейса, поэтому у некоторых эта работа вызывала беспокойство.
Также на данном этапе работы по результатам педагогического наблюдения определялся уровень сформированности у младших школьников ключевых компетентностей. К таковым относятся: решение проблемы (постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результатов), информационная (поиск и обработка информации) и коммуникативная (письменная коммуникация, устная презентация, работа в группе). На данном этапе у учащихся были частично сформированы ключевые компетенции. Преобладал низкий уровень решения проблемы и работы с информацией, частично средний уровень коммуникации.
На поисково-исполнительном этапе проекта учащиеся повторно оценили своё отношение к кейсам. Мне это позволило увидеть: насколько увлечены дети темой работы, значима ли она для них; принять быстрое решение по координации и совершенствованию деятельности участников. После завершения работы с кейсами уровень компетентностей учащихся повысился. Наметилась тенденция роста уровня компетенции решения проблем и работы с информацией.
Учащиеся оценили своё отношение к кейсам. По сравнению с предыдущими ответами динамика положительного отношения к данному виду работ налицо:
«кейс интересный» - 83%;
«нужный» - 90%;
«понятный» - 80%;
«полезный» - 94%;
Было определено, какой этап работы с кейсом ученикам нравится больше всего. 26% участников на первое место поставили презентацию, поиск решения проблемы – 36%; решение проблемы - 33%, а 5% участникам «понравилось всё».
В своих отзывах о проделанной работе ученики отметили не только своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, отметив, чему она их научила, какие были трудности и достижения.
Таким образом, анализ полученных результатов показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование кейс - метода в начальной школе эффективно.
Также в ходе проведенной работы у обучающихся были сформированы познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся стали лучше извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Научились представлять информацию в виде схемы. Проводить обобщение и классификацию предметов и объектов по признакам. Устанавливать причинно-следственные связи. Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Исследовать собственные нестандартные способы решения, преобразовывать объект, импровизировать и изменять его творчески.
Заключение
Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть «информационной культурой личности». Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека и выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование.
Данный проект был разработан, внедрён в практику и в настоящее время завершён.
Были решены следующие задачи:
Изучен теоретический материал о кейс - методе
Определены пути и условия применения кейс – метода на уроках окружающего мира и внеклассных мероприятиях в начальной школе.
Выявлены уровни сформированности ключевых компетентностей при применении кейс – метода с учащимися;
Разработаны учебные, научно – методические и дидактические материалы.
Цель проекта - создание сборника кейсов для учащихся 3, 4 класса по УМК «Школа России» - достигнута.
Кейс – метод наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, а это необходимо для реализации стандартов второго поколения.
Список литературы 11
1. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.-№ 10-11.- С. 177-189.
2. Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов: http://www.casemethod.ru/
3. Реферативный обзор на тему «Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения» подготовлен коллективом Отдела методического обеспечения учебного процесса под руководством Н.Н.Комиссаровой с использованием литературных источников (учебных пособий, сборников статей, материалов периодических изданий), опубликованных в открытой печати на русском языке.
4. Ресурсы в сети Интернет: http://volkov.mmm-tasty.ru/entries/31269, http://www.casemethod.ru
Приложения
1. Сборник кейсов для обучающихся в 3, 4 классах по УМК «Школа России»
2. Конспект урока «Растительный и животный мир Архангельской области»
3. Конспект урока «Из сокровищницы Древней Руси»