СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского

Просмотр содержимого документа
«План-конспект 5 класс урок 11 "Расцвет Древнеегипетского царства" к новому учебнику В.Р. Мединского»

План-конспект урока истории в 6 классе

Тема: Расцвет Древнеегипетского царства

Класс: 6

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: Комбинированный урок с использованием рабочих листов и учебника

Методы: Словесный, наглядный, практический, проблемный

Технологии обучения: Интерактивное обучение, работа в парах, дифференцированный подход

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о периоде расцвета Древнеегипетского государства, его завоеваниях, экономике и культуре.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с ключевыми событиями и правителями периода расцвета Египта.

  • Развивать умение работать с историческими источниками, картами, текстом учебника.

  • Воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, уважение к культурному наследию человечества.








Ссылки на материалы:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

МОЯ ГРУППА В ВК





Ход урока



1. Организационный момент (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по Древнему Египту и познакомимся с периодом его наивысшего расцвета. Проверьте, пожалуйста, наличие на партах учебников, рабочих тетрадей и раздаточных материалов. Настройтесь на продуктивную работу!

Учащиеся готовятся к уроку, проверяют наличие необходимых материалов.

2. Мотивационный этап (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Оно зашифровано цифрами. Каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы в русском алфавите. Давайте вместе расшифруем!

Задание 1: Расшифруйте тему урока: 18, 1, 19, 24, 3, 6, 20; 5, 18, 6, 3, 15, 6, 4, 10, 17, 6, 20, 19, 12, 16, 4, 16; 24, 1, 18, 19, 20, 3, 1.

Правильно! Тема нашего урока: "Расцвет Древнеегипетского государства". Сегодня мы узнаем, когда и почему Египет стал могущественной державой, познакомимся с великими фараонами-завоевателями и их достижениями.

Учащиеся расшифровывают тему:

18-Р, 1-А, 19-С, 24-Ц, 3-В, 6-Е, 20-Т → РАСЦВЕТ

5-Д, 18-Р, 6-Е, 3-В, 15-Н, 6-Е, 4-Г, 10-И, 17-П, 6-Е, 20-Т, 19-С, 12-К, 16-О, 4-Г, 16-О → ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО

24-Ц, 1-А, 18-Р, 19-С, 20-Т, 3-В, 1-А → ЦАРСТВА

Тема: "Расцвет Древнеегипетского царства".




3. Изучение новой темы (20 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Рассказ учителя: Период расцвета Древнего Египта пришёлся на эпоху Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.). Именно в это время Египет превратился в мощную военную державу, которая вела активную завоевательную политику. Столицей государства в этот период стали Фивы — величественный город на берегу Нила.

Одним из важнейших приобретений египтян стало коневодство, заимствованное у народов Палестины и Сирии. Лошади, неизвестные ранее в Египте, позволили создать новый род войск — боевые колесницы. Это была настоящая революция в военном деле! Колесницы были быстрыми и манёвренными, наносили сокрушительные удары по противнику.

Ещё одним важным изменением стало распространение бронзы. Бронзовое оружие и орудия труда (например, плуг с бронзовым наконечником) были прочнее медных, не гнулись при ударе и дольше служили.

Теперь давайте обратимся к рабочему листу и выполним Задание 2.

Учащиеся слушают рассказ учителя, записывают основные термины и даты.

Выполнение Задания 2: Вставь подходящие слова или фразы в предложения:

  • В середине 2-го тысячелетия до н. э. столицей Древнего Египта стали Фивы.

  • Египтяне переняли у жителей Палестины и Сирии коневодство, что позволило создать новый тип войск — отряды боевых колесниц.

  • Бронзовые орудия труда, такие как плуг с бронзовым наконечником, были прочнее медных и не гнулись при ударе.

Рассказ учителя: Армия Древнего Египта претерпела значительные изменения. Если раньше войско состояло из ополчения — временно собранных крестьян, то теперь появилась регулярная армия — постоянное, хорошо обученное войско. Давайте вместе заполним таблицу в Задании 3, чтобы понять различия между ними.

Ополчение собиралось только на время войны, его воины были плохо обучены и вооружены кто во что горазд. Регулярная армия состояла из профессиональных солдат, которые постоянно тренировались, имели единое стандартное вооружение (копья, щиты, луки) и действовали слаженно, используя сложную тактику, включая атаки колесниц.

Выполнение Задания 3: Соотнесите термины с их определениями.

Характеристика

Ополчение

Регулярная армия

Состав

Свободное население, собираемое временно

Постоянные воины, набранные из крестьян

Обучение

Минимальное или отсутствовало

Регулярное обучение владению оружием, строевой подготовке

Вооружение

Простое оружие, могло быть разнородным

Стандартизированное: копья, щиты, топоры, луки, пращи

Тактика

Неорганизованные действия

Стройные ряды, слаженные атаки, использование колесниц для прорыва


Рассказ учителя: Расцвет Египта неразрывно связан с именами великих фараонов-завоевателей. Самыми популярными из них были Тутмос III и Рамсес II. Давайте заполним о них карточки в Задании 4.

Тутмос III (1490–1436 гг. до н. э.) — великий полководец. Он совершил 15 военных походов в Сирию и Палестину, разгромил объединённое войско противников в битве при Мегиддо и расширил границы Египта до реки Евфрат. Он также покорил Нубию, богатую золотом, и установил контроль над Финикией.

Рамсес II Великий (ок. 1290–1223 гг. до н. э.) вёл долгую войну с Хеттским царством. Его самая известная битва — битва при Кадеше, которая закончилась ничьей, но позволила Рамсесу заключить первый в истории мирный договор. Он также укрепил власть Египта в Нубии, построив знаменитые храмы в Абу-Симбеле.

Выполнение Задания 4: Заполните карточки про фараонов.

Имя: Тутмос III
Годы правления: 1490–1436 гг. до н. э.
Завоевания: Совершил 15 походов в Сирию и Палестину, разгромил врагов при Мегиддо, расширил границы до Евфрата, покорил Нубию.

Имя: Рамсес II
Годы правления: ок. 1290–1223 гг. до н. э.
Завоевания: Война с хеттами, битва при Кадеше, мирный договор, контроль над Палестиной и Сирией, храмы в Абу-Симбеле.

Рассказ учителя: Теперь давайте представим себя древнеегипетскими воинами. Посмотрите на изображение в вашем рабочем листе (Задание 5). Что вы видите? Опишите их вооружение.

Египетское войско состояло из пехотинцев, лучников и колесничих. Пехотинцы были вооружены копьями, топорами и кинжалами, защищались щитами. Лучники использовали луки и стрелы. Колесничие — элита армии — атаковали врага с колесниц, вооруженные луками и дротиками. Защитное снаряжение включало щиты, кожаные доспехи и шлемы.

Выполнение Задания 5: Рассмотрите изображение древнеегипетских воинов. Опишите их вооружение.

На изображении видны:

  • Пехотинцы с копьями и щитами.

  • Лучники с луками и стрелами.

  • Колесничие на колесницах, вооруженные луками.

  • Защитное снаряжение: щиты, шлемы, кожаные доспехи.

  • Оружие ближнего боя: топоры, кинжалы.

Рассказ учителя: Фараоны Древнего Египта были невероятно богаты. Не зря говорили: «У фараонов золота, как песка в пустыне». Давайте выполним Задание 6 и разберёмся, откуда же брались эти несметные богатства.

Основным источником богатства были успешные завоевания. Покорённые народы платили Египту дань: золото (особенно из Нубии), серебро, драгоценные камни, ткани, благовония. Военные походы приносили огромное количество пленных, которые становились рабами и работали на фараона, добывая ещё больше богатств и строя дворцы и храмы.

Выполнение Задание 6: Прочитайте фразу: «У фараонов золота, как песка в пустыне». Объясните:

  • Какие факты подтверждают это? Завоевание золотоносной Нубии, дань с побеждённых народов (золото, серебро, ткани, благовония), труд рабов, добывающих ещё больше богатств.

  • Как завоевания повлияли на экономику? Завоевания обогащали казну, обеспечивали приток ресурсов и рабской силы, что способствовало экономическому расцвету, развитию строительства и ремёсел.

4. Закрепление (10 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями. Теперь давайте подведём итоги и творчески осмыслим тему. Я предлагаю вам составить синквейн — небольшое стихотворение из пяти строк — по теме нашего урока. Это Задание 7.

Напомню правила синквейна:

  1. Одно существительное (тема).

  2. Два прилагательных (характеристики).

  3. Три глагола (действия).

  4. Фраза из 4–5 слов (суть).

  5. Одно слово-резюме (синоним или ассоциация).

Темой может быть "Фараон", "Армия", "Египет" или что-то связанное с расцветом.

Выполнение Задание 7: Составьте синквейн.

Пример 1 (Армия):
1. Воин
2. Смелый, дисциплинированный
3. Сражается, защищает, побеждает
4. Сила египетского государства
5. Защитники

Пример 2 (Фараон):
1. Фараон
2. Мудрый, могущественный
3. Правит, завоевывает, строит
4. Повелитель Древнего Египта
5. Царь

5. Рефлексия (3 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

"Ребята, давайте подведём итоги. Заполните на полях рабочего листа: что вам понравилось на уроке (+), что было трудным (-), что удивило или заставило задуматься (!)."

Учащиеся заполняют таблицу рефлексии.

6. Домашнее задание (2 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вашим домашним заданием будет:

  1. Прочитать параграф в учебнике.

  2. Подготовить небольшой рассказ об одном из фараонов периода расцвета (Тутмос III или Рамсес II) от первого лица ("Я — фараон...").

  3. Подумать над вопросом: "Как вы думаете, могли ли завоевания ослабить государство в долгосрочной перспективе? Почему?"

Спасибо за урок! До свидания!

Учащиеся записывают домашнее задание.