Слайд | Деятельность учителя | Деятельность слушателей |
I. Орг. момент. |
| Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся. Посеять в душах благодать. Увы, не каждый раз даётся. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, о веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека. И мы обязаны творить. Призрев все тягости мирские, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в жизни молодые. Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться… Нам не дано предугадать, Но мы обязаны стремиться. - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас в этой аудитории. Позвольте начать мастер-класс вот с такой притчи. | |
1 | Притча «Все в твоих руках.» Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?». Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. | |
2 | - В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным. -Успех - значит вовремя успеть разглядеть, помочь ребенку поверить в себя, в свои силы, успеть взрослому познать его внутренний мир. Успех как птица. Может коснуться одним крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо. -Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. | |
3 | Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Возникает вопрос: почему же мы продолжаем использовать те методы обучения, которые вызывают скуку, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь можно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом давно уже существует. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках» | |
4 | Тема мастер-класса «Активные методы обучения в начальной школе на различных этапах урока» | |
5 | Ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро. Метод «Разминка» -Какое сегодня число? А день недели? -Вытянутый круг. -На чем путешествовал Емеля? -Как называется рот у птицы? -Кто сидит на троне и управляет царством? -Наименьшее однозначное число. -Ее наклеивают на конверт. | |
6 | Молодцы. Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать. Китайская мудрость гласит Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь. | |
7 | Давайте об эффективности методов обучения и поговорим более конкретно. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда учащийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.. Вот почему необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. | |
8 | АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В зависимости от места применения в образовательном мероприятии АМО, они подразделяются на | |
9 | - методы начала урока; - методы выяснения целей, ожиданий, опасений; - методы презентации учебного материала; - методы организации самостоятельной работы: - методы релаксации; - методы подведения итогов. | |
10 | Рассмотрим подробнее использование АМО на разных этапах образовательного мероприятия. Его цель – настроить учащихся на продуктивную работу. Такие методы, как «Здороваемся глазами», «Галерея портретов», «Мой цветок», «Поздоровайся локтями» помогут вам эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой, хорошую атмосферу на уроке. Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников.. Метод "Здороваемся глазами" - Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. | |
11 | 2. Метод выяснения целей, ожиданий и опасений. Это такие методы, как «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий, опасений и постановку целей обучения. Можно использовать метод «Фруктовый сад». Заранее готовятся два больших плаката с нарисованными на них деревьями (яблоня и лимонное дерево), учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. На «плодах» ребята записывают свои ожидания и опасения и прикрепляют на ветки деревьев. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений | |
12 | Метод «Солнышко и туча» Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика. Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу. Оценку результата определим количеством тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме. | |
13 | Подобный этому метод - «Поляна снежинок». У каждого ребенка на партах лежат снежинки белые и голубые. Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку, кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку. | Участвуют в методе |
14 15 | 3 Методы презентации учебного материала. - Итак, определимся с понятием «активные методы обучения». - Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка». . Работа в группах. Цели метода: представление нового материала, , оживление внимания обучающихся..Он применяется при работе в группах. - Итак, возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. -Итак, тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора. Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов) Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. -Запишите. Сектор 2 – этапы урока. -На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов) - (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ). Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока. Сектор 3 – виды АМО. - Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите. («Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Мозговой штурм», «Инфо-угадайка») Сектор -4. Цели применения АМО. -Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений). | Знакомство с методами на слайде (Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся) Активные методы обучения применяются на всех этапах урока. |
16 | 5. Методы релаксации. Не стоит забывать и о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. | |
17 | Активные методы релаксации позволяют сделать это, не выходя из класса. | |
18 | Рассмотрим такие методы релаксации как: ЧИТАЮ СО СЛАЙДА | |
19 | А теперь более подвижные методы релаксации Метод «Постройся по росту». Цель: встряхнуться, расслабиться, восстановить энергию. Проведение: Дети по команде учителя выходят к доске и строятся по росту. Метод активной релаксации «Земля, воздух, огонь и вода» Цель – повысить уровень энергии в классе. . Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых суставах. Выполняем | |
20 21 22 23 | 6.Методы подведения итогов. Рассмотрим некоторые методы подведения итогов урока ЧИТАЮ СО СЛАЙДА | |
Метод «Написание санквейна» На этапе обобщения знаний используем приём синквейн. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова ВОДА На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы. Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение. | ВСЕ ВМЕСТЕ СОСТАВЛЯЕМ СИНКВЕЙН к слову ВОДА Составляют самостоятельно |
ТЕПЕРЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО составьте, пожалуйста, синквейн к слову РОДИНА |
24 | Методы подведения итогов мастер-класса. Фразеологизм или пословица Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию мастер- класса: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон. | |
| Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как “Ромашка”, “Мудрый совет”, “Итоговый круг”. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. | |
| А теперь встанем в «Итоговый круг» и подведем итоги нашего мастер- класса. (По кругу пускаем «Цветик–семицветик», отрываем лепестки с вопросами по теме и отвечаем на них) | |
25 | . Заключение. В заключении хочу отметить, что уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности учащихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям учащихся, родителей, общества.. | |