СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект на тему: "Экология жилища"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект на тему: "Экология жилища"»

План-конспект урока

Класс: 8а

Тема: «Экология жилища».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: рассмотреть жилую квартиру, как незамкнутую экосистему и предложить меры по созданию экологически безопасной для человека среды обитания.

Задачи урока:

образовательная: изучение факторов окружающей среды, влияющих  на экологию жилища  и предложение рекомендаций по созданию экологически безопасной для человека среды обитания;

развивающая: развитие самостоятельности обучающихся создание условий для включения, каждого обучающегося в активную учебно-познавательную деятельность, формирование умений самостоятельно находить пути решения проблемы, формирование экологической культуры;

воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, пропаганда здорового образа жизни.

Формы работы обучающихся: индивидуальная коллективная, групповая.

Формируемые УУД: личностные, познавательные.





Планируемые результаты обучения

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Стремление к совершенствованию своих умений

Понимание и определение понятий: «Экологическая безопасность жилища», «Микроклимат помещения», «Качество внутреннего воздуха».

Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении практической работы.

Регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные: учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).





ХОД УРОКА

Этапы урока

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент.


2

Приветствие обучающихся, проверка явки обучающихся, создание доброжелательной обстановки, психологический настрой на позитивную совместную деятельность

Приветствие, настрой на работу и переход от режима отдыха к режиму урока.

2.Мотивационно-целеполагающий момент .


5

Обсуждение с обучающимися смысла афоризма «Мой дом – моя крепость».

Афоризм «Мой дом – моя крепость» принадлежит английскому правоведу Эдуарду Коку (Coke; 1552–1634). Появился он в его комментариях к той части средневекового английского права, в которой говорится о неприкосновенности жилища. С глубокой древности дом для человека был не только строением, в котором он стремился отдохнуть от трудов, укрыться от губительного холода, нестерпимого зноя или от насилия. Выражение «чувствовать себя как дома» указывает на удобство, свободу и защиту, и безопасность человека в своем доме. В современных условиях с точки зрения экологии, как науки о доме - в этой фразе на первое место по важности выходит понятие экологической безопасности.

Что же такое экологическая безопасность?

В соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принятом ГД в 1999 году, экологическая безопасность – это состояние защищенности среды жизнедеятельности человека от возможного негативного воздействия различных экологических факторов.

Учитель создает предпосылки для мотивации обучающихся, приводя примеры из повседневной жизни человека.

Итак, о каком же возможном негативном воздействии нас предупреждают?

Всемирная организация здравоохранения обращает внимание на то, что чувствовать себя в абсолютной экологической безопасности нельзя даже в собственной квартире. Экологически грязные дома - это не фантазии учёных и специалистов, а реальный факт, от которого страдает множество людей. Нередко бывает так: человек возвращается домой, и его начинают донимать головные боли, насморк, першение в горле. Стоит выйти на свежий воздух, и все недомогания как рукой снимает. А дома снова отвратительное самочувствие, а то ещё ломота в суставах или бессонница. Когда всё это происходит регулярно и ни один врач не может помочь, причину нужно искать в экологии своего жилища. В медицине сейчас даже появился новый диагноз: синдром больных зданий, а в санитарии - новая тема: экологическая безопасность жилища.

Учитель озвучивает тему урока и заостряет внимание на актуальности данной темы для общества и каждого гражданина, подводя обучающихся к возможности сформулировать цели урока.

Итак, тема нашего занятия: «Экология жилища». Тема очень актуальна как для общества (2017 год – экологии), так и для для каждого человека, так как более 70% времени мы проводим в условиях закрытых помещений, которые не всегда отвечают требованиям экологической безопасности. Так какие же факторы оказывают влияние на климат внутри помещения?

Цель нашего занятия: изучение факторов окружающей среды, влияющих на экологию жилища и выработка рекомендаций по созданию экологически безопасной для человека среды обитания.

Для достижения этой цели, нам необходимо решить в ходе занятия несколько задач:

  1. Выделить виды загрязнений жилья

  2. Определить причины(источники) загрязнений

  3. Выработать рекомендации для улучшения экологического состояния жилья

Слушают учителя, принимают участие в обсуждении,

высказывают свое мнение.

Записывают тему урока и домашнее задание в рабочую тетрадь.

Совместно с учителем участвуют в формулировании цели урока.

Слушают и обсуждают задачи, которые необходимо решить в ходе урока.

  1. Закрепление новых знаний.


5

Для определения имеющегося объема знаний по изучаемой теме, учитель проводит фронтальный экспресс-опрос:

1.Экология дома и безопасность? Как связаны эти понятия?

2. Насколько безопасны наши дома (квартиры) с точки зрения экологии?

3. Какие из экологических факторов оказывают наибольшее влияние на экологию жилья? (Солнце, воздух, вода?)

3.Может ли сам человек повлиять на экологическое состояние своего дома (квартиры)

Обучающиеся слушают учителя, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя .

Слушают учителя,

задают вопросы.

4. Контроль новых знаний.


3

Учитель обращает внимание на важность и актуальность поставленных перед обучающимися задач и мотивирует обучающихся на их решение. Учитель проводит инструктаж для выполнения обучающимися самостоятельной работы. Им предлагается видеоматериал для самостоятельного ознакомления. Решение поставленных задач должно быть отражено в рабочей тетради в виде таблицы: (Приложение №1).Учитель дает дополнительные разъяснения по ходу работы, , отвечает на вопросы обучающихся

Слушают учителя,

задают вопросы.

Слушают инструктаж по выполнению самостоятельной работы.

Приступают к самостоятельной работе по изучаемой теме.

5. Оценочно-рефлексивный момент.


13

Учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы тестового задания:

1. В жилых помещениях глаза быстро утомляются при окраске стен в цвета:

а) красные; в) голубые и зеленые;

б) темно-коричневые и черные; г) желтые и зеленые.

2.  От крупных и средних по размерам телевизоров необходимо сидеть не ближе:

а) 30 см; в) 3 м;

б) 1м; г) 5 м.

3. Аллергические реакции, бронхиальную астму, риниты, конъюнкти­виты, дерматозы у людей вызывают обычные обитатели квартир:

а) вши и моль;

б) блохи и муравьи;

в) клещи;

г) мучные жучки и кожееды.

4. Часто детские игрушки могут представлять опасность потому, что:

а) содержат ядовитые жидкости;

б) содержат растворитель - дихлорэтан;

в) из них выделяется угарный газ;

г) из них выделяются инертные газы

5.Повышенный уровень электромагнитного излучения в числе прочих негативных воздействий на человека приводит к:

а) подавленности и апатии;

б) снижению иммунитета, развитию злокачественных опухолей, забо­леваниям органов дыхания и кожи;

в) расстройству желудка;

г) гипертонии.

Учитель предлагает использовать метод взаимопроверки тестового задания и озвучивает правильные ответы тестового задания и критерии его оценки. (5 правильных ответов – «5»; 4 – «4»; 3 – «3»; 2-«2»). Учитель визуально оценивает результаты тестового задания.

Обучающиеся отвечают на вопросы тестового задания.

Используют метод взаимопроверки. Подсчитывают результаты тестового задания на основании критериев оценки. При необходимости задают вопросы.


6. Подведение итогов урока. Выставление отметок .

7

Учитель благодарит обучающихся за работу на уроке, отмечает наиболее активных обучающихся.

Учитель завершает урок вытекающими из темы урока выводами: настало время начать следить за тем, чем мы себя окружаем – от коврика для мыши до напольного покрытия. В противном случае расплата за беспечность и сомнительную экономию на материалах для ремонта не заставит себя ждать. Но сразу хочется заметить, что полностью оградить себя от токсинов в современном мире практически невозможно. Наше дело – минимизировать вредное влияние синтетической среды на наш организм и следовать рекомендациям экологов, с которыми мы сегодня познакомились.


Отвечают на вопросы учителя, предоставляют дневник для выставления оценок.

7. Информация о домашнем задании.

3

Закончить заполнять таблицу. Использовать информацию из статьи.

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание.

8. Рефлексия деятельности.

2

Организует рефлексию учебной деятельности:

Все ли успели сделать?

С чем возникли затруднения?

Понравился ли урок?

Поблагодарить учеников за работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.





Приложение 1

Заполните таблицу.


Виды загрязнений жилья

Виды загрязнений

Причины (источники) загрязнения

Рекомендации экологов











Виды загрязнениЙ жилья»

По данным экологов, домашний воздух в 4–6 раз грязнее и в 8–10 раз токсичнее уличного. При этом мы сами зачастую превращаем свою квартиру в газовую камеру.

Какие ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ, ПРИСУЩИ КВАРТИРАМ? Это:

  • Биологическое загрязнение;

  • Химическое загрязнение;

  • Физическое загрязнение;


БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ.

Данная разновидность загрязнения предусматривает собой загрязнение воздуха в квартире пылью, всевозможными бактериями, спорами плесневых грибов, вирусами и т.д.

Так, плесневые грибы начинают произрастать в помещениях с повышенной влажностью. Плесневые грибы (плесень) - это основная причина возникновения аллергии, однако их вредное воздействие на здоровье человека значительно шире: в случае чрезмерной концентрации веществ в воздухе нарушается экология квартиры, в результате происходит подавление иммунной системы.

Квартирная пыль - не менее важный аспект экологической безопасности жилого помещения. Пыль, которая находится в матрасах, мягкой мебели, коврах, оказывает негативное влияние на организм окружающих. Человек, попадая в запыленное помещение, непроизвольно контактирует с ней.

Откуда берется и чем вредна пыль? Комнатная пыль представляет собой набор аллергенов. Микроскопический клещ - главный аллерген, который относится к сапрофитам (организмам, живущим благодаря другим организмам) и вызывает аллергию, сопровождающуюся болезнью органов дыхания и отеком горла.

Для борьбы с плесневыми грибами применяют противогрибковые средства, которые препятствуют росту и развитию микрофлоры. В борьбе с комнатной пылью необходимо регулярное проведение влажных уборок, своевременное использование пылесоса, разведение комнатных растений.


ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ. Данная разновидность загрязнения предусматривает загрязнение воздушной среды жилища. Основные источники: загрязнения, которые попадают в квартиру с улицы, а также отделочные и строительные материалы; мебель, работа газовой плиты, бытовая химия, табачный дым. При таком виде загрязнения в воздух внутри квартиры выделяются химические вещества: формальдегид - содержится в смоле древесно-волокнистых плит (ДВП), древесно-стружечных плит (ДСП), мастик, фанеры и т.д.

фенол -  содержится в красках, лаках, линолеуме; радон – радиоактивный газ, его источниками являются щебень и бетон; стирол - выделяется из облицовочного пластика и теплоизоляционных материалов; аэрозоли тяжелых металлов попадают в воздух из ковровых покрытий и некоторых видов обоев; углекислый газ, двуокись серы, бензпирен – выделяются при приготовлении пищи на газовой плите; никотин, синильная кислота… и еще около 4000 вредных веществ содержатся в табачном дыме!; ПАВ (поверхностно-активные вещества) – входят в состав порошков, шампуней и других средствах бытовой химии. Эти и другие вредные вещества раздражают слизистые оболочки, поражают почки и печень, вызывают астму, провоцируют легочные заболевания и заболевания сердечно-сосудистой системы, а также онкологические заболевания. Снизить риск и угрозы для здоровья поможет сведение до минимума применения различных бытовых химикатов, а также профессиональный подход к выбору материалов для ремонта.




ФИЗИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕвоздействие на организм человека  уровня шумавибрациирадиационного фона и электромагнитных волн.

Каждый человек ежедневно подвергается массированной атаке электромагнитных излучений, возникающих при работе различной бытовой техники – смартфонов, планшетов, СВЧ-печей, пылесосов, холодильников, стиральных машин, которые образуя электромагнитное поле губительно воздействуют на весь организм. Недаром, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) назвала электромагнитное загрязнение еще одной глобальной экологической проблемой. Кроме этого, экология квартиры может быть нарушена из-за предметов, которые были куплены в качестве подарков или сувениров или привезены из других стран. Подобные предметы могут являться источниками радиации.

При оценке экологии квартиры большое значение имеют также уровень шума и вибрации. Вследствие повышения значений этих параметров может быть оказано воздействие на нервную систему и органы слуха, повышена утомляемость, появление расстройства координации движения. Снизить риск влияния электромагнитного поля может: уменьшение мощности оборудования; создание в квартире зон, свободных от бытовой техники; ремонт неисправных бытовых приборов и электрооборудования; уменьшение времени пребывания человека у источника загрязнения.

Учитывая все сказанное, можно сделать вывод о том, что экологическая безопасность жилья во многом определяет состояние нашего здоровья и качество жизни.