2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности | Актуализация знаний и постановка целей урока, необходимых для изучения нового материала. Формировать познавательные мотивы. | Проблемная миниситуация | Коллективная | Так как же составлять базы данных? Давайте разберем это на нашем уроке! | БД-совокупность данных, организованных по определенным правилам, отражающая состояние объектов и их отношений в некоторой предметной области, предназначенная для хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения Справочные службы, транспортные информационные системы, информационно-поисковые системы Иерархические, сетевые, реляционные В реляционной БД используется реляционная модель данных, основанная на представлении данных в виде таблице | 3 мин |
4. Установка познавательной задачи | Организация учащихся по принятию познавательной задачи. | Устное сообщение учителя, Индивидуальная работа у Smart доски | Фронтальная | Давайте попробуем сформулировать тему и задачи нашего сегодняшнего урока! Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 | Система управления базами данных 1. Познакомиться с системами управления базами данных (СУБД ) 2. Показать особенности работы в СУБД. 3. Отработка навыков работы в БД путём интеграции знаний и умений, полученных при изучении других предметов и решения задач с практическим содержанием. 4. Определить наличие БД в жизни. 5. Доказать необходимость составления БД 6. Показать значение информатики для других наук. | 5 мин |
5. Объяснение новых знаний | Сформировать понятия СУБД, интерфейс СУБД, объекты СУБД; создание БД | Эвристическая беседа | Фронтальная | Объяснение нового материала проходит в форме эвристической беседы с одновременным показом мультимедийной презентации на демонстрационном экране. Слайд 4 Система управления базами данных (СУБД) - программное обеспечение для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации. На блок-схеме показаны основные функции, которые выполняют СУБД. Слайд 5 Ребята как вы думайте, что такое интерфейс? На скриншоте показан интерфейс СУБД Base из пакета OpenOffice.org. А как называется СУБД, установленная на компьютерах в нашем классе, из пакета MS Office? Логотип вы видите справа на слайде. В качестве примера так же приводятся скриншоты интерфейсов 1 С: ХроноГраф Школа 3.0 ПРОФ и Электронного журнала. Слайд 6 На блок-схеме изображены основные объекты, которые используются при работе с СУБД. Ребята, вспомним в какой БД данные хранятся в таблицах. Слайд 7 На слайде показаны имена полей и тип данных соответствующий названию полей. Ребята, а что такое поле БД и запись БД, и какие данные они хранят? Слайд 8 На блок-схеме показаны этапы создания БД в СУБД. Ребята как вы думайте, что подразумевается под описанием структуры БД? (запишите в тетради эту блок-схему) Слайд 9 На слайде показаны два способа внесения информации в БД, табличный и форма для ввода данных. Где вы встречались с похожей формой для внесения информации в базу данных? Обращайте особое внимание на каких сайтах и какую информацию о себе вы вносите. Некоторые сайты длительное время хранят информацию о Вас, даже если вы ее удалили со своих страниц в социальных сетях. Слайд 10 Слайд 11 Запросы выступают в роли фильтра и извлекают нужную нам информацию из огромного количества информации в БД. Для составления запроса нужно задать условие выбора, по которому будет отсортирована нужная нам информация. Условие выбора записывается в форме логических выражений. Ребята, давайте вспомним логические операции. Слайд 15 | Работа в тетрадях Внешний вид приложения. Совокупность графических элементов (значки, кнопки, меню, полосы прокрутки, контекстное меню, кнопки управления состоянием окна, текстовые поля, флажки, переключатели), использующихся для работы с приложением. Access Реляционной БД Поле – столбец в реляционной БД, хранит одну характеристику объекта. Запись – строка в реляционной БД, хранит все характеристики объекта Задать ключевое поле, имена полей и тип данных, соответствующий каждому полю. Регистрация в электронной почте, социальных сетях, форумах, сайтах. Конъюнкция, дизъюнкция, инверсия (Зачитывают ученики + находят в учебнике) | 16 мин |
6. Первичная проверка понимания нового материала | Установить осознанность восприятия | Коллективная работа со Smart доской по цепочке | Фронтальная | (Координирует, направляет, консультирует) На слайдах приведены примеры: условий выбора; условий выбора даты; сложных условий выбора. Учащимся предлагается на основе полученных ранее знаний определить истинность или ложность высказывания в зависимости от поставленного условия выбора. Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 | Учащиеся выполняют задания, по очереди выходя к доске. | 5 мин |
7. Закрепление изученного материала | Организовать деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа (работа с учебником) Практическая работа за ПК | Работа в группах | (Координирует, направляет, консультирует) Письменно ответить на вопросы 1,2,3,4 на странице 90 учебника. При правильном выполнении дополнительных заданий №10 а, б, в, г и № 11 а, б, в, г вы получите оценку 5. | Учащиеся выполняют задания, готовят выступающих для озвучивания результатов работы, отмечают результаты на Smart доске, демонстрируют результаты работы. | 10 мин |
8. Рефлексия. Подведение итогов урока | Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся. | Объяснительно-иллюстративный (беседа) | Коллективная | Выставление отметок в журнал, дневник, электронный журнал. Прошу Вас заполнить и сдать оценочные листы. Сегодня мы выполнили колоссальную работу, «исследовали» нашу проблему! Так давайте попробуем вспомнить задачи, которые мы ставили в начале урока Слайд 2 Достигли ли мы этих задач? | Заполняют листы самооценки и оценки групповой работы (анонимно) Да, - мы разобрались с СУБД; - узнали особенности работы в СУБД; - отработали навыки работы в БД; - определили БД в обычной, повседневной жизни; - поняли необходимость составления БД; - осознали значение информатики для других наук | 4 мин |
9. Домашнее задание. | Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию | Объяснительно-иллюстративный (инструктаж) | Фронтальная | Домашнее задание дается дифференцированно в зависимости от познавательной активности учащихся. Прочитать параграф 2.6.1–2.6.4 и знать определения понятий: СУБД, таблица, запрос, форма, отчет – отметка 3; Письменно выполнить задания 23, 24 стр. 98 – отметка 4; Письменно выполнить задания 25, 26 стр. 98 – отметка 5. | Слушают и записывают задания | 1мин. |