ООО «ИНФОУРОК»
План-конспект урока
по литературе
в 6 классе
на тему «Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»
Разработал: Игонина Ирина Юрьевна
ФИО
Дальнее Константиново,2020
Результаты стажировки
1. Результаты посещения уроков– оформление одного посещенного урока в виде технологической карты.
Урок литературы в 6 классе «Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»
Технологическая карта посещения урока
В основу данного инструмента положен метод «опорных вопросов». Данный инструмент задает определенную логику анализа урока, соответственно в первой колонке обозначены вопросы, ответы на которые с нашей точки зрения позволят продвинуться в понимании технологии проектирования уроков, ориентированных на реализацию системно – деятельностного подхода.
Технологическая карта включает колонки:
- опорные вопросы,
- комментарии (предполагается, что педагоги, посетившие учебное занятие фиксируют в данной колонке свои мысли-ответы на поставленные вопросы) – анализ с позиции внешнего наблюдателя,
- примечания (здесь записываются ответы - комментарии учителя, проводящего учебное занятие) – анализ с позиции разработчика.
Мотивационно – ориентировочный этап |
Опорный вопрос к этапу урока | Общая характеристика этапа |
Каково назначение данного этапа учебного занятия? | Основная задача данного этапа - создание проблемной ситуации, противоречия между имеющимся учащимся опытом в виде ЗУНов, моделей поведения, эмоционально – ценностных отношений и недостаточностью данного опыта для эффективных действий в предлагаемой новой ситуации. Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся и происходит ориентировка в системе действий. |
Опорные вопросы к структуре и содержанию мотивационно – ориентировочного этапа | Комментарии | Примечания |
Какие приемы использовал учитель для актуализации опыта учащихся (решения предметных задач, осуществления учебной деятельности, жизненного опыта)? | Создание проблемной ситуации с помощью вопросов «Что такое добро?» «Кто для вас является добрым человеком?» «Как вы понимаете эпиграф к рассказу» | Учащиеся приводят примеры из жизни, из собственного опыта, готовятся к дальнейшей работе |
Как учитель фиксировал успешность практического действия учащихся на освоенном предметном материале? | Словесная оценка (нравственно-эстетическая) | Оценка осуществлялась с точки зрения способности учащихся ясно выражать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи, строить речевое высказывание. |
Каким образом учитель создал конструктивный конфликт «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» в уже знакомом учащимся предметном материале? | Были прослушаны два мини доклада, заранее подготовленные «сильными» учащимися, затем на интерактивной доске дети размещали фразы в 2 колонки | Данная работа способствует развитию у учащихся умения критического оценивания, развития регулятивных УУД (ориентирование в ситуации, целеполагание) |
Кем и каким образом было зафиксировано учебное затруднение, представляющее главный вопрос урока? | Зафиксировано на доске, учащиеся сформулировали главный вопрос с помощью учителя | Способствует развитию познавательных УУД (формулирование идеи, установление причинно-следственных связей) |
Операционно - исполнительский этап |
Опорный вопрос к этапу урока | Общая характеристика этапа |
Каково назначение данного этапа? | Операционно –исполнительский этап представляет собой решение поставленной на предыдущем этапе учебной проблемы, реализуется в форме совместно – распределенной учебной деятельности, предполагающей разные формы учебного сотрудничества и учебной коммуникации |
Опорные вопросы к структуре и содержанию операционно-исполнительского этапа | Комментарии | Примечания |
В какой форме была сформулирована цель учебного занятия (прогностическая модель ожидаемого результата; гипотеза, предположение и др.)? | Прогностическая модель ожидаемого результата. | Организация коммуникативного взаимодействия на основе анализа прозаического произведения |
Была ли построена и кем ориентировочная основа предстоящей учебной деятельности? | Была подобрана система задач, требующих выполнения действий, организован процесс усвоения материала с помощью обратной и то есть возможность коррекции действий. При этом любой ученик мог с первого раза безошибочно выполнить любое задание, для которого у него имеется соответствующая ориентировочная основа. | Нужно не просто «дать наводящие вопросы» или «подсказки», а задавать вопросы на прояснение компонентов ориентировочной основы деятельности. Хорошая ориентировка является мощной мотивацией учения, так как становиться ясно что, для чего и как делать |
Насколько адекватно выполняемым учебным действиям использовались на учебном занятии различные формы работы – фронтальной, парной, групповой, комбинированной и каким образом осуществлялся их выбор? | Была организована практическая работа в группах по карточкам (задания по эпизодам произведения) | Была поставлена задача показать какие проблемы поднимает автор, попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога. |
Поддерживались ли на учебном занятии ученические догадки, гипотезы и как осуществлялась их фиксация? | Да. За верные ответы, догадки, гипотезы учащимся раздавались разноцветные смайлики. Учащиеся внутри групп сами оценивали свою работу– выбирали смайлик определенного цвета. После ответа – члены других групп и учитель так же давали отличительные знаки. | На данном этапе учащиеся учатся взаимодействовать со сверстниками, так же тренируется способность к самоконтролю и самооценке. |
Соблюдалось ли в ходе данного этапа оптимальное соотношение коллективных форм учебной работы и индивидуальной деятельности? | Соблюдалось. | Считаю, что соотношение коллективных форм учебной деятельности было оптимальным. |
Выдерживалась ли в ходе учебного занятия логика, заданная в ориентировочной основе учебной деятельности? | Логика, заданная в ориентировочной основе учебной деятельности выдержана. | Логика была выдержана. |
Рефлексивно - оценочный этап |
Опорный вопрос к этапу урока | Общая характеристика этапа |
Каково назначение данного этапа? | Рефлексивно - оценочный этап обеспечивает осознание учащимися результата урока (во всех его аспектах: предметном, метапредметном и личностном), оценку степени участия каждого в решении основной задачи урока и прогноз дальнейшего движения в учебном материале |
Опорные вопросы к структуре и содержанию рефлексивно - оценочного этапа | Комментарии | Примечания |
Каким образом на учебном занятии осуществлялось выявление уровня осознания каждым учащимся степени освоенности содержания учебного материала? | Учащимся была предложена «Галерея портретов» - из цитат произведения нужно определить персонажа. Учителем задавались вопросы: Какую лексику использует автор при характеристике героев?, Почему описание мальчика и учительницы расположено в соседних абзацах?, Что это за прием? Какие нравственные проблемы поднял автор? и т.д. | Учащиеся работают с характеристиками главных героев, объясняют прием антитезы. Учащиеся оценивают усваиваемое содержание, |
Каким образом на учебном занятии осуществлялось выявление понимания учащимися смысла изученного на учебном занятии и понимания каждым степени своих личностных приращений? | Составление плана в группах «Правила жизни» (с позиции нравственности, доброты и т.д.). Заполняют карточки с выбором ответа. | Развитие личностных УУД Карточки помогают учителю скорректировать свою работу в дальнейшем. |
Каков характер домашнего задания и как осуществлялось включение учащихся в определение домашнего задания и выявление способов его выполнения? | Домашнее задание разноуровневое. Учащиеся сами выбирали уровень: Репродуктивный, творческий или проектный. | Учащиеся имеют возможность выбрать д/з по своим способностям, т.к. в классе много учащихся со сниженной мотивацией учебной деятельности. |
2. Результаты самостоятельной разработки уроков представляются в форме визитных карточек.
Структура визитной карточки 1:
Класс - 6 класс
Тема - В.Г.Распутин «Уроки французского»
Главный вопрос урока – «Отражение трудностей военного времени в рассказе»
Цель и задачи урока: способствовать формированию представления о В. Г. Распутине как современном русском писателе; познакомить с фактами из биографии писателя, с героями рассказа «Уроки французского», судьба которых зависела от трудностей послевоенного времени.
Методы и формы обучения: индивидуальная (выразительное чтение, практическая работа, рассказ).
Рефлексия: заполнение таблицы. Подчеркни нужное в правой части таблицы:
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен, полезен / бесполезен |
Домашнее задание
Структура визитной карточки 2:
Класс - 6 класс
Тема - В.Г.Распутин «Уроки французского»
Главный вопрос урока – «Душевная щедрость учительницы в рассказе «Уроки французского»
Цели и задачи урока:
-показать на примере рассказа, какое значение имеет душевная доброта, щедрость, отметить роль учительницы в жизни мальчика, показать ее душевную чуткость, раскрыть смысл названия рассказа; обучать навыкам характеристики литературного героя.
-формировать навыки анализа текста произведения; учить кратко излагать текст; развивать навыки работы с текстом.
-воспитание любви и уважения к учителям.
Форма урока: урок – размышление. Методы: словесный – слово учителя; репродуктивный – пересказ прочитанного, беседа по рассказу; частично – поисковый (нахождение эпизодов); практический (чтение текста).
План урока:
Оргмомент: мотивация учащихся к уроку (сообщение цели и темы урока).
Первичная проверка и обобщение знаний (установление осознанности усвоения учащимися нового материала).
Основная часть (анализ и осмысление изученного).
Закрепление (обобщение и систематизация изученного).
Итоги урока (анализ, оценка знаний).
Рефлексия деятельности
Цель: оценить результаты собственной деятельности.
-Назовите нравственные проблемы в рассказе, которые поднимает автор.
-Объясните следующие фразы:
«И больше я её никогда не видел» и «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они »
-Забыл Распутин учителя?
-А вы всегда помните своих учителей?
Домашнее задание
3. Разработка стартовой / итоговой проверочной работы - представляется в форме текста работы со спецификацией
Шаблон спецификации
1. Назначение стартовой диагностической проверочной работы
Стартовая работа по литературе проводится в начале учебного года с целью определения уровня готовности обучающихся к усвоению программы 6 класса. Работа охватывает содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по литературе для 5 класса.
2. Структура стартовой работы
Стартовая работа содержит 14 заданий. Из них 11 базового и 3 повышенного уровня сложности. 11 заданий с выбором ответа (ВО), 2 задания на поиск соответствий (ВС), 1 задание с кратким ответом.
Данная стартовая работа состоит из четырех частей:
Часть 1 (задания 1-5) содержит задания общего характера, не связанные с конкретным анализом того или иного текста.
Часть 2 (задания 6-8) содержит задания к фрагменту текста из фольклорного произведения.
Часть 3 (задания 9-11) нацелена на работу с целостным поэтическим текстом.
Часть 4 (задания 12-14) направлена на работу с фрагментом прозаического текста.
3. Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 40 минут (не более 1 урока).
4. Условия проведения стартовой работы, включая дополнительные материалы и оборудование строгое соблюдение инструкции по проведению стартовой работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом: задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл, остальные задания оцениваются в 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 17 баллов.
6. Распределение заданий стартовой работы по содержанию и проверяемым умениям
Таблица 1
Распределение заданий работы по темам (разделам) курса литературы
Разделы (темы) курса литературы | Число выполняемых заданий |
Общие вопросы | 4 |
Биография писателей | 1 |
Народная сказка | 3 |
Поэзия XIX-XX вв. | 3 |
Проза XIX-XX вв. | 3 |
Итого: | 14 |
Таблица 2
Распределение заданий работы по планируемым результатам
Планируемые результаты обучения (предметные, «выпускник научится») | Число выполняемых заданий |
Узнавать значимые художественные тексты, определять их авторство | 2 |
Воспроизводить теоретико-литературную и историко-литературную информацию из учебника | 1 |
Определять идею изученных произведений | 1 |
Различать жанры русской литературы (в пределах изученного) | 1 |
Выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной | 2 |
Пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы | 1 |
Интерпретировать средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение) | 2 |
Определять пафос произведения (в пределах изученного: героический, комический, трагический) | 1 |
Выявлять и интерпретировать авторскую позицию изученных произведений, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации | 1 |
Выделять элементы композиции и сюжета | 2 |
ИТОГО: | 14 |
Рекомендации по оцениванию работы
Таблица 3
Рекомендации по выставлению оценки за выполнение работы базового уровня
Максимальный балл | Оценка |
| «5» | «4» | «3» | «2» |
17 | 15-17 | 12-14 | 9-11 | Менее 9 баллов |
Приложение 1
План стартовой работы по литературе для учащихся 6 классов
№ | Контролируемый элемент содержания (КЭС) | Планируемый результат обучения (ПРО) | Тип задания | Примерное время на выполнение задания, мин. | Макс. балл за задание |
1 | Знание основных авторов и их произведений | Узнавать значимые художественные тексты, определять их авторство | ВО | 2 | 1 |
2 | Знание основных авторов и их произведений | Узнавать значимые художественные тексты, определять их авторство | ВС | 6 | 2 |
3 | Знание и понимание биографических сведений о писателях | Воспроизводить теоретико-литературную и историко-литературную информацию из учебника | ВО | 2 | 1 |
4 | Знание основных авторов и их произведений | Определять идею изученных произведений | ВС | 6 | 2 |
5 | Знание основных авторов и их произведений | Различать жанры русской литературы | ВО | 2 | 1 |
6 | Язык и композиция сказок. Значение присказок, сказочных зачинов и сказочных концовок. Образ рассказчиков в сказках. | Выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной | КО | 6 | 2 |
7 | Язык и композиция сказок. Значение присказок, сказочных зачинов и сказочных концовок. Образ рассказчиков в сказках. | Пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы | ВО | 2 | 1 |
8 | Язык и композиция сказок. Значение присказок, сказочных зачинов и сказочных концовок. Образ рассказчиков в сказках. | Выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной | ВО | 2 | 1 |
9 | Художественные особенности лирики как рода искусства. Художественные средства: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. | Находить в анализируемом тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), интерпретировать их | ВО | 2 | 1 |
10 | Особенности художественного мира лирического произведения. Понятие о лирическом герое. Морфологический строй художественного текста. | Определять пафос произведения (в пределах изученного: героический, комический, трагический) | ВО | 2 | 1 |
11 | Художественные особенности лирики как рода искусства. Художественные средства: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. | Находить в анализируемом тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), интерпретировать их | ВО | 2 | 1 |
12 | Сюжет и композиция произведения, их особенности. Литературный конфликт. Понятие о стихотворной сказке. Прозаическая и стихотворная речь. | Выявлять и интерпретировать авторскую позицию изученных произведений, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации | ВО | 2 | 1 |
13 | Сюжет и композиция произведения, их особенности. Литературный конфликт. Понятие о стихотворной сказке. Прозаическая и стихотворная речь. | Дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию | ВО | 2 | 1 |